Консультант должен знать специфику консультирования лиц, пытавшихся совершить самоубийство. Консультирование направляется на преодоление побуждений к самоубийству, которые еще остаются после неудавшейся попытки. Hamilton и Moss выделяют три этапа консультирования: в острой фазе, в фазе выздоровления и после выздоровления. Особенно значима работа консультанта в двух первых фазах.
Во время первого контакта после неудавшегося самоубийства на первый план выступают уникальность ситуации и самочувствие «самоубийцы-неудачника». Человек, испытавший максимальное напряжение духовных сил, понимает, что не умер, но обстоятельства, приведшие к попытке уйти из жизни, у него остались. Момент «пробуждения» - начало нового этапа жизни этого лица. Поэтому важно, какое «воздействие» будет вписано в «чистый лист» сознания клиента. Время первого контакта не должно ограничиваться, клиенту надо позволить выговориться. От консультанта, встречающегося с таким клиентом, требуется неподдельная искренность, сосредоточение и отдача всех своих духовных сил. Имеется в виду нечто большее, чем обязанность консультанта. После попытки самоубийства клиент максимально обнажен и очень раним, он ясно чувствует внутреннее состояние консультанта. В первой фазе не следует начинать обсуждение основного конфликта и лишь постепенно можно перейти к причинам и психосоматическому смыслу самоубийства. Само консультирование должно быть направлено на уменьшение тревоги и безнадежности.
Фаза выздоровления начинается, когда клиент может возвратиться в свое прежнее окружение. Во время второй фазы, как, кстати, и после полного восстановления, возможно повторение суицидных побуждений. Провоцирующее влияние оказывает именно окружение, непосредственно связанное с травмирующим фактором. Поэтому на втором этапе очень важна работа консультанта с семьей клиента. Помощь семье нередко разрешает проблематичные обстоятельства. Вообще попытка самоубийства - существенная причина для изменений в семейной жизни, точнее говоря, такие изменения становятся неизбежными. Только перемена условий жизни по-настоящему целебна.
Попытка клиента совершить самоубийство, а тем более осуществленное самоубийство представляют для консультанта очень тяжелую психическую травму. Collins описывает свои переживания после самоубийства пациента: "Вначале тяготило острое чувство вины и не осознавалась неприязнь к пациенту за совершенное самоубийство. Лишь постепенно пришло осознание озлобленности из-за утраченной перспективы. Озлобленность в свою очередь провоцировала вину. Одновременно довлело чувство стыда перед коллегами. Процесс скорби переплетался с повторяющимися воспоминаниями и снами. В первые дни после несчастья покончивший с собой пациент не выходил из головы, черты пациента виделись у большинства встреченных людей. Все это время ощущалась обязанность объясняться с коллегами - рассказывать им о своей последней беседе с пациентом и выражать сожаление, что не заметил признаков надвигающегося самоубийства. Collins так обобщает свой опыт: «Моей самой большой поддержкой был эмпатичный слушатель».
Руководитель известной в США клиники W. Menninger (1991) предлагает советы специалистам, работающим с потенциальными самоубийцами, и тем, кто страдает из-за самоубийства пациента.
1. Мировоззренческие установки:
- специалист не может нести ответственность за то, что говорит и делает пациент вне стен терапевтического кабинета;
- самоубийство иногда происходит вопреки заботливому отношению;
- нельзя предотвратить самоубийство, если пациент действительно принял решение;
2. Тактика при консультировании пациентов с суицидными намерениями:
- необходима бдительность и готовность к неудаче;
- в рискованных случаях обязательно консультируйтесь с коллегами;
- необходимо обсудить с коллегами самоубийство пациента как возможный вариант его выхода из кризиса. Следует помнить, что роль консультанта состоит в том, чтобы предостеречь пациента от самоубийства и помочь ему найти другие способы разрешения проблем.
3. Как реагировать на самоубийство пациента:
- исходите из того, что самоубийство всем причиняет боль;
- вы обретаете потрясающий опыт;
- не удивляйтесь подавленному настроению, чувствам вины и злобы.
4. Преодоление последствий самоубийства пациента:
- скорбь — естественная реакция, и все переживают одинаково;
- говорите и переживайте, но без излишнего самообвинения;
- позвольте себе выговориться с коллегами, друзьями, в семье;
- помните годовщину горестного происшествия, чтобы не оказаться застигнутыми врасплох.
Jones (1987), вспоминая, что китайский иероглиф, означающий кризис, составляют символы «опасности» и «возможности», обобщает: «Когда пациент совершает самоубийство, над терапевтом нависает угроза. Помимо личных и профессиональных переживаний из-за утраты он может подвергнуться увольнению вследствие халатности. Однако трагедия самоубийства пациента предоставляет и возможность профессионального роста в смысле навыков преодоления суицидных кризисов. Расширяется и углубляется поддержка коллег и наша самоотдача, мы начинаем больше ценить дар жизни и помогать полноценно жить другим. Все работающие с людьми, отягощенными серьезными проблемами, должны быть готовы принять на себя ответственность за их самоубийство. Если случается такое несчастье, всегда легче перенести его с помощью других".
2.1 Социологическое исследование предрасположенности
подростков к суицидным попыткам
В исследовательской части нашей курсовой работы, приняли участие подростки в возрасте от 13 до 16 лет, в количестве 24 человека: 12 мальчиков и 12 девочек. Для исследования подросткам была предложена анкета, предварительно составленная нами. В анкете всего 8 вопросов и несколько вариантов ответов, которым необходимо было выбрать. Часть составленных вопросов, направлены на выявление представлений подростка о суициде, а часть вопросов на предрасположенность к суицидальным намерениям. В результате чего у нас получилось (таб. №2)
Таблица №2
Результаты тестирования подростков
№ |
Вопрос и варианты ответов |
Мальчики, % |
Девочки, % |
|
1 |
Удовлетворены ли вы тем, как складывается ваша жизнь? |
|
|
|
|
«Да» |
66,6 |
41,6 |
|
|
«Нет» |
16,6 |
16,6 |
|
|
«Не совсем» |
33,3 |
41,6 |
|
2 |
Какие чувства у вас вызывают мысли о будущем? |
|
|
|
|
«С чувством надежды и оптимизма» |
58,3 |
75 |
|
|
«Спокойно, хотя особых перемен для себя не жду» |
33,3 |
8,3 |
|
|
«С тревогой и не уверенностью» |
8,3 |
16,6 |
|
|
«Скорее со страхом и отчаянием» |
0 |
0 |
|
3 |
Уверены ли вы в осуществление своих жизненных планов? |
|
|
|
|
«Скорее, Да» |
75 |
91,6 |
|
|
«Скорее, Нет» |
0 |
0 |
|
|
«Затрудняюсь ответить» |
25 |
8,3 |
|
4 |
Что в окружающей жизни вас больше всего беспокоит? |
|
|
|
|
«Материальные трудности» |
33,3 |
8,3 |
|
|
«Равнодушие/Жестокость» |
25 |
8,3 |
|
|
«Вич и Спид, гепатит, др.» |
16,6 |
0 |
|
|
«Личностные проблемы» |
0 |
33,3 |
|
|
«Семейные проблемы» |
25 |
50 |
|
5 |
Знакомы ли в с такой проблемой, как суицид (самоубийство)? |
|
|
|
|
«Да» |
58,3 |
83 |
|
|
«Нет» |
41,6 |
16,6 |
|
6 |
Встречались ли вы с такой проблемой как суицид? |
|
|
|
|
«Да» |
8,3 |
58,3 |
|
|
«Нет» |
91,6 |
41,6 |
|
7 |
Что может толкнуть человека на самоубийство? |
|
|
|
|
«Личностные проблемы» |
75 |
83,3 |
|
|
«Равнодушие со стороны окружающих» |
8,3 |
8,3 |
|
|
«Другое» |
16,6 |
8,3 |
|
8 |
Какие пути решения проблем вы видите? |
|
|
|
|
«Разговор с другом» |
25 |
8,3 |
|
|
«Разговор с родителями» |
58,3 |
25 |
|
|
«Беседа с психологом» |
0 |
41,6 |
|
|
«Употребление алкоголя и наркотиков» |
0 |
0 |
|
|
«Другое» |
16,6 |
25 |
|
Таким образом, из данной таблицы видно, что девочки подростки более подвержены суицидальным намерениям, нежели мальчики. Это стало ясно исходя из следующих шкал: № 4 «Уверены ли вы в осуществление своих жизненных планов?», показатели расположились в следующем порядке значимости: (Девочки) «Семейные проблемы» - 50%, «Личностные проблемы» - 33,3%, «Материальные трудности» - 8,3%, «Равнодушие/Жестокость» - 8,3%. У мальчиков общие показатели более ровные: «Материальные трудности» - 33,3, «Равнодушие/Жестокость» - 25, «Семейные проблемы» - 25, «Вич и Спид, гепатит, др.» - 16,6. Шкала № 5 «Знакомы ли в с такой проблемой, как суицид (самоубийство)?», девочки ответили положительно 83%, в то время как мальчики 58,3%, 6 шкала «Встречались ли вы с такой проблемой как суицид?», 58,3% девочек, ответили, что встречались, у мальчиков 8,3%. По 7 шкале «Что может толкнуть человека на самоубийство?» видно, что разница в показателях не велика, и на первом месте стоят «Личностные проблемы», у девочек — 83,3%, у мальчиков 75%, «Равнодушие со стороны окружающих», показатели одинаковы - 8,3%, «Другое» ответили 16,6% мальчиков и 8,3% девочек.
Данные, полученные в результате исследования нельзя считать репрезентативными, т.к. они не соответствуют статистической норме (50 чел. и более). Полученные данные дают возможность для дальнейшего и тщательного исследования настоящего вопроса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренная нами тема «Подростковый суицид как один из вариантов решения конфликтов, в следствии нарушения воспитательной функции» дала возможность проследить, как нарушение воспитательной функции влечет за собой такие последствия как конфликты (между родителями и детьми), возникновение непонимания, а иногда и деструктивное разрешение конфликтной ситуации (впоследствии кризисной ситуации) - алкоголизм, наркомания, суицид и пр. среди детей и подростков. Изначально, следуя из определения семьи (семья - исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, обусловлена общностью бытия, взаимной моральной ответственностью), обусловленная взаимной моральной ответственностью, к сожалению, на сегодняшний день постепенно угасает, в результате чего многие подростки становятся «сами себе предоставлены».
Так же мы выяснили, что причинами суицида у подростков являются; 1) сложная внутрисемейная ситуация; 2) ограниченный и не гибкий подход взрослых к решению проблем, встающих перед подростками; 3) депрессия, сопровождающаяся чувством безнадежности. Так же можно выделить следующую классификацию причин: 1) взаимоотношения с родителями, степень понимания ими своих детей, сопереживания, нормативность отношений; 2) проблемы в школе, связанные с личностью учителя и его социометрического статуса в классе и личностным отношением к успеваемости и факторам жизненных перспектив; 3) взаимоотношения со сверстниками, друзьями, представителями противоположного пола.
Таким образом, из многочисленных причин на первое место по всем классификациям выходит взаимоотношения в семье, т.е. нарушение воспитательной функции влечет за собой нарушение эмоциональной и т.д. В результате происходит «цепная реакция», результатом которой может оказаться любое действие со стороны подростка в силу его переходного (маргинального) периода.
Список используемой литературы:
1. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. – 256с.
2. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. – 734с.
3. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 315с.
4. Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.
5. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 960с.
6. Малкина-Пых И.Г. Виктимиология: психология поведения жертвы. – М.: Из-во Эксмо, 2007. – 1006с.
7. Кравченко А.И. Социология. – М.: ПЕРСЭ, Логос, 2002. – 640с.
8. Верб Л.Я. Под одним одеялом. Советы семейного психолога. – СПб: Питер, 2003. – 256с.
9. Ильин В. Археология детства. Психологические механизмы семейной жизни. – М.: НФ Класс, 2000. – 208с.
10. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
11. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1999. – 257с.
12. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. – 178 с.
13. Дюркгейм Э. Самообийство: Социологический этюд. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.
14. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2000. — 656 с.
15. Климов А.Е. Популярная психология для родителей. – М.: Педагогика, 1988. – 253 с.
[1] Р.Кочюнас Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999. Глава «Консультирование клиентов с депрессией и суицидальными намерениями»