Проблема суицида среди подростков

8. Предложить конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.

Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с вами случилось за последнее время? Когда вы почувствовали себя хуже? Что произошло в вашей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет.

Отчаявшегося человека необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если человек все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, вы очень расстроены», — или: «По моему мнению, вы сейчас заплачете». Имеет смысл также сказать: «Вы все-таки взволнованы. Может, если вы поделитесь своими проблемами со мной, я постараюсь понять вас».

Актуальная психотравмирующая ситуация может возникнуть из-за распада взаимоотношений с родителями или любимым человеком. Человек может страдать от неразрешившегося горя или какой-либо соматической болезни. Поэтому следует принимать во внимание все его чувства и беды.

Если кризисная ситуация и эмоции выражены, то далее следует выяснение, как человек разрешал сходные ситуации в прошлом. Это называется «оценкой средств, имеющихся для решения проблемы». Она включает выслушивание описания предыдущего опыта в аналогичной ситуации. Для инициирования можно задать вопрос: «Не было ли у вас раньше сходных переживаний?» Существует уникальная возможность совместно раскрыть способы, которыми человек справлялся с кризисом в прошлом. Они могут быть полезны для разрешения и настоящего конфликта.

Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для человека. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?

9. Вселить надежду. Работа со склонными к саморазрушению депрессивными подростками является серьезной и ответственной. Психотерапевты давно пришли к выводу, что очень ценным является сосредоточение на том, что они говорят или чувствуют. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый тревогой подросток может прийти к мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Но теперь, когда ясны мои затруднения, я вижу, что, быть может, еще есть какая-то надежда».

Надежда помогает ребенку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве. Потерю надежд на достойное будущее отражают записки, оставленные самоубийцами. Саморазрушение происходит, если подростки утрачивают последние капли оптимизма, а их близкие каким-то образом подтверждают тщетность надежд. Кто-то по этому поводу остроумно заметил: «Мы смеемся над людьми, которые надеются, и отправляем в больницы тех, кто утратил надежду». Как бы то ни было, надежда должна исходить из реальности. Не имеет смысла говорить: «Не волнуйся, все будет хорошо», когда все хорошо быть не может. Надежда не может строиться на пустых утешениях. Надежда возникает не из оторванных от реальности фантазий, а из существующей способности желать и достигать. Умерший любимый человек не может возвратиться, как ни надейся и ни молись. Но его близкие могут открыть для себя новое понимание жизни. Надежды должны быть обоснованны: когда корабль разбивается о камни, есть различия между надеждой «доплыть до ближайшего берега или достичь противоположного берега океана». Когда подростки полностью теряют надежду на достойное будущее, они нуждаются в поддерживающем совете, в предложении какой-то альтернативы. «Как бы вы могли изменить ситуацию?», «Какому вмешательству извне вы могли бы противостоять?», «К кому вы могли бы обратиться за помощью?» Поскольку суицидальные лица страдают от внутреннего эмоционального дискомфорта, все окружающее кажется им мрачным. Но им важно открыть, что не имеет смысла застревать на одном полюсе эмоций.

Человек может любить, не отрицая, что иногда испытывает откровенную ненависть; смысл жизни не исчезает, даже если она приносит душевную боль. Тьма и свет, радости и печали, счастье и страдание являются неразделимо переплетенными нитями в ткани человеческого существования. Таким образом, основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности человека, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство не бесповоротно.

10. Оценить степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.

11. Не оставлять человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.

Для того чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт — попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным.

12. Обратиться за помощью к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают, склонны к излишней эмоциональности.

Для испытывающих суицидальные тенденции возможным помощником может оказаться священник. Многие священнослужители являются превосходными консультантами — понимающими, чуткими и достойными доверия.

Надежным источником помощи являются семейные врачи. Они обычно хорошо информированы, могут правильно оценить серьезность ситуации и направить человека к знающему специалисту. Вначале же, пока пациент не получил квалифицированной помощи, семейный врач может назначить ему препараты для снижения интенсивности депрессивных переживаний.

Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. В противоположность общепринятому мнению психиатрическая помощь не является роскошью богатых. В настоящее время существуют как частные, так и государственные учреждения, финансируемые из национальных или региональных фондов, которые предоставляют различные виды помощи за низкую цену. Благодаря своим знаниям, умениям и психотерапевтическому влиянию эти специалисты обладают уникальными способностями понимать сокровенные чувства, потребности и ожидания человека.

Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свое страдание и тревоги. Если депрессивный человек не склонен к сотрудничеству и не ищет помощи специалистов, то еще одним методом лечения является семейная терапия. В этом случае об отчаявшемся не говорят «пациент». Все члены семьи получают поддержку, высказывают свои намерения и огорчения, конструктивно вырабатывая более комфортный стиль совместной жизни. Наряду с конструктивным снятием эмоционального дискомфорта при семейной терапии могут быть произведены персональные изменения в окружении.

Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как больному, так и семье. Тем не менее, больницы, конечно, не являются панацеей. Самоубийство может быть совершено, если больному разрешат навестить домашних, вскоре после выписки из больницы или непосредственно во время лечения. Исследования показали, что существенным является то, как суициденты воспринимают ситуацию интернирования. Не рассматривают ли они больницу как «тюрьму», в которую заточены? Установлено, что те, кто негативно относится к лечению в психиатрическом стационаре, обладают наивысшим суицидальным риском при поступлении и выписке из больницы.

Кроме того, известно, что наиболее склонные подростки к саморазрушению относятся к своему кризису очень личностно, а не как к какому-то расплывчатому состоянию. Они реагируют на актуальные проблемы яростными, гневными поступками, направленными на значимых людей, а потом в качестве расплаты переносят неистовство на себя. Из-за длительных неудач в налаживании контактов они смотрят на семьи, как на негативных «других». После выписки из больницы, имеющие высокий суицидальный риск очень плохо приспосабливаются к жизни в окружении. Некоторые из них в дальнейшем кончают с собой, другие повторяют суицидальные попытки, в результате чего вновь попадают в больницу.

13. Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация и миновала, то специалисты или семьи не могут позволить себе расслабиться. Самое худшее может не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической активности больного. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. И, действительно, половина суицидентов совершает самоубийство не позже, чем через три месяца после начала психологического кризиса.

Иногда в суматохе жизни окружающие забывают о лицах, совершивших суицидальные попытки. По иронии судьбы к ним многие относятся, как к  неудачникам. Часто они сталкиваются с двойным презрением: с одной стороны, они «ненормальные», так как хотят умереть, а с другой — они столь «некомпетентны», что и этого не могут сделать качественно. Они испытывают большие трудности в поисках принятия и сочувствия семьи и общества.

Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко разрешаются полностью, даже когда кажется, что худшее позади. Поэтому никогда не следует обещать полной конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что необходимо соблюдать полное молчание. Как правило, подавая сигналы возможного самоубийства, отчаявшийся человек просит о помощи. И, несомненно, ситуация не разрешится до тех пор, пока суицидальный человек не адаптируется в жизни.

4.Схема обследования суицидальных подростков

1.     Паспортные данные: Ф.И.О. пациента, Пол, Год рождения, возраст

2.     № истории болезни

3.     С кем проживает

4.     Адрес с указанием района

5.     Место работы (учебы), занимаемая должность

6.     Анамнестические данные

7.     Наличие психических заболеваний у родственников (каких, у кого)

8.     Наличае алкоголизма у родственников

9.     Суициды и суицидальные попытки у родственников (у кого , возраст)

10. Наследственная отягощенностть (конкретно у кого, характер отягощенности, по какой линии)

11. Состав семьи (полная, неполная, другие варианты)

12. Социальное положение родителей

13. Личностные качества родителей:
- мать: любящая, отвергающая, доминирующая, стеничная, агрессивная, подчиняющаяся, пассивная
- отец: любящий, отвергающий, доминирующий, стеничный, агрессивный, подчиняющийся, пассивный

14. Лидерство в семье

15. Конфликт в семье: есть, нет. Характер конфликта.

16. Положение пациента в семье (наличие братьев, сестер, их возраст, отношения с ними)

17. Неправильные формы семейного воспитания - отсутствовали, потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение и (или) жестокое обращение, гипропротекция, повышенная моральная ответственность, неустойчивость стиля воспитания (сочетание различных форм)

18. Виды наказаний в семье

19. Мотивация при обучении в школе

20. Успеваемость

21. Положение в классе

22. Участие в неформальных группировках (конкретно в каких)

23. Правонарушения: были или нет, какие конкретно

24. Привычные интоксикации: курение, алкоголь, наркотики - частота употребления, мотив употребления.

25. Сексуальная жизнь.

26. Характерологические особенности личности:
а) конформные, астенические, психоастенические, шизоидные, возбудимые или эпелептоидные, истерические, неустойчивые, типа эмоционально тупых, мозаичные, иные
б) гипертимные, дистимные, циклоидные, возбудимые, эмотивные, демонстративные, тревожные, застревающие, педантичные, экзальтированные

27. Выраженность характерологических особенностей личности:
в пределах нормы, акцентуированные, психопатические.

28. Характеристики суицидного поведения.

29. Травмы, несчастные случаи в прошлом: были, не было, когда , какие.

30. Непроизвольные самоповреждения.

31. Сновидения.
- с символикой смерти: да нет, возраст.
- с элементами аутоагрессии: да нет, возраст, какие.
- со сценами нападения, убийства: да нет, возраст.
- повторяющиеся сновидения: да нет, содержание, эмоциональное отношение к содержанию сновидений.

32. Страх смерти: да нет, обоснованный или нет, возраст.

33. Интерес к смерти, убийствам, самоубийствам, похоронам, возраст.

34. Фантазирование на тему собственной смерти: возраст, содержание.

35. Отсутствие интереса к жизни: возраст.

36. Желание собственной смерти: возраст.

37. Планирование последствий суицида: да нет, конкретно, когда, содержание.

38. Борьба мотивов.

39. Моральные рассуждения: самоосуждение, самооправдание.

40. Непосредственный повод (провоцирующий фактор).

41. Записки: да нет, содержание.

42. Характеристики постсуицидального периода.

43. Отношение к суицидальной попытке.



IV. Заключение

   Самоубийство – Это результат  социально  –  психологической  дезадаптации

личности  в  условиях   современного   общества.   Психологические   кризисы

возникают в результате интимных,  семейно-личных,  социальных  и  творческих

конфликтов.

   Доминирует, как правило, одна причина. Но ее стимулирует целый комплекс

обстоятельств, во время которых и созревает столь  страшная  мысль.  Толкает

на самоубийство, прежде всего безысходность.

   Исследования показывают. Что большинство предсмертных записок не отражает истиной причины  самоубийства.  Как  правило,  человек  указывает  последнее звено  своего  психологического  состояния.   Часто   сообщаются   последние события, конфликты, мелочные обиды, последние слова. За  всем  этим  кроется истинная, глубокая причина, которая не  сообщается  и  восстановить  которую бывает очень сложно.

   Статистика свидетельствует, что самоубийства среди подростков  имеют

тенденцию к увеличению. Это тревожно. Вообще, переход  из  мира  детства  во

взрослый мир – сложнейший этап. Подростку его новый  социальный  статус  еще

не  понятен.  И  здесь,  как  никогда,  могут  помочь  родители.  Статистика

говорит, что в регионах, где традиционно прочны  связи  между  родителями  и

детьми, где почитается  родительский  дом,  очаг  –  количество  самоубийств

значительно ниже. Но  там,  где  родительский  канал  прерывается,  передача

социальных  навыков  между  поколениями  затруднена,   главенствующая   роль

родителей потеряна, там часто проявляются различные  социальные  отклонения.

Парень выходит из дому – для него  любой  приятель  становится  авторитетнее

папы-профессора. Потому что мальчик считает, что тот не может,  не  понимает

новое поколение, не мыслит его категориями, и плюс ко всему плохо  относится

к неформалам. Вот такая искаженная психология. Начинаются  частые  уходы  из

дома, побеги и даже бродяжничество. А под всем этим  нередко  скрывается  не

что  иное,  как  замаскированная  депрессия.  Конфликт  разрастается,  а   у

подростков очень своеобразная форма на все реагировать протест  и  агрессия.

Все эти явления  составляют  целый  букет  социальных  отклонений.  Сюда  же

включается  и  грубость  и  непослушание.  А  кульминацией  может  стать   и

самоубийство.

   Таим образом, подводя итог анализа самоубийства, можно выделить следующие

факторы риска:

Ø     Врожденная и (или)  возникшая  после  сильного  стресса  склонность  к

      самоубийству.

Ø     Проблемы в личной жизни.

Ø     Сильная травма, в том числе и психическая.

Ø     Социальное неблагополучие: бедность, безработица и т.д.

Ø     Рецидив древней болезни.

Ø     Потеря близких, одиночество, острые конфликты.

Ø     Экономические  проблемы,  шантаж,  сексуальные  домогательства,  череда

      драматических событий.

Ø     Психическая болезнь.

Ø     Алкоголь и наркотики.

Ø     Соматические заболевания, сильные боли.

   А также сдерживающие факторы:

·        Неприятие  суицида,  обусловленное  наследственностью,  воспитанием  и опытом.

·        Персональные качества: глубокое осознание ценности жизни, уверенность в собственных силах, жизненные достижения, способность обратиться  за  помощью в трудный момент,  способность  принять  чужой  совет  в  ситуации  жесткого выбора, открытость опыту  и  чувствам  других  людей,  готовность  усваивать новые знания,  коммуникативность.

·        Модель родительской семьи: эмоциональная родительская любовь, теплые  и доверительные отношения между родственниками, взаимная поддержка.

·        Социокультурные факторы: принятие специфических национальных традиций и ценностей,  хорошие  отношения  с  друзьями, работодателями   и   соседями,

·        поддержка окружающих,  отсутствие  друзей-наркоманов, спорт,  религию,  различные  непрофиссиональные  организации, осознание цели собственной жизни.

·        Качество жизни: хорошая  еда,  хороший  сон,  много  света,  физические нагрузки, нет наркотикам и курению.

   Суицидогенные  факторы  современного  социума   столь   многочисленны   и

разнообразны,  что  их  невозможно  преодолеть  лишь  усилиями  кризисных  и

превентивных служб, деятельностью только специалистов по социальной  работе.

Следовательно, задача заключается в том,  чтобы  ограничить  распространение

самоубийств, научиться  предупреждать  их.  Задача  эта  сложная,  требующая

разработки масштабных социальных программ, так  как  для  ее  решения  нужно

добиться кардинальных позиций сдвигов в общественных сдвигов в  общественных отношениях – и на микро- , и на макросоциальных уровнях.

   Высшие образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой  специалистов по социально-психологической работе, должны ввести не  просто  специализации “Социально-психологическая  работа  с  группами  риска”,  но  и  “Социально-психологическая работа с суицидентами и их окружением”. Это связано  с  тем, что, во-первых, не все  самоубийцы  являются  “лицами  с  патологией”,   во-вторых, тех знаний, которые даются по работе в экстремальной ситуации или  с группами риска, не хватает для адекватной помощи суицидентами, в-третьих,  в связи с ростом уровня самоубийств.

   Наиболее  актуальным   направлением   является   организация   социально-

психологической работы по профилактике самоубийств,  так  как  это  сохранит

человеческую жизнь, не принесет страданий близким и окружающим и ,  наконец,

сэкономит средства, “высвободив”  их   на  другие  нужды.  Любовь  к  жизни,

умение преодолевать  возникающие  трудности  необходимо  нормировать  уже  с

детских лет., например, через мультфильмы,  сказки,  детскую  художественную

литературу и др. Специфика организации  социально-психологической  работы  с

лицами,  склонными  к  суициду,  заключается   в   проведении   мероприятий,

способствующих изменению их социальной изоляции  и  уменьшению  суицидальных

тенденций.

   Во-первых,   это   устранение   отрицательных   факторов   внутрисемейных

отношений. Во-вторых, это оптимизация межличностных  отношений,  подключение к оказанию помощи суицидентам различных учреждений, “обществ по  интересам”, соседей. Но главные усилия должны быть направлены на выяснение и  ликвидацию конфликтной ситуации, которая привела к  суициду.  Кроме  этих  мероприятий, необходимо оказать суициденту  необходимой социальной помощи  (материальной, социально-бытовой,  социально-психологической).  Также  необходимо   оказать социально-психологическую помощь близким и родственникам суицидента.

   Таким образом, организация социально- психологической работы по борьбе  с

самоубийством идет по двум основным направлениям:

     - профилактика самоубийств;

     - реабилитация и адаптация суицидентов и их окружения.

   В свою очередь, эти направления на более “мелкие”, такие как: организация

мероприятий  по  борьбе  с  группами  риска,  пропаганда  психологических  и

правовых знаний, в том числе и  введение  в  школах  спецкурса  “Преодоление

трудностей” проведение  суицидологических  исследований,  взаимодействие  со

средствами массовой информации, органами власти с  различным национальными

и международными организациями и др.

























Список используемой литературы:

1.«Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста».  Санкт-Петербург 1999 год.

2.«Профилактика суицидального поведения». Л. И. Адамова.

3.«О мерах профилактики суицида среди детей и подростков». Письмо Минобразования России от 26. 01. 2000г.

4.«Суицид. Общие теории и предотвращение». Alan L  (перевод Брежнева).

5.«Ранняя диагностики терапия депрессий – важнейшие факторы профилактики суицидов у подростков» М. Г. Усов.

Интернет ресурсы.




[1] Парасуицид – несмертельное умышленное самоповреждение, которое нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий.  Парасуицид объединяет весь класс несмертельных суицидальных действий с низкой суицидальной вероятностью.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты