Применение рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ

В тонкости психологических механизмов зависимый человек (аддикт) не посвящает не только других, но и сам старается не думать и не анализировать их. Такой человек в своих высказываниях ограничивается общими словами типа: «Я делаю как все (все так живут)», «Такова жизнь», «Когда-нибудь всё будет по-другому».

Существуют химические и нехимические формы аддикций. Рассмотрим химические аддикции. Химические аддикции связаны с использованием различных веществ, изменяющих психическое состояние. Многие из этих веществ токсичны и вызывают органические поражения. Некоторые вещества, изменяющие психическое состояние, включаются в обмен веществ в организме так, что зависимый от них человек употребляет их сначала для изменения психического состояния, а затем для поддержания своей жизнедеятельности.

К химическим аддикциям относятся:

·                     Алкогольная аддикция (зависимость)

·                     Наркомания

o        опиумная зависимость;

o        зависимость от каннабиса (марихуаны, гашиша, анаши и т.д.);

o        зависимость от галлюциногенов (ЛСД, псилоцибин (содержится в некоторых видах грибов), мескалин (содержится в кактусе пейот), гармин, гармалин, ибогин, заменители амфитаминов);

o        кокаиновая зависимость;

o        героиновая зависимость;

o        зависимость от седативных, снотворных и др. лекарственных препаратов;

o        зависимость от стимуляторов (фенамина и веществ, сходных по своему воздействию с фенамином).

o        Токсикомания

o        Кофеиновая аддикция

o        Никотиновая аддикция

Наркология – это наука о медицинских последствиях злоупотребления веществами, вызывающими химическую зависимость. Самый распространённый способ, используемый людьми для изменения своего психического состояния — выпить немного алкоголя. Но в последние годы широко распространяется зависимость, вызванная наркотиками, ненаркотическими лекарственными препаратами и другими токсическими субстанциями.

 

1.3. Особенности подросткового возраста как фактор риска развития зависимости от психоактивных веществ


Подростковый возраст с давних пор считается фактором, способствующим развитию алкоголизма и токсикомании. В подростковом возрасте, в периоде полового созревания, поведение в значительной степени определяется характерным для этого периода жизни реакциями: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечениями (хобби), имитации и формирующимся сексуальным влечением. Именно эти реакции могут оказаться факторами, как способствующими злоупотреблению психоактивными веществами, так и препятствующими аддиктивному поведению. Поэтому имеет смысл подробнее остановиться на поведенческих реакциях пубертатного периода.

Реакция эмансипации проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, руководства, покровительства со стороны родных, воспитателей, преподавателей, вообще, всех старших по возрасту. От установленных ими порядков, правил и законов. Все, что уважается и ценится взрослыми, подростками отвергается. Реакция эмансипации может быть направлена как на конкретных взрослых (родители, учителя и т. д.), так и на все взрослое поколение в целом. В последнем случае, когда реакция эмансипации сочетается с реакцией группирования со сверстниками, поведение может становиться асоциальным, достигать уровня молодежного бунта.

Реакция увлечения (хобби), в отличии от реакции эмансипации, как правило, препятствует аддиктивному поведению. Более того, появление стойких интересов и увлечений способствует резкому сокращению приема спиртных напитков в старшем подростковом и юношеском возрасте.

Особенно противодействующим фактором являются интеллектуально-эстетические хобби (увлечения литературой, историй, философией и т. д.). Телесно-мануальные хобби (стремление развивать силу, ловкость, достигать высоких спортивных результатов и т. д.) препятствует аддитивному поведению. Однако эти увлечения могут подтолкнуть подростка к употреблению допингов в виде анаболических стероидов и (или) стимуляторов, чтобы добиться максимальных достижений.

Единственное исключение составляет особый вид хобби, названный информационно-коммуникативным. Такие подростки все время отдают бездумному общению со сверстниками, поглощению и обмену малозначимой и не требующей никакой интеллектуальной переработки информацией. Отсюда следует тяготение к асоциальным компаниям сверстников. Такое поведение легко сочетается со употреблением алкоголем, знакомством с различными наркотическими и токсическими веществами. Однако главным побудительным мотивом и фактором способствующим аддиктивному поведению, является не сама жажда новой информации, а влияние асоциальных компаний, где этой информацией обмениваются.

Реакция имитации, то есть стремление подростка копировать поведение, манеру общаться и одеваться, вкусы и пристрастия людей, обычно более старших по возрасту, к которым он испытывает положительные чувства - от уважения до слепого почитания и обожания кумира. Реакция имитации может как способствовать, так и препятствовать

нарушению поведения. Если объект или объекты имитации ведут образ жизни, связанный с употреблением алкоголя и наркотиков, то и подросток будет следовать их примеру. Наоборот, если «кумир» ратует за здоровый образ жизни, интересные увлечения, занятия спортом, то его поведение будет играть роль достаточно мощного антинаркотического фактора.

Отдельно следует сказать о так называемой отрицательной реакции имитации, когда подростки из асоциальных семей строят свой образ жизни исходя из противоположного тому, что видели в родительских семьях. Такие подростки становятся абсолютными трезвенниками и категорически осуждают употребление любых психоактивных веществ, прилежно учатся, достигают карьерного роста, строят благополучные семьи. К сожалению, это случается гораздо реже, чем обратное: влияние неблагополучной семьи является достаточно мощным фактором, способствующим аддиктивному поведению.

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, в определенной мере могут влиять на выбор психоактивных веществ и даже способствовать наркотизации.

Реакция группирования со сверстниками является ведущим социопсихологическим фактором, способствующим наркотизации. Группа сверстников для подростка служит, во-первых, важным каналом информации, которую он не может получить от взрослых; во-вторых, новой формой межличностных отношений, в которой подросток познает окружающих и самого себя; в-третьих, группа предоставляет новый вид эмоциональных контактов, невозможных в семье.

В социальной психологии подростковые группы разделяют на: «просоциальные», «асоциальные» и «антисоциальные». Такое разделение подростковых групп само по себе еще не определяет их связь со злоупотреблением психоактивными веществами.

В «просоциальной» группе, объединившейся, например, в силу интереса и занятий каким-либо видом спорта, вполне поощряемым старшими и обществом в целом, может распространиться употребление не только допингов, но и наркотиков. Из самодеятельного кружка или спортивной команды может родиться группа наркоманов. С другой стороны, некоторые антисоциальные подростковые группировки в силу господствующих в них фанатических убеждений могут активно препятствовать наркотизации и алкоголизации своих членов. Иное разделение подростковых групп на жестко регламентированные и свободные также само по себе ничего не говорит об их отношении к наркотикам.

Жестко регламентированная группа отличается постоянным составом, безраздельной властью вожака, «своей» территорией, твердо установленными взаимоотношениями между членами группы, иерархией подчинения между ними, борьбой с соперничающими группами. Но жестко регламентированной может быть и упомянутая антисоциальная группа, с ненавистью и презрением относящаяся к наркоманам и алкоголикам и отвергающая употребление всех дурманящих веществ. В то же время не менее жестко регламентированной может быть группа наркоманов, в которой господствуют суровые неписаные законы и абсолютная власть вожака. Свободная подростковая группа характеризуется непостоянным составом (одни приходят, другие уходят), нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Подобными группами могут быть территориальные (дворовые) компании, сборища около дискотек и т. п. В этих группах употребление психоактивных веществ зависит от множества факторов. Но нередко, если один подросток «заносит» какое-либо вещество, то может «заражать» его употреблением многих членов компании.

В современном поколении подростков в нашей стране можно увидеть следующие типы групп, большая из которых и их отношение к аддиктивому поведению были описаны В. С. Битенским и др.

Территориальные группы - объединяют сверстников по месту учебы или жительства - в одном большом доме (дворовые компании), городском микрорайоне, одном поселке и т. п. Внутри одной территории возможно возникновение разных групп, тогда подростки делятся еще по какому-либо принципу - от учебы в одной школе до национального признака.

Делинквентные и криминальные группы отличаются друг от друга условно - лишь по тому, подвергаются ли совершаемые группой поступки наказанию, согласно Уголовному кодексу, или нет. Делинквентным поведением принято называть не наказуемые, согласно Уголовному кодексу поступки, проступки и правонарушения - обычно это мелкое хулиганство и мелкое воровство, драки без нанесения тяжких повреждений, уклонение от учебы и труда и т. п. Криминальное поведение включает уголовно наказуемые действия. Злоупотребление алкоголем и другими токсическими веществами, как правило, ограничивается отдельными эпизодами. Зависимости развивается далеко не у всех членов подобных групп.

Наркоманические группы обычно состоят из наркоманов, то есть из тех, у кого уже сформировалась зависимости от наркотика. Но члены такой группы стараются привлечь и удержать склонных к употреблению психоактивных веществ новичков. Их соблазняют и поначалу могут бесплатно снабжать наркотиками с тем, чтобы предъявить «счет», когда у тех разовьется зависимость. Различают первичные и вторичные наркоманические группы. В первичных группах наркотик с самого начала был фактором, собравшим группу. Вторичные группы сперва объединялись по какой-либо иной причине (например, территориальные или делинквентные группы, спортивные «фанаты», реже «металлисты»), а затем в группе остались лишь те, кто пристрастился к наркотикам.

Наркоманические группы обычно немногочисленны. Их объединяет добыча наркотиков, при надобности их изготовление, переработка сырья, которая может быть налажена по конвейеру, совместное употребление, а иногда и торговля наркотиками. Группы, как правило, являются жестко регламентированными. Лидером нередко бывает молодой совершеннолетний, обладающий криминальным и наркоманическим опытом. Опытный лидер-наркоман следит также за тем, чтобы избежать случаев передозировки наркотика.

Итак, именно реакция группирования со сверстниками является основным фактором риска вовлечения подростка в употребление психоактивных веществ. Следует отметить, что в разные периоды подросткового возраста происходят изменение отношения к наркотикам. Г. В. Латышев с сотрудниками на базе Центра профилактики наркомании, г.Санкт-Петербурга провели исследование, как в разных возрастных группах происходит накопление знаний о наркотиках и формируется отношение к ним.

14-16 лет. По отношению к наркотикам формируются три группы:

1. Употребляющие и сочувствующие - интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров.

2. Радикальные противники - «сам никогда не буду и не дам погибнуть другу». Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

3. Не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная их часть может начать употребление под влиянием друзей.

16 - 18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными.

В группе употребляющих и сочувствующих пожинают первые плоды, в связи с этим большой интерес вызывают криминальные последствия употребления и скорость развития процессов, влияющих на здоровье. Среди радикальных противников растет число людей, осознающих необходимость активных действий, направленных на изменение ситуации.

1.4 Рисуночные методики как метод психотерапии

Теоретическая база рисуночных методик первоначально была весьма слабой и в течение нескольких десятилетий формировалась как эмпирическая область деятельности. Психодинамическое направление в целом обогатило теоретический арсенал данного подхода ряда фундаментальных понятий и позволило разработать важные теоретические представления, касающиеся природы художественного творчества и эстетического опыта, а так же восприятие продуктов творческой деятельности самим автором и другими людьми. Принципиально важно и то, что психоаналитическая модель психотерапевтических отношений была взята за основу при разработке разных видов работы с рисуночными методиками с различными группами пациентов.

Психоанализ с самого начала своего появления стал обращаться к анализу изобразительного творчества. Это связано с представлением о том, что спонтанная изобразительная деятельность способна выражать неосознаваемые содержания психической жизни. Согласно Фрейду, изобразительное творчество имеет много общего с фантазиями и сновидениями , так как ,подобно им, выполняет компенсирующую роль и снимает психическое напряжение, возникающие при фрустрации инстинктивных потребностей. Он является компромиссной формой их удовлетворения, осуществляющего не в прямом, а в опосредованном виде, а потому рассматривается Фрейдом как вариант невроза и связывается им с регрессией к инфантильным состояниям сознания.

Теория Фрейда, предложив новые концептуальные возможности для объяснения психологии изобразительного искусства с позиции представлений о бессознательном и сублимации, оказалась малопродуктивной для объяснения его положительных моментов.

Последователи Фрейда неоднократно пытались разобраться в природе изобразительного творчества, используя новые способы для его анализа.

Е. Крис предположил, что есть некоторые общие особенности, характеризующие творческое воображение. Они включают ограничение функций сознания, высокую эмоциональную заряженность образов, а так же наличие механизмов для разрешения проблем на визуальном уровне.

А.Фрейд проводит параллель между изобразительным творчеством и психоаналитической работой. И для того, и для другого свойственен стадийный характер.

Теория Юнга, хотя и связанная с психоанализом фундаментальным понятием бессознательного, существенно отличается от него. Юнг в отличии от Фрейда, рассматривал изобразительное творчество как чрезвычайно важный инструмент для реализации самоисцеляющих возможностей психики. Творчество связывается им не столько с личным бессознательным, сколько с коллективным бессознательным. Творчество выступает и как инструмент самоисцеления и как важный фактор в достижении всеобщей гармонии и духовного баланса той или иной эпохи. Другое важное отличие Юнга от Фрейда касается различного понимания ими символов и их роли в изобразительном творчестве.

Краткий обзор психоаналитической литературы показывает большое разнообразие взглядов на природу изобразительного творчества и их постепенное изменение на протяжении нескольких последних десятилетий.

Гуманистическая психология и психотерапия также внесли определённый вклад в развитии рисуночных методик. Для гуманистического подхода наиболее важным представляется поиск новых форм опыта, ведущих к развитию личности и изменения качества сознания с влиянием гуманистического подхода. Благодаря гуманистическому подходу стали не редки группы однократных встреч, группы с «погружением» рассчитанные на несколько дней интенсивного тренинга с применением рисуночных методик, а так же тематически ориентированные группы.

С влиянием гуманистического подхода связывают распространение креативестических представлений, в которых одним из центральных является понятие творчество, обозначающие реализацию потенциала личности различных видов деятельности.

Хотя гуманистический подход пережил пик своей популярности в 60-70 гг., он до сих пор продолжает определённое влияние на работу с рисуночными методиками.

Наряду с решающей ролью психодинамического и гуманистического подходов в теоретическом обосновании применения рисуночных методик, можно говорить и об определенном влиянии трансперсональной методологии. Использование трансперсонального метода более характерно для американской психологии, которая сочетает в себе жестко-директивный подход, имеющую в основном диагностическую направленность, и весьма либеральные течения, эксплуатирующие понятие духовного опыта, особых состояний сознания. Трансперсональная методология расширяет возможности психотерапии в целом. Если говорить о вкладе трансперсональой методологии, то стоит отметить прежде всего ее влияние на расширение диапазона тех состояний, которые признаются в качестве «нормальных» или «допустимых». В трансперсональной методологии имеются приемы использования изобразительных техник для изменения состояния сознания человека, для того чтобы пробудить в нем спонтанность и способствовать выходу бессознательного.

Таким образом, рисуночные методики могут применяться в рамках различных направлений: психодинамического, гуманистического, трансперсонального. Содержание и формы рисуночных методик могут различаться в зависимости от той или иной группы клиентов.

ГЛАВА 2: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РИСУНОЧНЫХ МЕТОДИК ПРИ РАБОТЕ В ГРУППЕ С ПОДРОСТКАМИ ЗАВИСИМЫМИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

2.1 Возможности рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ на ранних этапах реабилитации в отделении детоксикации


Экспериментальной базой нашего исследования являлся МУЗ «Наркологический диспансер» отделение № 4. Испытуемыми в нашем исследовании являлись пациенты данного медицинского учреждения в возрасте 14-16 лет. Обращение в данное отделение за помощью в проведении детоксикации не означает наличия у обращающегося добровольного, осознанного, глубоко личностного желания отказаться от употребления ПАВ и изменить свой образ жизни. Обязательный курс лечения составляет 21 день, при желании, пациент может остаться в отделении на более длительный срок и пройти курс реабилитации (51 день).

Немаловажным моментом является заключение с больным и его родственниками договора, в котором оговариваются сроки и условия госпитализации, правила внутрибольничного режима, условия выписки, в том числе и за нарушения режима. Со стороны медицинского персонала необходимо неукоснительное следование установленным правилам. Для уменьшения вероятности проникновения в отделение наркотика больные полностью изолируются на все время госпитализации. Этой же цели служит полный осмотр больного и его вещей перед поступлением. Организация порядка и строгой дисциплины в отделении оказывает также и психотерапевтическое воздействие, способствуя формированию новых стереотипов поведения.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты