количество точек. В нашем случае все карточки содержат правильное количество точек.
· Показателем объема внимания данного испытуемого является число точек на карточке, при котором начинаются ошибки в
указании их количества. У нашей испытуемой таковым является 8
У исследуемого были выявлены достаточный объем внимания, скорость и точность восприятия. Исследуемый правильно воспринимал число точек даже на карточках, где их больше всего (8); в первом эксперименте он правильно по числу воспроизвел 87% точек, во втором – 93%. Труднее было ему, как он подтвердил после исследования, воспроизводить пространственное размещение точек: в первом эксперименте он правильно разместил 71%, во втором – 73% всех показанных точек. Работал точно, легко сосредоточивался, после экспозиции без сомнений и колебаний быстро фиксировал точки на бланке.
11.Вывод Объем развития внимания у испытуемой весьма широк (8)
18. Литература: Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
ПРОТОКОЛ
по тесту «Кольца Ландольта»
1. Дата: 20. 11/2009
2. Время: 17 ч. 40 мин.
3. Испытуемый: Д.
4. Социальное положение: ученик
5. Возраст: 7 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме
8. Цель Корректурные таблицы (кольца Ландольта)
применяются для исследования произвольного внимания и для оценки темпа
психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной
деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.
9. Оборудование и ход обследования. .Обследование проводится с
помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами,
направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает
определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по
количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения
заданного количества строк.
Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен,
внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых
имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.
Работа проводится в течении 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор
произносит слово "черта", в этот момент ребенок должен поставить
черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.
После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово
"стоп". По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том
месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную
вертикальную черту.
10. Обработка результата При обработке результатов
экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую
минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок,
допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом
за все пять минут.
Продуктивность и устойчивость внимания ребенка определяются по формуле:
где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания;
N – количество колец, просмотренных ребенком за минуту( если с помощью этой формулы определяется общий показатель продуктивности и устойчивости внимания за все пять минут, то, естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в течение пяти минут, а знаменатель данной формулы – 300);
n – количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.
В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S и один показатель S , относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.
По полученным результатам строится график работы ребенка над заданием.
По всем показателям S полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида:
На основе анализа этого графика можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.
6-7 баллов - показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.
4-5 баллов - показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
2-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
0-1 балла - показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
Устойчивость внимания в свою очередь оценивается так:
10 баллов – все точки графика на рисунке не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.
8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.
6-7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.
4-5 баллов - все точки графика располагаются в четырех зонах, а сама кривая похожа на график 4.
3 балла - все точки графика располагаются в пяти зонах, а сама кривая похожа на график 5.
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:
Кривая 1 – это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.
Кривая 2 – это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания.
Кривая 3 – это график среднепродуктивного и среднеустойчивого внимания.
Кривая 4 – это график среднепродуктивного , но неустойчивого внимания.
Кривая 5 – это график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.
Следуя вышеприведенным рекомендация обработаем результаты
исследования нашего испытуемого. Для удобства запишем их в таблицу.
Минуты |
Кол-во просмотренных колец |
Кол-во ошибок |
Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени |
Общая оценка продуктивности и внимания |
1 |
70 |
4 |
||
2 |
102 |
10 |
||
3 |
98 |
7 |
||
4 |
70 |
4 |
||
5 |
58 |
4 |
11. Вывод: На графике мы видим, что показатель S находится в границах от 0,24 до 0,50 балла, а все точки графика не выходят за пределы одной зоны, таким образом, делается вывод, что продуктивность внимания низкая, но устойчивость внимания высока. Продуктивность испытуемого оценивается на 2-3 балла, а устойчивость внимания на 10 баллов.
12. Источник : Немов Р.С., Психология: Учеб. Для студ. Высших пед. Учеб. Заведений: в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
ПРОТОКОЛ
по тесту «Счет по Крепелину в модификации R. Shulte»
1. Дата: 25. 11/2009
2. Время: 16 ч. 40 мин.
3. Испытуемый: Д.
4. Социальное положение: школьник
5. Возраст: 12 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: исследование переключения внимания , а также работоспособности
9. Экспериментальный материал: Печатные бланки по образцу, секундомер, трафарет для проверки задания.
10. Порядок исследования и инструкция испытуемому. Испытуемому дается инструкция: «Когда я дам команду
«Начинай!», ты возможно быстрее, но без ошибок начнешь складывать пары
чисел, напечатанных на бланке. Если сумма больше 10, то, отбросив десяток,
пиши только единицы. Понятно? Каждый раз, когда я буду говорить: «Черта», ты на том месте, где тебя застанет этот сигнал, должны поставить
черту и сразу же продолжать работу, пока я не дам команду «Стоп!» переверни лист».
Дать команду «Начинай!» Пустить секундомер и потом, каждые 15 с, го-
ворить: «Черта». Дать команду «Стоп! Переверните лист» и остановить секундомер, когда будет закончен бланк
12. Отчёт испытуемого: Сначала было немного трудно потом полегче. Работа вызвала интерес.
14. Отчёт экспериментатора: эксперимент проходил без особенностей
15. Обработка результатов:
Количественным показателем продуктивности работы является общее число
сложенных пар и число ошибок, для подсчета которых пользуются трафаретом. Наш испытуемый затратил на выполнение задания 4 минуты, за это время он сложил 129 пар чисел и не допустил при этом не одной ошибки что говорит о высокой продуктивности работы.
Сравнение продуктивности за второй и последний 15-секундный интервал
позволяет судить о степени утомляемости или упражняемости внимания – наш испытуемый во втором и последнем интервале посчитал 7 пар чисел что может говорить о низкой утомляемости и упражняемости.
Коэффициент работоспособности К раб = S 2 : S 1=1
, где S2 – сумма правильно
выполненых сложений последних четырех строк (или за последний 15-секундный
интервал), S1 – сумма правильно выполненых сложений первых четырех строк
(или за второй 15-секундный интервал).Оценивая время затраченное испытуемым на работу, а так же отсутствие в его работе ошибок дает основания предполагать о направленности испытуемого на точность.
17. Вывод: Испытуемый обладает высокой продуктивностью работы, низкой утомляемостью направленностью на точность в ущерб скорости.
18. Литература: Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
Бланк методики «Счет по Крепелину»
8 3 6 9 1 5 7 2 3 8 5 2 9 5 6
5 2 8 9 7 4 4 2 8 6 1 7 4 7 5
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
6 7 4 9 2 3 6 2 9 6 7 8 3 2 4
7 3 8 2 2 9 4 7 4 5 8 3 9 2 6
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
6 2 8 9 4 3 7 4 5 4 9 2 6 5 3
7 4 8 2 3 2 9 3 5 8 6 7 2 3 5
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
3 8 6 5 3 7 9 5 2 7 2 4 9 5 3
9 3 7 5 7 7 8 8 3 5 2 9 6 3 4
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
3 7 9 8 2 6 5 5 8 3 2 4 9 5 7
2 5 7 4 3 6 9 3 4 6 6 8 7 4 3
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
2 8 5 5 4 9 2 5 6 2 8 6 3 5 7
8 2 3 6 4 2 8 7 3 9 2 6 3 4 6
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
4 8 5 4 3 7 9 2 3 5 3 6 7 3 5
6 2 7 8 4 2 5 2 9 6 5 4 3 7 4
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
9 2 5 7 4 2 8 3 5 8 9 5 6 7 2
4 8 6 6 7 7 9 2 5 3 6 6 7 4 2
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
5 6 2 8 4 9 2 2 6 8 3 2 4 6 7
6 2 9 4 5 7 9 3 5 4 2 6 9 6 3
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
ПРОТОКОЛ
по методике «Тест Мюнстерберга (ТМ)»
1. Дата: 22. 11/2009
2. Время: 16 ч. 00мин.
3. Испытуемый: Д.
4. Социальное положение: студент
5. Возраст: 20 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: Исследование избирательности перцептивного внимания.
9. Экспериментальный материал: Печатные бланки, секундомер.
10. Ход эксперимента Материал методики состоит из бланка теста небольшой карточки с набором букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке. Среди этого фона скрыто 24 слова разной степени сложности. Все слова — имена существительные в единственном числе именительного падежа. Задача испытуемого возможно быстрее отыскать их и подчеркнуть.
12. Инструкция. Даны буквы русского алфавита. Среди букв фона
имеются слова (24), их надо отыскать и подчеркнуть. Работать быстрее.
12. Отчёт испытуемого: Затруднений не было. Работа вызвала интерес.
14. Отчёт экспериментатора: эксперимент проходил без особенностей
15. Обработка результатов:
Показатель ТМ вычисляется из оценки времени Т(шкала с интервалом в 1/4δ со средним М =10, размерность шкалы от 0 до 19 баллов) с поправкой на ошибки – пропуски слов . Каждое пропущенное слово оценивается в 1 балл. Расчетная формула имеет простой вид:
А=Т – С.
Используя специальные таблицы для оценки успешности по тесту Мюнстерберга определим данные испытуемого t = 75 с т.о Т= 18б, количество ошибок = 1 т .о С = 1 б, А = 17
17. Вывод: избирательности перцептивного внимания у испытуемого имеет высокий уровень.
18. Литература: Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
Бланк методики Мюнстерберга
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжшкопргщ
хэнзвосприятиейцукеншщэхъвафыапролдблюбовьавфыфыфлм
ослдспектакльячсимтьбюжюерадостьвуфцпэждлоркнародш
лджьэшщгиеенкуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячытлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиеезщдэрке
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстьйфясмтзацэьагнтзхтлкськ
ПРОТОКОЛ по методике «Концентрация внимания»
1. Дата: 15 11/2006
2. Время: 16ч. 15 мин.
3. Испытуемый: Л
4. Социальное положение: студент
5. Возраст: 20 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: Изучение роли концентрации внимания в учебном и производственном процессе и оценка способности к концентрации внимания.
9. Экспериментальный материал: бланк ответа, ручка, секундомер.
10. Инструкция и процедура проведения: «Я Вам прочитаю три простых арифметических задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые Вами числа также надо держать в уме. Результат вычислений записывайте только тогда, когда я вам скажу: «Пишите!» Вслух ничего говорить нельзя. Переспрашивать тоже нельзя. Если вы не расслышали или забыли примеры, то вместо ответа ставьте черту. Внимание! Начинаю! (Читать четко, медленно, с паузами, где многоточия.)Даны два числа: 82… и 68… Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа,.. и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа… Пишите!..Даны два числа: 82… и 68… К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа,.. и полученную сумму разделите на вторую цифру второго числа… Пишите!Даны числа: 56… и 92 Вторую цифру первого числа разделите на первую цифру второго числа… Полученное частное умножьте на вторую цифру первого числа… Пишите!».
12. Бланк ответа
13. Отчёт испытуемого: времени не хватило, инструкция была понятна, работала с трудом.
14. Отчёт экспериментатора: -исследование проходило без особенностей
15. Обработка результатов:
Для решения всех трех задач необходимо сохранять устойчивость концен-
трированного внимания. Правильное решение испытуемой второй и третьей задачи при неправильном решении первой позволяет предположить относительно медленную включаемость в работу.
16. Интерпретация: устойчивость концентрированного внимания не достаточна характеризуется медленной включаемостью в работу
17. Вывод: устойчивость концентрированного внимания не достаточна характеризуется медленной включаемостью в работу
18. Литература: Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконов ПРАКТИКУМ
ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ Учебное пособие для студентов педагогических вузов.
ПРОТОКОЛ
по тесту «Запомни пару».
1. Дата: 20.11/2006
2. Время: 12ч. 30 мин.
3. Испытуемый: Л
4. Социальное положение: ученица средней школы
5. Возраст: 16 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
9. Экспериментальный материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи во втором ряду они отсутствуют:
10. Процедура проведения: экспериментатор читает испытуемому 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой – 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает или называет запомнившиеся слова правой половины ряда.
.
11. Инструкция: « Сейчас я прочитаю тебе пары слов, а затем буду называть только одно слово из пары, а ты будешь должен вспомнить второе слово.»
12. Бланк ответа
13. Отчёт испытуемого: Было интересно и легко.
14. Отчёт экспериментатора: -исследование проходило без особенностей, испытуемый безо всяких затруднений выполнял задание.
15. Обработка результатов: Результаты опыта записываются в таблицу:
Объем логической памяти |
Объем механической памяти |
||||
Количество слов первого ряда (А1) |
Количество запомнившихся слов (В1) |
Коэффициент смысловой памяти (С1 = В1/А1) |
Количество слов первого ряда (А2) |
Количество запомнившихся слов (В2) |
Коэффициент смысловой памяти (С2 = В2/А2) |
10 |
8 |
0,8 |
10 |
10 |
1 |