Познавательные и психологические процессы

15.В сумраке, разглядев очертания предмета, прохожий понял, что это оставленный кем-то портфель.

Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии.  В данной ситуации имело место зрительное восприятие и узнавание предмета.

16. Девочка всегда очень волнуется, когда ее спрашивают на уроках.

Проявление эмоций. Можно предположить, что в данном случае имеет место проявление страха. Различные градации страха у человека выражаются по-разному: ужасом, паникой, боязнью, тревожностью, боязливым ожиданием, запуганностью, забитостью, связанными со страхом чувствами покорности и преданности. 

17. Увидев стол необычной формы, мальчик понял, что это такое только после его осмотра со всех сторон.

Действие анализаторов, то есть зрительные ощущения, которые дают информацию о внешнем мире. Также здесь задействовано узнавание предмета и припоминание как процессов памяти.

18. Дизайнер создает новый рекламный проект.

Воображение. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных,

19. Студент всегда старается найти новый способ выполнения задания.

У него развито творческое мышление. Творческое мышление

1) пластично, т. е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;

2) подвижно, т. е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения;

3) оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.

20. Чтобы хорошо выглядеть, девушка стала соблюдать строгую диету.

Проявление мотивации и потребности. Потребность — это испытываемая человеком нужда в чем-либо. Это могут быть предметы, объекты, объективные условия, состояния и т.п. Потребности побуждают человека к постоянному поиску того, что их удовлетворяет. Стремление к удовлетворению потребностей — основа всей целенаправленной деятельности, а успешная той или иной потребности реализация усиливает ее значение в направленности личности. Мотивы выполняют следующие функции:

1. побуждающую — вызывает и обуславливает активность человека, его поведение и деятельность;

2. направляющую — отражает выбор и осуществление определенной линии поведения[4].

21. Сотрудник с большим энтузиазмом приступает к выполнению задания, но монотонная работа ему быстро надоедает.

Проявляется сангвинический темперамент. Сангвиник — экстраверт, общителен, легко сходится с новыми людьми. Обратная сторона особенностей этого типа темперамента — непостоянство, нежелание заниматься монотонной однообразной работой, неусидчивость.

22. Проходя мимо кондитерской, девочка почувствовала знакомый запах и вспомнила, что покупала здесь ванильное пирожное.

Обонятельный анализатор позволил почувствовать запах. Затем процесс припоминания на основе ассоциативных связей. Таким образом, происходит процесс узнавания на основе обоняния.

23. Химик, составляя формулу, мысленно представляет себе процессы, происходящие при взаимодействии данных веществ.

Память. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним: запомнить что-то — значит связать то, что требуется помнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.

24. Сотрудники с негодованием обсуждают неблаговидный поступок их коллеги.

Речь — это процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми. Задействованы функции речи: 1) выражения — состоит в возможности человека с помощью речи полнее передавать свои переживания и отношения к информации и собеседнику; 2) Сообщения — состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов и фраз. А также свойства речи:

 1) содержательность — характеризуется количеством выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, а также их значительностью и соответствием реальности;

2) выразительность — характеризуется эмоциональной насыщенностью речи, ее энергичность[5].

25. Сотрудник лаборатории всегда выполняет работу по заданному образцу, считая,  что новшества только повредят отработанной технологии.

Данный сотрудник имеет выраженный флегматический темперамент. Темп реакции низкий — движения замедлены, бедная и невыразительная мимика, ненаходчив, с трудом переключает и сосредотачивает внимание. Флегматик ригиден, что проявляется в трудной адаптации к новой обстановке, медленной перестройке привычек, устойчивости интересов. Он обладает выдержкой и самообладанием.

26. Писатель в своем фантастическом рассказе придумал человека с паучьими лапами.

Воображение, а точнее творческое воображение. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями.

27. Девочка тщательно прибирает в комнате в надежде, что мать похвалит ее.

В данном случае можно выделить желание получить положительные эмоции и целенаправленное волевое действие.  Волевые действия являются обдуманными, целенаправленными, намеренными, принятыми к осуществлению по собственному сознательному решению, и всегда осуществляются по внутренним (личным) или внешним (социальным) причинам.  В роли побудителей конкретных волевых действий выступают потребности и мотивы человека.

28. Услышав фразу «кислый, как лимон», мальчик ощутил вкус лимона во рту.

Сначала слуховое восприятие, а затем действие памяти. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним: запомнить что-то — значит связать то, что требуется помнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.

29. Маленький ребенок, знакомясь с новым предметом, трогает его, облизывает, старается разобрать.

В данной ситуации задействованы различные виды ощущений. Ощущение есть результат возбуждения наиболее сложно организованных систем нервных клеток, в том числе — клеток коры головного мозга. Физиологической основой ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов — анализаторов. Также можно сказать об экстерорецептивном виде ощущений, который  отражает свойства предметов и явлений внешней среды: зрительные, слуховые, обонятельные.

30. Архитектор проектирует чертеж будущего здания.

Можно выделить несколько процессов, которые лежат в основе данной деятельности. Выполнение принятого решения — организация своей, деятельности таким образом, чтобы цель воплотилась в поступках, в действиях, в умственном навыке, в трудовом навыке, в вещах и т. д. Однако человек не только действует, проявляя волю, он одновременно контролирует и корректирует своё поведение. В данном действии присутствует творческое воображение.

 

Задание 4


1 Перечислите наиболее характерные социальные условия жизни современных старшеклассников и студентов


Юношеский возраст — этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

Основной сферой жизнедеятельности старшеклассников продолжает оставаться школа. В школе статус современного старшеклассника неоднозначен. С одной стороны, положение старшего накладывает на него дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой — по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Он обязан, безусловно, выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их.

Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается из его отношения к школе как к социальной структуре, к процессу обучения, к педагогам, к одноклассникам. Его отношение к школе в целом характеризуется растущей сознательностью и одновременно постепенным «вырастанием» из школы. Круг интересов и общения старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая ее только частью его жизненного мира. Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность. Хотя старшеклассник еще принадлежит школе, референтные группы все чаще находятся вне ее.

Обучение в старших классах осуществляется в соответствии с тем или иным профилем: естественнонаучным, физико-математическим, гуманитарным, а также конкретно-профессиональным — педагогическим, медицинским, юридическим, экономическим, инженерным и т.п. Учебная деятельность приобретает черты избирательности, осознанности, ответственности за ее процесс и результаты. Обучение в школе дополняется образованием во внешкольных образовательных учреждениях и самообразованием.

Значительно более сложными и дифференцированными становятся в юношеском возрасте отношения к учителю и с учителями. В образе «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества — способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность, т.е. в учителе хотят видеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания, на третьем — умение справедливо распоряжаться властью. В старших классах отношения учителя с учениками могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу. Прежние формы взаимоотношений лишь затрудняют налаживание контакта, вызывая у учащихся отчуждение от учителя и негативизм.

Отношения юношей и девушек с родителями неравномерны. С одной стороны, сохраняет свою актуальность потребность освобождения от контроля и опеки родителей — актуальны процессы обособления. Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей власти. Кроме того, действуют определенные культурные запреты; например, у нас не принято обсуждать сексуальные проблемы. Юноши невнимательны к родителям вследствие своего возрастного эгоцентризма. Поглощенные собой, они видят своих родителей только в каких-то определенных и подчас не самых привлекательных качествах. Порой они стесняются своих родителей: им кажется, что они слишком громко говорят, немодно одеваются, полны предрассудков. Нередко юноши и девушки считают себя выше лишь потому, что знают что-то, чего не знают родители.

На пороге самостоятельной жизни человек делает свой выбор — кем быть и каким быть; он психологически готов вступить в самостоятельную жизнь. С окончанием школы происходит «встреча» идеальных жизненных планов и социальной реальности; юноши и девушки отстаивают, утверждают, подтверждают свой выбор.

Поступление в школу также означало первое отделение ребенка от семьи и переход в социальную жизнь. Но все дети оказывались в одной и той же социальной структуре — школе. Общие правила школьной жизни становились для них основой построения их поведения и взаимоотношений.

С окончанием школы юноши и девушки делают второй шаг к отделению от семьи — они вступают в самостоятельную жизнь в обществе. В отличие от дошкольников, перед ними открываются, как правило, две возможности: продолжить образование или пойти работать. Об этой возрастной группе уже нельзя говорить «вообще»: ее социально-психологические свойства зависят не столько от паспортного возраста, сколько от социально-профессионального положения. Образование, которое продолжается и на этом этапе развития, является уже не общим, а специальным, профессиональным, даже учеба в вузе может рассматриваться как вид трудовой деятельности. Молодые люди приобретают большую или меньшую степень материальной независимости от родителей, обзаводятся собственными семьями.

Вхождение в самостоятельную жизнь в обществе, начало собственной индивидуальной биографии не проходит гладко и бесконфликтно. С поступлением в начальные, средние и высшие профессиональные учреждения, с началом трудовой деятельности начинается новая эпоха в жизни человека. Феноменология кризиса юности имеет свои особенности у юношей и девушек, ориентированных на продолжение образования и выбравших для себя самостоятельную трудовую деятельность. Но эта феноменология имеет и общие, сходные черты.

Индивидуализация общественных ценностей и деятельностных норм отношений с другими по мерке личностной позиции человека составляет суть данной ступени развития субъекта общественных отношений. Это — отношения в производственном и студенческом коллективе, с преподавателями, с родителями, с самим собой. После долгих лет материальной и эмоциональной зависимости от родительской семьи и от первичных социальных групп молодой человек должен приспособиться к системе культуры и способа общественного производства. Любая неудача этого приспособления переживается не только как доказательство несостоятельности воспитания в родительском доме, но и как угрозу для будущей собственной семьи (потомства)[6].


2 Приведите примеры ситуаций, в которых они сталкиваются с этими условиями


Учебная деятельность в старших классах имеет свои особенности — она становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Продолжение обучения в старших классах — это своего рода заявка на поступление в будущем в высшее учебное заведение. Поэтому здесь снимается острота проблемы мотивации учения и связанной с ней дисциплины на уроках. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными. У юношей и девушек появляется интерес к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем.

Одной из важных для современных старшеклассников является проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу. Сегодня старшие классы общеобразовательной школы в большинстве своем комплектуются из учащихся, обучавшихся в разных классах или даже разных школах. В новых классах появляются новые, как правило, более высокие критерии оценок. Психологи фиксируют связанные с этим изменения в сознании и поведении юношей и девушек, разрывы преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний, связанных с осознанием самого себя. Такие изменения затрудняют нормальное протекание образовательного процесса в старших классах[7].

Другая, отмечаемая психологами проблема, установка на продление моратория относительно вопросов, связанных с будущим. У некоторых юношей и девушек иногда наблюдается «лихорадочная» активность, в результате которой учебные дела отступают на второй план, а на первый план выдвигаются не связанные с учебой разнообразные виды деятельности (общение, участие в неформальных молодежных движениях, спорт, самодеятельность, посещение разного рода подготовительных курсов и пр.). Временем такого перелома чаще всего оказывается предвыпускной класс, когда проблемы окончания школы кажутся еще далекими. Подобный «отход» от школы, зачастую сопровождаясь снижением успеваемости и достаточно формальным отношением к учебе, вызывает недовольство взрослых. Санкции и запреты, к которым они прибегают, становятся почвой для конфликтов.

При выходе в самостоятельную жизнь перед молодыми людьми открывается широкое пространство приложения сил и способностей. Субъективно — весь мир перед ними и они войдут в него тем путем, который каждый наметил для себя. В своем выборе юноши и девушки выстроили перспективу своей жизни. Выход в самостоятельную жизнь начинается с реализации личных жизненных планов.

Наиболее очевидное проявление кризиса юности, перехода к самостоятельной жизни встречается у юношей и девушек, не поступивших в вузы или колледжи. Некоторым не прошедшим по конкурсу молодым людям кажется, что произошла непоправимая катастрофа: все их жизненные планы рухнули, поставленные цели недостижимы. Крушение надежд переживается очень тяжело — необходимо снова начинать работу по самоопределению. Часть юношей и девушек настаивают на своем выборе и откладывают поступление в вузы на следующий год. Другие выбирают учебные заведения, где меньше конкурс, меняют свой первоначальный выбор. Однако этот путь таит в себе опасность последующего разочарования.

Свои опасности и трудности подстерегают юношей и девушек, поступивших в учебные заведения и подтвердивших тем самым свои жизненные планы. Достижение первоначальной цели приносит удовлетворение. Но у тех, кто выбрал профессию не вполне продуманно, в дальнейшем часто возникают трудности: один не справляется с учебой, другой разочаровывается в специальности, третий сомневается в правильности выбора вуза. Процесс адаптации первокурсников к вузу обычно сопровождают отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неподготовленностью к обучению в вузе; неумением осуществлять психологическое саморегулирование собственного поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычного, повседневного контроля педагогов; поиском оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживанием быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие и т.п.[8]

В силу недостаточности жизненного опыта молодые люди путают идеалы с иллюзиями, романтику с экзотикой и т.п. В поведении юношей и девушек проявляется внутренняя неуверенность в себе, сопровождающаяся иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости и даже представлением о собственной неполноценности. В студенческом возрасте нередки и разочарования в профессиональном и жизненном выборе, несоответствие ожиданий и представлений о профессии и реальностью ее освоения. Студент, который раньше на обозримых семинарах мог как «ученик» сотрудничать с профессором, — отмечает Б. Ливехуд, — должен теперь в потоке людей слушать лекцию. Откуда-то издалека он слушает, как незнакомец читает лекцию. Какими бы важными и героическими ни были попытки организовать семинарскую работу уже на первых семестрах, эти семинары не могут стать подлинной альтернативой массовости из-за огромного числа участников. Это возможно лишь позже, когда около половины всех начинающих «испарится». Но подобное «испарение» многих тысяч молодых людей в каждом случае идет рука об руку с отчаянием и чувствами неполноценности и может надолго оставить след в последующей жизни[9].

Переход к взрослой жизни, как и всякий переходный этап, содержит в себе внутренние противоречия, связанные с особенностями развития личности. С одной стороны, молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь в обществе, приобретает статус взрослого человека. Но, с другой стороны, опыта «взрослой» жизни у него еще нет, молодому человеку еще только предстоит его приобрести. Различные «взрослые» роли усваиваются им не сразу и не одновременно. Молодой человек старается всячески подчеркнуть свою самостоятельность в выборе и принятии решений, однако сам этот выбор нередко осуществляет импульсивно, под влиянием обстоятельств. Он болезненно воспринимает, когда, как ему кажется, ограничивают его самостоятельность, когда критикуют его непродуманные решения, однако внутренний самоконтроль у него развит еще недостаточно.


3 Опишите прогноз личностного развития современных старшеклассников и студентов

Психологи полагают, что такой период в жизни старших школьников при всех его видимых издержках имеет позитивное значение. Задачи личностного и социального самоопределения предполагают специальный период, в течение которого молодые люди как бы получают право экспериментировать, «примериваться» к различным социальным ролям, до определенного момента не отдавая предпочтения ни одной из них. Это время по-своему продуктивно: жизненные горизонты юных расширяются, приобретается жизненный опыт взаимодействия с действительностью, реалистичнее становятся представления о мире и о себе.

Юношеская общительность часто бывает эгоцентричной, а потребность в самовыявлении, раскрытии своих переживаний — выше интереса к чувствам и переживаниям другого. Отсюда — взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими. Типичная черта юношеских групп — высокая конформность. Отстаивая свою независимость от старших, юноши зачастую некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.

Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, паритетном, эмоционально насыщенном общении. Свободное общение — не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новых контактов, поиск себя. Юношеское общение поначалу неизбежно экстенсивно, требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. Принадлежность к компании повышает уверенность юноши в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения.

Развитие юношеских групп имеет свою логику. У подростков общение реализуется в однополых группах мальчиков или девочек. Затем две такие группы, не теряя своей внутренней общности, образуют смешанную компанию. Позже внутри этой компании складываются пары, которые становятся все более устойчивыми, а прежняя большая компания распадается или отходит на задний план. Однако в жизни юношей однополая группа значит гораздо больше, чем в жизни девушек. Привязанность к ней сохраняется и поддерживается даже после возникновения смешанной компании и начала дружбы с девушкой. Наряду с возрастающей значимостью коллективной жизни, в юности резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. Поиск друга начинается уже в подростковом возрасте. Однако юношеская дружба гораздо устойчивее и глубже подростковой. Подростка связывают с другом преимущественно общие интересы и совместная деятельность. Юношеская дружба на первый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искренность. Развитие самосознания и свойственные ему противоречия вызывают непреодолимую потребность «излить душу», поделиться своими переживаниями.

Юность бескомпромиссна, для юноши типично стремление быть самим собой, жажда самораскрытия. Интимная дружба, позволяющая сопоставить переживания, мечты, идеалы, научиться говорить о себе, поэтому имеет важное значение. Современные юноши боятся высоких слов и проявлений нежности, их дружеское общение зачастую нарочито заземлено и огрублено. Однако от этого оно не теряет своего высокого назначения, а сами юноши и девушки считают дружбу важнейшим из человеческих отношений.

Для юношей и девушек, сделавших своим выбором практическую профессиональную деятельность, трудности связаны, прежде всего, с расхождением идеальных представлений об условиях и содержании деятельности и реальным характером ее протекания. Чем больше расхождение, тем сильнее внутренние переживания и конфликты. Но для всех юношей и девушек важно найти свое место в обществе, построить новые отношения с другими. Неудовлетворенность молодого человека существующими формами общения, неумение понять и выразить свои бурные, волнующие, но смутные переживания приводят к накоплению невысказанного, неосознанного, сокровенного. Из этих переживаний берут начало увлечения юношей и девушек ритмичной, выразительной музыкой, стихосложением, рисованием, которые и выступают способами творческого самовыражения и самопознания.

В кризисе юности молодые люди впервые сталкиваются с экзистенциальным кризисом — кризисом смысла жизни. Основный пафос этого периода — самоопределение, поиск своего места в жизни. В стадии кризиса юности актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о назначении человека, о собственном Я; вопросы, которые в философии относят к экзистенциальным. Отсюда — интерес к нравственно-этическим проблемам, психологии самопознания и самовоспитания.

Как всякий критический период в психическом развитии, кризис юности имеет свои негативные и позитивные стороны. Негативные моменты кризиса связаны с утратой налаженных форм жизни — взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности и т.п. — и вступлением в новый период жизни, для которого нет еще необходимых органов жизнедеятельности. Позитивное начало кризиса юности связано с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования. Начало ступени индивидуализации означает вступление человека в период не только возрастного (общего для всех), но и индивидуального становления.

Ближайшим основанием кризиса юности является соотнесение идеального представления о профессии и реальной профессии, необходимость действенного подтверждением профессионального выбора.

Кризис юности знаменуется существенными личностными перестройками, которые могут пройти бесконфликтно, если человек будет подготовлен к крупным переменам в его жизни, будет способен самостоятельно принимать решения и осуществлять их, намечать жизненные перспективы (далекие и близкие). Это возраст реализации потребности в самоопределении, но не в таком обобщенном виде, как у юношей и девушек, а в жизненно конкретном.

Идеалы, освобожденные от элементов иллюзорности, свойственной созерцательной юности, становятся для молодого человека ориентиром в практической деятельности. По мере приобретения опыта принятия самостоятельных решений, настойчивости в их реализации, принятия ответственности за последствия своих действий и поступков происходит самоопределение личности: нахождение (доопределение) смысла своей жизни, предвосхищение будущего жизненного пути, формирование реальных жизненных планов. С формированием жизненных планов, соответствующих уровню притязаний, собственным возможностям и индивидуальным способностям, кризис юности преодолевается. Начинается процесс активного освоения профессиональной деятельности, социальных ролей взрослого человека, поиск спутника жизни, установление круга знакомств, многообразная социальная и общественная жизнь.


4 Сформулируйте психолого-педагогические рекомендации, направленные на предотвращение или сглаживание отрицательных последствий влияния социальных условий для развития личности


В юности сильна тенденция на отождествление со взрослыми. Среди тем, на основе которых могло бы строиться общение и сама общность со взрослыми, в первую очередь с родителями, называются: выбор будущей профессии, учебные дела, взаимоотношения с окружающими, нравственные проблемы, увлечения, вопросы о себе и своем прошлом, настоящем, будущем, — все то, что связано с жизненным самоопределением. Вопросы самоопределения не могут решаться только в общении со сверстниками, социальный опыт которых примерно одинаков и равно ограничен у всех. Обращение к взрослым закономерно. Но общение со взрослыми, по мнению самих юношей и девушек, возможно лишь при условии его диалогичности и доверительности. Отсутствие доверительности в общении выступает одной из причин тревожности, которую испытывают молодые люди в общении с родителями и теми взрослыми, от кого они в какой-то мере зависят.

Нормой и важнейшим условием самотождественности (самоидентификации, принятия себя) является процесс индивидуального обособления в деятельности и личной ответственности за нее внутри группы сверстников. Общение со сверстниками имеет для юношей и девушек очень важное значение. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, юноша не может выработать необходимых для самостоятельной взрослой жизни коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку и юноше обособление от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, имеет для самоуважения юноши решающее значение.

Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. В юности ценится одиночество — чем самостоятельнее юноша и чем острее потребность в самоопределении, тем сильнее у него потребность быть одному. Потребность в отождествлении со сверстниками у юношей проявляется в разных мотивах. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются.

Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к таким негативным вариантам развития, как наркомания, алкоголизм. Крайняя форма неспособности справиться с кризисом приводит к суициду. С этого периода начинается статистика самоубийств. Самоубийства фиксируются и в более раннем возрасте, но причины их иные: ссора с родителями, несчастная любовь, боязнь последствий необдуманных действий и т.п. Из протеста против массовости и обезличенности отношений взрослой жизни вырастают объединения и движения хиппи, рокеров, панков и т.п. Таким образом, можно говорить о том, что большое значение в жизни молодых людей должно занимать правильное и грамотное влияние взрослых.

Важное место в индивидуальном развитии молодых людей занимают вопросы профессионального самопознания. В связи с доминированием в сознании студентов экзистенциальных вопросов, в избранной профессии в первую очередь вычленяются вопросы назначения и сущности профессии, ее общественной, культурной и социальной ценности, профессиональных норм и ценностей, самоопределения и самопознания[10].

Личностное и профессиональное самоопределение юношей и девушек за порогом школы проверяется жизнью. Они начинают действовать, реализуют жизненные планы, утверждают выбранный образ жизни, осваивая профессию или включаясь в трудовую деятельность.

Входя в профессию, молодые люди стремятся внести в нее творческое начало, преобразовать, развить, усовершенствовать ее. Но у них не хватает жизненного опыта и знаний, поэтому они вынуждены вести в профессиональной сфере скромную жизнь, играть роль ученика. Желаемое и возможное вступают в противоречие. В данном случае нельзя дать каких-то конкретных рекомендаций. Можно только говорить о том, что взрослые и в данном случае должны помочь молодым людям примириться с этими  жизненными несоответствиями, поддержать их.


Список литературы


1.                 Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. – Калуга: Наука, 2004.

2.                 Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 1995. – Т.1.

3.                 Основы педагогики и психологии высшей школы.  / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1986.

4.                 Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005.

5.                 Практическая психология образования. /Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Педагогика, 1996.

6.                 Психологический словарь. / Под ред. Давыдова В.В. и др. – М.: Педагогика, 1983.

7.                 Психология и педагогика. / Под ред. Абульханова К.А. – М.: Совершенство, 1998.

8.                 Психология и педагогика. / Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1999.

9.                 Романова И.А. Психология и педагогика. – М.: Экзамен, 2005.

10.             Слободчиков В. И., Исаева Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы  психологии. - 1996. - №4.

11.             Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

12.             Томэ Г. Теоретические и экспериментальные основы психологии развития человеческой жизни //Принцип развития в психологии. - М.: Просвещение, 1978.


[1] Таблицы заполнена с использованием:

Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005.

Романова И.А. Психология и педагогика. – М.: Экзамен, 2005.

[2] Психологический словарь. / Под ред. Давыдова В.В. и др. – М.: Педагогика, 1983.

[3] Психология и педагогика. / Под ред. Абульханова К.А. – М.: Совершенство, 1998.

[4] Психология и педагогика. / Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1999.

[5] Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 1995. – Т.1.

[6] Томэ Г. Теоретические и экспериментальные основы психологии развития человеческой жизни //Принцип развития в психологии. - М.: Просвещение, 1978.

[7] Практическая психология образования. /Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Педагогика, 1996.

[8] Основы педагогики и психологии высшей школы.  / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1986.

[9] Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. – Калуга: Наука, 1994.

[10] Слободчиков В. И., Исаева Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы  психологии. - 1996. - №4.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты