Подростковый суицид как один из вариантов решения конфликтов, в следствии нарушения воспитательной функции

Подростковый суицид как один из вариантов решения конфликтов, в следствии нарушения воспитательной функции

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Семейная конфликтология»

на тему: «Подростковый суицид как один из вариантов решения конфликтов, в следствии нарушения воспитательной функции»

 

 

Воронеж

2008

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….

 

1 ГЛАВА. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАРУШЕНИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В СЕМЬЕ И ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДАХ ………………………………………………………………....

 

1.1

Современное представление о семье ………………………………..

 

1.2

Нарушения воспитательной функции в семье и их последствия…..

 

1.3

Подростковый возраст и его особенности…………………………..

 

1.4

Понятие «суицид». Влияние семейных конфликтов на подростковый суицид и суицидальные попытки……………………

 

2 ГЛАВА. МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………….

 

2.1

Методы консультирования лиц с суицидальными намерениями…..

 

2.2

Социологическое исследование предрасположенности  подростков к суицидным попыткам …………………………………

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………..

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной темы «Подростковый суицид как один из вариантов решения конфликтов, в  следствии нарушения воспитательной функции» обусловлена рядом причин: во-первых, ускорился темп нашей жизни, в связи с чем не всегда психика человека успевает за подобными изменениями (т.е. происходит перегрузка психики), во-вторых, по социальным причинам, утратилась взаимосвязь родителей и детей (т.к. большинство родителей вынуждены работать на нескольких работах чтобы обеспечить семью, при этом мало времени уделяя своим детям, таким образом, нарушая воспитательную функцию семьи), в-третьих, сам подростковый возраст как «кризисное состояние», в-четвертых, российское общество не готово, как правило, обращаться за квалифицированной психологической помощью в трудных жизненных перипетиях. В результате всего этого возникает своеобразный суицидальный алгоритм: «Эмоциональная холодность родителей или сверстников → не понимание окружающих → возникновение внутреннего конфликта → возникновение кризисной ситуации выход из ситуации либо конструктивный (разрешение ситуации), либо деструктивный (алкоголизм, наркомания, игромания, суицид и пр.)». По статистике, пик суицидов приходиться на молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. На одного подростка с завершенным суицидом приходится до 100 суицидальных попыток. Суицидальное поведение детей в 80% случаев связано с внутрисемейными конфликтами.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Однако различные науки добавляют в него свои аспекты и у них появляются свои определения. Например, с точки зрения экономике определение звучит так: семья - это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства [Кравченко].

Семья - исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, обусловлена общностью бытия, взаимной моральной ответственностью. Необходимость семьи в социальном плане объясняется потребностью общества в физическом воспроизводстве населе­ния [Верб].

Но как, связаны с собой семья и подростковый суицид? На этот вопрос мы попытаемся найти ответ в нашей курсовой работе. Свое хорошо известное философскому миру сочинение «Миф о Сизифе» А.Камю начинает со значительного вступления: «Есть лишь одна по-настоящему философская проблема - проблема суицида»[2]. Без преувеличения можно сказать, что к этому изречению знаменитого писателя могли присоединиться такие русские мыслители как Ф.Достоевский, Л. Толстой. Социальная норма числа самоубийств характеризуется постоянством, но политические и экономические перемены, происходящие в обществе, как правило, дают резкие скачки общего показателя самоубийств - как ответные реакции на общественные кризисы.

Перемены, которые происходят в России, «ломают» взрослых людей. А что же тогда говорить о подростках, которые еще не имеют твердого социального положения ?...

Каждый год в мире заканчивают жизнь самоубийством 500.000 человек, среди них: 30.000 американцев 25.000 японцев, 20.000 французов. В России в 2000 году покончили с собой 56,9 тысячи человек, в 2001 году- 57.2 тысячи. По мнению социологов - официальная статистика самоубийств значительно отличается от реальных цифр (по разным оценкам в 2-4 раза), поскольку в нее попадают только явные случаи[3]. На долю детских и подростковых суицидальных попыток приходится от 17 до 20% всех попыток покончить с собой. Преобладающим способом обычно является самоотравление и самопорезы. Характерно, что у детей до 13 лет преимущественно наблюдаются попытки самоотравления, а в возрасте от 13 до 16 присоединяются и другие способы: повешенье, самопорезы и комбинированные способы. Риск суицида имеют подростки с различными формами дисгармоничного развития (в следствии, нарушения воспитательной функции семьи), со склонностью к асоциальному поведению, повышенной агрессивностью, так же высок риск суицидального поведения у подростков, отличающихся высоконравственными устоями, с идеализацией чувства любви и дружбы. Книжное восприятие действительности и столкновение с реальностью приводит таких детей к стрессовым состояниям.

Таким образом, анализ литературы по теме исследования показал, что, несмотря на количество теоретических и прикладных исследований в области подросткового суицида данная проблема остается до конца не решенной.

Объектом изучения в курсовой работе являются конфликты и нарушения воспитательной функции в семье.

Предметом - суицид и суицидальные попытки подростка как результат конфликта и нарушения воспитательной функции семьи.

Цель работы: выявить взаимосвязь конфликтов, (влияние) нарушения воспитательной функции и подросткового суицида. Для этого необходимо решить ряд задач:

1. Анализ литературы по проблеме исследования;

2. Проведение социологического исследования, по данной проблеме;

3. Провести статистическую обработку полученных результатов;

4. Подготовить тренинг по психопрофилактики подросткового суицидального поведения;

5. Определить перспективы изучения данного направления.

Гипотеза — чем больше уровень конфликтности в семье, тем выше предрас­положенность к суицидальным действиям.

Курсовая работа состоит из двух глав и шести параграфов. В первой главе освещается теоретическая база, главный акцент в ней делается на выявление взаимосвязи конфликтов, воспитательной функции семьи и суициды подростков, а так же рассмотрены особенности современной семьи, особенности подросткового возраста и др., что необходимо для данной работы. Во второй главе мы рассматриваем практические методы психологической работы с лицами, склонными к суициду.

 

 

1 ГЛАВА.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕСТАВЛЕНИЯ О НАРУШЕНИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

ФУНКЦИИ В СЕМЬЕ И ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДАХ

 

1.1 Современные представления о семье.

Семья - спасательная гавань в жизненных перипетиях. Когда в обществе кризис, на ули­цах разгул преступности, в магазинах все дорого, на работе идут сокращения, родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым местом на свете.

Кравченко А.И.

Семья — это «ячейка общества», важнейшая форма организации личного и быта, основанного на супружеском союзе и родственных связей. Она считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Современные психологи выделяют следующие функции семьи; воспитательная, хозяйственно - бытовая, эмоциональная, духовного общения, сексуально - эротическая. Любая функция семьи по-разному проявляется на уровне индивида и общества. Учитывая эту важную особенность, можно достичь большей полоты и точности анализа семейных функций. Убедительный тому пример - классификация, предложенная Мацковским М.С. (табл.1).

Таблица 1

Классификация функций семьи

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Воспитательная

Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности  общества.

Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи.

Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия.

Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви.

Сфера духовного общения

Развитие личностей членов семьи.

Духовное взаимообщение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза.

Сексуально-эротическая

Сексуальный контроль.

Удовлетворениие сексуально-эротических потребностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты