Понятие детской одаренности

Другие субъекты педагогической деятельности:

1.                 Диагностическая—выявление группы детей со специальными способностями. Углубленная диагностика одаренного ребенка с целью определения его зоны ближайшего развития.

2.                 Развивающая—осуществляет развитие музыкальных, физических и др. способностей и эмоциональной сферы ребенка. Учитывает индивидуальные особенности детей, осуществляет дифференцированный подход к подбору групп одаренных дошкольников. Активно участвует в преобразовании среды развития ребенка.

Карта одаренного ребенка (находится в кабинете заместителя заведующей по основной деятельности)

1.                 ФИО ребенка.

2.                 Возраст ребенка (год, месяц).

3.                 Медицинское заключение (последний профосмотр).

4.                 Сведения о родителях.

5.                 Состав семьи.

6.                 Статус семьи.

7.                 Результаты психологической диагностики.

8.                 Результаты педагогической диагностики.

9.                 Результаты социометрического исследования.

10.             Область одаренности.

11.             Признаки одаренности.

12.             Диагностика одаренности.

13.             Выводы и рекомендации.

14.             Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).

Так же для изучения условий социально-педагогической поддержки в дошкольном учреждении, нами была разработана и проведена анкета для воспитателей с целью выявления их отношения и условий работы с одаренными детьми в ДУ. Бланки анкет в Приложении.


2.2 Анализ полученных данных по изучению условий социально-педагогической поддержки одаренных детей в дошкольном учреждении


Проанализировав полученные данные по анкетам, можно сделать следующие выводы и дать рекомендации:

·                    Не все воспитатели четко разграничивают понятия «одаренность» и «способности».

Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, которые в значительной мере определяют как конечный результат, так и темп развития. Одаренность – совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей.

Способности – индивидуальные психологические особенности, оказывающие влияние на успешность выполнения деятельности, скорость и прочность усвоения связанных с данной деятельностью знаний, формирование умений и навыков, но не сводящиеся к этим знаниям, умениям и навыкам.

·                    В группах проводится диагностическая работа по выявлению одаренных детей.

·                    Воспитатели считают нужным уже в дошкольном возрасте выявлять и развивать способности ребенка к определенным видам деятельности.

·                    Воспитатели при планировании воспитательно-образовательной работы учитывают индивидуальные особенности одаренных детей, делая задания более сложными, с опорой на зону ближайшего развития.

·                    Также в дошкольном учреждении воспитателями проводится индивидуальная работа со способными и одаренными детьми, а также личные консультации, беседы с их родителями.

Рекомендации для педагогов дошкольного учреждения:

·                    Проведение психологической диагностики. Известно, что педагоги традиционно большой интерес проявляют к диагностическим приемам, направленным на выявление одаренных детей. Задача психолога, кроме проведения самой диагностики, заключается в консультировании педагогов по вопросам проведения наблюдений над особенностями развития детей. Это займет определенное время, однако в дальнейшем он «пожнет два урожая»: получит информацию о потенциальных возможностях дошкольников и поможет педагогам перестроить свой взгляд на воспитанников. Наиболее важной является проведение другой диагностики — дифференциальной, направленной на выявление одаренных детей в группе дезадаптированных дошкольников и оказание им соответствующей специальной помощи.

·                    Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей, имеющее своей целью расширение их представления о природе и проявлениях одаренности, особенностях обучения и воспитания одаренных детей и т.д.

·                    Создание в ДУ социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников. Такие условия могут создаваться как психологом в процессе специальных развивающих, тренинговых занятий и программ, так и педагогическим коллективом. В этом случае психолог ведет консультативную работу с педагогами, оказывая им помощь в разработке и анализе индивидуальных программ обучения одаренных дошкольников.

·                    Оказание психологической помощи одаренным детям и их педагогам в решении возникающих у них проблем.

Рекомендации для родителей:

ü    Для семьи важно не только определить, что воспитываемый ребенок одаренный, но и правильно сформировать отношение к его одаренности. Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Объясняется это, очевидно, тем, что родители одаренных детей, как члены своего общества, подвержены системе отношений и ценностей общества в целом.

ü    Нужно предостеречь родителей от таких ошибок восприятия данной ситуации:

-                   Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком — таким, как все!» Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» — они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в ДУ ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям. Ребенок остался тем же, но родительское восприятие его изменилось; родители начинают нервничать, задавать вопросы: «А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к ребенку?» В таких случаях напряжение может вытеснить радость из семейных отношений. Существует также вероятность, что самовосприятие ребенка будет изменено ярлыком одаренности.

-                   Позиции родителей по отношению к своему одаренному ребенку могут быть различны. Некоторые родители, обнаружив у своего ребенка раннее проявление одаренности, все свои педагогические усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. При этом, как отмечает психолог А. В. Петровский, считая своего ребенка вундеркиндом, внимание обращают лишь на первую часть этого слова - акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком. Если одаренность проявляется в какой-то специфической области (например, ребенок демонстрирует выдающиеся музыкальные способности), музыкальные занятия заполняют его жизнь настолько, что препятствуют полноценному развитию прочих способностей. Односторонность развития, которая в будущем может и не может быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всем многообразии личностных проявлений и интеллектуальных способностей.

-                   Стремясь избежать «дурного внимания» менее одаренных сверстников, некоторые родители ограничивают общение ребенка с товарищами, составляют для него такое насыщенное расписание различных специальных занятий, которые не оставляют ребенку ни времени, ни сил на типично детские виды деятельности. Особый ущерб наносится детской игре. Поступив в школу, одаренный ребенок может обладать высоко развитыми способностями и богатой эрудицией, но уступать сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс, разрешать конфликты. В этом кроется опасность отторжения одаренного ребенка детским коллективом, формирования мнения о нем, как о заносчивом и эгоистичном.

ü    Для выявления позиции родителя к своему одаренному ребенку можно воспользоваться анкетой, разработанной Д. Льюисом. На основании результатов анкетирования, родитель может корректировать свое отношение к ребенку, он должен прийти к осознанию того, что открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обнаруживать озабоченность, которая стреноживает живость самой важной для растущего человека связи между родителями и детьми. Однако родителям нужно видеть разницу между стимулированием здорового развития и парниковым выращиванием. Одаренные дети - это прежде всего дети. Если родителями обнаружены выдающиеся способности ребенка, нужно обратиться за консультацией к специалистам — психологам, музыкантам, художникам, писателям и др. (в зависимости от области, в которой проявляется одаренность). Воспитывать таких детей надо совместно со специалистами в процессе индивидуальных занятий. Однако следует помнить о недопустимости перегрузки занятиями одаренного ребенка, в противном случае это может привести к нервно-психическим заболеваниям и даже к торможению способностей.

Условия:

·                    Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность детей

·                    Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.

·                    Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы.

·                    Сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребенка.

·                    Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования.

·                    Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.


·                     

Заключение


Социально-психологическая поддержка одаренного ребенка в воспитательно-образовательном процессе предполагает систему личностно-ориентированного образования и воспитания, под которым понимается образование, обеспечивающее развитие, саморазвитие и продуктивную самореализацию личности дошкольника, происходящую с опорой на его индивидуальные особенности, как субъекта познания и предметной деятельности. Индивидуальность, если исходить из ее приоритета в образовательном процессе, требует воплощения принципа самоопределения воспитанника: на основе минимума знаний ребенок определяет сам, какие развивать способности, практические умения, он сам определяет этапы и сроки своего становления, определяет, насколько он достиг намеченного.

Увидеть одаренного ребенка очень сложно. По сей день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление одаренных учащихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях, в лучшем случае используется метод наблюдения.

В ходе проведенного исследования было определено, какая работа по социально-педагогической поддержке проводится в дошкольном учреждении, как воспитатели проводят диагностическую работу по выявлению одаренных детей, работу с родителями одаренных детей. Были составлены рекомендации для педагогического коллектива и родителей по осуществлению воспитательно-образовательной работы со способными и одаренными детьми.

Были выполнены следующие задачи:

1.                 Раскрыта сущность понятия детской одаренности.

2.                 Проанализированы основные составляющие детской одаренности.

3.                 Раскрыто содержание социально-педагогической поддержки детей в ДУ.

4.                 Разработаны рекомендации по работе с одаренными детьми для педагогов дошкольного учреждения и родителей.


6                     

Литература


1.     Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Матюрина Т.М. психология одаренности детей и подростков.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2.     Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.

3.     Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.- М., 1991.

4.     Комарова А.В. психолого-педагогическое сопровождение одаренных школьников.-Мн.: Красико-принт, 2008.

5.     Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995.

6.     Матюшкин А. М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М.: Школа-пресс, 1993. Миллер А Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М.:

7.     Академический проект, 2001.

8.     Мухина В. С. Детская психология. М.: Апрель-пресс, 2000. Одаренные дети. М., Прогресс, 1991.

9.     Психология одаренности детей и подростков//Под ред. Н. С. Лей-теса, М., 1997.

10. Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе. М., 2001.

11. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив.-Ярославль: Академия развития, 2002.

12. Шадриков В. Д. Духовные способности. М., 1996.

13. Штернберг Р. Отточите свой интеллект. Минск: ООО Попури,

14. 1998.

15. Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. М., 1990. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М., 1996.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для воспитателей

Цель: изучение условий социально-педагогической поддержки одаренных детей в дошкольном учреждении


1.                 Каких детей Вы считаете способными? А каких одаренными?



2.                 Есть ли у Вас в группе одаренные дети, если есть, то сколько?


3.                 Проводите ли диагностическую работу по выявлению одаренных детей в группе?


4.                 Как Вы считаете, стоит ли уже в дошкольном возрасте выявлять и развивать способности ребенка к определенным видам деятельности или это задача школы?


5.                 Учитываете ли Вы при планировании воспитательно-образовательной работы индивидуальные особенности одаренных детей?



6.                 Проводите ли индивидуальную работу по развитию способностей одаренного ребенка?


7.                 Какая работа с родителями способных детей проводится в Вашей группе?




Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты