Половое воспитание младших школьников

Тот факт, что ребенок обращается с вопросом именно к вам,— доказательство его доверия, и это нужно ценить. Кроме того, если ребенок задает вам «неприличный» вопрос, значит, ничего неприличного в этом вопросе для него еще нет, иначе он постарался бы потихоньку выяс­нить это у товарищей, без всякого риска порицания с вашей стороны. Например, вопрос ребенка о его появле­нии на свет — философский вопрос. Он должен интересо­вать каждого. Трудно представить себе возможность собственного не существования — ведь для того, чтобы задавать такой вопрос, нужно и существовать, и осозна­вать факт своего существования. Это одновременно вопрос о субъективном и объективном, о независимости мира от его восприятия человеком. Родители же нередко расценивают этот вопрос как вопрос о технике деторожде­ния, как вопрос о половой жизни, т, е. приписывают ребенку интерес к тому, что волнует их самих: то ли потому, что они уже решили для себя все философские вопросы, то ли потому, что уже утратили способность такие вопросы ставить, а интересуются более прозаичес­кими и конкретными предметами. Не зря ведь Дж. Локк утверждал, что «неожиданные вопросы ребенка мо­гут научить большему, чем разговоры взрослых, которые вращаются всегда в одном и том же круге идей и подчиня­ются заимствованным взглядам и предрассудкам воспита­ния».

Какую пользу для полового воспитания можно из­влечь, отвечая на вопросы ребенка? Во-первых, вы даете ему не просто информацию, но информацию, определен­ным образом ориентированную по содержанию и оформленную эмоционально. Та же информация, но в иска­женном виде или в другом сопоставлении, с другой ее эмоциональной оценкой может быть вредной. Во-вторых, получая всегда удовлетворяющий его ответ, ребенок бу­дет постоянно обращаться с вопросами именно к вам. Благодаря этому вы всегда будете иметь возможность для воздействия на него в нужном направлении, контроли­ровать содержание и способы его информации, вносить своевременно необходимые коррективы. В-третьих, бла­годаря тому что ребенок будет встречать с вашей сторо­ны понимание и уважительное отношение к его инте­ресам, его доверие к вам будет возрастать.

Прежде чем отвечать на вопросы ребенка, выясните, о чем, собственно, идет речь. Может быть, вы неправильно поняли вопрос. Уяснив его характер, доброжелательно и заинтересованно расспросите ребенка, что он сам дума­ет по этому поводу, оцените степень его информирован­ности, источники информации, а также и степень заинте­ресованности. Это позволит правильно построить ответ. Выработайте в семье согласованную позицию всех взрос­лых как по отношению к вопросам ребенка, так и по ха­рактеру даваемых ответов.

Какими должны быть ответы? Во-первых, они должны быть по своему содержанию естественнонаучными, правдивыми, без всяких нелепых сказок про аистов. Не пы­тайтесь отрицать очевидное. Например, на вопрос, отку­да ребенок появился, или же в более общем плане — от­куда берутся дети, отвечайте, что они постепенно выра­стают у мамы в животе, и, когда вырастут достаточно большими, мама в родильном доме с помощью доктора ребенка рожает. Ведь ребенок, наблюдающий, как у его матери или знакомой тети живот постепенно увеличива­ется, а затем она уезжает в родильный дом, откуда воз­вращается уже без живота, но с ребенком, отчетливо по­нимает, что ребенок появился из живота матери. Ему часто нужно просто подтверждение взрослыми вывода, к которому он пришел самостоятельно. Если же отрицать это, он оказывается в недоумении, начинает обращаться с вопросами к другим людям, но забыть своего вопроса, ра­зумеется, не может: слишком это важно — появление на свет нового человека.

Во-вторых, объем информации и ее форма должны быть на уровне, доступном пониманию ребенка. Ведь правда — это совсем не обязательно все то, что вы сами знаете по данному вопросу. Правда для ребенка — это лишь то, что, соответствуя действительности, находится на уровне его понимания и может быть для него полезным.

В-третьих, ответ должен быть связан с возможно более общими понятиями, с акцентом на нравственную сторону, даже если вопрос и допускает какие-либо «технические» моменты.

В-четвертых, ответ должен быть интересным, чтобы ребенок с очередным вопросом обратился именно к вам, а не к посторонним людям.

В-пятых, если ребенок спросил о чем-либо действи­тельно неприличном, постарайтесь выразить полное равно­душие к содержанию вопроса, сделать вид, что это со­вершенно неинтересная тема. Тогда и у ребенка погаснет интерес к этому вопросу, ваше равнодушие передастся ему. Если же вы выразите удивление, возмущение, вы­скажете порицание, то этот вопрос заинтригует ребенка, и он продолжит расспросы на стороне. Помните: правиль­ные и доброжелательные ответы сближают, ложные — отдаляют родителей и детей.

Следует контролировать источники возможной ин­формации ребенка, в том числе и то, что он читает. Правда, по вопросам, связанным с половым воспитанием, лите­ратуры специально для детей пока нет. Поэтому нет и возможности рекомендовать что-либо для родителей, чтобы они давали читать ребенку. Если же в руки к нему попала книга, которую ему еще не следует читать, поста­райтесь и это использовать в интересах воспитания. Не стоит отнимать такую книгу, так как от этого она при­обретает лишь дополнительный интерес, но читаться уже будет тайком. Следует самому прочесть книгу и затем поговорить с ребенком о ее содержании, выясняя, что именно он там понял, чтобы внести необходимые кор­рективы.

Необходимо для полового воспитания и предваритель­ное осведомление ребенка, подростка, юноши (девушки) в вопросах рождения детей, особенностей мужского и женского пола и т. д. Однако для того, чтобы оно было эффективным и правильным, следует знать, что именно и в каком возрасте интересует мальчиков и девочек и что именно они в этом возрасте уже знают по интересующему вопросу. Ясно, что сообщаемая информация должна быть новой и к тому же интересной. В этом случае она будет убедительной и окажется полезной в плане предотвраще­ния вредных влияний со стороны. Соответствующая на­учная работа уже проводится, и в ближайшее время мы сможем дать родителям рекомендации и в этом.

Полезным в половом воспитании может быть и пе­реключение. Смысл его заключается в следующем. Если родители замечают, что подросток или юноша (девушка) проявляют слишком большой интерес к другому полу, следует специально придумать для них какое-либо инте­ресное занятие, которое бы требовало к тому же затраты энергии и сил. Однако нецелесообразно подавлять инте­рес к другому полу, препятствовать контактам. Напро­тив, нужно, чтобы этот интерес возможно теснее пере­плетался с новым увлечением, с другими занятиями. В этом случае интерес к другому полу не будет поглощать ребенка целиком, не будет самоцелью. К тому же, воз­действуя на различные связанные с ним интересы и увле­чения, можно будет найти способ воздействия и на этот интерес.

Наибольший эффект в половом воспитании может быть достигнут при объединении усилий школы, семьи и общественности. В связи с этим родителям полезно знать общие принципы организации полового воспитания в нашей стране. Это поможет им лучше определять место и роль их собственных педагогических усилий.

Первый: высокая идейная направленность полового воспитания, определяемая его необходимостью и поль­зой для общества, тесная взаимосвязь с вопросами жизни человека, семьи.

Второй: единство воспитательных действий школы, семьи, общественности в половом воспитании, учет кру­га общения ребенка, источников его информации и путей воздействия на него.

Третий: полное использование всех воспитательных возможностей, учебных предметов, внеклассной работы, их преемственность и взаимосвязь.

Четвертый: неотделимость полового воспитания от общей системы нравственного воспитания, от всей учеб­но-воспитательной работы.

Пятый: целостность и систематичность воспитатель­ных воздействий в интересах полового воспитания, их осуществление с учетом возрастных, половых, индиви­дуальных особенностей ребенка на основе доброжела­тельности, понимания, уважения и требовательности.

В интересах полового воспитания педагогам следует использовать любые возможности, любые уроки, особен­но гуманитарного профиля: литературу, историю, обще­ствоведение. Например, рассказывая о классовой приро­де общества, о борьбе трудящихся, обязательно следует подчеркнуть, что в особенно тяжелом положении на­ходились женщины, и объяснить, почему. Говоря о борь­бе трудящихся за свое освобождение, необходимо под­черкивать значение борьбы за равноправие женщин, кри­тиковать при каждом удобном случае недостатки обыден­ного сознания, неверное отношение к женщине.

В предметах биологического цикла следовало бы на­чинать изучение человека значительно раньше 8 класса, причем не с анатомо-физиологических особен­ностей, а с места человека в общей картине мира, с вы­явления специфики человека одновременно как части при­роды и особого, социального существа. Как справедливо писал В. А. Сухомлинский, «странно и непонятно, почему во время утверждения личности школа не дает человеку никаких знаний о нем, о человеке, в частности о том спе­цифическом, что возносит человека над миром живого: о человеческой психике, мышлении и сознании, об эмоци­ональной, эстетической, волевой и творческой сфере ду­ховной жизни. Тот факт, что человек, по существу, ни­чего не знает о себе, часто бывает источником большой беды, за которую обществу приходится дорого распла­чиваться... Человек становится воспитателем самого себя, и тем в большей мере, чем глубже он познает человека и человеческое».


Половая уравновешенность


Что такое здоровая «половая уравновешенность»? Что мы имеем в виду, когда говорим об уравновешенном в половом отношении взрослом человеке? Если мы не сумеем точно ответить на эти вопросы, наши по­пытки полового воспитания детей непременно по­терпят крах.

Приведу некоторые самые важные обстоятельст­ва, отличающие нормально уравновешенного в по­ловом отношении взрослого человека.

1. Нормальный  человек  получает  удовольствие от половой близости. Это значит, что он не ис­пытывает при этом ни стыда или страха, ни отвра­щения   или   неприязни.   Он   смотрит   на   половую жизнь как на совершенно естественное явление, как на проявление здоровой жизнедеятельности, от которой получает удовлетворение. Хотя он отлично сознает, что общество порой ограничивает наши ес­тественные импульсы, он не переживает из-за этого: не чувствует себя виноватым, но в то же время не стремится к крайностям. Половая близость достига­ет полноты удовлетворения при оргазме. Одним сло­вом, сексуальные влечения, хотя и не доминируют в его жизни, занимают в ней важное место в ряду других желаний и потребностей.

2. Он способен сексуально выразить свою любовь. Это значит, он довольствуется не только романтиче­скими представлениями и нежными чувствами, но и использует свое тело для проявления любви. Он мо­жет  получать  удовольствие от  половой  близости  и без нее, но все же испытывает больше радости, ког­да любит, дополняя свое чувство сексуальным про­явлением. Он   понимает  свою   сексуальную  функцию   в жизни. Хотя в каждом мужчине имеются какие-то женские черты,  а в каждой женщине — мужские, хорошо адаптированный к жизни человек отличает­ся своей ярко выраженной половой принадлеж­ностью  и не изменяет ее. Он не сетует на то, что родился женщиной или мужчиной, и у него не раз­виваются пристрастия, характерные для противоположного пола.

3.    Он  по-разному   держится с мужчинами  и женщинами.   Не   обращается   с   мужчинами   как   с женщинами,   и  наоборот.  Половая  адаптация,   как известно,  — существенная часть общей адаптации, приспособленности к условиям жизни,  поэтому мы не  можем  рассчитывать  на сексуальную  уравнове­шенность, если не научимся любить своего ближнего и жить с ним в согласии.

4.    Он не нуждается в   особых сведениях о биологическом устройстве половых органов, даже ес­ли   нередко,   особенно  еще   до   достижения   совер­шеннолетия, осведомлен в этом смысле недостаточ­но. Это значит, что теоретическое представление о половой  жизни  или  практический опыт  не столь уж и существен для нашей общей половой уравно­вешенности.  Гораздо важнее другое — то,  что мы представляем о ней и как относимся к этой стороне жизни. Довольно просто описать признаки нормальной половой уравновешенности, но совсем непросто оп­ределить, КАКИМИ из них обладают наши друзья. Представляете, как же трудно понять, правильно ли развивается в этом смысле наш ребенок. Если толь­ко у него не проявляются признаки половой неурав­новешенности, как, например, слишком частая мас­турбация, и нет каких-то других явных отклонений от нормы, которые помогли бы понять, каково будет впоследствии его отношение к этому вопросу.

Думается, совершенно ясно — книжки о поведе­нии птиц и пчел ничуть не помогут изменить наши взгляды на эту проблему! Единственное, что здесь может оказаться полезным, — это ясное представле­ние о нормальной половой уравновешенности. Про­анализируем внимательнее самих себя или еще луч­ше — постараемся сначала сами обрести эту уравно­вешенность, а уж потом будем надеяться, что помо­жем обрести ее и нашим детям.


Половой опыт


Сама мысль о том, что дети в каком-то смысле име­ют половой опыт, многими воспринимается как без­нравственная Всего лишь одно поколение назад лю­ди считали малышей в сексуальном смысле совер­шенно невинными созданиями. Сегодня так думают лишь очень немногие, и все же, поскольку эти не­многие существуют, вопрос подлежит обсуждению.

Прежде считалось, что сексуальность возникает в отрочестве. Сейчас, напротив, мы знаем, что по­ловой инстинкт проявляется в тот же день, когда ребенок рождается на свет. Если мы заинтересова­ны в нормальном половом развитии наших детей, нужно знать, какой у них имеется сексуальный опыт. Мы не можем себе позволить ждать их отро­чества, чтобы помочь им и руководить их порывами. Тогда будет слишком поздно. Делать это нужно уже сейчас.

Не наблюдая за половой активностью ребенка, мы не сможем помочь ему и направить в нужное русло. Нет нужды ходить за ним по пятам, чтобы узнать, что он втайне делает, как приобретает этот опыт. Он проявит свой половой инстинкт тысячами самых разных способов. И нам не надо долго при­сматриваться, чтобы заметить, нужно только уметь распознать его.

Проявления полового инстинкта характерны для всех ребят. И если вы обнаружите одно из них у ва­шего ребенка, это вовсе не значит, что его сексуаль­ность чрезмерна или превратится со временем в про­блему. Это говорит лишь о том, что ваш ребенок точно такой, как все дети.

Из чего же складывается обычный половой опыт у новорожденных и у маленьких детей?

1.       Первый  и самый обычный сексуальный опыт дети приобретают, когда взрослые прикасаются к их гениталиям.  Половой импульс у них еще не такой явный, чтобы была необходима стимуляция, но дети реагируют на любое прикосновение к этим органам. Нетрудно заметить эрекцию полового члена у маль­чика 6 или 7 месяцев, когда мать моет его, посыпа­ет тальком или вытирает досуха. Речь идет о чисто сексуальном -возбуждении органа, и это совершенно здоровая реакция.

2.       Дети   и   сами   трогают   свои   половые  органы прежде всего для того, чтобы узнать, что это такое, и очень скоро соображают, что прикосновения эти приятны.   Если   наши   отношения   с   ребенком   на­столько хороши, что мы можем спросить его, почему он   так  делает,   он   со   всей   искренностью  ответит: «Потому что мне приятно». Вот почему все дети так или иначе занимаются мастурбацией, и это тоже со­вершенно нормальный половой опыт.

3.   Все дети рано или поздно проявляют опреде­ленный  интерес  к  половым  органам,  обнаруживая анатомическое различие у представителей противо­положного пола. Эти различия замечаются если не дома, то в школе, на спортплощадке или в гостях у кого-нибудь из товарищей. Вполне логично, что дети задумываются над этим и задают смелые вопро­сы. Все это вполне нормально.

4.  У малыша нередко появляется братик или сест­ренка.   Но  даже  если   он   единственный   ребенок   в семье, у него есть друзья, у которых могут быть ма­ленькие братья или сестры. К появлению новорож­денного мать обычно готовит своего ребенка заранее, сам он тоже задает немало вопросов и прислушива­ется к тому, что говорят по этому поводу родители и взрослые, бывающие в доме.  В здоровой современной семье детям обычно откровенно объясняют, от­куда берутся малыши, и это тоже в известном смыс­ле, хотя и не прямой, половой опыт.

5.  Другой неизбежный опыт, оставляющий глубо­кий след в сознании ребенка, даже если его половые органы не имеют к этому отношения, заключается в повседневном   наблюдении   своих   родителей.   Дети видят, что мама занята чисто женскими делами, а папа своими, мужскими. Все это, разумеется, помо­гает  мальчику  или  девочке  понять  свою  половую роль в жизни. Речь идет, таким образом, об опыте наипервейшей важности.

6.  Еще один опыт — даже если это бывает и не очень часто — приобретается тогда, когда ребенок ока­зывается свидетелем половой близости палы и мамы. Надо ли говорить, что категорически не рекомендуется допускать подобное. Однако это может пройти слу­чайно, если дети спят в одной комнате с родителями.

Вот такой половой опыт приобретают дети к 5—6 годам жизни, и в целом это не так уж и мало. Ребе­нок не столь невинен в сексуальном отношении, как хотелось бы думать. Он может быть несведущим в этом, но он отнюдь не безгрешен, подобно ангелу. Проблемы пола еще не открылись перед ним во всей полноте. У него еще не работают, не дают о себе знать железы внутренней секреции. Свою половую принадлежность ребенок ощущает лона еще смутно и скорее сознанием, чем физиологически, — словом, тут можно спорить о чем угодно, но только не о том, что ребенок — существо совершенно бесполое. По правде говоря, будь это так, надо было бы срочно бить тревогу.


Половые игры


Присущее детям любопытство и стремление к при­ятным ощущениям побуждают их к разного рода поискам и расследованиям. Вряд ли что-либо в доме ускользает от их внимания, в том числе, понятно, и тело — собственное и товарищей. Какие-то откры­тия, разумеется, доставляют больше удовольствия, нежели остальные. Совершенно естественно, что де­ти хотят повторить опыт. Но поскольку это не всег­да удается сделать свободно, они прикрывают воз­никший интерес играми, которые только на первый взгляд выглядят невинными и вполне допустимы­ми. Назовем лишь самые привычные из таких игр — «доктор», «куча мала», когда возникает множество физических контактов, совместное купание и, нако­нец, все, что связано с уединением и скрытностью, например, когда дети прячутся под кроватью или на чердаке. Во всех этих случаях ребята обычно удовлетворяют свое любопытство, рассматривая то, что запрещено приличием, и получая возможность фи­зических контактов друг с другом, которые они на­ходят очень возбуждающими и интересными. Имен­но это мы и имеем в виду, когда говорим о половых играх.

Все это совершенно естественно, нормально и до­пустимо. Родители, которых подобное поведение де­тей шокирует, и они принимают репрессивные меры, действуют не в интересах ребенка, а руководствуясь лишь собственными неверными представлениями о сексе. Кроме того, с любой новой вещью сначала нужно познакомиться, а уж потом извлекать из нее пользу и получать удовольствие. С сексом дело об­стоит точно так же. Мы не можем надеяться, что ре­бенок, получив какую-то мизерную информацию о сексе, отложит все остальные вопросы до свадьбы, точно так же, как не можем рассчитывать, что он научится играть в теннис без ракетки, мячей и партнера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты