Применение методов нейро-лингвистического программирования в обучении

Применение методов нейро-лингвистического программирования в обучении

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Московской области

Московский государственный областной педагогический институт

Юридический факультет

Кафедра психологии










Применение методов нейро-лингвистического программирования в обучении

 

Курсовая работа

по психологии

 

 

 





Студент: Романов А. Н.

V курс II группа юридический факультет

очное отделение


Научный руководитель: доцент  Солдатов Д. В.




Орехово-Зуево

2007 год

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ 3


ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ НЛП в обучении.................................... 5

1.1. Специфика процесса получения школьного образования............... 5

1.2. Визуализация как один из базовых методов повышения эффективности передачи информации............................................................................... 8

1.3. Роль невербальной коммуникации в обучении............................... 21

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЙСТВЕННОСТИ МЕТОДОВ НЛП при обучении в школе………………….….….41

2.1. Организация исследования……………………….. …………….….…..41

2.2. Процедура и методы исследования…………………………...…….…42

2.3. Результаты экспериментального исследования и их анализ…...….43  Выводы……………………………………………………………..………..…45

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………….….. 46

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….……….………48

 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………..………….….  50

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ


Тема курсовой работы: «Применение методов нейро-лингвистического программирования при обучении».

Прежде всего, необходимо дать определение нейро-лингвистическому программированию (Далее - НЛП) – это направление в теоретической и  практической психологии, отличающееся от аналогичных психотерапевтических методов ориентацией на эффективность проведения терапевтического вмешательства. Данное направление утверждает, что существует метод и процесс обнаружения паттернов, используемых выдающимися личностями в любой области для достижения выдающихся результатов. Этот процесс называется моделированием, и обнаруженные с его помощью паттерны, умения и техники находят все более широкое применение в консультировании, терапии, образовании и бизнесе для повышения эффективности коммуникации, индивидуального развития и ускоренного обучения.

Таким образом, НЛП применяется не только в психологии и психотерапии, бизнесе и для личностного развития, но и в образовании. Создатели НЛП утверждают, что с его помощью многое из школьного курса можно сделать гораздо быстрее и эффективнее, а главное, не создавая школьных фобий, развивая способности учеников. Причем, что интересно, это относится к любому обучению, не обязательно школьному. На применении НЛП в образовании я и хотел бы остановиться подробнее. 

Ввиду всё более очевидных недостатков и проблем современной российской системы образования, было бы не только интересно, но и крайне полезно исследовать инновационные методики школьного образования, предлагаемые нашими заграничными коллегами. Тем более что именно эти методики сейчас всё активнее развиваются и продвигаются за рубежом, а, значит, стоят того, чтобы на них обратили внимание отечественные педагоги и исследовали их должным образом.  К сожалению, наблюдается большой дефицит литературы, связанной именно с применением методов НЛП при обучении. Отсюда следует и малая изученность данной темы.  Поэтому, работая над данной темой, мне хотелось проверить, насколько реальны те возможности по обучению с помощью методов НЛП, о которых заявляют их авторы. И насколько они эффективны в рамках современного российского школьного образования.

Цель исследования: Выявление степени эффективности применения методов НЛП при обучении в школе по сравнению с традиционными методами обучения

Задачи исследования:

1.     Определение методов и методик НЛП при обучении. Их систематизация.

2.     Практическая работа и  анализ исследования эффективности применения методов НЛП при обучении в школе на примере среднестатистического класса

3.     Обоснование выбора методов проверки гипотезы

4.     Разработка процедуры (схемы) исследования

5.     Проведение исследования

6.     Формулировка выводов

Объект исследования: Применение методов нейро-лингвистического программирования при обучении

Предмет исследования: Методы НЛП при обучении в школе

Гипотеза: Методы НЛП более эффективны в сравнении с традиционными методами обучения в школе.

В данной курсовой работе тема раскрыта следующим образом: сначала перечислены и подробно изложены основные методы и постулаты НЛП при обучении в школе, затем  проведена практическая работа и  анализ эффективности применения методов НЛП при обучении в школе, основанные на разработанной мною процедуре исследования, а после - сделаны выводы.

ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ НЛП В обучении

1.1. Специфика процесса получения ШКОЛЬНОГО образования

Методы и техники, используемые без понимания лежащего в их основе способа организации учебного процесса, почти наверняка обречены на короткую жизнь, как любая причуда образования. Это дает возможность понять феномен, когда каждые 5-10 лет одни и те же методы и техники появляются под разными названиями. При поверхностном взгляде нейро-лингвистическое программирование может восприниматься как новое название старых вещей. Однако это не так. Есть все основания утверждать, что идеи и техники НЛП представляют собой точную модель восприятия, опыта, стратегии мышления.

Школа имеет свою собственную уникальную культуру, в рамках которой имеется несколько субкультур с собственными паттернами процесса обучения и невербальной коммуникации (невербальная - несловесная, то есть осуществляемая посредством жестов, мимики). Поскольку образовательные уровни школы естественно дифферен­цированы, каждый порождает собственные паттерны эффективных обучающих стилей. Уровни группируются в следующие категории:

Начальные (третьи - четвертые) классы, подростки, старшие классы, специальное образование.

УЧЕНИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Как только детям исполняется 5 лет, они покидают детский сад и начинают свое путешествие по образовательному конвейеру. Они поступают в первый класс преимущественно как кинестетические создания. Учителя знают, что их подопечные воспринимают реаль­ность, прикасаясь (на ощупь), обоняя (на запах), на вкус, толкая, кидая и разбирая мир на части. Обычная практика начальной школы - “идти через” процедуры: большая часть времени тратится на кинестетическое обучение учеников.

УЧЕНИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный. Учеников, не адаптировавшихся к такому переходу, убирают со “школьного конвейера” и отправляют в “коридор” (доучивание, переучивание, спецклассы...).

УЧЕНИКИ СТАРШИХ КЛАССОВ

По мере продвижения к старшим классам стиль школьного конвей­ера снова меняется и определяется преимущественно как визуаль­ный. Содержание становится более абстрактным, символическим, графическим. Неспособные перестроиться на визуальную форму обучения ученики выпадают из конвейера и попадают в коридор, собирающий преимущественно аудиалов и кинестетиков.

УЧЕНИКИ И УЧИТЕЛЯ ПОДРОСТКОВЫХ КЛАССОВ

Эта образовательная структура самая сложная. Очень редко встречаешь учителя, который действительно хотел бы учить 12 – 15-летних. Человек с юмором усомнится в психическом здоровье людей, желающих учить “гормональный клуб Америки” - детей, чьи химические реакции проходят настолько быстро и непредсказуемо, что они чувствуют себя как бы живущими в другом теле.

Откуда же приходят учителя, обучающие эти “эмоциональные вулканы школьного конвейера”? Из двух других структур. Имеющие,, опыт работы в начальных классах несут свою любовь, внимание... - все, что отражает их стиль обучения. Другие учителя ожидают вакансий в старших классах или в высшей школе.

Успешный учитель этого уровня знает, что его работа - самая сложная и эмоциональная. НЛП предоставляет учителям этого уровня помощь в самых необходимых областях: установление раппорта (особое состояние успешной коммуникации), управление стрессом, установление дисциплины Учитель должен делать посто­янный упор на заботу, разговаривая с учеником и даже просто слушая.

УЧИТЕЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Учителя старших классов мотивируют себя в своей работе углуб­лением знаний учеников и приходящей с этим мудростью. Фокус деятельности смещается на обучение, и учителя часто склонны воспроизводить профессорский стиль. Подготовка учителей старших классов наиболее академична. НЛП поможет этим учителям усилить сохранение содержания, определить целесообразные для учеников дополнительные курсы, глубже понять, как стили научения влияют на восприятие учеников.

КОНВЕЙЕР И КОРИДОР

Как уже было замечено ранее, неуспевающие по программе конвейера отправляются в “коридор” со специальными программа­ми и классами. Коридор - это место, где развивается отстающая модальность учащегося. Или: коридор ориентирован на процесс, а конвейер - на содержание.

Когда акцент делается на содержании, учитель должен использо­вать многосенсорные техники, чтобы каждый учащийся мог сам выбирать привычный для него процесс. Однако чаще всего конвей­ерный учитель обучает в одной модальности, и тогда коридорному учителю необходимо совершенно индивидуально подобрать нужный подход к каждому коридорному ученику. Способность определить подходящий стиль научения - основа успеха.

КОНВЕЙЕР

Фокус на классе как целом. Многосенсорное обучение.

Ориентация на новое содержание. Успех основан на технике подачи

КОРИДОР

Фокус на отдельном учащемся.

Ориентация на новый процесс

Первоначальное обучение каждого в его модальности.

Успех основан на соответствии модальности восприятия и подачи информации.

1.2. Визуализация как один из базовых методов повышения    эффективности    Передачи   информации Уже с четвертого класса способность “видеть слова глазами мозга” - основной ключ к академическому успеху. (Здесь использовано выражение из “Гамлета” - на вопрос, как Гамлет может видеть невидимого другим призрака, он отвечает: “Я вижу его глазами своего разума” - прим. ред.) Данный навык можно трениро­вать еще в дошкольном учреждении. Эта глава будет охватывать следующие области:

1. Как ученики “видят глазами мозга”?

2. Как развить визуальную способность “невидящих” детей?

3. Повторение - это движение от аудиально записанной информа­ции к визуальной форме (при подготовке к экзамену/тесту).

4. Примеры визуализации (чтение, чтение по слогам, счет).

КАК УЧЕНИКИ ВИДЯТ?

Ученики, имеющие сложности с системой образовательного кон­вейера - это ученики, которые не могут перевести услышанную информацию (вход) во внутреннюю визуальную форму (память/ хранение), то есть осуществить визуализацию. Самый простой путь - выполнить это посредством записи.

Существуют 4 способа врожденной визуализации, от наиболее распространенного до наименее используемого, но самого искусно­го:

1. Самый распространенный стиль демонстрируется учениками, посещающими лекции и делающими записи того, что слышат.

(Внешний аудиальный переход через записи к внутреннему визу­альному.)

2. Второй популярный стиль демонстрируется учениками, которые читают книгу, делают записи, затем смотрят на них и воспроизводят картину в мозгу.

(Внешний визуальный переход через записи к внутреннему визу­альному.)

Некоторые ученики могут составлять внутренние визуальные кар­тины без предварительной записи. Эта возможность соединяет еще два вида визуализации.

3. Внешний визуальный без записи к внутреннему визуальному.

4. Внешний аудиальный без записи к внутреннему визуальному. Ученики, использующие любую из первых трех модальностей памяти, легко учатся в школе по сравнению с теми, кто запоминает информацию в аудиальной модальности. Ученики, которые услышав, могут сразу заполнить визуально, часто воспринимаются как талан­тливые и одаренные.

РАЗВИТИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ

Как развить визуальную способность у тех, кто плохо видит глазами мозга? Работа эта требует, от учителя большого мастерства и старания. Необходимо иметь прекрасные навыки установления раппорта с учениками, введения их в ресурсное состояние, состояние заинтересованности. Вначале желательно потратить 2-4 недели на правополушарную визуализацию, а затем перейти к левополушарной визуализации. И еще, согласно исследованиям, невербальное пове­дение учителя в огромной степени влияет на научение. Когда мы стремимся, чтобы ученики на занятии ВИДЕЛИ, то классу поможет следующее невербальное поведение учителя: неподвижное тело/ руки, мягкий спокойный голос, медленная речь, увеличение длины предложений.

В главе 5 мы исследовали корреляцию оценок учащихся с предпо­читаемой модальностью памяти - визуальной или аудиальной. Напом­ним, что для аудиальных учеников может возникнуть проблема, если заключительные вопросы в конце главы представлены в одной последовательности, а вопросы теста (проверки) - в другой. Учителю необходимо знать визуальные способности своих детей, позволяю­щее запоминать информацию. Прекрасно, если мы можем опраши­вать своих учеников в предпочитаемой ими модальности. Однако общий успех и завершение образования на школьном конвейере будет в прямой зависимости от их визуальных способностей. Это самый значимый фактор, начиная с четвертого класса. Как помочь ученику перейти с аудиального запоминания информации на визуальное

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ВВЕДЕНИЕ КЛАССА В ВИЗУАЛИЗАЦИЮ

1. Учитель предоставляет ученикам простую сцену без описаний (предложение с простым подлежащим и сказуемым, например: “Мальчик и собака вышли.”)

2. Учитель просит учеников дополнить описание конкретными визуальными деталями и характеристиками. Ученики добавляют такие прилагательные, как “большой”, “коричневый”, наречия “быстро” и т.д. Во время представления своих картин можно попросить учеников закрыть глаза.

3. Предложите ученикам обменяться конкретными визуальными характеристиками.

Проводите такие занятия каждый день в течение 2-4 недель. Обратите внимание, какие изменения произошли за первую неделю, как изменились ответы через две недели.

УПРАЖНЕНИЯ НА ВИЗУАЛИЗАЦИЮ

1. Начните с визуализации цветов. Заполните свой мозг красным, зеленым, голубым... Сконцентрируйте все ваше внимание на сохра­нении цвета ярким и чистым. Если созданные вами цвета кажутся вам неясными, сфокусируйтесь (привяжитесь) для каждого цвета к какой-нибудь позе. Это может не сразу получаться.

2. Затем попробуйте визуализировать знакомые геометрические фигуры, такие как круг, квадрат, треугольник. Попробуйте изменить размер, форму и цвет объекта. Попробуйте повращать объект в вашем мозгу. Если вы испытываете затруднения, не отчаивайтесь и не разочаровывайтесь в упражнении. Многим людям труднее предста­вить абстрактные фигуры, чем реальные объекты и лица.

3. Визуализируйте трехмерный объект: стул, мяч, помидор, чашку. Поместите образ на расстоянии нескольких футов перед собой, расслабьтесь и изучайте его. Закройте глаза и еще раз визуализируйте, пытаясь как можно больше включить деталей в ваш образ. Еще более расслабьтесь и позвольте вашему мозгу создать образ без критической оценки.

4. Визуализируйте образ знакомого человека. Сконцентрируйтесь на лице, позвольте изменяться перспективе и рассматривать лицо справа, слева, издалека, близко. Вы можете приблизиться к деталям лица или охватить его взглядом.

5. Визуализируйте знакомый дом, здание. Представьте себя откры­вающим дверь и входящим. Изучите пол под собой, картины на стенах, мебель, проемы в другие комнаты...

6. Представьте себя удобно лежащим в кровати. Мысленно иссле­дуйте знакомые объекты и отделку комнаты. Мысленно взгляните на окно и почувствуйте себя плывущим к нему, затем выплывающим из него. Поднимайтесь выше и выше над вашим домом, изучите дом соседей, деревья, перспективу улицы. Затем мягко приземлитесь и ощутите, что стоите на ногах.

7. Визуализируйте конкретное место и представьте, что вы нахо­дитесь там. Это может быть любимое место отдыха или место, которое вы хотите посетить, или воображаемое место: мягкое, располагающее к отдыху и очень приятное место. Исследуйте его мысленно, изучите окружение. Если это на природе, почувствуйте тепло солнечных лучей, дуновение ветра. Замечайте запахи и звуки. Возможно, вы пожелаете посетить это место в будущем. Визуализи­руйте себя идущим на это место для отдыха, для работы над проблемой, или для практики в других упражнениях.

“Визуализируйте конкретное место и вообразите встречу с очень мудрым человеком, наставником (если вы верующий - с Богом). Выразите ему свою дружбу, Признательность. Представьте себя спрашивающим у него ответы на интересующие вас вопросы, проблему. Внимательно слушайте, что он говорит.

Наконец, представьте другое конкретное место, рабочее место, содержащее все приборы, инструменты, которые могут потребовать­ся для решения вашей проблемы. Представьте экран, на котором могут появляться любые образы по вашему выбору. Ваш наставник обязательно посетит вас там, когда вам потребуется помощь.

Это начальные упражнения. Если вы поупражняетесь в каждом ' около недели и используете релаксированное состояние на практи­ке, вы увидите впечатляющие результаты.

ВИЗУАЛЬНЫЕ КОНФИГУРАЦИИ ПЕЧАТНОГО МАТЕРИАЛА

Следующая серия упражнений помогает учащимся в создании картины печатного материала. Мы помним, что ученики, владеющие левополушарной визуализацией (видение слов), хорошо учатся в школе.

Ученики открывают указанную страницу книги, вкладывают за­кладку или палец и закрывают книгу.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты