Понятие детской одаренности

·                    большая независимость в суждениях;

·                    тонкое чувство юмора;

·                    отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;

·                    яркий темперамент.

Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают мало возможностей для ее проявления и развития.

В настоящее время дифференциация по аспектам интеллектуальной и творческой одаренности идет дальше. В связи с этим следует упомянуть о взглядах Б.М.Теплова, который возражал, против представлений о том, что высокая одаренность в одной; области сопровождается снижением одаренности в других областях. Он подчеркивал, что «талант как таковой многосторонен», и считал, что не о сосуществовании разных одаренностей должна идти речь, а о широте самой одаренности. Он писал: «Возможность успешно действовать в различных областях объясняется, прежде всего, наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значение для разных видов деятельности. В этом - центр научной проблемы многосторонних дарований»'.

В современной психологии примером подхода к многосторонности дарований является концепция К. Тейлора. В ней не делается попыток определить новые виды одаренности скорее привлекается внимание к ее специфическому выражению. Первоначально в концепции К. Тейлора были две как бы полярные области - академическая и творческая одаренность. Затем творческая одаренность распалась на восемь видов; она может проявляться в продуктивном мышлении, принятии решений, прогнозировании, общении, планировании, воплощении или исполнении решений, построении взаимоотношений, усмотрении возможностей. Последние три таланта (в терминологии К. Тейлора) существенны для того, чтобы привести идеи в действие. Проявления таланта трактуются довольно узко. Например, общение понимается как умение выражать свои мысли и чувства так, чтобы они были поняты другими; усмотрение возможностей предполагает умение обнаруживать возможности и взаимоотношения, скрытые от других людей.

Согласно концепции многосторонности таланта, все таланты могут быть присущи одному человеку. В силу разной степени выраженности они составляют его неповторимый профиль. В то же время каждый из талантов может стать важнейшей особенностью и основным каналом реализации индивидуальных возможностей.

Следует отметить, что эта концепция также привлекает внимание к необходимости так строить обучение, чтобы не упускать й не обесценивать ни один из талантов.


Вывод


Мнения об одаренности как явлении разделяются меж двух полюсов: как проявление заложенных природой предпосылок и как развитие высокого уровня способностей в течение жизни под воздействием образовательных факторов. Обобщая оба подхода, можно предположить, что одаренность – есть совокупность задатков, определяющих пределы развития, подверженная влияниям окружающей среды, а также изменяющаяся под воздействием воспитания и обучения.

Модели одаренности тесно связаны с определением, так Дж. Рензулли выделяет в структуре только способности, а Ф. Монкс взаимосвязь природных предпосылок со средой развития.

Говоря о детской одаренности необходимо иметь в виду сложный сплав генетических особенностей и влияний внешней среды. Наследственность создает лишь пределы для развития способностей, но пределы широки и неисчерпаемы, а реализация способностей зависит от образовательных факторов. Факторы среды обладают весом соизмеримым с фактором наследственности, могут полностью компенсировать, или наоборот, нивелировать действие последнего.

Одаренность, как многогранное явление, имеет широкий спектр характеристик и основ для выделения отдельных подвидов. Богоявленская Д.Б. выделяет пять критериев классификации: форма проявления, степень сформированности, широта проявлений, особенности возрастного развития, вид деятельности; каждый из которых выделяет тот или иной вид одаренности в соответствующем ракурсе. Все они тесно взаимосвязаны и переплетаются между собой.

Годы детства характеризуются необычайной динамичностью развития, причем как физического, так и умственного. В детские годы умственное развитие совершается почти наполовину. Именно поэтому в детском возрасте так сложно отделить одаренность от нормального, присущего всем детям, необычайно высокого темпа роста умственных сил и различных способностей. «Мы все к двадцатилетнему возрасту были бы великими химиками, математиками, художниками, если бы детское жгучее любопытство ко всему окружающему не ослабевало бы в нас по мере накопления первоначальных, необходимейших для нашего существования знаний» (К.И. Чуковский).

Художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое. Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща «возрастная талантливость».

Сторонники биологизаторского подхода считают, что одаренность – весьма редкое явление, и выявление такого ребенка подобно поиску крупиц золота; сторонники же социологизаторского подхода считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок, и нужно только вовремя заметить его способности и развить их. В настоящее время используются две основные формы диагностики одаренности. Первая группа методик – это разовые исследования. Вторая группа методик основана на долговременных наблюдениях за детьми.

Можно выделить три группы способов организации обучения одаренных детей: раздельное, совместно-раздельное и совместное обучение, несколько подходов к модернизации обучения – ускорение, интенсификация, обогащение, три формы организации обучения - групповая, коллективная и индивидуальная. Педагогу необходимо найти оптимальную форму работы, варьируя все возможные способы, ориентируясь на возможности группы в целом, а также на интересы каждого ребенка.

Взаимоотношения в группе одаренных детей имеют свою специфику, особенности, которые во многом определяются высоким уровнем развития их умственных способностей.

Обучение художественно одаренных дошкольников должно строится на четырех основных направлениях: развитие креативности, формирование изобразительных умений, обогащение представлениями о мире и развитие познавательных процессов, развитие эмпатии. Воспитание должно опираться на принципы наглядности, игровой подачи материала, индивидуального подхода к каждому.

Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни, где главная точка опоры – ориентир на положительные качества малыша. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка, а его осуществление возможно при определенных условиях.

Индивидуальный подход к дошкольникам оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.

Занятия по изобразительной деятельности представляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности.

Одаренные дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется индивидуализированное обучение. Наиболее подходящая для обучения одаренных дошкольников коллективная форма организации обучения, когда дети являются субъектами педагогического процесса. Система свободных, не организуемых жестко занятий дает каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. Важную роль в персонифицированном обучении играет педагог, обладающий творчеством, профессиональной компетентностью, ориентированный на индивидуализированную модель взаимодействия с детьми.

Важно помнить, что одаренность – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку педагогу важно найти именно индивидуальный подход.


Глава 2. Технология социально-педагогической поддержки одаренного ребенка


2.1 Изучение условий социально-педагогической поддержки одаренных детей в дошкольном учреждении


Констатирующий этап эксперимента заключается в выявлении особенностей работы в ДОУ с одаренными детьми всех субъектов педагогической деятельности.

План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющие художественные способности»

Цель: гармонизация и развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности

Задачи:

1.                 Создание условий для развития творческого потенциала ребенка.

2.                 Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала.

3.                 Формирование осознанного интереса к художественной культуре.

4.                 Приобщение к национальной и мировой художественной культуре.

5.                 Развитие творчества, образного мышления, художественных способностей.

Психолог

Диагностический этап: специальная диагностика по запросу родителей. Наблюдение за ребенком и анализ продуктов его художественной деятельности.

Информационный этап: консультирование родителей и специалистов. Подбор психологической литературы по художественной одаренности.

Развивающий этап: составление индивидуальных программ развития ДО. Подбор и проведение игр на развитие креативного мышления. Коррекционная работа с ОД, имеющими проблемы в общении и эмоционально-личностном развитии.

Воспитатель:

Информационный этап: консультации для родителей ОД с художественными способностями. Посещение на дому с целью знакомства с условиями для развития художественной деятельности.

Развивающий этап: подготовка и проведение дополнительных разно уровневых занятий для художественно одаренных детей. Ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства. Развитие худ.творчества на занятиях.

Организационный этап: сбор, оформление альбомов для дальнейшей публикации или выставок детских произведений художественного творчества. Обогащение предметного пространства группы.

Заместитель заведующие по основному виду деятельности

Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДУ.

Организационный этап: помощь специалистам ДУ в подборе диагностического материала и осуществление контроля за проведением диагностики и ее анализ. Подбор методического материала по проблеме. Организация выставки продуктов художественной деятельности ОД. Подготовка и проведение конкурсов, выставок. Координация работы клуба родителей ОД. Организация работы кружка по ИЗО. Организация методических мостов по обмену опытом работы с ОД между ДОУ.

Этап контроля: контроля за созданием предметно-развивающей среды в группах.

Родители

Развивающий этап: участие в работе художественного кружка, посещение совместно с детьми художественных выставок и музеев. Участие в деятельности клуба для родителей. Участие в организации и проведении выставки детских работ.

Этапы реализация программы сопровождения одаренного ребенка

                   I.                        Диагностический этап

Ø    Педагогическая диагностика;

Ø    Психологическая диагностика;

Ø    Специальная диагностика(углубленная);

Ø    Диагностический мониторинг (анализ динамики развития).

                II.                        Информационный этап

2                    Подбор литературы по тематике;

3                    Создание банка информации по работе с одаренными детьми;

4                    Подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности;

5                    Просветительская работа со всеми субъектами образовательного процесса.

             III.                        Подготовительный этап

Ø    Определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса;

Ø    Составление индивидуальной программы развития для каждой категории специальной одаренности;

Ø    Разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

             IV.                        Развивающий этап

Ø    Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий различными специалистами и воспитателями (по индивидуальному плану);

Ø    Организация мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников;

Ø    Организация различных мероприятий по созданию развивающей среды для одаренного ребенка, с включением в ее всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (воспитатели, администрация, узкие специалисты, родители и др.).

Структура программы сопровождения одаренного ребенка

1.                 Определение целей и задач программы сопровождения.

2.                 Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе.

3.                 Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения.

4.                 Мониторинг программы.

Функции специалистов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с одаренными детьми

Психолог

1.                 Диагностическая—осуществление психодиагностической диагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.

2.                 Информационная—просвещение родителей и воспитателей по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности.

3.                 Коррекционная—организация мероприятий по адаптации и социализации одаренного ребенка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.

4.                 Развивающая—участие в развитии одаренного ребенка (индивидуальные и групповые занятия, оказание помощи воспитателям и специалистам при составлении программы индивидуального развития одаренного ребенка).

Заместитель заведующей по основной деятельности:

1.                 Организационная—осуществляет организацию и координацию процесса сопровождения одаренного ребенка. Совместно с руководителем ДОУ формирует сообщество воспитывающих взрослых: родителей, педагогов, психолога, помощника воспитателя с целью обеспечения эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива.

2.                 Информационная—консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения их одаренных детей.

3.                 Контролирующая—разработка схемы наблюдения за процессом сопровождения одаренного ребенка. Коррекция деятельности субъектов процесса на основе мониторинга и анализа их работы.

4.                 Методическая—организует методическое оснащение процесса сопровождения одаренного ребенка (пособия, литература, игрушки и другое оборудование). Оказывает методическую помощь педагогам в разработке программ.

Воспитатели:

1.                 Информационная—сотрудничество с родителями (лицами их замещающими) с целью распространения информации по особенностям одаренного ребенка.

2.                 Развивающая—определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одаренного ребенка.

3.                 Координирующая—осуществляет координацию деятельности помощника воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и других преподавателей в рамках программы сопровождения одаренного ребенка.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты