Половое воспитание младших школьников

Существуют и определенные моменты, обусловлива­ющие негативизм девочек по отношению к мужскому полу, но их значительно меньше. Во-первых, естественно, это наставления родителей (опять-таки в первую очередь матерей), которые нередко приписывают представителям мужского пола различные недостатки; во-вторых, это некоторые особенности поведения мальчиков по отноше­нию к девочкам, особенно их неумелые способы проявле­ния внимания — подойти и толкнуть, или дернуть за косу, или вывалять в снегу и т. д.; в-третьих, эта мень­шая бытовая приспособленность мальчиков, их меньшая аккуратность, исполнительность и т. д., т. е. недостат­ки, которые легко понятны девочкам любого возраста, в том числе и такого, когда они еще не способны оценить специфические достоинства мальчиков. Следует под­черкнуть, что особенно благоприятные условия для раз­вития негативизма к другому полу существуют в непол­ных семьях, когда ребенок воспитывается только матерью. В таких семьях многие особенности представителей другого пола ребенку мало известны и априори могут им расцениваться как отрицательные. В таких семьях по­рой наблюдается нетерпимость к недостаткам представи­телей другого пола, причем чаще ее проявляют девочки.

Неверная направленность полового влечения возни­кает в результате проявления непроизвольного интереса к противоположному полу, непроизвольных реакций, которыми он проявляется на ранних стадиях его развития, ослабления реакции на первичные («ключевые») сексуальные раздражители. Последнее возникает, например, ' тогда, когда по характеру обучения подростку, юноше постоянно приходится иметь дело с обнаженным женским телом (например, обучение в балетной школе). У боль­шинства представителей мужского пола реакция на «ключевые» раздражители устойчива, однако у некото­рых она может постепенно исчезнуть, и половая направ­ленность в этом случае формируется на условно рефлекторной основе.

Конкретным механизмом формирования гомосексу­альной направленности является фиксация («впечаты­вание» в психику) наиболее яркого сексуального пережи­вания. Повторение закрепляет эту направленность.

Сознание осуждения, с которым общество относится к гомосексуалистам, способствует развитию сектантской установки, выработке целой системы взглядов, в основе которых лежат претензии на исключительность. Послед­нее следует расценивать как подсознательную установку компенсаторного характера: чувствовать себя в изоля­ции легче с позиций «избранности». Гомосексуалисты вооружаются целой системой взглядов, убеждений, собственной системой ценностей и т. д. К ним относится, в частности, и убеждение многих из них, что женщина как в интеллектуальном, так и в эстетическом отношении стоит на низшей ступени развития в сравнении с муж­чиной, является существом «неполноценным». Многие гомосексуалисты утрачивают способность (или же она у них остается неразвитой) к восприятию женской кра­соты, причем если некоторые из них могут оценить при­влекательность женского лица, то относительно фигуры они не в состоянии прийти ни к какому заключению.

Для возникновения женского гомосексуализма (име­ется в виду церебральная, пассивная его форма) реша­ющее значение имеет неудовлетворенность сложившимися гетеросексуальными отношениями, возникшее на этой почве чувство одиночества плюс совращающее влияние активной гомосексуалистки.

Гомосексуальные отношения могут иметь довольно развитой характер, с такими явлениями, как ревность, стремление к единению, способность на жертвы; на почве конфликтов любовного характера у гомосексуалистов бывают и преступления.


Неверные установки в половом воспитании


Характеристика неверных установок, выявленных нами при анализе трудностей полового вос­питания. Следует учитывать, что в конкретных жизнен­ных ситуациях может проявляться неблагоприятное влия­ние сразу нескольких установок, в изолированном виде они почти не встречаются. Например, негативизм часто оказывается способом реализации аскетической установ­ки, потребительская установка сама по себе может рас­цениваться как проявление негативизма, собственничес­кая установка по отношению к детям может быть прояв­лением эгоизма или реализацией аскетической установки и т. д. С учетом этого и следует воспринимать даваемую ниже их характеристику.

Негативная установка. В негативной установке можно выделить три вида. Первый — негативная установка как месть; ее следует расценивать как проявление непорядоч­ности. Она возникает обычно у женщин вследствие не­критического отношения к событиям собственной жиз­ни. Например, личная жизнь по какой-либо причине не сложилась. Не обязательно в этом виноват кто-то дру­гой. Кроме того, порой семейная жизнь не складывается и у хороших людей. Естественно, это особенно вероятно, если попался муж-пьяница или непорядочный человек. В любом из этих случаев некоторые матери внушают своим дочерям негативное отношение ко всем представителям мужского пола, заранее настраивая их против мужчин, давая им резко отрицательные обобщенные характерис­тики. Наиболее убедительным воспитательным моментом здесь является собственное отношение к бывшему мужу. Поскольку у некоторых женщин он главный мерзавец среди прочих мерзавцев-мужчин, ему чинятся всяческие препятствия во встречах с ребенком. Особый вред при этом наносится девочке. Мальчику внушить отрицатель­ную установку по отношению к собственному полу труд­но.

Вторая разновидность негативизма — негативизм как самоутверждение. Чаще это внушенная родителями (точ­нее, матерью) и поддерживаемая ими форма, являющаяся как бы продолжением семейной традиции. Здесь главен­ствует принцип, что мужчиной нужно руководить, что его сразу же надо прибрать к рукам и держать крепко. И если это удается, он сводится до положения большого ребенка. Ему что-то позволяется, что-то нет, причем это решается за него. Деньги па текущие расходы выдаются ежедневно, зарплата его ревниво отбирается (последнее не просто действие, а незыблемый семейный принцип, один из краеугольных камней в фундаменте семейной политики). Существование подобных случаев в жизни доказывает живучесть такой установки. Однако следует иметь в виду, что, выходя замуж с такими взглядами, рискуешь быстро остаться у разбитого корыта — ведь не все мужчины бесхарактерны или глупы и то, что полу­чилось у одной, у десятков не получается, а жизнь испор­чена. Интересно, что именно женщины этой группы, по­терпев неудачу в личной жизни, тем не менее продол­жают считать себя большими специалистками в семейных делах и весьма охотно наставляют своих более молодых подруг в том, как именно следует обращаться с мужчина­ми, строить семейную жизнь. Эта разновидность нега­тивизма внешне не имеет негативистических черт, но является таковым по существу. Наиболее эффективно — как с точки зрения «руководства» мужем, так и с точки зрения фактически возможного развала семьи — эта вредная установка реализуется, как правило, при не­пременном участии и под руководством матери (тещи), которая считает своим первейшим родительским дол­гом вмешиваться в личную жизнь дочери.

Третья разновидность негативизма — негативизм как профилактика. Эта разновидность чаще возникает из общих соображений или понаслышке. Сводится она к то­му, что мать внушает сыну, что ему следует быть очень осторожным с женщинами: от них можно заразиться дур­ной болезнью или же, женившись, попасть «под каблук», а потому следует их всячески избегать. Дочери же вну­шается, что цель всякого мужчины — «обмануть» и за­тем «бросить», воспользоваться невинностью и неопыт­ностью девушки.

Разумеется, все эти родительские воздействия осно­ваны на реальных фактах, но некритически оцененных.

Негативизм часто приносит именно те результаты, которых родители стараются избежать, прививая ребен­ку эту установку. Даже в элементарных проявлениях результат бывает обратным. Порой негативизм про­является даже у маленьких девочек в отношении к ма­леньким мальчикам.

Аскетическая установка. Здесь можно выделить две её основы: первая – отрицательное отношение к половой жизни как таковой, вторая – стремление уберечь ребёнка «до поры» от всяческих соблазнов. У родителей, чаще у матери, в силу различных причин складывается отрицательное отношение к половой жизни. Нередко оно связано с собственной фригидностью. Кроме того, аскетическая установка может быть отражением определенного мировоззрения, отголоском религиозной догматики. Известно, что с «благословения» церкви все, что связано с продолжением рода, стало считаться гре­ховным, нечистым, высшая добродетель связывалась с безбрачием и целомудрием. Однако ничего, кроме хан­жества и лицемерия, это принести не могло, так как осу­ждению подвергалось естественное, неизбежное стрем­ление и право человека.

Сначала ребенка, чаще девочку, стремятся по возмож­ности оградить от контактов с мужским полом — не раз­решают играть со сверстниками-мальчиками, прививают к ним отрицательное отношение. Затем к этому добав­ляется и подавление в ребенке проявлений его половой принадлежности: высмеивается стремление девочки к нарядам и украшениям — вместо того чтобы, восполь­зовавшись этим стремлением, прививать хороший вкус, чувство меры и т. д.; высмеивается интерес к другому по­лу. Затем прививается мысль о безнравственности, гре­ховности половой жизни. Ясно, что в отношении к мужскому полу у девуш­ки остается лишь то, что связано с расчетом и формаль­ной необходимостью (замужество). Вступает в брак она с чувством внутреннего антагонизма по отношению к му­жу, и это является одним из важнейших источников раз­лада супружеской жизни, так как превращает ее в обя­занность, в тяжелый и неприятный долг.

Аскетическая установка в половом воспитании по­давляет, особенно у девушки, непосредственные прояв­ления полового влечения, снижает эмоциональность, подменяет непроизвольные поведенческие реакции рас­судочностью, переводя весь ее интерес к мужскому полу в область абстрактно-логических рассуждений, оценок и расчетов. Ясно, что это не способствует успеху в личност­ных контактах. Вместо естественного, здорового инте­реса к мужскому полу у девушки в голове тщательно раз­работанная и продуманная программа взаимоотношений на все случаи жизни, в которой предусмотрены мельчай­шие детали поведения. Здесь аскетическая установка тесно смыкается с потребительской (см. ниже).

Аскетическая установка может быть преодолена как в результате выраженности собственного стремления де­вушки к личностному общению, так л в результате нас­тойчивости окружающих, разумеется, если девушка дос­таточно привлекательна. Но эта установка в той или иной степени всегда вредна. Она затрудняет не только само замужество, но и последующую сексуальную адаптацию в браке, что повышает вероятность супружеской несов­местимости (дисгамии). Последнее же, согласно наблюде­ниям А. М. Свядоща, способствует возникновению жен­ского пассивного гомосексуализма.

Потребительская установка. В качестве особого яв­ления эта установка более характерна для воспитания девочек.

Для каждой нормальной девочки должна быть естест­венной мысль, что со временем она выйдет замуж, будет иметь собственную семью, детей и т. д. Это необходимый момент полового воспитания. Но замужество ни в коем случае не должно становиться самоцелью — это выхола­щивает его, извращает смысл. Тем не менее стремление найти выгодного мужа, который бы «обеспечивал», со­держал и т. д., и в наши дни порой становится главной задачей в отдельных семьях, где господствует мещанский уклад и имеется дочь «на выданьи».

Если разобраться, то в основе всего этого помимо ме­лочного мещанского расчета лежит и неуважение к чело­веку, будь то собственная дочь или ее будущий муж, глу­бокое пренебрежение человеческими чувствами. В жертву меркантильному стремлению здесь приносится любовь и счастье; замужество становится способом отчуждения человека, отделения его от его сущности, инструментом не союза, а разобщения.

В определенной связи с потребительской установкой стоит и отношение к так называемому целомудрию. По­ловое воспитание должно быть направлено, в частности, на предотвращение раннего начала половой жизни. Од­нако при этом нельзя превращать понятие целомудрия в некую сверхценную идею, когда девушке прививается представление о нем как о достоинстве, которое ценно само по себе, как таковое. Нужно воспитывать убежден­ность в том, что конкретно половые отношения — лишь часть в комплексе отношений между любящими друг дру­га мужчиной и женщиной, что в основе этого гармонич­ного комплекса лежит чувство любви и взаимного ува­жения, и ни одна его часть не может быть оторвана от других. Как было сказано когда-то, «любовь — это дере­во, у которого корни в телесном мире, а ветви его развет­вляются над этим миром, в сфере одухотворенной, и с культурой они становятся все больше, все богаче». Спе­циально выделять и превращать в предмет спекуляции и целомудрие безнравственно. Если половая жизнь без любви аморальна, то целомудрие само по себе, как тако­вое,— качество, которое никому не нужно, и держаться за пего, несмотря ни на что, нелепо.

Потребительская установка мужчин по отношению к девушкам и женщинам откровенно основана на стремле­нии обмануть, воспользоваться доверием, неопытностью. В основе такого поведения лежит социальная безответ­ственность, неуважение к людям, примитивный эгоизм, а также то, что удовлетворение полового влечения прев­ратилось в «единственную конечную цель». Некоторые мужчины считают своим большим достоинством (видимо, ввиду отсутствия других) умение обольстить девушку. Для некоторых эта деятельность — способ удовлетворе­ния болезненного стремления к самоутверждению, болезненного как в силу его выраженности, так и потому, что делается это за счет другого человека, чувства, дос­тоинство, а нередко и здоровье которого приносятся в жертву этому стремлению. Мы не говорим здесь о слу­чаях, когда обе стороны «достойны» друг друга, бывает и так.

Эта информация предназначена для родителей, кото­рые хотят воспитать честных и нравственных девушек: ведь не доверять людям — в принципе безнравственно, но вместе с тем знать о существовании таких «специалис­тов» и уметь вовремя их распознать необходимо каждой девушке.

Собственническая установка. Рождение, выхаживание и воспитание ребенка требуют от родителей многих усилий и забот. Современная практика регулирования рождае­мости дает возможность планировать рождение ребенка, сознательно решать, сколько детей стоит иметь в семье, и т. д. Это не дает, однако, оснований считать детей своей собственностью. Необходимо уважать ребенка. Даже новорожденный, как бы мал, слаб и беспомощен он ни был, является совершенно самостоятельным человеком со своей собственной судьбой, и он требует не только ухо­да и заботы, но и уважения, пусть форма этого уважения и не такая, как в отношении взрослых. В каждом возрас­те она должна быть особой, но в основе отношения к ре­бенку всегда должно лежать и уважение, а не только лю­бовь. Ясно, что родители желают ребенку лишь хороше­го, но само по себе это желание и стремление не оправ­дывают любых конкретных их действий по отношению к веку.

Собственническая установка нередко проявляется в стремлении руководить поведением ребенка во что бы то ни стало и в любой ситуации, принимать за него решения и т. д. Особенно наглядно это проявляется в сфере поло­вого воспитания и особенно в случае возникновения у сына или дочери намерений жениться или выйти замуж.

Собственническая установка восходит к Домострою. Известно, что в течение долгого времени родители опре­деляли, за кого выдать дочь, на ком женить сына, и часто против их воли. Иногда невеста видела жениха впервые лишь в церкви в момент венчания. Этот обычай был по­дорван, хотя и не уничтожен полностью, реформой Пет­ра I, который считал, что неразумно выдавать женщину замуж против ее воли и необходимо, чтобы молодые за­ранее познакомились друг с другом. В J 702 г. с этой целью он установил обряд обручения, которое происходило за шесть недель до венчания.

Паническая установка. Не зная особенностей сексуального развития ребёнка и считая его в норме абсолютно сексуально нейтральным существом, некоторые родители панически воспринимают любые проявления этого развития, рассматривая их как патологию. Многие со страхом реагируют и на вопросы ребенка, касающиеся половых отношений, так как склонны вкладывать в них свой смысл, искажать истинные интересы ребенка, пре­увеличивать степень его заинтересованности.

Заметив, что подросток занимается ипсацией, родите­ли в ужасе начинают водить его по врачам, стараются запугать страшными последствиями «порока», создают обстановку нетерпимости. Настороженно и неодобритель­но они относятся и к любым проявлениям интереса к пред­ставителям другого пола, считая, что лучший способ по­лового воспитания — изоляция подростка от сверстни­ков другого пола или сведение контактов к минимуму. Однако опыт общения с представителями другого пола накапливается с детства, постепенно, и человек, лишен­ный такого опыта, всегда будет испытывать трудности в общении. Особенно это касается мальчиков, но имеет большое значение и для девочек.

Следует подчеркнуть, что половое воспитание — это выработка устойчивости, морального иммунитета к от­рицательным влияниям, а не устранение их как таковых (что невозможно) или же полное неведение. Как справед­ливо было сказано, «невежество не есть невинность и не может быть защитником добродетели». Кстати, именно в неодобрительном отношении взрослых к проявлениям взаимного интереса мальчиков и девочек, юношей и де­вушек находится источник всех обидных прозвищ типа «жених и невеста», когда вполне нормальные ситуации и отношения выдаются за неприличные и детям навязы­вается соответствующее к ним отношение. Подобные прозвища учат детей видеть в приличном непри­личное.

Родители часто уходят от ответа на вопросы ребенка или же дают ложные ответы, порой рассказывают глупые сказки. Однако все это очень скоро становится понятным ребенку — как в результате его собственных жизненных наблюдений и анализа, так и в результате разъяснений его товарищей, в глазах которых он, повторяя объясне­ния родителей, выглядит глупо. В итоге он привыкает к двойной морали: для родителей, «официально», он знает одно, для себя - другое, и характер его ответа на одни н тот же вопрос может оказаться разным, в зависимости от того, кто его спрашивает. Нравственно ли это?

Получая неверные ответы, ребенок перестает доверять родителям и за информацией обращается к другим источ­никам. «Оттого так и бывает,— писал В. Буш,— что он узнает целую кучу грязных подробностей, прежде чем имеет хотя бы приблизительное представление о действи­тельном существе дела».

Нередко родители поступают совсем плохо — ругают, а то и наказывают ребенка за его вопрос. В результате он не только перестает обращаться с вопросами к ним и ищет ответ на стороне, но и между родителями и детьми возникает отчужденность, чувство недоверия к ним со стороны ребенка. Он теряет к ним уважение. Напротив, в его глазах уважаемым становится какой-нибудь безот­ветственный взрослый или подросток более старшего возраста, которые не только охотно делятся с ним своими «знаниями», но и никогда не ругают за вопрос.

Безразличная установка. Некоторые родители счи­тают, что жизнь сама научит ребенка во всем разбирать­ся, и поэтому специально заниматься половым воспита­нием нет необходимости: в свое время он сам все поймет. В результате подростки, юноши и девушки порой не имеют представления о жизненно важных вещах. Неко­торые не имеют понятия о том, что в основе их отношения к представителю другого пола может лежать не любовь, а лишь влечение, и обманываются в своих чувствах. В результате, брак оказывается непрочным. У многих не выработана установка на необходимость познания лич­ностных качеств избранника. В результате знакомство перед женитьбой оказывается слишком кратковре­менным, и тот факт, что супруги «не сошлись характе­ром», выясняется уже после женитьбы, порой очень ско­ро. Значит, в этом не так уж и сложно было бы разобрать­ся раньше, если бы в голове была мысль о необходимости такого решения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты