Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте
p>Представление  подростка  или  юноши  о  себе  всегда  соотносится   с групповым образом “мы”  -  типичного сверстника своего пола, но  никогда  не совпадает с этим “мы” полностью. Образы собственного  “я”  оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового  “мы”.   Юноши  считают себя менее сильными, менее общительными и  жизнерадостными,  но  зато  более добрыми и способными понять другого человека,  чем  их  ровесники. Девушки приписывают   себе   меньшую   общительность,   но   большую    искренность, справедливость и верность.[8;28]

Свойственное многим подросткам преувеличение собственной  уникальности с возрастом  обычно  проходит,  но  отнюдь  не  ослаблением  индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем  более  находит  он различий между собой и “усредненным” сверстником.   Отсюда - напряженная потребность в психологической  интимности,  которая  была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествует  пониманию  своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.

Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в  образе  Я,  обнаруживаются  в  15-16  лет.  Эти  изменения   идут   по   линии   большей субъективности, психологичности описаний.  Известно,  что  и  в  восприятии другого человека психологизация описания после 15  лет  резко  увеличивается.[9;47] Усиление субъективности самоописаний  обнаруживается  в  том,  что  с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих на  изменчивость, ситуативность  своего  характера,  на  то,  что  они  ощущают   свой   рост, взросление.

В исследованиях когнитивного  диссонанса  образа  Я   обнаружено,  что самоописания  и  описания   другого   человека   по   указанному   параметру существенно различаются.[10;34] Себя  человек описывает,  подчеркивая  изменчивость,  гибкость   своего   поведения,   его зависимость  от  ситуации;  в  описаниях  другого,   напротив,   преобладают указания на устойчивые личностные особенности,  стабильно  определяющие  его поведение  в  самых  разнообразных  ситуациях.   Иными  словами,    взрослый человек   склонен   воспринимать   себя,   ориентируясь   на    субъективные характеристики  динамичности,  изменчивости,  а  другого   -   как   объект, обладающий относительно  неизменчивыми  свойствами.   Такое   “динамическое» восприятие себя возникает в период перехода к раннему юношескому возрасту  в 14-16 лет.

 Рост самосознания и интереса к собственному “я” у подростков вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными символам, знаками повзросления и возмужания, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка и юноши, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний - эти факторы актуализируют вопрос: “ Кто я? ”

Постановка этого вопроса - закономерный результат всего предшествующего развития психики. Рост самостоятельности означает ни что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Но всякое самоуправление требует информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация объекта о самом себе, т. е самосознание. [2;298]

  Самооценке отводиться ведущая роль в рамках исследования проблем самосознания. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. (Петровский А.В) Самооценка характеризуется как стержень процесса самосознания, показатель индивидуального уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. [3;346]

Юношеский возраст характеризуется сбалансированным развитием когни-тивного и эмоционального компонентов самооценки. Рост осознанного отношения к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Складываются относительно устойчивые представления о себе, как целостной личности, отличной от других людей.

Выполняя регулятивные функции, самооценка выступает необходимым внутренним условием организации субъектом своего поведения, деятельности, отношений. Она является важнейшим фактором мобилизации человеком своих сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала. [1;241]

  2. Становление нового уровня самосознания.

Становление  нового  уровня  самосознания  в  ранней  юности  идет  по направлениям, выделенным еще Л.С.Выготским, -  интегрированию образа  самого себя, “перемещению” его “извне вовнутрь”.[11;229-230] В этот возрастной период происходит смена некоторого “объективистского” взгляда на себя “извне” на субъективную, динамическую позицию “изнутри”.

В.Ф.Сафин характеризует это существенное различие во взгляде  на  себя младших и старших подростков следующим образом: подросток  ориентирован, прежде всего, на поиск ответа, “каков он среди других,  насколько  он  похож на них”, старший подросток - “каков он в глазах  окружающих,  насколько  он отличается от других и насколько он похож или близок к своему идеалу”. [12;9] В.А Алексеев подчеркивает, что подросток - это   “личность  для других”,  в  то  время  как  юноша  -  “личность  для  себя”.[13;104]  В теоретическом  исследовании  И.И.Чесноковой указывается на наличие  двух уровней самопознания:  низшего - “Я и другой человек” и высшего “Я и Я”; специфика второго выражается в попытке соотнесения своего поведения   “с той мотивацией, которую он реализует и которая его детерминирует”.[14;98]

Мы уже  отмечали,  что,   составляющие  Я-концепции,  поддаются  лишь условному концептуальному разграничению, поскольку в  психологическом  плане они неразрывно взаимосвязаны.  Потому  когнитивный  компонент  самосознания, образ Я, его формирование в раннем юношеском возрасте, напрямую  связан  как с эмоционально-оценочной составляющей, самооценкой, так и  с  поведенческой, регуляторной стороной Я-концепции.

В период перехода от подросткового к  раннему  юношескому  возрасту  в рамках становления нового уровня самосознания идет и развитие нового  уровня отношения к себе. Одним из центральных моментов здесь является  смена оснований для критериев оценки самого себя, своего “я” - они  сменяются “извне вовнутрь”, приобретая качественно иные формы,   сравнительно с критериями оценки человеком других людей. Переход от частных самооценок к общей, целостной (смена оснований) создает  условия  для формирования  в подлинном смысле слова  собственного отношения к  себе, достаточно автономного от отношения и оценок окружающих, частных  успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний и т.п.  Важно отметить,  что оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком  собственном  отношении  к себе подчиненную роль, а  ведущим  оказывается  некоторое  общее, целостное “принятие себя”, “самоуважение”. Именно в ранней  юности  (15-17  лет)  на основе выработки собственной  системы  ценностей  формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т.е.   “оперативная  самооценка” начинает основываться на соответствии поведения, собственных  взглядов  и  убеждений, результатов деятельности.

В 15-16 лет особенно сильно  актуализируется  проблема  несовпадения реального  Я   и  идеального  Я.    По  мнению  И.С.Кона   это  несовпадение  вполне нормальное,  естественное  следствие  когнитивного  развития .[6;42-44]

При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность  растет.   Так, в  изученных  Е.К.Матлиным    сочинениях   десятиклассников, описывающих собственную личность, в 3,5 раза  больше  критических  высказываний,  чем  у пятиклассников.[9;32] Ту же тенденцию отмечают психологи ГДР.  Чаще  всего  в ранней  юности  жалуются  на  слабоволие,   неустойчивость, подверженность влияниям и т.п., а также на такие недостатки как капризность,  ненадежность, обидчивость.

Расхождение Я-реального и Я-идеального образов  -  функция  не  только возраста, но и интеллекта.  У  интеллектуально развитых юношей  расхождение между  реальным Я  и  идеальным  Я,  т.е.  между  теми  свойствами,  которые индивид  себе  приписывает,  и  теми,  которыми  он   хотел   бы   обладать, значительно больше, чем  у  их  сверстников  со  средними  интеллектуальными способностями.[5;30]

Одним из важных показателей  поведенческой  составляющей   Я-концепции служит динамика уровня притязаний  под  влиянием  успеха  или  неуспеха  при выполнении заданий различной  степени  трудности.   Начиная  с  классической работы  Ф.Хоппе,  уровень притязаний рассматривается как  порождаемый  двумя противоречивыми  тенденциями:   с  одной  стороны,  поддерживать  свое  “я”, самооценку  на  максимально  высоком  уровне  и,  с  другой,  снижать   свои притязания, чтобы избежать неудачи и тем самым не нанести ущерба  самооценке.[7;29]  

Некоторые исследователи   (см.:   Б.В.Зейгарник,  Б.С.Братусь [15;23-28]) считают,  что  для  подросткового  возраста  типично   активное   стремление различными путями реализовать лишь  первую  из  названных  тенденций,  в  то время как для зрелой личности,  напротив,  характерно  умение  развести  эти тенденции в ходе деятельности, прежде всего за  счет  того,  что  успешность или  неуспешность  в  конкретной  деятельности  воспринимается  именно   как конкретный неуспех, а не крах самооценки в целом.

По данным проведенных исследований [16;47-51] при переходе в  раннем  юношеском возрасте происходит  изменение  особенностей  уровня  притязаний  в  сторону большей личностной зрелости. Важно отметить, что  оно  идет  в  направлении, как  бы  обратном  тем  изменениям,  которые  происходят  в  этот  период  в самопознании,   образе   Я    и   отношении   к   себе.    Если    последние характеризуются,  как  было  показано  выше,   все   большей   целостностью, интегративностью, то отношение  к  результатам  собственной  деятельности  - дифференцированностью, формирование  способности   отделять  успешность  или неуспешность в конкретной деятельности от оценки себя как личности.

  3.Становление идентичности.

Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность. Идентичность — совокупность базовых психологических, социально-исторических и экзистенциальных характеристик личности в концепции Э. Эриксона. Под личностной идентичностью Эриксон понимает субъективное чувство и одновременно объективно наблюдаемое качество самотождественности и целостности индивидуального Я, сопряженное с верой индивида в тождественность и целостность того или иного разделяемого с другими образа мира и человека.

В  зарубежной  психологии  в  качестве  аналога  понятия   “личностное самоопределение”  выступает   категория    “психосоциальная идентичность”, разработанная и  введенная  в  научный  оборот  американским  ученым  Эриком Эриксоном.[17;64] Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном  возрасте,  включая  и его юношеский  этап,  является  “нормативный  кризис  идентичности”.  Термин “кризис употребляется  здесь  в  значении  поворотной,  критической  точки развития,  когда  в  равной  степени  обостряются  как  уязвимость,  так   и возрастающий потенциал личности,  и  она  оказывается  перед  выбором  между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям. Слово  “нормативный”  имеет  тот оттенок,   что   жизненный   цикл   человека   рассматривается    как    ряд последовательных стадий, каждая  из  которых  характеризуется  специфическим кризисом в отношениях личности  с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности. [17;69]

Главной задачей, которая встает перед индивидом в  ранней  юности,  по Эриксону, является формирование чувства идентичности  в  противовес  ролевой неопределенности личностного “я”.  Юноша должен ответить на  вопросы: “Кто я?” и “Каков мой дальнейший путь?” В поисках личной  идентичности  человек решает,  какие  действия  являются  для   него   важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения  и  поведения  других  людей. Этот  процесс   связан   также   с   осознанием   собственной   ценности   и компетентности.

Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные  идентификации  ребенка  со  взрослым,  которые составляют необходимую предпосылку развития    психосоциальной    идентичности в подростковом  возрасте.  Чувство  идентичности   формируется   у   подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие  корнями в   детство.    Подросток   уже   пытается   выработать единую картину мировосприятия,  в  которой   все   эти   ценности, оценки   должны   быть синтезированы.  В ранней юности индивид стремится к переоценке  самого  себя в отношениях с  близкими  людьми,  с  обществом  в  целом  -  в  физическом, социальном  и  эмоциональном  планах.    Он  трудится  в  поте  лица,  чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим  собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными. [17;72-75]

Поиск  идентичности  может  решаться  по-разному.   Один  из  способов решения проблемы  идентичности  заключается  в  испытании  различных  ролей. Некоторые  молодые  люди  после  ролевого  экспериментирования  и  моральных исканий начинают продвигаться в  направлении  той  или  иной  цели.   Другие могут и  вовсе  миновать  кризис  идентичности.  К  ним  относятся  те,  кто безоговорочно  принимает  ценности   своей   семьи   и   избирает   поприще, предопределенное родителями.  Некоторые  молодые  люди  на  пути  длительных поисков идентичности  сталкиваются  со  значительными  трудностями.  Нередко идентичность обретается лишь после мучительного периода  проб  и  ошибок.  В ряде  случаев  человеку  так  и  не  удается   достичь   прочного   ощущения собственной идентичности. [17;82]

Главной опасностью,  которой,  по  мнению  Эриксона,  должен  избежать молодой человек в этот  период,  является  размывание  чувства  своего  “я”, вследствие растерянности, сомнений в  возможности  направить  свою  жизнь  в определенное русло.

Канадский психолог   Марше  (1966)   выделил  четыре  стадии  развития идентичности:

1.  Неопределенность идентичности.  Индивид еще  не  избрал  для  себя никаких определенных убеждений и  никакого  определенного  профессионального направления. Он еще не столкнулся с кризисом идентичности.

2.  Предварительная идентификация.  Кризис еще не наступил, но индивид уже поставил  для  себя  какие-то  цели  и  выдвинул  убеждение,  которые  в основном являются отражением выбора, сделанного другими.

3. Мораторий. Стадия кризиса.  Индивид активно исследует возможные варианты идентичности в надежде отыскать тот единственный, который он  может считать своим.

4. Достижение идентичности.  Индивид выходит из кризиса, находит свою вполне определенную идентичность,  выбирая  на  этой  основе  для  себя  род занятий и мировоззренческую ориентацию.

Эти стадии отражают общую логическую  последовательность  формирования идентичности,  однако  это  не  означает,  что  каждая   из   них   является необходимым условием для последующей.  Лишь стадия моратория,  по  существу, неизбежно   предшествует   стадии   достижения    идентичности, поскольку происходящий в этот период поиск служит предпосылкой  для  решения  проблемы самоопределения. [4;155]

Идея типологии развития идентичности, вариантов  взросления  в  раннем юношеском возрасте завоевывает  все  большую  популярность  в  отечественной психологии.  Показано, что этапы  самоопределения  (они же и уровни  и  типы развития личности) являются целостным образованием,  где  разные  личностные переменные системно связаны друг с другим.  Каждый  из  них  характеризуется присущими именно ему психологическими трудностями.

4.Формирование выраженных социальных потребностей.

Юность характеризуется как период выраженных социальных потребностей. Потребность в дружбе, в подтверждении возможности осуществления собственного Я находит свой предмет (другого) в момент встречи друга. Главное переживание, которое ее характеризует,- это узнавание близости этого человека к себе, своему Я. Можно иметь много знакомых людей и очень долгое время, но так и не пережить такой встречи. Встреча дает ответ на самый важный вопрос, который может задать себе человек;- это вопрос о цели существования. Беседа с другом позволяет осознать, кто Я есть на самом деле. Именно друг своим присутствием в жизни как бы гарантирует независимое существование Я. Психологически важно то, что дружба дарит силу для строительства собственной целостности, которая порождает и силу своего Я и других людей от возможного воздействия. [18;267]С друзьями общение остается интимно-личностным, исповедальным. В этот период молодой человек приобщает другого к своему внутреннему миру - к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом (подругой) обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящие время, отношения с представителями противоположного пола. Содержание такого общения – реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому человеку как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное “Я”. Юность считается привилегированным возрастом дружбы.

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь включает в себя дружбу, в то же время она предполагает большую степень интимности, чем дружба. Юношеские мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в эмоциональном теле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением.

Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек. [2;289-290]

Юность-период, когда молодой человек продолжает рефлексировать на свои отношения с семьей  в поисках своего места среди близких по крови. Он проходит через обособление и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответственен за него в детстве и отрочестве. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающим сыном или дочерью. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким.[2;293]

Юношеский возраст – возраст роста силы Я, его способности проявить и сохранить свою индивидуальность; в это время уже есть основания для преодоления страха утраты своего Я в условиях групповой деятельности или интимной близости, или дружбы.[18;271]

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Юноша задает себе вопросы: Кто Я? Каким я должен быть? Что Я могу? [4;201]

  5. Становление мировоззрения.

   В это время начинает развиваться нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Так самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты