Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте
p>Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды.

Как считает В.Э.Чудновский, старшеклассник, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: “А что я значу в этом мире?”, “Какое место я занимаю в нем?”, “ Каковы мои возможности?”, “Какой я?”. Он ищет четкие, определенные ответы и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Максимализм характерен не только для подросткового возраста, но и для юношеского.[2;295]

Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением знаний, но и громадным расширением умственного кругозора юноши, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы.

Потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл,- одна из важнейших потребностей личности. И в юности, когда человек становится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро.[4;208-209]

6.Самоопределение.

В раннем юношеском возрасте в рамках становления нового уровня  самосознания   происходит   становление   относительно   устойчивого представления  о  себе,  Я-концепции.   К  16-17  годам   возникает   особое личностное   новообразование,   которое   в    психологической    литературе обозначается термином  “самоопределение”.

Старший школьник находится  на  пороге  вступления  в самостоятельную трудовую жизнь.  Перед ним  встают   фундаментальные  задачи  социального  и личностного самоопределения.  Юношу и девушку должны волновать  многие серьезные вопросы:  как найти свое место в жизни,  выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями,  в  чем  смысл  жизни, как стать настоящим человеком и многие другие. [2;297]

Психологи, изучающие вопросы формирования  личности  на  данном  этапе онтогенеза [19;9]  связывают   переход  от подросткового к юношескому возрасту  с  резкой  сменой  внутренней  позиции, заключающейся в  том,  что  устремленность  в  будущее  становится  основной направленностью  личности   и   проблема   выбора   профессии,   дальнейшего жизненного   пути   находится   в   центре   внимания   интересов,    планов старшеклассников.

Юноша  (девушка)  стремится  занять   внутреннюю   позицию   взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя  в  мире, т.е. понять себя и свои возможности  наряду  с  пониманием  своего  места  и назначения в жизни.

Практически стало общепринятым рассматривать личностное  самоопределение  как  основное  психологическое новообразование   раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении  заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников,  в  требованиях  к  каждому  из  них.    Это   во   многом характеризует   социальную   ситуацию   развития,   в   которой   происходит формирование личности в этот период.

  По К.А.Абульхановой-Славской, самоопределение – это осознание   личностью  своей позиции,   которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений  (к коллективному  субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности. [20,155]

  В период юности человеку необходимо создать свой жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное самоопределение). В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает ограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях по сведениям, полученным от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Кроме того, нужно, прежде всего, оценить свои объективные возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности. Сейчас одним из наиболее важных факторов при выборе профессии становится материальный – возможность много зарабатывать в будущем.

То, насколько престижной окажется выбранная профессия или вуз, в который старшеклассник собирается поступать, зависит от его уровня притязаний.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Эта новая позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. И.В.Дубровина  вносит  уточнение  в   проблему   самоопределения   как центрального момента в раннем юношеском  возрасте.   Результаты  проведенных исследований. [7;24] Позволяют утверждать, что основным  психологическим новообразование   раннего  юношеского   возраста   следует считать не самоопределение как таковое (личностное,   профессиональное,   шире   - жизненное),  а  психологическую  готовность   к   самоопределению,   которая предполагает:   а)  сформированность  на  высоком   уровне   психологических структур,  прежде   всего   самосознания;    б) развитость потребностей, обеспечивающих  содержательную  наполненность   личности,   среди   которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные  ориентации  и временные перспективы;   в)  становление  предпосылок  индивидуальности  как результат  развития  и  осознания  своих  способностей  и  интересов  каждым старшеклассников. [21;29] Вместе с тем психологическая готовность  войти  во взрослую жизнь и занять в  ней  достойное  человека  место  предполагает  не завершенные в своем формировании психологические структуры  и  качества,   а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что  у  старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы,  обеспечивающие  ему возможность (психологическую готовность)  непрерывного  роста  его  личности сейчас и в будущем.

   Самоопределение связано с новым восприятием времени – соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. В детстве время осознанно не воспринималось и не переживалось, теперь осознается временная перспектива; ”Я” охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее. Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благотворных условиях развития старшеклассник стремится в будущие не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет ещё лучше.

Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразия вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в юности становится более устойчивым. [2;298]

Для понимания  проблемы  личностного  самоопределения  следует отметить чрезвычайно   существенное  положение:  уровень  личности   -   это уровень  ценностно-смысловой  детерминации,  уровень  существования  в  мире смыслов  и  ценностей.   Как  указывают  Б.В.Зейгарник  и  Б.С.Братусь,  для личности     “основная   плоскость   движения    -    нравственно-ценностная.[15,122] Подчеркнем  еще  несколько  положений  этих  авторов   (см.  также Б.С.Братусь,  П.И.Сидоров), которые близки к пониманию  этих  проблемМ.Р.Гинзбургом и позволяют лучше понять его подход е самоопределению.  Итак,   первый  момент  -  это,  что  существование  в   мире   смыслов   есть существование  на  собственно  личностном  уровне   (на  это   указывал  еще Л.С.Выготский); область смыслов и ценностей есть та  область,  в  которой  и происходит взаимодействие личности  и  общества;  ценности  и  смыслы  есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия.   Второй  момент - ведущая роль ценностей для формирования личности. Исповедание ценностей  закрепляет единство  и  самотождество  личности,  надолго   определяя   собой,   главные характеристики личности, ее стержень, ее  мораль,  ее  нравственность. Ценность  обретается  личностью,  поскольку   “  ...  иного  способа обращаться  с  ценностью,  кроме  ее  целостно-личностного переживания,  не существует.[15,16] Таким  образом,  обретение  ценности  есть  обретение личностью самой себя.  И третий  -  выделяемые Б.В.Зейгарник и  Б.С.Братусем функции смысловых образовании:  создание эталона, образа будущего  и  оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны.

Ценностные ориентации   -  это элементы  структуры  личности,  которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. Система   ценностных    ориентаций    выступает    “свернутой”    программой жизнедеятельности и служит основанием  для  реализации  определенной  модели личности. Той сферой, где социальное переходит  в  личностное  и  личностное становится социальным, где происходит обмен  индивидуальными  ценностно- мировоззренческими различиями является общение. Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности  и  общества,  личности  и  культуры.  

Представление  о  собственном   будущем   связано   с ценностями.  Ценности,  будучи  по  своей  природе  социально-историческими, являются  средством  приобщения  индивида  к  роду   (родовым  человеческим способностям), тем самым, позволяя  преодолеть  конечность   (временность) человеческого существования.  Ценности, в  свою  очередь,  тесно  связаны  с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основание развития личности, и его результатом.[16;122-124]

Самоопределение  связано  с  ценностями,  с потребностью формирования смысловой системы,  в  которой  центральное  место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее. Теперь мы  можем сформулировать эти связи более  конкретно.  Определение   человеком  себя  в обществе  как  личности  есть  определение  себя  (самоопределение,  занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и  тем  самым - определение смысла своего существования. Определение  себя  как  личности - личностное самоопределение - имеет ценностно-смысловую  природу.  Ценности же задают ориентацию на будущее. Такое  понимание  личностного  самоопределения  согласуется с  предлагаемым М.М.Шибаевой  пониманием  “самоопределения  личности  в  культуре”.   Так, М.М.Шибаева  отмечает   “...важность  процесса  самоопределения  личности  в культуре с  целью  выделения  и  обоснования  для  себя  ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции, а также выбора  способов  и  форм ее реализации”.[22,93]

Сам факт обобщенного  характера  юношеских  устремлений,  их  связь  с судьбами общества и человечества  в  целом   отмечались  исследователями

неоднократно. Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования в частности - заинтересованность “последними вопросами” (Ф.М.Достоевский) является существенной характеристикой формирующегося самоопределения.  Помимо того, что  эти проблемы волнуют юношей и девушек, они еще широко ими обсуждаются -  со сверстниками и теми взрослыми, которых они  считают  заслуживающими их доверия. Наличие интереса к смыслу жизни и его  активное обсуждение, по мнению  М.Р.Гинзбурга,   свидетельствует   об   активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие - об его искажении.[23;15-18]

  7. Поиск смысла жизни.

В  поисках  смысла  своего  существования,  в  наиболее  общей   форме проявляется ценностно-смысловая   природа   личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения  и  потому не  может  быть  обойдена,  когда  мы  имеем  дело  с  процессом  взросления личности, становлением  человеческого “я”. Виктор  Франкл  рассматривает стремление  к  поиску  и  реализации  человеком  смысла  своей   жизни   как врожденную  мотивационную  тенденцию,  присущую  всем  людям  и  являющуюся основным  двигателем поведения    и    развития взрослого  человека. [16;129] Потребность  в  смысле  жизни,  считает  К.Обуховский,  образует  тот “узел”, который позволяет человеку, во-первых, интегрировать  многочисленные требования, идущие из разных сфер его жизнедеятельности, строя жизнь не  как последовательность  разрозненных  случайностей,  а  как  целостный  процесс, имеющий  цели   и   преемственность,   и,   во-вторых,   помогает   человеку интегрировать все его способности, максимально их  мобилизовать, следуя  тем задачам, которые ставятся им в соответствии с  выработанной  Я-концепцией  и концепцией жизни.[24;156]

Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего  мира  сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального  мира,  в котором  этой личности  предстоит  жить.   Юношеская  рефлексия  есть,  с  одной  стороны, осознание  собственного  “я”   (“Кто   я?”,   “Какой   я?”   “Каковы   мои способности?”, “За что я могу  себя  уважать?”),  а  с  другой  -  осознание своего положения в мире  (“Каков мой жизненный идеал?”, «Кто мои  друзья  и враги?”, “Кем я хочу стать?”, “Что я  должен  сделать,  чтобы  и  я  сам,  и окружающий мир стали лучше?”).  Первые, обращенные к  себе  вопросы  ставит, не   всегда   сознавая   это,   уже   подросток.    Вторые,   более   общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша,  у  которого самоанализ  становится элементом социально-нравственного самоопределения.[2;299]

Таким образом, в ходе становления Я-концепции, нового уровня самосознания, идентичности, выработки мировоззрения и самоопределения юноша (девушка) приходит к вопросу смысла жизни.

Трудность заключается в том, что ранняя юность,  создавая  внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться  для  чего он живет, не дает средств, достаточных для  ее  решения.   Хорошо  известно, что  проблема  смысла  жизни  не  только  мировоззренческая,  но  и   вполне практическая.[25;178]Ответ на нее содержится как внутри  человека,  так  и  вне его - в мире, где  раскрываются  его способности, в его  деятельности,  в чувстве социальной ответственности. А  ведь  это  как  раз  и  образует  тот дефицит,  который  подчас  весьма  болезненно  ощущается  в  юности.   Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен  на  то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления,  что  создает  реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода  в  себя,  особенно  у  юношей  с чертами невротизма или предрасположенного к нему  в  связи  с  особенностями предшествующего развития   (низкое   самоуважение,   плохие   человеческие контакты).

Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.


 2 Смысл жизни

2.1 Понятие смысла жизни

Постараемся, прежде всего, вдуматься, что это означает «найти смысл жизни», точнее, чего мы собственно ищем, какой смысл мы вкладываем в самое понятие «смысла жизни» и при каких условиях мы почитали бы его осуществленным?

Понятие смысла пришло в психологию из донаучных попыток объяснения человеческого поведения, основывающихся на здравом смысле и представлениях обыденного сознания. Сущность такой формы объяснения, оставшейся единственной на протяжении многих веков,  “... заключается в том, что действия и психологические феномены наделялись смыслом благодаря установлению их связи с намерением. Выявить связь чего-либо с преследуемой субъектом целью, с содержанием мысли или с намерением – значит раскрыть его смысл, значит обеспечить определенное понимание ... наиболее примитивное и наиболее фундаментальное”.

Однако, вопрос, в чем состоит смысл жизни, не входит в компетенцию психологии. В сферу интересов психологии личности входит вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. Смысл жизни – это психологическая реальность независимо от того, в чем конкретно человек видит этот смысл. В психологии смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности. [26;227]

 Первой системой научной психологии, обратившейся к понятию смысла для объяснения поведенческих проявлений человека, закономерно стал психоанализ. Направленность на раскрытие смысла поступков и непроизвольных реакций человека является главной характеристикой психоаналитического подхода, как с точки зрения представителей самого этого подхода, так и с точки зрения  “внешних критиков” этого течения.. В работах Фрейда впервые встречается  понятие смысла, включенное в ряд объяснительных понятий научной психологии. Фрейд разработал таксономию смыслов личностных отношений. Обратимся к содержанию, которое вкладывал Фрейд в понятие смысла в своих ранних работах. В специальном исследовании, посвященном анализу понятия смысла в работах Фрейда, Р.Шоп выделяет четыре несовпадающих трактовки смысла в различных контекстах. В первом понимании смысл сновидения или смысл символа – это мыслительный процесс, психическое содержание, которое данным сновидением или символом замещается. Второе понимание отождествляет смысл с целью или намерением данного психического акта. Третье понимание отличается от второго добавлением указания на значимость этого акта. И, наконец, четвертое понимание отождествляет смысл действия с лежащими за ним скрытыми мотивами. Как правило, эти мотивы не осознаются, однако не всегда. Сам Фрейд утверждает, однако, что смысл симптомов содержится именно в бессознательных процессах, осознание которых приводит к исчезновению симптома. Фрейд обладал цельным представлением о смысле, однако это понятие, заимствованное из обыденного языка, еще не стало у Фрейда полноправным научным термином и не получило однозначной дефиниции. Высказывания его отражают, скорее, различные грани, которыми поворачивается описываемое явление (смысл) в тех или иных контекстахФрейд полагал, что "только религия берется отвечать на вопрос о смысле жизни. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что идея смысла жизни возникает вместе с религиозными системами и рушится вместе с ними".

  Первое альтернативное по отношению к фрейдовскому развернутое понимание смысла сформулировано в поздних (1929 – 1934) работах одного из основных оппонентов Фрейда – Альфреда Адлера, которые во многом близки современному экзистенциально-гуманистическому направлению в психологии. Адлер характеризует свою систему индивидуальной психологии как учение о смысле человеческих действий и экспрессивных проявлений, движений, о смысле, который индивиды придают миру и самим себе, хотя полностью к этим смыслам предмет изучения индивидуальной психологии не сводится. Так если Фрейд и его прямые последователи искали истоки смысла в прошлой истории жизни личности, в ее аффективных переживаниях и желаниях, то Адлер связывает поведенческие смыслы со смыслом всей жизни личности, с ее жизненным стилем, жизненным планом, с вопросом «Зачем?», поставленным по отношению к анализируемым поступкам, в противоположность фрейдовскому вопросу «Почему?». Именно индивидуальный смысл жизни, понимание которого служит, по Адлеру, ключом к пониманию всей личности в целом, выступает у него как одно из центральных объяснительных понятий. Смысл жизни первичен по отношению к смыслам отдельных действий. Факт жизни человека на Земле в конкретных условиях существования порождает проблему труда и профессионального самоопределения; факт жизни человека в обществе порождает проблему межличностных отношений, кооперации и дружбы; факт существования двух полов порождает проблему отношений между ними, любви и брака. Адлер признает, что никто не может похвастаться обладанием истинным, абсолютным смыслом жизни: смыслов столько же, сколько людей, и ни один смысл жизни, сколько-нибудь выполняющий свою интегрирующую функцию, не может быть назван ложным. Вместе с тем он выделяет психологический критерий «истинности» смысла: истинные смыслы могут разделяться и приниматься для себя другими людьми. Итак, согласно представлениям Адлера, именно смысл жизни – правильный или ложный – находит отражение во всех поведенческих проявлениях, установках, психических процессах и чертах характера индивида и является источником их смысла.  Адлер идет дальше Фрейда еще в одном отношении. Для него смыслом обладают не только человеческие действия и переживания, но и явления внешнего мира. Адлер определяет смысл жизни как психологическую структуру, характеризующуюся объективной направленностью жизни, которая складывается у каждого человека к 3-5 годам без участия сознания и задает общую направленность дальнейшей жизни человека, его жизненные цели и жизненный стиль. Таким образом, в работах Адлера представлен другой подход к проблеме смысла, существенно отличающийся от психоаналитического.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты