Профессиональная установка как компонент структуры профессионального сознания студентов

«По основной мысли этой теории»,- указывал Д.Н. Узнадзе, – «существует не только психологическое отражение объективного положения вещей, но и целостноличное, а именно - установочное отражение. Следовательно, объективное положение вещей уже отражено субъектом, в свойствах установки до того, пока оно будет отражено в его восприятии, суждении, воспоминании».

Установка - бессознательное или неосознанное явление, но не неосознаваемое Бессознательное З.Фрейда - это вытесненное из сознания. Согласно теории Д.Н. Узнадзе, бессознательное – предшествующее сознательному.

Грузинскими психологами вводите также понятие первичной (фиксированной) установки и вторичной - более сложного, социально обусловленного формирования.

По мнению А.С. Прангишвили, установка включает в себя такие понятия, как потре6ность, понимаемая как «поведенческая диспозиция», «поведенчески определяемое состояние» (Толмен), «потребность как то, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде» (А.Н. Леонтьев), так как «является психологическим содержанием взаимодействия потребности и объективной ситуации, на базе которой возникает деятельность определенной направленности.

Таким образом, значение теории Д.Н. Узнадзе - в разработке ключевой проблемы психологии - проблеме детерминизма, объяснении и понимании целесообразной активности индивида. Теория установки в исследованиях грузинской научной школы Д.Н. Узнадзе относится к методологическим теориям психологии наряду с теорией деятельности. Установка или аттитюд (франц. altitude - поза) вводится в научную литературу для обозначения психологической готовности человека действовать (поступать) определенным образом в ответ на различные проявления природной или социальной среды Общим для разных авторов в понимании значения данного понятия оказывается тенденция к определенному реагированию, специфическая предрасположенность индивида или группы людей.

1.3 Научно-исследовательские подходы к классификации типов установок

А.Г. Асмолов предлагает следующие типы установок: смысловые, целевые, операциональные и психо-физиологические механизмы регуляции деятельности

В.А. Ядов выделяет обобщенные, ситуативные и проективные установки. Таким образом, основанием для классификации становится уровень осознанности

Как отдельный вид установок в соответствии со степенью стабильности и повторяемости в опыте выделяют фиксированные установки, (А.С. Прангишвили, Ш.А. Надирашвили, В.А. Ядов и др.). Частным видом фиксированных установок следует, вероятно, считать моторные установки, исследовавшиеся бихевиористами, и когнитивные (теория гештальтов).

Под мотивационной установкой Е.П. Ильин понимает трансформацию мотива в новое психологическое образование, «запланированное, но отсроченное намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода». Таким образом, мотивационная установка есть латентное состояние доминанты, готовности к удовлетворению потребности.

Иначе понимает мотивационную установку К.Т. Соколова, Для нее действие установки личности проявляется прежде всего в избирательности восприятия, своеобразной фильтрации, установки пли система установок есть именно механизм влияния на восприятие. В своих выводах Е.Т. Соколова опирается на общую теорию восприятия (Брунер, 1948), согласно которой «механизмом, опосредующим влияние мотивации на восприятие, является, по Брунеру, установка».

Содержание установки зависит от места объективного фактора, вызывающего эту установку, в структуре деятельности. В зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена установка (мотив, цель, условие деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности - уровни смысловых, целевых и операциональных установок.

Смысловая установка выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл. По происхождению смысловые установки личности производны от социальных установок. Смысловые установки содержат информационный компонент (взгляды человека на мир и образ того, к чему человек стремится), эмоционально-оценочный компонент (антипатии и симпатии по отношению к значимым объектам), поведенческий компонент (готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл). С помощью смысловых установок индивид приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды (инструментальная функция), они помогают сохранить статус-кво личности в напряженных ситуациях (функция самозащиты), способствуют самоутверждению личности (ценностно-экспрессивная функция), выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них личностные смыслы знаний, норм, ценностей (познавательная функция). В отличие от целевых и операциональных установок, изменяющихся в ходе обучения под влиянием речевых воздействий, инструкций, изменение смысловых установок всегда обусловлено изменением самой деятельности субъекта.

«Целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. В случае прерывания действия целевые установки проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия».

Операциональная установка имеет место в ходе решения задачи на основе учета условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они обнаруживаются в стереотипности мышления, конформности личности и т.п. Психофизиологические механизмы, реализующие различные операциональные установки, проявляются в общем тонусе организма, выражающем позу субъекта в целом, определенную преднастройку в сенсорной и моторной области, что предшествует развертыванию тех или иных способов осуществления действия.

«Смысловые профессиональные установка включены в профессиональное самосознание личности, являются наиболее осознанными по сравнению с другими видами установок. Они представляют собой как «верхний» уровень установочной регуляции деятельности».

В профессиональной деятельности наряду с обобщенными смысловыми установками формируются и специфические установки, обусловленные именно особенностями профессиональной деятельности. Этот тип установок является наименее изученным.

И, наконец, третий тип профессиональных установок формируется на основе индивидуально-психологических особенностей личности и тесно связан с ситуацией. Именно такие установки В.А. Ядов классифицирует как ситуативные.

Таким образом, проблема классификации установок в соответствии с непротиворечивым основанием остается одной из самых актуальных в процессе исследования. Профессиональные установки есть такое разноуровневое мотивационно-смысловое образование, проявляющееся как готовность личности воспринимать определенным образом условия деятельности и действовать в них соответствующим образом, которое пронизывает все аспекты профессиональной деятельности от профессионального самосознания до действия или поступка.

Рассматривая социально-психологические установки с точки зрения их предметно-мотивационной соотнесенности, нам представляется логичным выделить среди них область профессиональных установок и классифицировать их как собственно-смысловые, собственно профессиональные.

Глава 2. Профессиональные установки студентов как основа будущей работы.

 

2.1 Понятие «профессиональной установки»

Установка представляет собой первичное первичное по отношению к деятельности явление, но системно - деятельностный подход играет важную роль в определение понятия «профессиональной установки». Термин «профессиональная установка» впервые вводится бихевиористами, исследовавшими различную моторную активность при совершении тех или иных трудовых операций. В современной литературе понятие социально-психологических установок используется в социальной психологии труда, инженерной психологии.

Социальные установки имею следующие характерные признаки:

- представляют позицию оценочной природы;

- направлены на личностно – значимые объекты и ценности;

- сформированы в процессе социализации.

Описание социальных установок возможно на основе данного субъектом в вербальных суждениях отношения принятия-наепринятия, определяемое как осознанное установочное отношение или как глобальное отражение активации фиксированной установки в направлении к объекту.

«Установки – это эффективный способ дать окружающему миру оценку». С точки зрения Майерса при описании установок необходимо использовать 3 следующих характеристики:

- аффект (чувства);

- поведение (намерение);

- познание (мысли).

Установка – это связь, создаваемая нами между объектом его оценкой. Связь установки с оценкой отражает определенную – ценностно – ориентационную - научную парадигму в исследовании установок. В данном контексте установки выступают прежде всего как явления, представленные в сознании субъекта, но необязательно осознаваемые в момент исследования.

Согласно проведенным исследованиям В.А. Ядовым ценностные ориентации и социальные установки являются составляющими диспозиционной структуры личности. Введя понятие «актуальной социальной диспозиции личности», В.А. Ядов заложил основы динамического подхода к изучению личности, поставил вопрос о необходимости исследовать личность не обособленно, а в условиях осуществления конкретной деятельности.

Именно исследование социально – психологических установок в рамках конкретной профессиональной деятельности посвящены работы Э.С. Чугуновой и ее учеников. Исследуя особенности функционирования социально – психологических установок в профессиональной деятельности, она приходит к выводу о сложных составляющих, компонентах социально – психологических установок. В структурной деятельности применительно к профессиональной деятельности Э.С. Чугунова выделяет 6 компонентов, формирующих профессиональные установки:

1.                 Эмоциональный (сензитивный) компонент, связанный с отношением личности к профессии, обнаруживающий степень удовлетворенности специальностью, включающий разнообразную гамму чувств;

2.                 Коммуникативный компонент, который облегчает или затрудняет развитие системы деловых и межличностных связей в процессе профессионального взаимодействия;

3.                 Когнитивный компонент, являющий относительно устойчивые индивидуальные различия в особенностях познавательных процессов , что обнаруживается в индивидуально познавательных процессах в оценочных суждениях о рациональных типах работы и т.п.;

4.                 Мотивационный компонент, связанный с осознанием стимулов трудовой деятельности, соотношением внешних и внутренних факторов регуляции поведения в условиях профессиональной деятельности;

5.                 Пракситеский (поведенческий) компонент демонстрирует степень пассивно – активного отношения специалиста к профессиональным обязанностям, предрасположенность личности к реальным положительным (или отрицательным) действиям в своем микросоциуме;

6.                 Рефлексивный компонент выступает в качестве перевода одного вида активности в другой, стимулирует саморегуляцию личности и означает стремление к самопознанию, к осмыслению и оценке собственных действий, поступков. Кроме того, в процессе функционирования социально – психологических установок рефлексивный компонент отражает как реальную ситуацию, так и представление о ней (например, эталонные), а также прогнозирует собственное поведение и поведение других людей.

Разработанные 6 компонентов социально – психологических установок имеют методическое значение при разработке акет и тестов для исследования профессиональных установок.

Под социально – психологической установкой понимается предрасположенность, готовность к определенному социальному реагированию. Социальные установки не только формируются в деятельности, но и оказывают влияние на характер ее протекания.

Существуют различные социальные типы, группы людей, обладающие теми или иными социально - пихологческими установками, способствующими профессиональной успешности.

Термин «профессиональные установки» стал в последнее время достаточно устойчивым в психологической литературе (А.К. Маркова, И.А. Зимняя, Е.А. Климов и др.). Однако разные исследователи вкладывают в его понимание разное содержание: «стремление овладеть профессией, получить специальную подготовку и добиться в ней успеха, определенного социального статуса» (А.К. Марков); готовность субъекта к исполнению обязанностей, норм, предписаний к данной профессиональной роли, включающая в себя как психологическую предрасположенность (положительное отношение) к определенной профессиональной деятельности, так и профессиональную умелость для исполнения этой деятельности (К.М. Левитан); «активный выбор задач и моделирование в соответствии с ними собственного поведения» (К.М. Кондаков).

По мнению Е.В. Джавахишвили профессиональная установка представляет собой целостностное образование, которое регулирует и направляет психофизические силы личности для осуществления Своей профессиональной деятельности.

Профессиональная установка тесно связана с «образом мира» профессионала. Установки не существуют изолированно и значит их изменение обусловит возникновение других психологических проявлений. Например, нельзя изменить установку таким образом, чтобы это не привело к эмоциональным изменениям., выражающихся в переживаниях, имеющих чаще всего отрицательную модальность.

Установки не могут быть изменены, если не будет при этом меняться весь профессиональный образ мира, система смыслов, лежащих в его основе. Изменение образа мира есть одновременно и изменение образа жизни, личностного способа бытия человека в мире, который задает профессия.

Профессиональные установки можно представить, как интегральные психологические образования разной степени осознанности, выполняющие системообразующую функцию, проявляющуюся в удержании целостности психологической системы, включающей в себя профессиональную деятельность, действующую «здесь и сейчас» личность профессионала «в его продленности в объективную реальность, в единстве с той частью объективного мира, которая имеет для него значения, смысл, ценность» (В.Е. Клочко). Профессиональные установки проявляются в условиях реальной жизнедеятельности, как психологические новообразования профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональная установка - элемент мотивационной подсистемы личности. Выделение специфических профессиональных установок, формирующихся в процессе осуществления профессиональной деятельности и закрепленных в профессиональном сознании, или возникающих в сугубо профессиональных ситуациях является важной частью работы с личностью. Под профессиональными установками понимается социально – психологическая предрасположенность к восприятию, оценке и действию, которая определяет характер протекания профессиональной деятельности.

 

2.2 Взаимосвязь профессионального самоопределения и профессиональной установки студентов

Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Существуют различные варианты определения понятия "выбора профессии", однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

Выбор профессии - это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как осуществляется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.

Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметами исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой - характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности. Однако этот взгляд недооценивает активного начала личности выбирающего. В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминатой правильного выбора является профессиональный интерес, профессиональная направленность или профессиональная установка. Несомненно, этот подход более продуктивен, так как утверждает активность самого субъекта выбора профессии.

Существует еще один взгляд на подход к выбору профессии как к одному из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, и процесс профессионального самоопределения простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа "Я", определяя, в конечном счете, течение жизни. Такой подход требует учета широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии.

Кроме того, он позволяет сделать акцент на временном аспекте - на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем. В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности в других областях, например в личной жизни.

Если процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности, то формирование профессиональной установки образует основное содержание самоопределения. Соответственно очевидно, что первое необходимое условие формирования профессиональной установки состоит в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии или к отдельной ее стороне. Речь идет о возникновении субъективного отношения, а не о тех объективных связях, которые могут иметь место между человеком и профессией (в том числе ее отражение в искусстве, литературе, содержании учебного программного материала и т.п.). Зарождение субъективного отношения, разумеется, определяется сложившимися объективными отношениями. Однако последние могут не приобрести личностной значимости либо вызвать избирательно-отрицательное отношение к отдельным сторонам деятельности.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты