Приёмы преодоления трудностей в процессе допроса и диагностики неискренности допрашиваемого.

Приёмы преодоления трудностей в процессе допроса и диагностики неискренности допрашиваемого.

                     РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ

                        ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ








Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ

Дисциплина: «Юридическая психология».












                                           КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2.

                    Тема: «Приёмы преодоления трудностей в процессе допроса и диагностики

                                 неискренности допрашиваемого».

                          





                                             










                                                                                                Студент: Акиньшин Дмитрий Васильевич

                                                                                                3 курс(6 лет),ЮЮ 01 36 005


           








                                                            Белгород 2003.

                                                          

Содержание.

  1. Допрос как одно из следственных действий…………………………………3
  2. Приемы преодоления трудностей в процессе допроса и диагностики 

       неискренности  допрашиваемого…………………………………………….3

4.  Список литературы……………………………………………………….…….16                              


                                    Допрос как одно из следственных действий.


Допрос- это один из способов получения и закрепления личных доказательств в ходе предвари-

тельного следствия. Допрос как процессуальное действие очень важен для следствия, т.к. многие

существенные для дела обстоятельства могут быть установлены только лишь на основе грамот-

но поведенного допроса. Тем более невозможно без допроса установить такие существенные для

расследования стороны механизма совершения преступления как формирование преступного

умысла, мотивы и цели преступления и многое другое.

Процессуальный порядок допроса устанавливается статьями 187-191 Уголовно-процессуального кодекса РФ где содержаться основные нормы и правила обеспечивающие законность и допусти-

мость данной процедуры.  



                  Приемы преодоления трудностей в процессе допроса  и диагностики

               неискренности допрашиваемого.

В процессе допроса следователю зачастую приходится сталкиваться с теми или иными форма-

ми противодействия допроса, либо с тем что допрашиваемый(особенно часто это касается потер-

певшего) просто психологически не готов адекватно отвечать на вопросы следователя. Все эти

преднамеренные или непреднамеренные действия допрашиваемого существенно осложняют ра-

боту следователя по раскрытию преступлений и установлению истинной картины тех или иных

значимых для дела событий. Также следователь во время допроса часто сталкивается с неискрен-

ностью и лживостью показаний допрашиваемого, что также не способствует правильному разре-

шению дела. Поэтому одной из главнейших задач любого хорошего следователя, является умелое

распознавание и преодоление всевозможных методов и форм противодействия допросу, любыми

не запрещенными законом средствами.

Все формы и методы противодействия допросу можно условно подразделить на активные и пас-

сивные. Типичный пример форм активного противодействия- это дача ложных показаний, пред-

намеренный самооговор, лжесвидетельство и т.п. Нередко все эти действия сопровождаются са-

моуверенным, наглым поведением, бравадой и нескрываемым презрением и недоверием к сле-

дователю. Примером пассивной формы противодействия может служить отказ допрашиваемого

давать какие- либо показания. Как показывает практика следователю бывает гораздо легче рас-

познавать и преодолевать именно пассивные формы того или иного сопротивления, потому что

в основе их часто лежит не элемент борьбы и сопротивления, а банальнейшие страхи, безразли-

чие, или как это бывает у потерпевших психологическая травма или шок. Поэтому рассмотрение

материала связанного с возникновением в процессе допроса тех или иных трудностей и диагнос-

тики неискренности допрашиваемого я начну с форм пассивного противодействия допросу.

                            Пассивные формы противодействия допросу.

Коммуникативная ситуация, обусловленная допросом по­терпевшего. В большинстве случаев допрос потерпевшего проходит в бесконфликтной ситуации, поскольку человек, пострадавший от пре­ступления, чаще всего заинтересован оказывать помощь правоохрани­тельным органам, тем более когда он видит, что работники этих органов активно защищают его права и законные интересы.

Потерпевший, подвергшийся преступному нападению, длительное время может испытывать состояние психической напряженности, кото­рое искажающим образом воздействует на процессы восприятия, памя­ти, мышления, что, в свою очередь, отрицательно влияет на полноту и достоверность его показаний. Нельзя также не учитывать и того, что сама ситуация допроса, актуализирующая в сознании потерпевшего об­стоятельства совершенного преступления, в значительной мере обо­стряет его и без того сильные переживания.

Особенно уязвимой оказывается психика потерпевших по делам об изнасилованиях. Чувство стыда, состояние психической подавленности (стресса), переживаемые потерпевшей, несомненно должны учитывать ся следователем при выборе форм обращения, при формулировании во­просов, особенно интимного характера. Тональность речи следователя должна соответствовать коммуникативной ситуации допроса, особенно в его начальной стадии. Недопустимыми в общении с потерпевшей яв­ляются неуместная улыбка, ирония, тем более шутливый тон.

Общение с потерпевшими ставит перед следователем задачу снять у них состояние избыточной психической напряженности, отвлечь, на­сколько это возможно, от переживаний, попытаться успокоить, пере­ключить внимание на другие, личностно более важные обстоятельства.

В установлении психологического контакта с потерпевшими осо­бенно велика роль эмпатического слушания, которому должно соответ­ствовать поведение следователя в момент допроса (сдержанное, внима­тельное выражение лица, заинтересованность при постановке вопросов и т.п.).

Коммуникативная ситуация, обусловленная безразличным отношением свидетеля к деятельности правоохранительных ор­ганов. Такие лица, не желая лгать, вводить органы следствия в заблуж­дение ложными показаниями, в то же время не хотят оказывать им по­мощь, занимая, по существу, позицию стороннего наблюдателя. Пассив­ное поведение таких лиц на допросе объясняется низким уровнем пра­восознания, опасениями за свою безопасность, за безопасность своих близких.

И все же при психологически правильном подходе можно избежать конфликтных отношений с такими лицами и в конце концов побудить их дать развернутые показания. Иногда это удается сделать, побеседовав о гражданском долге, их ценностных ориентациях, жизненной позиции.

Однако такая беседа не должна носить резонерский, формально-отвле­ченный характер.

Давая оценку криминальной ситуации, являющейся предметом до­проса, необходимо формировать у свидетеля личностный смысл ко всему происходящему, персонифицировать его отношение к выясняе­мым обстоятельствам. С такими лицами бесполезно отвлеченно гово­рить о долге, процессуальной обязанности граждан давать правдивые показания. Разговор на эту тему целесообразно переводить в круг при­вычных, близких их сознанию представлений.


                 Активные формы противодействия допросу.

 

Активные формы противодействия допросу характерезуются наличием конфликта между сле-

дователем и допрашиваемым и намерениям помешать следователю установить истину по де-

лу. Основным способом противодействия во время допроса является дача ложных показаний

либо вообще отказ давать какие-либо показания.

Эффективность допроса в такой конфликтной ситуации, выбор наи­более оптимальных тактических приемов изобличения во лжи опреде­ляется тем, насколько хорошо следователь разбирается в психологичес­ких закономерностях поведения человека, дающего ложные показания,

умеет проникнуть в мотивационную сферу его личности, своевременно обнаружить обман и разоблачить его.

Мотивы ложных показаний. Мотивами сообщения ложных све­дений допрашиваемым нередко являются: боязнь оказаться разоблачен­ным в совершенном преступлении, в каких-либо неблаговидных поступ­ках и получить за это наказание, нравственное осуждение; опасение быть отвергнутым личностно значимой для него референтной группой из-за допущенного по отношению к кому-либо из ее членов «предатель­ства»; боязнь мести со стороны соучастников преступления; стыд за со­деянное; желание скрыть интимные стороны жизни; явная или скрытая антипатия к следователю и т.п.

У лиц психопатизированных, интеллектуально незрелых, инфан­тильных мотивами дачи ложных показаний либо отказа вступать в кон­такт со следователем могут оказаться: стремление к самоутверждению, уверенность в своей якобы особенной исключительности, негативизм по отношению ко всему происходящему, что проявляется в малопонят­ном на первых порах упрямстве.

Нередко поведение допрашиваемого определяется несколькими, порой довольно противоречивыми побуждениями, из-за чего нарушают­ся механизмы психологической адаптации к происходящему, снижает­ся способность противостоять возникшим осложнениям.

Необходимо также иметь в виду, что люди с чертами тревожно-мни­тельного характера в подобной ситуации легче поддаются посторонне­му внушающему воздействию. В состоянии психической напряженнос­ти таким лицам труднее критически осмысливать происходящее. Они легче уступают, отказываясь от собственного мнения. Одним из опас­ных результатов поведения таких лиц на допросе может явиться оговор ими других граждан. Мотивами оговора могут быть такие низменные чувства, как месть, зависть, страх.

Мотивы самооговора. Гораздо труднее разобраться в мотивационной сфере, в поведении допрашиваемого, прибегающего к самоогово­ру. Кажущаяся на первый взгляд виновность лица, подозреваемого в ре­зультате самооговора в совершенном преступлении, состояние психи­ческой напряженности, сопровождающее его «признание», ослабляют контроль следователя за ситуацией, вызывают иллюзорное ощущение успешно осуществляемой познавательной деятельности, в связи с чем возникает переоценка следователем своих возможностей и личных ка­честв. Из-за этого подсознательно формируется психическая установка по отношению к своему мнению как непогрешимому, единственно пра­вильно отражающему действительность.

Процесс искаженного восприятия и оценки следственной ситуации, обусловленной самооговором допрашиваемого, может еще более усугуб­ляться при завышенной самооценке следственного работника, которая постоянно требует новых «подкреплений», подтверждений его «высоко­го» профессионализма. В последующем этот процесс профессионального самоутверждения «любой ценой», в основе которого лежит неправильная оценка не только своих способностей, но и реальной следственной ситуа­ции, становится одной из причин профессиональной деформации следст­венного работника, приводит к различного рода судебным ошибкам, лиш­ний раз подтверждая пристрастность нашего мышления, особенно когда верх берут эмоции, а не строгий критический анализ ситуации, поведения допрашиваемого и собственных возможностей следователя.

Психология лжесвидетельства. В любых показаниях допраши­ваемого, умышленно искажающего истину, содержится ложь, которая полностью или частично формирует то или иное высказывание. С пси­хологической точки зрения ложь есть не что иное, как намеренно со­зданный продукт мыслительной деятельности человека, искаженно (полностью или частично) отражающий действительность.

«Обычно принято думать, что нет ничего более случайного, каприз­ного и не подчиняющегося никаким законам, чем ложь, — писал А.Р. Лурия. — Однако такое представление неверно. Ложь, как и вся­кое мышление, построенное по другому принципу, имеет свои формы, свои правила, свои приемы. Человек, который лжет, прибегает всегда к определенным законам мышления, к определенным формам логики. Вскрыть их — означало бы сделать серьезный шаг вперед по пути уме­ния отличить правдивое высказывание от ложного, а это дало бы новые прекрасные приемы в следственном деле».

В процессе подготовки ложных высказываний субъекту приходится производить гораздо большее число мыслительных операций с фикса­цией своего внимания, особенно памяти, на том, какие его высказывания правдивы, а какие основаны на вымысле. В ходе такого процесса проис­ходит своеобразное раздвоение сознания, нарушается внутренняя гармо­ния личности, в связи с чем резко повышается напряженность мысли­тельных, мнемических процессов, а это, в свою очередь, отрицательно влияет на их качественные показатели. Возросшее количество искусст­венно сконструированных посылок и следствий «загромождает» память, заставляя допрашиваемого постоянно соотносить вновь высказываемое суждение с реальной действительностью, а также с уже ранее высказан­ными ложными утверждениями. И чем их становится больше, тем труд­нее соотносить содержание вымысла с реальными фактами, что может проявляться в различного рода оговорках, неадекватных реакциях на во­просы следователя. Вот почему лгущий нередко рискует проговориться. С точки зрения структуры можно выделить следующие виды показаний, содержащих ложь: показания, полностью состоящие из вымысла; показа­ния, частично содержащие ложные утверждения, которые либо прикры­вают правду, которую допрашиваемый скрывает, либо являются дополне­нием к ней.

На примере последнего вида ложных показаний рассмотрим осо­бенности мыслительной деятельности допрашиваемого, сознательно пытающегося ввести органы правосудия в заблуждение. Данный про­цесс включает в себя следующие мыслительные операции:

? обдумывание и выражение субъектом в виде показаний части той правды, которая объективно существует и которую, по его мнению, незачем скрывать;

? анализ тех фактов, которые не должны, по мнению допрашивае­мого, стать достоянием следователя (суда), и определение путей (спосо­бов) их сокрытия;

?создание вымысла, которым заполняются опущенные в показани­ях места либо объясняется (оправдывается) отсутствие в показаниях тех или иных фрагментов (простейший пример подобного вымысла: «забыл», «не обратил внимания», «меня там не было» и т.п.).

В подобных случаях следователю необходимо превзойти допраши­ваемого в ранге рефлексии, суметь воссоздать последовательность его возможных рассуждений и результат, к которому тот стремится. А затем, имитируя ход мыслей допрашиваемого, продумать серию уточ­няющих, дополняющих вопросов, которые побуждали бы его продол­жать начатый им цикл мыслительных операций, часть из которых стро­ится на ложных посылках. И чем последовательнее будут разверты­ваться следователем в виде вопросов первоначально сконструирован­ные ложные утверждения допрашиваемого, тем меньше у того будет оставаться шансов добиться с помощью лжи поставленной цели. На это и рассчитан разработанный в криминалистике метод разверты­вания лжи.

В конечном итоге со всей очевидностью ложь будет обнажена, не­зависимо от того, признает данный факт допрашиваемый или все еще будет упорствовать и предпринимать тщетные попытки придумать более «доброкачественную» ложь, оправдывая обнажившиеся во время допроса противоречия обычными в подобных случаях малоубедитель­ными объяснениями о том, что его якобы «неправильно поняли» и т.п.

И даже когда кроме ложных, противоречивых показаний ничего больше не удается получить, не следует отчаиваться и показывать это допрашиваемому, так как субъект, который открыто лжет, уже этим частично разоблачает себя, демонстрируя свою заинтересованность в сокрытии истины. С этой точки зрения, как ни парадоксально, может быть, это звучит, ложь тоже является важной информацией, которой нужно умело воспользоваться, особенно в ситуации группового лжесви­детельства, когда допрашиваемые с помощью тактических приемов рас­следования лишаются возможности договариваться между собой о де­талях своих ложных показаний. Поэтому вряд ли полностью можно со­гласиться с утверждением, что «с психологической стороны для получения правдивых показаний лучше предупреждать ложь, чем разоблачать ее»1. Это далеко не всегда так.


В литературе можно встретить достаточно широкий перечень при­знаков речевого (вербального) поведения, с помощью которых оценива­ется лживость показаний. В частности, о том, что показания могут быть ложными, свидетельствуют:

? несоответствие показаний (полностью или частично) бесспорно установленным доказательствам по делу;

? схематизм сообщаемых сведений, однотипность, «заученность» различных подробностей, сопутствующих событиям;

? употребление несвойственных допрашиваемому речевых форм, оценочных суждений, которые использовались ранее другими лицами на допросах;

? «забывание» обстоятельств, которые вряд ли могли быть забыты данным субъектом с учетом времени, прошедшего с момента событий, его возрастных, мнемических, профессиональных особенностей;

? дезадаптивные формы поведения на допросе, не связанные с самим фактом вызова на допрос, возникающие в качестве ответной реакции на уточняющие вопросы, на предъявление доказательств по делу.


К дезадаптативным формам поведения лица на допросе относятся прежде всего все неверба-

 льные проявления и действия допрашиваемого проявляющиеся прежде всего в мимике, жестах, интонации в голосе, позе тела. Например если следователь в процессе допроса задал допрашива-

емому неожиданный и верный уточняющий вопрос, а допрашиваемый смутился и не сразу наш-

ел ответ, то это смущение и есть дезадаптивная форма поведения в ответ на заданный следовате-

лем вопрос. Ввиду этого следователь на допросе должен также уделять большое внимание не-

вербальным реакциям допрашиваемого лица. Только относится к таким реакциям особенно ко-

гда нужно принимать решение следователь должен не спеша все тщательно обдумав и взвесив,

иначе здесь можно легко ошибиться. Все невербальные реакции например свидетельствующие

о лжи должны оцениваться совокупно и непременно в сопоставлении друг с другом, а также с

различными доказательствами по делу, чтобы не было ошибки. К тому же следует помнить что

некоторые допрашиваемые обладая хорошими актерскими данными могут намеренно исполь-

зовать те или иные невербальные реакции чтобы подкреплять в процессе допроса свои лжи-

вые показания.


            Перечень наиболее распространенных психологических методов и приемов разоблачения лжесвидетельства.

Существует большое количество методов и средств направленных на диагностику неискренности

допрашиваемого. Большинство этих приемов пришло в юридическую психилогию из психоло-

гии и криминалистики. Поэтому освящяя данный раздел я остановлюсь лишь на самых популя-

рных, распространенных и перспективных способах разоблачения тех или иных форм лжесви-

детельства.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты