Познавательные и психологические процессы
Содержание
Задание 1 Заполните таблицу по разделу «Познавательные процессы»:
Задание 2 Заполните таблицу по разделу «Психология личности»:
Задание 3 Определите, какие психические процессы, свойства или состояния (и их характеристики) актуализируются в следующих ситуациях. Возможны несколько вариантов ответа.
Задание 4
1 Перечислите наиболее характерные социальные условия жизни современных старшеклассников и студентов.
2 Приведите примеры ситуаций, в которых они сталкиваются с этими условиями.
3 Опишите прогноз личностного развития современных старшеклассников и студентов.
4 Сформулируйте психолого-педагогические рекомендации, направленные на предотвращение или сглаживание отрицательных последствий влияния социальных условий для развития личности.
Список литературы
Задание 1 Заполните таблицу по разделу «Познавательные процессы»
Название процесса |
Определение процесса |
Функции процесса |
Виды процесса (классификации) |
Свойства (качества, характеристики) процесса |
Примеча ния |
Ощущение |
Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств |
Позволяет видеть, чувствовать, обонять различные предметы |
1. Экстерорецептивные 2. Интерорецептивные 3. Проприоцептивные |
1.Качество 2. Интенсивность 3. Длительность 4. Последовательные образы 5. Пороги ощущений. 6. Адаптация 7. Сенсибилизация |
|
Восприятие |
Целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов |
1. Отражается сложный образ предмета. 2. Он дополняется и опосредуется прошлыми знаниями человека об этом предмете и его жизненным опытом. З. Восприятие зависит, от особенностей воспринимающего субъекта. 4. Правильность восприятия проверяется в практической деятельности человека, а с другой стороны — практическая деятельность человека — основа восприятия. |
1. По целям выделяют; - преднамеренное восприятие - непреднамеренное восприятие 2. По преобладанию анализатора разделяют зрительные, слуховые, осязательные и другие виды восприятий. 3. По форме существования материи выделяют: - восприятие времени - восприятие пространства - восприятие движения |
1. Предметность 2. Апперцепция 3. Константность 4. Осмысленность. 5. Избирательность 6. Целостность |
|
Внимание |
направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, деятельности, явлении или переживании. |
- отбор значимых воздействий, соответствующих данной деятельности и игнорирование других несущественных конкурирующих объектов; - сохранение и удержание выполняемой деятельности до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель; - активизация нужных и торможение ненужных в данный момент физиологических и психических процессов. |
1. Непроизвольное внимание (пассивное, вынужденное) 2. Произвольное внимание (активное, волевое) 3. Послепроизвольное внимание |
1. Концентрация 2. Объем 3. Переключаемость 4. Устойчивость 5. Распределение 6. Отвлекаемость 7. Избирательность 8. Рассеянность |
|
Память |
Отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо |
- запечатление; - сохранение; - узнавание и воспроизведение; - забывание |
По характеру психической активности разделяют: - Двигательную память - Эмоциональную - Образную - Словесно-логическую По характеру цели деятельности разделяют: произвольную память и непроизвольную память. По продолжительности сохранение информации выделяют: - Мгновенную память - Кратковременную память - Долговременную память - Оперативную память |
1. Объем памяти 2. Длительность памяти 3. Быстрота 4. Точность |
|
Мышление |
Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов |
- Установление всеобщих взаимосвязей. - Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений. - Обобщение свойств однородной группы явлений и др. |
1. По степени развернутости разделяют: - Дискурсивное мышление - Интуитивное 2. С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач выделяют: - Творческое мышление - Репродуктивное мышление 3. По характеру решаемых задач разделяют: - Теоретическое мышление - Практическое мышление 4. В зависимости от содержания решаемых задач выделяют: - Предметно-действенное - Наглядно-образное мышление - Словесно-логическое мышление |
1. Анализ 2. Синтез 3. Обобщение 4. Сравнение 5. Абстрагирование Качества мышления (ума). - Широта - Конкретность - Глубина - Самостоятельность - Критичность - Гибкость - Последовательность - Быстрота |
Формы мышления: 1. Понятие 2. Суждение 3.Умозаключение 4. Аналогия Способы мышления: 1. Индукция 2. Дедукция |
Воображение |
Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта |
1. представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими при решении задач; 2. регулирования эмоциональных отношений; 3. произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; 4. формирование внутреннего плана человека; 5. планирование и программирование деятельности человека. |
1. Активное 2. Воссоздающее 3. Фантазия: - Грезы - Мечта - Сновидения - Галлюцинации |
Формы синтеза представлений в процессах воображения: - агглютинация; - заострение; - схематизация; - типизация; - гиперболизация |
|
Речь |
процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми. |
- Обозначения - Выражения - Воздействия - Сообщения |
1. Внутренняя; 2. Внешняя: - письменная, - устная: диалог и монолог |
1. Содержательность 2. Понятность 3. Выразительность 4. Бездейственность |
|
Задание 2 Заполните таблицу по разделу «Психология личности»
Характеристика личности |
Определение понятия |
Классификация (типы, виды) |
Свойства (черты) |
Примечания |
Эмоции |
простейшие эмоциональные переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением органических человеческих потребностей. |
1.По продолжительности: кратковременные и длительные. 2.По интенсивности: интенсивные, бурно протекающие и слабо проявляющиеся. 3.По действию на организм: стенические и астенические. 4. По субъективным переживаниям: положительные и отрицательные. 5. По форме протекания выделяют: настроения, аффекты, страсти. |
положительные, отрицательные, неопределенные эмоции |
Особую группу эмоциональных переживаний составляют высшие чувства: Нравственные чувства Интеллектуальные Эстетические чувства |
Воля |
сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности |
1. Волевые действия являются обдуманными, целенаправленными, намеренными, принятыми к осуществлению по собственному сознательному решению. 2. Волевые действия всегда осуществляются по внутренним (личным) или внешним (социальным) причинам. 3. Волевые действия в итоге обеспечиваются дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчиваются достижением намеченной цели: Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, имеющий свою структуру. |
сила воли; решительность; целеустремленность; выдержка; самостоятельность; инициативность |
|
Темперамент |
совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности. |
сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический |
Сензитивность. Реактивность Активность Соотношение реактивности и активности Пластичность и ригидность Экстраверсия, интроверсия |
|
Характер |
индивидуальное своеобразное сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поступках и выражающих отношение человека к действительности |
1. По отношению к окружающему миру: убежденный – беспринципный; по отношению к деятельности: деятельный – бездеятельный; 2. По отношению к людям: общительный – замкнутый; 3. По отношению к самому себе: альтруистический - эгоистический |
динамика воли; специфика проявления эмоций человека и эмоционального фона; интеллектуальные особенности; взаимосвязь всех этих компонентов |
|
Способности |
психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности |
1. По широте и направленности выделяют: Общие способности Специальные способности 2. По уровню развития выделяют: Одаренность Талант Гениальность |
математические, музыкальные, технические, лингвистические и пр. |
|
Мотивация |
совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность, активность. |
физиологическая, материальная, социальная, духовная |
широта; гибкость; иерархизированность[1] |
|
Задание 3 Определите, какие психические процессы, свойства или состояния (и их характеристики) актуализируются в следующих ситуациях. Возможны несколько вариантов ответа
1. Наблюдая из окна за движением соседнего состава, пассажир не сразу смог определить какой поезд едет - его или соседний.
Восприятие движения и пространства. Восприятие пространства - объектов, их взаимного расположения и расстояния между ними. При таком виде восприятия часто возникают ошибки — зрительные иллюзии (например, кажущиеся искажения направлений линий под влиянием других линий).
2.Студент был так поглощен чтением книги, что не заметил, как в аудиторию вошел преподаватель.
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, деятельности, явлении или переживании. В данном случае задействовано такое свойство внимания, как избирательность — сосредоточенность на наиболее важных объектах.
3.Для того, чтобы поступить в аспирантуру, студент предпринял огромные усилия.
Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:
1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель — выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
2. От приемов заучивания.
4. Мальчик очень легко отвлекается, не может долго усидеть на одном месте.
Проявление определенного темперамента – сангвиник. Человек с повышенной активностью, с повышенной реактивностью, но активность и реактивность у него уравновешены. Сензитивность у сангвиника низкая. Ему присущ высокий темп реакции — быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи.
5. Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.
Проявление определенных черт характера. Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность.
6. В костюме в вертикальную полоску женщина казалась стройнее и выше.
В данном случае задействовано восприятие, а точнее - восприятие пространства (восприятие формы, величины, объема объектов). При таком виде восприятия часто возникают ошибки — зрительные иллюзии (например, переоценка вертикальных линий).
7.Оператор следит за движущимся объектом и одновременно подает команды в микрофон.
В данном случае присутствует свойство внимания - переключаемость — намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой, способность быстро перемещать внимание от одного объекта к другому.
8. При встрече девушка называет номер своего телефона знакомому и тот через некоторое время безошибочно его набирает.
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов. В данном случае – это долговременная память с сознательным доступом, т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию.
9.Домохозяйка перекладывает вещи на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения.
Одно из проявлений потребности. Потребностью называют состояние нужды в определенных условиях, которых недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется
10. Девочка с 5-летнего возраста успешно овладевает игрой на скрипке.
Проявление специальных способностей. Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п. В данном случае можно говорить о об одаренности.
11. Руководитель обещает премию тому, кто досрочно выполнит задание.
Проявление мотивации. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
12. Ученик делает уроки, хотя по телевизору идет интересный фильм.
Видимо, в данной ситуации можно говорить о проявлении волевых качеств личности, как
1) целеустремленность — это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности;
2) самостоятельность — сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе собственных взглядов, убеждений;
3) самоконтроль — умение контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач, в ходе решения которых обеспечивается преобладанием высших мотивов над низшими[2].
13. Студент делает задания обстоятельно, не торопясь, задумываясь над каждой фразой.
Здесь можно увидеть проявление флегматического темперамента. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно.
14. Девушка ведет себя вызывающе, стараясь привлечь внимание окружающих.
Акцентуация характера — это преувеличенное развитие одних черт характера в ущерб другим[3]. В данном случае – это проявление демонстративного типа, для которого характерно выраженное стремление находиться в центре внимания, преобладают эгоистические устремления, желания добиваться своих целей любым способом.
Страницы: 1, 2