Подростковый суицид как один из вариантов решения конфликтов, в следствии нарушения воспитательной функции

Консультант должен знать специфику консультирования лиц, пытавшихся совершить самоубийство. Консультирование направляется на преодоление побуждений к самоубийству, которые еще остаются после неудавшейся попытки. Hamilton и Moss выделяют три этапа консультирования: в острой фазе, в фазе вы­здоровления и после выздоровления. Особенно значима работа консультанта в двух первых фазах.

Во время первого контакта после неудавшегося самоубийства на первый план выступают уникальность ситуации и самочувствие «самоубийцы-неудачника». Человек, испытавший максимальное напряжение духовных сил, понимает, что не умер, но обстоятельства, приведшие к попытке уйти из жизни, у него остались. Момент «пробуждения» - начало нового этапа жизни этого лица. Поэтому важно, какое «воздействие» будет вписано в «чистый лист» сознания клиента. Время первого контакта не должно ограничиваться, клиенту надо позволить выговориться. От консультанта, встречающегося с таким клиентом, требуется неподдельная искренность, сосредоточение и отдача всех своих духовных сил. Имеется в виду нечто большее, чем обязанность консультанта. После попытки самоубийства клиент максимально обнажен и очень раним, он ясно чувствует внутреннее состояние консультанта. В первой фазе не следует начинать обсуждение основного конфликта и лишь постепенно можно перейти к причинам и психосоматическому смыслу самоубийства. Само консультирование должно быть направлено на уменьшение тревоги и безнадежности.

Фаза выздоровления начинается, когда клиент может возвратиться в свое прежнее окружение. Во время второй фазы, как, кстати, и после полного восстановления, возможно повторение суицидных побуждений. Провоцирующее влияние оказывает именно окружение, непосредственно связанное с травмирующим фактором. Поэтому на втором этапе очень важна работа консультанта с семьей клиента. Помощь семье нередко разрешает проблематичные обстоятельства. Вообще попытка самоубийства - существенная причина для изменений в семейной жизни, точнее говоря, такие изменения становятся неизбежными. Только перемена условий жизни по-настоящему целебна.

Попытка клиента совершить самоубийство, а тем более осуществленное самоубийство представляют для консультанта очень тяжелую психическую травму. Collins описывает свои переживания после самоубийства пациента: "Вначале тяготило острое чувство вины и не осознавалась неприязнь к пациенту за совершенное самоубийство. Лишь постепенно пришло осознание озлобленности из-за утраченной перспективы. Озлобленность в свою очередь провоцировала вину. Одновременно довлело чувство стыда перед коллегами. Процесс скорби переплетался с повторяющимися воспоминаниями и снами. В первые дни после несчастья покончивший с собой пациент не выходил из головы, черты пациента виделись у большинства встреченных людей. Все это время ощущалась обязанность объясняться с коллегами - рассказывать им о своей последней беседе с пациентом и выражать сожаление, что не заметил признаков надвигающегося самоубийства.  Collins так обобщает свой опыт: «Моей самой большой поддержкой был эмпатичный слушатель».

Руководитель известной в США клиники W. Menninger (1991) предлагает со­веты специалистам, работающим с потенциальными самоубийцами, и тем, кто страдает из-за самоубийства пациента.

1.     Мировоззренческие установки:

-   специалист не может нести ответственность за то, что говорит и делает пациент вне стен терапевтического кабинета;

-   самоубийство иногда происходит вопреки заботливому отношению;

-   нельзя предотвратить самоубийство, если пациент действительно принял решение;

2.     Тактика при консультировании пациентов с суицидными намерениями:

-   необходима бдительность и готовность к неудаче;

-   в рискованных случаях обязательно консультируйтесь с коллегами;

-   необходимо обсудить с коллегами самоубийство пациента как возможный вариант его выхода из кризиса. Следует помнить, что роль консультанта состоит в том, чтобы предостеречь пациента от самоубийства и помочь ему найти другие способы разрешения проблем.

3.     Как реагировать на самоубийство пациента:

-   исходите из того, что самоубийство всем причиняет боль;

-   вы обретаете потрясающий опыт;

-   не удивляйтесь подавленному настроению, чувствам вины и злобы.

4.    Преодоление последствий самоубийства пациента:

-   скорбь — естественная реакция, и все переживают одинаково;

-   говорите и переживайте, но без излишнего самообвинения;

-   позвольте себе выговориться с коллегами, друзьями, в семье;

-   помните годовщину горестного происшествия, чтобы не оказаться застигнутыми врасплох.

Jones (1987), вспоминая, что китайский иероглиф, означающий кризис, со­ставляют символы «опасности» и «возможности», обобщает: «Когда пациент совершает самоубийство, над терапевтом нависает угроза. Помимо личных и профессиональных переживаний из-за утраты он может подвергнуться увольнению вследствие халатности. Однако трагедия самоубийства пациента предоставляет и возможность профессионального роста в смысле навыков преодоления суицидных кризисов. Расширяется и углубляется поддержка коллег и наша самоотдача, мы начинаем больше ценить дар жизни и помогать полноценно жить другим. Все работающие с людьми, отягощенными серьезными проблемами, должны быть готовы принять на себя ответственность за их самоубийство. Если случается такое несчастье, всегда легче перенести его с помощью других".

 

2.1 Социологическое исследование предрасположенности

подростков к суицидным попыткам

 

В исследовательской части нашей курсовой работы, приняли участие подростки в возрасте от 13 до 16 лет, в количестве 24 человека: 12 мальчиков и 12 девочек. Для исследования подросткам была предложена анкета, предварительно составленная нами. В анкете всего 8 вопросов и несколько вариантов ответов, которым необходимо было выбрать. Часть составленных вопросов, направлены на выявление представлений подростка о суициде, а часть вопросов на предрасположенность к суицидальным намерениям. В результате чего у нас получилось (таб. №2)

Таблица №2

Результаты тестирования подростков

Вопрос и варианты ответов

Мальчики, %

Девочки, %

1

Удовлетворены ли вы тем, как складывается ваша жизнь?

 

 

 

«Да»

66,6

41,6

 

«Нет»

16,6

16,6

 

«Не совсем»

33,3

41,6

2

Какие чувства у вас вызывают мысли о будущем?

 

 

 

«С чувством надежды и оптимизма»

58,3

75

 

«Спокойно, хотя особых перемен для себя не жду»

33,3

8,3

 

«С тревогой и не уверенностью»

8,3

16,6

 

«Скорее со страхом и отчаянием»

0

0

3

Уверены ли вы в осуществление своих жизненных планов?

 

 

 

«Скорее, Да»

75

91,6

 

«Скорее, Нет»

0

0

 

«Затрудняюсь ответить»

25

8,3

4

Что в окружающей жизни вас больше всего беспокоит?

 

 

 

«Материальные трудности»

33,3

8,3

 

«Равнодушие/Жестокость»

25

8,3

 

«Вич и Спид, гепатит, др.»

16,6

0

 

«Личностные проблемы»

0

33,3

 

«Семейные проблемы»

25

50

5

Знакомы ли в с такой проблемой, как суицид (самоубийство)?

 

 

 

«Да»

58,3

83

 

«Нет»

41,6

16,6

6

Встречались ли вы с такой проблемой как суицид?

 

 

 

«Да»

8,3

58,3

 

«Нет»

91,6

41,6

7

Что может толкнуть человека на самоубийство?

 

 

 

«Личностные проблемы»

75

83,3

 

«Равнодушие со стороны окружающих»

8,3

8,3

 

«Другое»

16,6

8,3

8

Какие пути решения проблем вы видите?

 

 

 

«Разговор с другом»

25

8,3

 

«Разговор с родителями»

58,3

25

 

«Беседа с психологом»

0

41,6

 

«Употребление алкоголя и наркотиков»

0

0

 

«Другое»

16,6

25

 

Таким образом, из данной таблицы видно, что девочки подростки более подвержены суицидальным намерениям, нежели мальчики. Это стало ясно исходя из следующих шкал: № 4 «Уверены ли вы в осуществление своих жизненных планов?», показатели расположились в следующем порядке значимости: (Девочки) «Семейные проблемы» - 50%, «Личностные проблемы» - 33,3%, «Материальные трудности» - 8,3%, «Равнодушие/Жестокость» - 8,3%. У мальчиков общие показатели более ровные: «Материальные трудности» - 33,3, «Равнодушие/Жестокость» - 25, «Семейные проблемы» - 25, «Вич и Спид, гепатит, др.» - 16,6. Шкала № 5 «Знакомы ли в с такой проблемой, как суицид (самоубийство)?», девочки ответили положительно 83%, в то время как мальчики 58,3%, 6 шкала «Встречались ли вы с такой проблемой как суицид?», 58,3% девочек, ответили, что встречались, у мальчиков 8,3%. По 7 шкале «Что может толкнуть человека на самоубийство?» видно, что разница в показателях не велика, и на первом месте стоят «Личностные проблемы», у девочек — 83,3%, у мальчиков 75%, «Равнодушие со стороны окружающих», показатели одинаковы - 8,3%, «Другое» ответили 16,6% мальчиков и 8,3% девочек.

Данные, полученные в результате исследования нельзя считать репрезентативными, т.к. они не соответствуют статистической норме (50 чел. и более). Полученные данные дают возможность для дальнейшего и тщательного исследования настоящего вопроса.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренная нами тема «Подростковый суицид как один из вариантов решения конфликтов, в следствии нарушения воспитательной функции» дала возможность проследить, как нарушение воспитательной функции влечет за собой такие последствия как конфликты (между родителями и детьми), возникновение непонимания, а иногда и деструктивное разрешение конфликтной ситуации (впоследствии кризисной ситуации) - алкоголизм, наркомания, суицид и пр. среди детей и подростков. Изначально, следуя из определения семьи (семья - исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, обусловлена общностью бытия, взаимной моральной ответственностью), обусловленная взаимной моральной ответственностью, к сожалению, на сегодняшний день постепенно угасает, в результате чего многие подростки становятся «сами себе предоставлены».

Так же мы выяснили, что причинами суицида у подростков являются; 1) сложная внутрисемейная ситуация; 2) ограниченный и не гибкий подход взрослых к решению проблем, встающих перед подростками; 3) депрессия, сопровождающаяся чувством безнадежности. Так же можно выделить следующую классификацию причин: 1) взаимоотношения с родителями, степень понимания ими своих детей, сопереживания, нормативность отношений; 2) проблемы в школе, связанные с личностью учителя и его социометрического статуса в классе и личностным отношением к успеваемости и факторам жизненных перспектив; 3) взаимоотношения со сверстниками, друзьями, представителями противоположного пола.

Таким образом, из многочисленных причин на первое место по всем классификациям выходит взаимоотношения в семье, т.е. нарушение воспи­тательной функции влечет за собой нарушение эмоциональной и т.д. В результате происходит «цепная реакция», результатом которой может оказаться любое действие со стороны подростка в силу его переходного (маргинального) периода.

 

Список используемой литературы:

 

1.     Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. – 256с.

2.     Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. – М.: ООО «Изд-во АСТ»,  2004. – 734с.

3.     Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 315с.

4.     Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.

5.     Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 960с.

6.     Малкина-Пых И.Г. Виктимиология: психология поведения жертвы. – М.: Из-во Эксмо, 2007. – 1006с.

7.     Кравченко А.И. Социология. – М.: ПЕРСЭ, Логос, 2002. – 640с.

8.     Верб Л.Я. Под одним одеялом. Советы семейного психолога. – СПб: Питер, 2003. – 256с.

9.     Ильин В. Археология детства. Психологические механизмы семейной жизни. – М.: НФ Класс, 2000. – 208с.

10. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.

11. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1999. – 257с.

12. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. – 178 с.

13. Дюркгейм Э. Самообийство: Социологический этюд. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.

14. Эйдемиллер Э.Г.  Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2000. — 656 с.

15. Климов А.Е. Популярная психология для родителей. – М.: Педагогика, 1988. – 253 с.

 


[1] Р.Кочюнас Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999. Глава «Консультирование клиентов с депрессией и суицидальными намерениями»


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты