Приспособление (адаптация) ребенка к школе

Когда говорят о «структуре», то имеют в виду некоторую целостность, элементы которой связаны друг с другом определенным образом, при этом важны и связи элементов, и их особенности. «Система» - это тоже структура, но более совершенная. Она настроена на достижение определенной цели. При этом успешность функционирования системы и достижения цели определяются не столько отдельными ее элементами, сколько характером их взаимосвязей и взаимодействий. Чем совершеннее организация элементов, чем теснее их взаимосвязи, тем эффективнее «работает» система.

В начале школьного обучения успешность усвоения знаний во многом зависит от уровня развития отдельных индивидуальных качеств ребенка: мотивов учения, способности принимать задачу и т.д. (см. перечень ведущих УВК). Они, конечно же, взаимосвязаны (все психические функции так или иначе связаны друг с другом), но связи эти формировались в дошкольных видах деятельности, содержание и организация которых отличаются от содержания и организации учебной деятельности в школе. Поэтому структура индивидуальных качеств ребенка до начала школьного обучения еще мало приспособлена для учения. И только в учебном процессе, под руководством учителя, в результате усвоения знаний и умений, и самой учебной деятельности в исходной структуре индивидуально-психологических качеств учащегося (стартовая готовность к обучению в школе) происходят значительные изменения, которые можно назвать настройкой на учебную деятельность и усвоение знаний в условиях школьного обучения. Успешность обучения теперь во многом зависит от «организации» учебных качеств учащегося, т.е. от того, насколько хорошо они взаимодействуют, обеспечивая необходимое качество усвоения знаний. Таким образом формируется вторичная готовность к обучению в школе.


o        Вводные навыки (ВН), как то:

Æ    Речевые знания и умения,

знание букв, умение читать;

звуковой анализ слова;

построение фразы;

словарный запас;

фонематический слух;

звукопроизношение.

Æ    Математические знания и представления

счет в пределах 10 (прямой и обратный);

состав числа, решение арифметических задач с «+» и «-»;

представление о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);

пространственные представления (верх - низ, право - лево).

Æ    Навыки учебной работы

посадка за столом (партой);

способ удерживания пишущего предмета;

ориентация на странице в тетради, книге;

умение слушать и выполнять задание педагога;

знание и выполнение правил поведения на уроке (занятии).

Графический навык (ГН),

o        Уровень обобщений (УО) (предпосылки логического мышления),

o        Зрительный анализ геометрических фигур (ЗА) (образное мышление),

o        Обучаемость (Об)



ЧАСТЬ 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ


Исследование проводилось на базе подготовительной к школе дошкольной группы МОУ Кладовицкой ООШ Ростовского района Ярославской области


2.1 Цель исследования


Выявить готовность детей подготовительной группы к школе.

 

2.2 Задачи исследования


Æ    Взять группу детей из разных социальных слоёв общества

Æ    Выявить некоторые вводные навыки (ВН)

Æ    Выявить наличие графического навыка (ГН)

Æ    Выявить уровень обобщения (УО)

Æ    Протестировать развитие зрительного анализа

 

2.3 Описание выбора испытуемых


Успешность обучения детей, поступивших в 1 класс школы, во многом определяется наличием у них определенных вводных навыков. Достаточный уровень вводных навыков облегчает адаптацию ребенка к школе и усвоение более сложных знаний и навыков и рассматривается, как один из основных показателей готовности к школе.

Одной из задач подготовительного периода обучения в первом классе является формирование у ребенка некоторых знаний и навыков, необходимых для усвоения программного материала, элементарных грамматических и математических представлений, навыка слого-звукового анализа с опорой на схему слова, умения работать с книгой, тетрадью, доской и т.д. Однако времени, отведенного программой для этого, явно недостаточно. Как показывает практика, дети с несформированными пространственными представлениями, не умеющие вычленять звуки из слова, не владеющие счетом в пределах десяти и элементарными навыками учебной работы, с первых же дней обучения в школе испытывают значительные трудности, требуют дополнительной индивидуальной работы с ними. Содержание обучения в первом классе и в подготовительной и старшей группах детского сада во многом совпадает. Фактически в первое полугодие обучения в школе знания, которые получают учащиеся на уроке, большей частью были им известны еще в дошкольный период. В то же время, и это хорошо известно, в первом полугодии в школе практически у всех первоклассников возникают те или иные трудности. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы, чем это было раньше в привычных для ребенка видах деятельности. В школе овладение знаниями и умениями является осознанной целью деятельности учащегося, достижение которой требует определенных усилий и некоторых базовых знаний и представлений. В дошкольный же период знания усваиваются детьми большей частью непроизвольно, в привычных для них видах деятельности.

Достаточно большую группу современных первоклассников составляют дети, не посещавшие дошкольные учреждения. Формирование системы элементарных знаний и представлений, необходимых для начала школьного обучения, - особая задача в подготовке таких детей к школе, которая главным образом ложится на плечи родителей.

Для исследования я взяла группу из 5 человек нынешних первоклассников:

1.       О. Сабина (неполная семья, д/с посещала),

2.       О. Ваня (неполная семья, д/с посещал),

3.       С. Ваня (малообеспеченная неполная семья, д/с посещал, воспитывается опекуном),

4.       С. Лиза (полная семья, д/с посещала)

5.       В. Полина (полная семья, д/с не посещала)

6.       Г. Максим (полная семья, д/с посещал)

В прошлом учебном году почти все они, кроме Полины, ходили в дошкольную подготовительную группу МОУ Кладовицкой ООШ Ростовского МР Ярославской области.

В прошлом учебном году я исследовала:

o    Некоторые вводные навыки (ВН),

o    Графический навык (ГН),

o    Уровень обобщений (УО) (предпосылки логического мышления),

o    Зрительный анализ геометрических фигур (ЗА) (образное мышление)

 

2.4 Методика исследования


ГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК (ГН)


Ребенку дают листок бумаги в клеточку, на котором предварительно взрослый (педагог или родитель) пишет с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших - два маленьких - два больших - два маленьких, и предлагают продолжить этот «узор» до конца строчки.



Оценка результатов теста (проводится по 6 параметрам, по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются)

1

Характер линий

ровная, прямая, нажим ровный

1



неровная, дрожащая, двойная, искривленная

0

2

Размер элементов

соответствует эталону

1



не соответствует эталону

0

3

Форма элементов

соответствует эталону

1

не соответствует эталону

0

4

Наклон

соответствует эталону

1

не соответствует эталону

0

5

Отклонение от строчки

незначительное (не более 30)

1

значительное

0

6

Последовательность элементов

правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов

1

неверно воспроизведена последовательность элементов

0



Результат 6-5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.

Результат 4-3 балла - у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо.

Результат 2-0 баллов - графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.

Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:

1.                низкий темп письма;

2.                быстрая утомляемость при письме;

3.                неровная, «дрожащая» линия;

4.                «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;

5.                слишком сильный нажим;

6.                трудности в воспроизведении формы графических элементов;

7.                несоблюдение размера графических элементов;

8.                несоблюдение наклона письма;

9.                большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;

10.           нежелание выполнять письменные упражнения


Рисование линий (фигурные дорожки)

Проведи линию посередине дорожки, не съезжая с неё и не отрывая карандаш от бумаги


УРОВЕНЬ ОБОБЩЕНИЙ (УО) (ПРЕДПОСЫЛКИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ)


Что не подходит?

Это упражнение выполняется в двух вариантах: с предметными картинками и с геометрическими фигурами.

1-й вариант. Используются карточки с изображением знакомых ребенку предметов. Поочередно взрослый выкладывает 4 карточки и говорит: «Посмотри, здесь все карточки можно объединить вместе, а одна не подходит к ним. Покажи ее. Почему она лишняя?»

Используются, например, карточки: стул, стол, чашка, кровать; кот, собака, ласточка, мышь и т.д.

2-й вариант. Используются карточки с изображением геометрических фигур. Перед ребенком выкладывают поочередно карточки с изображением фигур, в которых одна отличается от остальных по какому-либо признаку. Ребенка просят сказать, какая фигура не подходит и почему. Например: круг, овал, квадрат, круг; квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб и т.д.

Назови одним словом

Игра проводится с предметными картинками либо с игрушками небольшого размера. Смысл упражнения заключается в том, чтобы научить ребенка правильно использовать обобщающие слова. Взрослый выкладывает на стол картинки, относящиеся к одной родовой категории, и просит ребенка назвать их одним словом. Например: 1) лиса, заяц, медведь, волк; 2) кровать, стул, диван, кресло; 3) сосна, ель, ива, клен и т.п


ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР (ЗА) (ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ)


Тест на развитие зрительного анализа



Ребенку предлагают нарисовать 4 фигуры на листочке из тетради в клеточку

Фигуры вычерчивают предварительно на карточках, которые показывают ребенку по одной: «Посмотри, здесь нарисована фигурка. На своем листочке нарисуй такую же по клеточкам. Нарисовать нужно такую же фигуру». Никаких других пояснений давать не надо.


Качество выполнения задания

Баллы

Фигура полностью соответствует эталону

2

Фигура по форме соответствует эталону


или похожа на него, но размеры и/или


пропорции изменены (обычно дети рисуют


фигуру большего размера), фигура может


быть нарисована не по клеточкам

1

Рисунок не соответствует эталону

0


Результат 8-7 баллов говорит о том, что у ребенка хорошо развито образно-схематическое мышление и, в частности, зрительный анализ геометрических фигур; такие дети обычно легко и с удовольствием выполняют упражнения: «Рисование по точкам», «Рисование по клеточкам» и другие, требующие зрительного анализа графических изображений.

Результат 6-3 балла обычно показывают дети, не умеющие выделять элементы графического изображения и соотносить их по форме и размеру. Они воспринимают фигуру целостно, «схватывают» и запоминают ее целиком, не анализируя ее свойства. Для этих детей необходимы упражнения на сопоставление и нахождение различий в разнообразных графических изображениях, конструирование по шаблонам (контурным изображениям заданной конструкции) и другие игры и занятия, предполагающие развитие зрительного анализа.

Результат 2-0 баллов говорит, что зрительный анализ у ребенка развит слабо, необходимо организовать его деятельность, подобрать игры и упражнения таким образом, чтобы обеспечить развитие этого учебно-важного качества.

Оценка результатов:

Качество выполнения каждого задания оценивается отдельно, затем баллы, начисленные за каждую фигуру, складываются. Максимальное количество баллов - 8, минимальное - 0.

 

Выводы


В процессе обучения развиваются не только взаимосвязи отдельных УВК, но активно развиваются и сами психические качества и свойства, составляющие психологическую структуру школьной готовности. Но уже в конце первого учебного года успешность обучения мало зависит от уровня развития тех качеств, которые составляли структуру стартовой готовности к школе. Было установлено, что в конце первого класса уровень развития отдельных УВК у учащихся, имеющих различный уровень успеваемости, различается незначительно. Этот факт хорошо известен учителям начальной школы: нередки случаи, когда неглупые и с хорошей памятью ученики из благополучных семей учатся плохо, и дело здесь не только и не столько в их нерадивости и лени. Дело в том, что в процессе обучения в первом полугодии формируются те учебно-важные качества, которых нет и не могло быть в структуре стартовой готовности к школе, и сама структура готовности, как мы уже говорили, в этот период претерпевает значительные изменения. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения.

Психологическая готовность к школе является, с одной стороны, результатом предшествующего периода развития, с другой - как бы проекцией условий и содержания школьного обучения на психическое развитие ребенка.

Рассматривая готовность к школе в контексте психического развития, мы видим, что общие закономерности развития психики в детском возрасте проявляются и при анализе школьной готовности.

Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, закономерностями и индивидуальными особенностями усвоения учащимися учебной деятельности и, с другой стороны, спецификой учебного материала (Д.Б. Эльконин).

Говоря о «предметной готовности» к учению, следует заметить, что главным и существенным в содержании обучения в первоначальный период является усвоение учащимися грамоты - первоначального чтения и письма. Освоение грамоты в наибольшей степени оказывает влияние на формирование психологической структуры учебной деятельности в первоначальный период обучения в школе. В то же время освоение грамоты - это фундамент для всего последующего обучения, неграмотный учащийся (не умеющий читать и писать) не сможет усвоить смысловое чтение и письмо, математику и другие школьные предметы. По данным исследователей, до 80% трудностей в этот период учащиеся испытывают именно при обучении чтению и особенно письму. Трудности в усвоении математики в начале школьного обучения, как правило, возникают у учащихся с низким уровнем стартовой готовности к школе, т.е. эти трудности обусловлены не спецификой учебного материала на уроках математики, а недостаточной сформированностью готовности к учебной деятельности. Таким образом, основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является «готовность к учебной деятельности (учению)».


 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ


Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень развития ребенка, является сложным структурно-системным образованием, структура психологической готовности к школьному обучению соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание (учебно-важные качества - УВК) определяется особенностями учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном этапе обучения.

В соответствии с психологической структурой деятельности в структуре готовности выделяем пять блоков учебно-важных качеств:

I. Личностно-мотивационный. Учебно-важные качества, входящие в этот блок готовности, определяют то или иное отношение к школе и учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, т.е. учиться.

П. Принятие учебной задачи - понимание задач, поставленных педагогом и желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.

III. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения. Этот блок готовности отражает уровень элементарных знаний и умений, которыми владеет ребенок к началу обучения.

IV. Информационный блок готовности составляют качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.

V. Управление деятельностью. Учебно-важные качества
V блока обеспечивают планирование, контроль и оценку учащимся собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.

Формирование психологической готовности ребенка к школе представляет собой становление и развитие психологической системы учебной деятельности (системогенез деятельности). Уже в дошкольный период в привычных для ребенка видах деятельности закладываются основные компоненты психологической структуры учебной деятельности, которые развиваются неравномерно и гетерохронно. На ранних этапах системогенеза учебной деятельности ее успешность во многом определяется уровнем развития отдельных индивидуальных качеств ребенка. Их взаимосвязи обусловлены в большей степени функциональной целостностью детской психики, чем учебными задачами, которые еще не осознаются ребенком в полной мере. На этом этапе психологическая структура деятельности еще не обладает свойствами системы, еще не настроена на достижение учебных целей.

К концу дошкольного возраста под руководством взрослого в структуре детской деятельности происходят существенные изменения: образуются функциональные связи между отдельными ее компонентами, обеспечивающие принятие ребенком учебной задачи; появляются осознание способов ее достижения, возможность контролировать свои действия и оценивать их результат (на элементарном уровне). В то же время возможности ребенка целенаправленно усваивать знания еще ограничены: управление учебной деятельностью имеет внешний характер и осуществляется взрослым, знания неполны и имеют конкретный характер, не сформированы связи между информационной основой и исполнительной частью предметного действия.

Дошкольное обучение носит необязательный характер, социальные и биологические условия развития детей существенно различаются, поэтому уровень сформированности психологической структуры учебной деятельности, определяющий стартовую готовность детей к школе, у будущих первоклассников также очень разный.

В процессе школьного обучения создаются условия для развития учебно-важных качеств и установления взаимосвязей между ними в соответствии с целями обучения и содержанием усваиваемого материала, формируется новый уровень психической организации деятельности (вторичная готовность к учению), обеспечивающий усвоение более сложного учебного материала. Успешность усвоения определяется теперь не уровнем развития отдельных качеств, а характером их взаимосвязей. Психологическая структура школьной готовности приобретает системный характер.

При подготовке ребенка к школе недостаточно просто развивать память, внимание, мышление и т.д. Индивидуальные качества ребенка начинают работать на обеспечение усвоения школьных знаний, т.е. становятся учебно-важными тогда, когда они специфицируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения. Так, например, высокий уровень развития образного мышления можно рассматривать как один из показателей школьной готовности тогда, когда у ребенка сформирована способность к анализу сложных геометрических фигур и синтезу на этой основе графического образа. Высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения, необходимо, чтобы познавательные интересы ребенка были связаны с содержанием и условиями школьного обучения: в последние годы мы все чаще сталкиваемся с тем, что любознательные и активные первоклассники, имеющие разнообразные знания в самых разных областях, испытывают трудности в обучении и в школу ходят без желания.

 

 

Список используемой литературы


1.            БожовичЛ.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению - М., 1995

2.            Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995.-С. 132-142.

3.            Ветер Л.А., Ветер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе -М., 1994.

4.            Ветер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 1988.

5.            Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - Минск, 1988.

6.            Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.

7.            Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 1988.

8.            Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971.

9.            Мухина В.С. Детская психология. /Под ред. Л.А.Венгера. -М., 1986.

10.       Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М., 1988.

11.       Практическая психология образования под ред. И.В. Дубровиной. – «ТЦ Сфера», 1997

12.       Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова и др. -М., 1983.

13.       Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.

14.       Российская педагогическая энциклопедия.-М., 1993.-Т. 1.

15.       Ульепкова У Формирование общей способности к учению у шестилетних детей// Дошкольное воспитание. - 1989. - № 3. -С. 53-57.

16.       Урунтаева Дошкольная психология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. уч. заведений. – 2-е изд. – М.: Издат. центр «Академия», 1996

Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты