Практикум по курсу общая психология. Внимание и память

количество точек. В нашем случае все карточки содержат правильное количество точек.

·        Показателем объема внимания данного испытуемого является число точек на карточке, при котором начинаются ошибки в

указании их количества. У нашей испытуемой таковым является 8

У исследуемого были выявлены достаточный объем внимания, скорость и точность восприятия. Исследуемый правильно воспринимал число точек даже на карточках, где их больше всего (8); в первом эксперименте он правильно по числу воспроизвел 87% точек, во втором – 93%. Труднее было ему, как он подтвердил после исследования, воспроизводить пространственное размещение точек: в первом эксперименте он правильно разместил 71%, во втором – 73% всех показанных точек. Работал точно, легко сосредоточивался, после экспозиции без сомнений и колебаний быстро фиксировал точки на бланке.

11.Вывод Объем развития внимания у испытуемой весьма широк (8)


18. Литература: Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОТОКОЛ

по тесту «Кольца Ландольта»


 1. Дата: 20. 11/2009

 2. Время: 17 ч. 40 мин.         

 3. Испытуемый: Д.

 4. Социальное положение: ученик

 5. Возраст: 7 лет.

 6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное

7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме

8. Цель Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.

9.     Оборудование и ход обследования. .Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.

Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.
Работа проводится в течении 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.

После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово "стоп". По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.

10. Обработка результата При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

Продуктивность и устойчивость внимания ребенка определяются по формуле:

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания;

         N – количество колец, просмотренных ребенком за минуту( если с помощью этой формулы определяется общий показатель продуктивности и устойчивости внимания за все пять минут, то, естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в течение пяти минут, а знаменатель данной формулы – 300);

         n – количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.

В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S  и один показатель S , относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По полученным результатам строится график работы ребенка над заданием.

По всем показателям S  полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида:


На основе анализа этого графика можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов – показатель S  у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов - показатель S  находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

6-7 баллов - показатель S  находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.

4-5 баллов - показатель S  находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

2-3 балла - показатель S  находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балла - показатель S  находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.


Устойчивость внимания в свою очередь оценивается так:

10 баллов – все точки графика на рисунке не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.

8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

6-7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

4-5 баллов - все точки графика располагаются в четырех зонах, а сама кривая похожа на график 4.

3 балла - все точки графика располагаются в пяти зонах, а сама кривая похожа на график 5.

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:

Кривая 1 – это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.

Кривая 2 – это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания.

Кривая 3 – это график среднепродуктивного и среднеустойчивого внимания.

Кривая 4 – это график среднепродуктивного , но неустойчивого внимания.

Кривая 5 – это график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.

Следуя вышеприведенным рекомендация обработаем результаты исследования нашего испытуемого. Для удобства запишем их в таблицу.


Минуты

Кол-во просмотренных колец

Кол-во ошибок

Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени

Общая оценка продуктивности и внимания

1

70

4

2

102

10

3

98

7

4

70

4

5

58

4



11. Вывод: На графике мы видим, что показатель S находится в границах от 0,24 до 0,50 балла, а все точки графика не выходят за пределы одной зоны, таким образом, делается вывод, что продуктивность внимания низкая, но устойчивость внимания высока. Продуктивность испытуемого оценивается на 2-3 балла, а устойчивость внимания на 10 баллов.

12. Источник : Немов Р.С., Психология: Учеб. Для студ. Высших пед. Учеб. Заведений: в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.







ПРОТОКОЛ

              по тесту «Счет по Крепелину в модификации R. Shulte»


 1. Дата: 25. 11/2009

 2. Время: 16 ч. 40 мин.         

 3. Испытуемый: Д.

 4. Социальное положение: школьник

 5. Возраст: 12 лет.

 6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное

 7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.

 8. Цель: исследование переключения  внимания , а также работоспособности

9. Экспериментальный материал: Печатные бланки по образцу, секундомер, трафарет для проверки задания.

10. Порядок исследования и инструкция испытуемому. Испытуемому дается инструкция:  «Когда я дам команду

«Начинай!», ты возможно быстрее, но без ошибок начнешь складывать пары

чисел, напечатанных на бланке. Если сумма больше 10, то, отбросив десяток,

пиши только единицы. Понятно? Каждый раз, когда я буду говорить: «Черта», ты на том месте, где тебя застанет этот сигнал, должны поставить

черту и сразу же продолжать работу, пока я не дам команду «Стоп!» переверни лист».

Дать команду «Начинай!» Пустить секундомер и потом, каждые 15 с, го-

ворить: «Черта». Дать команду «Стоп! Переверните лист» и остановить секундомер, когда будет закончен бланк

12. Отчёт испытуемого: Сначала было немного трудно потом полегче. Работа вызвала интерес.

14. Отчёт экспериментатора: эксперимент проходил без особенностей

15. Обработка результатов:

Количественным показателем продуктивности работы является общее число

сложенных пар и число ошибок, для подсчета которых пользуются трафаретом. Наш испытуемый затратил на выполнение задания 4 минуты, за это время он сложил 129 пар чисел и не допустил при этом не одной ошибки что говорит о высокой продуктивности работы.

Сравнение продуктивности за второй и последний 15-секундный интервал

позволяет судить о степени утомляемости или упражняемости внимания – наш испытуемый во втором и последнем интервале  посчитал 7 пар чисел что может говорить о низкой утомляемости и упражняемости.

Коэффициент работоспособности К раб = S 2 : S 1=1

, где S2 – сумма правильно

выполненых сложений последних четырех строк (или за последний 15-секундный

интервал), S1 – сумма правильно выполненых сложений первых четырех строк

(или за второй 15-секундный интервал).Оценивая время затраченное испытуемым на работу, а так же отсутствие в его работе ошибок дает основания предполагать о направленности испытуемого на точность.

 17. Вывод: Испытуемый обладает высокой продуктивностью работы, низкой утомляемостью направленностью на точность  в ущерб скорости.

18. Литература: Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
















































Бланк методики «Счет по Крепелину»


8 3 6 9 1 5 7 2 3 8 5 2 9 5 6

5 2 8 9 7 4 4 2 8 6 1 7 4 7 5

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

6 7 4 9 2 3 6 2 9 6 7 8 3 2 4

7 3 8 2 2 9 4 7 4 5 8 3 9 2 6

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

6 2 8 9 4 3 7 4 5 4 9 2 6 5 3

7 4 8 2 3 2 9 3 5 8 6 7 2 3 5

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

3 8 6 5 3 7 9 5 2 7 2 4 9 5 3

9 3 7 5 7 7 8 8 3 5 2 9 6 3 4

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

3 7 9 8 2 6 5 5 8 3 2 4 9 5 7

2 5 7 4 3 6 9 3 4 6 6 8 7 4 3

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

2 8 5 5 4 9 2 5 6 2 8 6 3 5 7

8 2 3 6 4 2 8 7 3 9 2 6 3 4 6

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

4 8 5 4 3 7 9 2 3 5 3 6 7 3 5

6 2 7 8 4 2 5 2 9 6 5 4 3 7 4

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

9 2 5 7 4 2 8 3 5 8 9 5 6 7 2

4 8 6 6 7 7 9 2 5 3 6 6 7 4 2

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

5 6 2 8 4 9 2 2 6 8 3 2 4 6 7

6 2 9 4 5 7 9 3 5 4 2 6 9 6 3

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _














































 

 

 

ПРОТОКОЛ

              по методике «Тест Мюнстерберга (ТМ)»


 1. Дата: 22. 11/2009

 2. Время: 16 ч. 00мин.

 3. Испытуемый: Д.

 4. Социальное положение: студент

 5. Возраст: 20 лет.

 6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное

 7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.

 8. Цель: Исследование избирательности перцептивного внимания.

9. Экспериментальный материал: Печатные бланки, секундомер.

10. Ход эксперимента Материал методики состоит из бланка теста небольшой карточки с набором букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке. Среди этого фона скрыто 24 слова разной степени сложности. Все слова — имена существительные в единственном числе именительного падежа. Задача испытуемого возможно быстрее отыскать их и подчеркнуть.

12. Инструкция. Даны буквы русского алфавита. Среди букв фона

имеются слова (24), их надо отыскать и подчеркнуть. Работать быстрее.


12. Отчёт испытуемого: Затруднений не было. Работа вызвала интерес.

14. Отчёт экспериментатора: эксперимент проходил без особенностей

15. Обработка результатов:

Показатель ТМ вычисляется из оценки времени Т(шкала с интервалом в 1/4δ со средним М =10, размерность шкалы от 0 до 19 баллов) с поправкой на ошибки – пропуски слов . Каждое пропущенное слово оценивается в 1 балл. Расчетная формула имеет простой вид:

А=Т – С.

Используя специальные таблицы для оценки успешности по тесту Мюнстерберга определим данные испытуемого t = 75 с  т.о  Т= 18б, количество ошибок = 1  т .о С = 1 б, А = 17

17. Вывод: избирательности перцептивного внимания у испытуемого имеет высокий уровень.

18. Литература: Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.













                      Бланк методики Мюнстерберга

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч

ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы

фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжшкопргщ

хэнзвосприятиейцукеншщэхъвафыапролдблюбовьавфыфыфлм

ослдспектакльячсимтьбюжюерадостьвуфцпэждлоркнародш

лджьэшщгиеенкуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс

йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж

эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячытлджэ

хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиеезщдэрке

нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстьйфясмтзацэьагнтзхтлкськ

 





































ПРОТОКОЛ по методике «Концентрация внимания»


1. Дата: 15 11/2006

 2. Время: 16ч. 15 мин.

 3. Испытуемый: Л

 4. Социальное положение: студент

 5. Возраст: 20 лет.

 6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное

 7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.

 8. Цель: Изучение роли концентрации внимания в учебном и производственном процессе и оценка способности к концентрации внимания.

 9. Экспериментальный материал: бланк ответа, ручка, секундомер.

10. Инструкция и процедура проведения: «Я Вам прочитаю три простых арифметических задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые Вами числа также надо держать в уме. Результат вычислений записывайте только тогда, когда я вам скажу: «Пишите!» Вслух ничего говорить нельзя. Переспрашивать тоже нельзя. Если вы не расслышали или забыли примеры, то вместо ответа ставьте черту. Внимание! Начинаю! (Читать четко, медленно, с паузами, где многоточия.)Даны два числа: 82… и 68… Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа,.. и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа… Пишите!..Даны два числа: 82… и 68… К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа,.. и полученную сумму разделите на вторую цифру второго числа… Пишите!Даны числа: 56… и 92 Вторую цифру первого числа разделите на первую цифру второго числа… Полученное частное умножьте на вторую цифру первого числа… Пишите!».

12. Бланк ответа

13. Отчёт испытуемого: времени не хватило, инструкция была понятна, работала с трудом.

14. Отчёт экспериментатора: -исследование проходило без особенностей

15. Обработка результатов:

Для решения всех трех задач необходимо сохранять устойчивость концен-

трированного внимания. Правильное решение  испытуемой второй и третьей задачи при неправильном решении первой позволяет предположить относительно медленную включаемость в работу.

16. Интерпретация: устойчивость концентрированного внимания не достаточна характеризуется медленной включаемостью в работу

17. Вывод: устойчивость концентрированного внимания не достаточна характеризуется медленной включаемостью в работу

18. Литература: Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконов  ПРАКТИКУМ

ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ Учебное пособие для студентов педагогических вузов.






ПРОТОКОЛ

по тесту «Запомни пару».



 1. Дата: 20.11/2006

 2. Время: 12ч. 30 мин.

 3. Испытуемый: Л

 4. Социальное положение: ученица средней школы

 5. Возраст: 16 лет.

 6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное

 7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.

8. Цель: Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

 9. Экспериментальный материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи во втором ряду они отсутствуют:

10. Процедура проведения: экспериментатор читает испытуемому 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой – 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает или называет запомнившиеся слова правой половины ряда.

.

11. Инструкция:  « Сейчас я прочитаю тебе пары слов, а затем буду называть только одно слово из пары, а ты будешь должен вспомнить второе слово.»

12. Бланк ответа

13. Отчёт испытуемого: Было интересно и легко.

14. Отчёт экспериментатора: -исследование проходило без особенностей, испытуемый безо всяких затруднений выполнял задание.

15. Обработка результатов: Результаты опыта записываются в таблицу:

Объем логической памяти

Объем механической памяти

Количество слов первого ряда (А1)

Количество запомнившихся слов (В1)

Коэффициент смысловой памяти (С1 = В1/А1)

Количество слов первого ряда (А2)

Количество запомнившихся слов (В2)

Коэффициент смысловой памяти (С2 = В2/А2)

10

8

0,8

10

10

1

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты