Познавательные и психологические процессы

Познавательные и психологические процессы

Содержание

 

Задание 1 Заполните таблицу по разделу «Познавательные процессы»:

Задание 2 Заполните таблицу по разделу «Психология личности»:

Задание 3 Определите, какие психические процессы, свойства или состояния (и их характеристики) актуализируются в следующих ситуациях. Возможны несколько вариантов ответа.

Задание 4

1 Перечислите наиболее характерные социальные условия жизни современных старшеклассников и студентов.

2 Приведите примеры ситуаций, в которых они сталкиваются с этими условиями.

3 Опишите прогноз личностного развития современных старшеклассников и студентов.

4 Сформулируйте психолого-педагогические рекомендации, направленные на предотвращение или сглаживание отрицательных последствий влияния социальных условий для развития личности.

Список литературы


Задание 1 Заполните таблицу по разделу «Познавательные процессы»


Название процесса

Определение процесса

Функции процесса

Виды процесса (классификации)

Свойства (качества, характеристики) процесса

Примеча

ния

Ощущение

Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств

Позволяет видеть, чувствовать, обонять различные предметы

1. Экстерорецептивные

2. Интерорецептивные

3. Проприоцептивные 

1.Качество

2. Интенсивность

3. Длительность

4. Последовательные образы

5. Пороги ощущений.

6. Адаптация

7. Сенсибилизация


Восприятие

Целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов


1. Отражается сложный образ предмета.

2. Он дополняется и опосредуется прошлыми знаниями человека об этом предмете и его жизненным опытом.

З. Восприятие зависит, от особенностей воспринимающего субъекта.

4. Правильность восприятия проверяется в практической деятельности человека, а с другой стороны — практическая деятельность человека — основа восприятия.

1. По целям выделяют;

- преднамеренное восприятие

- непреднамеренное восприятие

2. По преобладанию анализатора разделяют

зрительные, слуховые, осязательные и другие виды восприятий.

3. По форме существования материи выделяют:

- восприятие времени

- восприятие пространства

- восприятие движения

1. Предметность

2. Апперцепция

3. Константность

4. Осмысленность.

5. Избирательность

6. Целостность


Внимание

направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, деятельности, явлении или переживании.

- отбор значимых воздействий, соответствующих данной деятельности и игнорирование других несущественных конкурирующих объектов;

- сохранение и удержание выполняемой деятельности до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель;

- активизация нужных и торможение ненужных в данный момент физиологических и психических процессов.

1. Непроизвольное внимание (пассивное, вынужденное)

2. Произвольное внимание (активное, волевое)

3. Послепроизвольное внимание

1. Концентрация

2. Объем

3. Переключаемость

4. Устойчивость

5. Распределение

6. Отвлекаемость

7. Избирательность

8. Рассеянность


Память

Отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо


- запечатление;

- сохранение;

- узнавание и воспроизведение;

- забывание

По характеру психической активности разделяют:

- Двигательную память

- Эмоциональную

- Образную

- Словесно-логическую

По характеру цели деятельности разделяют:

произвольную память и непроизвольную память.

По продолжительности сохранение информации выделяют:

- Мгновенную память 

- Кратковременную память

- Долговременную память

- Оперативную память

1. Объем памяти

2. Длительность памяти

3. Быстрота

4. Точность



Мышление

Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов


- Установление всеобщих взаимосвязей.

- Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений.

- Обобщение свойств однородной группы явлений и др.

1. По степени развернутости разделяют:

- Дискурсивное мышление

- Интуитивное

2. С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач выделяют:

- Творческое мышление

- Репродуктивное мышление

3. По характеру решаемых задач разделяют:

- Теоретическое мышление

- Практическое мышление

4. В зависимости от содержания решаемых задач выделяют:

- Предметно-действенное

- Наглядно-образное мышление

- Словесно-логическое мышление

1. Анализ

2. Синтез

3. Обобщение

4. Сравнение

5. Абстрагирование

Качества мышления (ума).

- Широта

- Конкретность

- Глубина

- Самостоятельность

- Критичность

- Гибкость

- Последовательность

- Быстрота

Формы мышления:

1. Понятие

2. Суждение

3.Умозаключение

4. Аналогия

Способы мышления:

1. Индукция

2. Дедукция



Воображение

Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта


1. представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими при решении задач;

2.  регулирования эмоциональных отношений;

3. произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

4.  формирование внутреннего плана человека;

5. планирование и программирование деятельности человека.

1. Активное

2. Воссоздающее

3. Фантазия:

- Грезы

- Мечта

- Сновидения

- Галлюцинации

Формы синтеза представлений в процессах воображения:

- агглютинация;

- заострение;

- схематизация;

- типизация;

- гиперболизация



Речь

процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми.

- Обозначения

- Выражения

- Воздействия

- Сообщения

1. Внутренняя;

2. Внешняя:

- письменная,

- устная: диалог и монолог

1. Содержательность

2. Понятность

3. Выразительность

4. Бездейственность



 

Задание 2  Заполните таблицу по разделу «Психология личности»


Характеристика личности

Определение понятия

Классификация (типы, виды)

Свойства (черты)

Примечания

Эмоции

простейшие эмоциональные переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением органических человеческих потребностей.

1.По продолжительности: кратковременные и длительные.

2.По интенсивности: интенсивные, бурно протекающие и

слабо проявляющиеся.

3.По действию на организм: стенические  и астенические.

4. По субъективным переживаниям: положительные и отрицательные.

5. По форме протекания выделяют: настроения, аффекты, страсти.

положительные, отрицательные, неопределенные эмоции


Особую группу эмоциональных переживаний составляют высшие чувства:

Нравственные чувства

Интеллектуальные

Эстетические чувства

Воля

сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности

1. Волевые действия являются обдуманными, целенаправленными, намеренными, принятыми к осуществлению по собственному сознательному решению.

2. Волевые действия всегда осуществляются по внутренним (личным) или внешним (социальным) причинам.

3. Волевые действия в итоге обеспечиваются дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчиваются достижением намеченной цели:

Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, имеющий свою структуру.

сила воли; решительность;

целеустремленность;

выдержка;

самостоятельность;

инициативность



Темперамент

совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности.

сангвинический,   флегматический, холерический, меланхолический

Сензитивность.

Реактивность

Активность

Соотношение реактивности и активности

Пластичность и ригидность

Экстраверсия, интроверсия


Характер

индивидуальное своеобразное сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поступках и выражающих отношение человека к действительности

1. По отношению к окружающему миру:

убежденный – беспринципный;

по отношению к деятельности: деятельный – бездеятельный;

2. По отношению к людям: общительный – замкнутый;

3. По отношению к самому себе: альтруистический - эгоистический

динамика воли;

специфика проявления эмоций человека и эмоционального фона;

интеллектуальные особенности;

взаимосвязь всех этих компонентов


Способности

психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности

1. По широте и направленности выделяют:

Общие способности

Специальные способности

2. По уровню развития выделяют:

Одаренность

Талант

Гениальность

математические, музыкальные, технические, лингвистические и пр.


Мотивация

совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность, активность.

физиологическая, материальная,

социальная,

духовная

широта;

гибкость;

иерархизированность[1]




Задание 3 Определите, какие психические процессы, свойства или состояния (и их характеристики) актуализируются в следующих ситуациях. Возможны несколько вариантов ответа


1. Наблюдая из окна за движением соседнего состава, пассажир не сразу смог определить какой поезд едет - его или соседний.

Восприятие движения и пространства. Восприятие пространства - объектов, их взаимного расположения и расстояния между ними. При таком виде восприятия часто возникают ошибки — зрительные иллюзии (например, кажущиеся искажения направлений линий под влиянием других линий).

2.Студент был так поглощен чтением книги, что не заметил, как в аудиторию вошел преподаватель.

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, деятельности, явлении или переживании. В данном случае задействовано такое свойство внимания, как избирательность — сосредоточенность на наиболее важных объектах.

3.Для того, чтобы поступить в аспирантуру, студент предпринял огромные усилия.

Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель — выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

2. От приемов заучивания.

4. Мальчик очень легко отвлекается, не может долго усидеть на одном месте.

Проявление определенного темперамента – сангвиник. Человек с повышенной активностью, с повышенной реактивностью, но активность и реактивность у него уравновешены. Сензитивность у сангвиника низкая. Ему присущ высокий темп реакции — быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи.

5. Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.

Проявление определенных черт характера. Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность.

6.   В костюме в вертикальную полоску женщина казалась стройнее и выше.

В данном случае задействовано восприятие, а точнее - восприятие пространства (восприятие формы, величины, объема объектов). При таком виде восприятия часто возникают ошибки — зрительные иллюзии (например, переоценка вертикальных линий).

7.Оператор следит за движущимся объектом и одновременно подает команды в микрофон.

В данном случае присутствует свойство внимания - переключаемость — намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой, способность быстро перемещать внимание от одного объекта к другому.

8. При встрече девушка называет номер своего телефона знакомому и тот через некоторое время безошибочно его набирает.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов. В данном случае – это долговременная память с сознательным  доступом, т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию.

9.Домохозяйка перекладывает вещи на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения.

Одно из проявлений потребности. Потребностью называют состояние нужды в определенных условиях, которых  недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется

10. Девочка с 5-летнего возраста успешно овладевает игрой на скрипке.

Проявление специальных способностей. Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п. В данном случае можно говорить о об одаренности.

11. Руководитель обещает премию тому, кто досрочно выполнит задание.

Проявление мотивации. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

12. Ученик делает уроки, хотя по телевизору идет интересный фильм.

Видимо, в данной ситуации можно говорить о проявлении волевых качеств личности, как

1) целеустремленность — это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности;

2) самостоятельность — сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе собственных взглядов, убеждений;  

3) самоконтроль — умение контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач, в ходе решения которых обеспечивается преобладанием высших мотивов над низшими[2].

13. Студент делает задания обстоятельно, не торопясь, задумываясь над каждой фразой.

Здесь можно увидеть проявление флегматического темперамента. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно.

14. Девушка ведет себя вызывающе, стараясь привлечь внимание окружающих.

Акцентуация характера — это преувеличенное развитие одних черт характера в ущерб другим[3]. В данном случае – это проявление демонстративного типа, для которого характерно выраженное стремление находиться в центре внимания, преобладают эгоистические устремления, желания добиваться своих целей любым способом.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты