Патопсихологическое исследование личности подростка, злоупотребляющего психоактивными веществами

Исследователи отмечают следующие психологические причины, по которым подростки прибегают к наркотикам:

проблемы в семье, недопонимание. Речь идет об отсутствии диалога родителей и детей, о непонимании людей разного поколения, о неблагополучных семьях (когда родители злоупотребляют спиртными напитками либо наркотиками);

это модно и интересно. Подростки могут пристраститься к наркотикам по той причине, что это модно в их компании (ведь все употребляют наркотики те или иные в том или ином виде), да кроме того подростками движет и интерес к ним (а какое же ощущение возникнет после принятия наркотиков?);

влияние и давление со стороны друзей. Речь идет о том, что, подростки, попадая в плохое окружение, могут подвергаться давлению со стороны, друзья и знакомые могут насильно предлагать попробовать то или иное наркотическое средство либо вынудить подростка это сделать, путем подтрунивания;

депрессия, отсутствие всяких целей в жизни. Подростки могут начать употреблять наркотики из-за подавленного состояния, несчастной любви, отчаяния.

Реализации описанных выше причин употребления ПАВ подростками могут способствовать так называемые "факторы риска", которые определяются как обстоятельства, повышающие вероятность употребления индивидуумом различных ПАВ. Любой из этих факторов не является гарантией развития зависимости в будущем, а лишь указывает на имеющийся повышенный риск.

1. Биологические факторы

Наследственная предрасположенность. Индивидуумы с семейной отягощенностью по алкогольной зависимости или зависимости от других веществ рассматриваются как имеющие более высокий риск развития зависимости, чем представители всей популяции.

Индивидуальные физиологические особенности. Изучены следующие особенности такого рода: необычный метаболизм этанола и/или ацетальдегида, ускоренное развитие физической зависимости, измененные реакции на введение алкоголя.

2. Индивидуально-психологические факторы

Установки, стереотипы и ожидания. У каждого человека имеются определенные установки и стереотипы в отношении самих себя и окружающего мира. Они формируются на основании личного опыта и информации, поступающей из социального окружения. К примеру, весьма распространенный стереотип "доза алкоголя снимает нервное напряжение" может способствовать повторному употреблению спиртного, даже после алкогольной интоксикации.

Эмоциональные состояния. Отрицательные эмоциональные состояния (стресс, депрессия и т.п.) повышают вероятность употребления ПАВ. К примеру, опиаты могут применяться для устранения физической боли, алкоголь - для повышения уверенности в себе.

Личностные черты. Имеются данные о связи некоторых личностных черт с более высоким риском появления проблем, обусловленных злоупотреблением ПАВ. К ним относятся авантюризм, возбудимость, неустойчивость характера, повышенная конформность, завышенная или заниженная самооценка. Если говорить о подростках, то сюда же можно отнести и характерную для подросткового сознания иллюзию собственной безопасности. Несмотря на то, что многие дети знают о возможных негативных последствиях употребления ПАВ, они не применяют эту информацию к себе лично.

Поведение. У людей, характеризующихся очень агрессивным или пассивным поведением, более вероятны трудности в установлении нормальных межличностных отношений, что может привести к увеличению риска злоупотребления ПАВ.

3. Социальные факторы

Семья. Алкоголизм или наркомания родителей, низкий имущественный и образовательный уровень, отсутствие эмоционального контакта и ухудшение в последние два-три года отношений между взрослыми членами семьи, воспитание по типу гипо- или гиперопеки, низкий авторитет родителей, отсутствие надлежащего родительского контроля за досугом подростков - все это может влиять на приобщение подростка к употреблению ПАВ. Кроме того, родители и другие члены семьи выступают для подростков важными ролевыми моделями. Так, если курят родители, увеличивается вероятность и того, что в будущем начнет курить и их ребенок. Вообще, присутствие в ближайшем окружении подростка людей, употребляющих то или иное ПАВ, не только не является своеобразной "профилактикой", а, напротив, становится провоцирующим фактом.

Культура, традиции, нормы:

1.                 культурно обусловленное потребление ПАВ в данной местности (например, традиции, связанные с употреблением алкоголя при встречах, праздновании каких-либо знаменательных событий, приобретении новой вещи и т.п.);

2.                 широкое распространение злоупотребления ПАВ в данной местности, а также обстановка социальной приемлемости их употребления;

3.                 направления молодежной субкультуры, связанные с потреблением наркотиков и токсических веществ (клубная культура, некоторые стили музыки);

4.                 состояние культурной среды в регионе, степень ее направленности на реализацию социальных и культурных потребностей молодежи, неадекватная молодежная политика, отсутствие реальных программ занятости и досуга несовершеннолетних.

Другие факторы: социальная нестабильность, безработица, проживание в районах с низким имущественным цензом, духовный "вакуум" и т.д.

Таким образом, в силу особенностей переходного возраста, подростки наиболее уязвимы к употреблению ПАВ, в том числе и наркотиков. По данным Министерства внутренних дел 70 % от всех потребителей наркотиков - подростки и лица молодого возраста. Социологические исследования, проведенные Государственным научным центром психиатрии и наркологии Минздравмедпрома РФ, показывают, что среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки потребляют 88% мальчиков и 93% девочек. Употребляли наркотические и токсикоманические вещества, хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек. Потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек. Наркологическая ситуация среди подростков такова, что можно говорить о наркоманической эпидемии среди молодежи.

Как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2 - 3 процентов заболевших, поэтому лучшим методом борьбы с злоупотреблением ПАВ является профилактика.

Портрет личности подростка, употребляющий ПАВ.

Психологические службы сделали выборку обратившихся наркозависимых подростков в количестве 300 человек на основе данных ГДПНД, отражающих реальное положение в наркоманской среде.

В качестве параметров, определяющих индивидуально - психологические особенности наркозависимых, взяли характеристики, выявляемые психологами наркодиспансера при проведении психоневрологического исследования наркозависимого, так как именно эти параметры используются при оказании психологической и психотерапевтической помощи. Ими являются: тип акцентуации, психопатизация личности, проявление конформности, проявление реакции эмансипации, склонность к делинквентному поведению, склонность к демонстративному поведению.

На основе этого, из проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

Подростки с лабильной, шизоидной, эпилептоидной, истероидной, неустойчивой и психоастенической акцентуацией особенно склонны к наркотизации.

Среди акцентуаций наиболее часто встречающимися являются истероидная и эпилептоидная.

Склонность к конформизму определяется иными психологическими характеристиками, чем акцентуация характера.

Наркозависимые более чем в половине случаев склонны проявлять реакцию эмансипации. Она является защитой на воздействие со стороны другой личности с твердой личностной позицией при одновременном осознании ущербности и недоразвитости собственной личностной позиции. Также существует ряд общих черт, свойственных подросткам, злоупотребляющие разными видами психоактивных веществ. Это такие черты как:

слабое развитие самоконтроля, самодисциплины;

низкая устойчивость к всевозможным воздействиям;

неумение прогнозировать последствия действий и преодолевать трудности;

эмоциональная неустойчивость и незрелость;

склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации [18];

неполноценная психосексуальная организация;

агрессивность и нетерпимость;

слабые адаптационные способности;

склонность к регрессивному поведению;

сниженная способность к искреннему общению с партнером и т.д.

Изучение количественных и качественных показателей, связанных с одурманиванием детей и подростков объективно затруднено. Связано это с тем, что значительная часть несовершеннолетних скрывает (насколько возможно) свой опыт использования наркотиков. При анкетировании или тестировании многие дети и подростки отвечают так, чтобы "понравилось взрослым". Сейчас же определить хотя бы приблизительное число несовершеннолетних наркоманов, использующих одурманивающие вещества, крайне сложно.

В свою очередь ПАВ действуют в сторону усиления преморбидных черт характера и особенностей личности, катализируя и провоцируя проявление особенности нервной системы, преморбидных черт характера и особенностей личности. Либо ПАВ используются больным для устранения невротических симптомов как средство самолечения, как лекарство при условии что больной хочет ввести себя в определенное нормативное, не психопатологическое состояние.

По мере развития химической зависимости преморбидная личность начинает меняться [3]. Происходит изменение в сторону заострения и появления типичных наркологических черт, усиление внутренних психологических проблем, все более отчетливая недостаточная психическая адаптация. Длительное потребление ПАВ приводит к появлению пассивности и безинициативности, безразличия к своему внешнему виду, социальному положению. Больные занимаются бесплодным фантазированием и теряют возможность принимать решения. Они не способны к сколько-нибудь длительному усилию и напряжению для достижения цели. Этическая деградация проявляется в лживости, обмане близких и конфликты с законом [3]. У наркозависимых подростков появляются такие особенности эмоциональной активности как снижение точности восприятия эмоций у другого человека по мимике, жестам и позе, нивелировка половых различий в эмоциональной сфере между юношами и девушками [11].

Обнаружено снижение активности мотивационной деятельности. В состоянии интоксикации происходит активация мотивационной деятельности, проявляющаяся в переживании интереса, осуществление безболезненного переживания горя-страдания [6]. Коммуникативные нарушения состоят в том, что социальные связи подростка сужены до контактов с членами референтной аддиктивной группы. [3]  По мере развития у подростка наркологических заболеваний. Вследствие употребления ПАВ, стираются индивидуальные особенности подростков и они становятся похожими друг на друга. Они становятся похожи внешне, в манере одеваться, рисунке поведения и в образе мышления и мировосприятия. Причина, механизмы описанных выше последствий потребления ПАВ множественны и состоят в действии на нейромедиаторный обмен, привыкании к формам поведения в период опьянения [5], а также в перенятии нравов и привычек членов референтной наркоманической группы.

Подобные черты по определению являются коморбидными наркологическому заболеванию. Они проявляются различной яркостью, что зависит от преморбидных особенностей. Преморбидные черты гомономные, накапливающимся в ходе болезни, способствуют возникновению наркологического заболевания и усугубляют его течение, гетерономные - препятствуют и сопровождаются малой прогредиентностью заболевания.

Глава 3. Характеристика экспериментальных методов исследования личности подростка, употребяющий ПАВ


Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Учитывая сложность понятия личности, следует сразу же согласиться с тем, что нет какого-либо одного метода ее исследования, каким бы полным и разносторонним он нам ни представлялся, который может дать целостную характеристику личности.

В настоящее время известно множество экспериментально-психологических приемов, методов, методик, направленных на исследование личности подростка. [4]

Вот некоторые из них, которые позволяют выявить особенности личности подростка, употребляющий ПАВ.

В эмпирическом исследовании беседа, как один из методов психодиагностики, имеет важное значение. Необходимым условием успешного проведения беседы является создание доброжелательной доверительной обстановки, в которой она проводится. Беседа проводится наедине, в отдельном кабинете, все отвлекающие факторы должны быть устранены.

Вступительные слова и первые вопросы играют важную роль в установлении контакта с учащимся. Они должны быть краткими, обоснованными, уверенными, вызывать у подростка интерес и желание продолжить беседу. Контакт с собеседником в постоянной поддержке и должен укрепляться в процессе интервью. Совершенно необходимо соблюдать определенную дистанцию в общении с подростком, которая, в то же время не должна нарушать формирующуюся доверительность разговора. Проявляя интерес и внимание к ответам учащегося, не следует демонстрировать свое оценочное отношение к предмету разговора.

Целенаправленная беседа позволяет составить общее представление об особенностях характера, мотивации, эмоциональной сфере и других личностных свойствах собеседника. Узловыми моментами в беседе являлись анамнестические сведения, сбор которых производится по общепринятым психологии канонам. Они включают в себя сведения о родителях, о наличии в семье психических заболеваний, злоупотреблении членами семьи алкоголем или наркотиками, характер внутрисемейных отношений, лидерство, конфликты в семье и типичные способы их разрешения, характеры членов семьи, материально-бытовые условия жизни. Выяснялись ведущие черты характера подростка (самооценка), изменения характера в разные периоды жизни (раннее детство, детство, переход к подростковому возрасту) и причины их повлекшие.

Основной задачей беседы с подростками является выяснение мировоззрения учащегося, его потребностей, жизненных установок и ориентировки в окружающем. Особое внимание обращалось на изучение личности учащегося, его интересов, круга общения, а так же выяснялось его отношения к проблеме наркомании и личном опыте употребления ПАВ.

Одним из важных моментов беседы является выяснение у подростка его склонностей и интересов, увлечения (спорт, литературные и музыкальные предпочтения, занятия во внеурочное время.)

Заканчивается интервью, как правило, свободной беседой с целью снятия напряжения у школьника. На этом этапе также могут выявиться значимые особенности личности подростка. Для уверенности в достоверности фактов, изложенных в автобиографических рассказах (беседе) Л. Гольштак (1990) выделяет следующие условия доверия личным документам;

1. осторожное отношение автора к изучаемым фактам, которые ни в коей мере не затрагивают его личных интересов, не являются предметом его пристрастия;

2. когда свидетельство наносит определенный ущерб автору и сама запись (речь) носит характер исповеди;

3. если данные, сообщаемые им, являлись на тот момент всеобщим достоянием и автор сообщает, следовательно, нечто общеизвестное;

4. когда сообщение или его часть представляют интерес для исследователя и вместе с тем оказываются не соответствующими точке зрения основного содержания текста личного документа;

5. заслуживает доверия также сообщение, которое находится в противоречии с предполагаемыми исследователем установками автора.

Наблюдение как метод исследования есть целенаправленное, определенным образом организованное восприятие, обусловленное задачей, стоящей перед наблюдателем, и сущностью рассматриваемого явления. Важнейшими признаками, отражающими сущность научного наблюдения, являются: замысел, соотнесение с другими методами исследования, осмысление результатов, контроль. Наблюдение является основой планирования эксперимента - метода наиболее адекватного для установления причинно-следственных отношений.

Наблюдение осуществляется по заранее разработанному плану. Подлежат оцениванию особенности походки, выражение лица, мимические компоненты, пантомимика (осанка, поза, жестикуляция, двигательные реакции, общая двигательная активность), свойства голоса и речи.

В процессе исследования основной целью наблюдения являтся установление адекватности оценки личностных качеств подростка, его поведения и искренности при ответах на вопросы связанные с проблемой наркомании.

Диагностика психологических особенностей подростков также осуществляется с помощью стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ). Это количественный метод оценки личности, который благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования, исключает зависимость получаемых результатов от субъективности и опыта экспериментатора. Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности этой методики. Усовершенствованный вариант MMPI - тест СМИЛ - в первую очередь нацелен на изучение личности. Он раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойства личности, позволяет понять причины некоторых поворотов в судьбе конкретного человека, напрямую связанных с его индивидуально-личностными особенностями, характером, стилем общения с окружающими, с его способностью к самореализации. Эта методика, адаптированная Л.Н. Собчик, изначально была рассчитана на обследование контингента взрослых лиц от 16 до 80 лет. В связи с тем, что с 1984 г. опросник адаптировался совместно с педагогами Б.Н. Кодесс и Т.В. Кодесс, границы применения методики расширились. СМИЛ применим для изучения детей, начиная с 12 лет, при нормальном общем развитии интеллекта.

Базисным шкалам методики автором присвоены следующие названия, соответствующие их психологической сущности.

1-ая шкала - шкала "невротического сверхконтроля" - выявляет мотивационную направленность личности на соответствие нормативным критериям как в социальном окружении, так и сфере физиологических функций своего организма. Будучи ведущим пиком в профиле, эта шкала отражает подавление спонтанности (т.е. непринужденности, непосредственных реакций), сдерживание активной самореализации, контроль над агрессивностью, гиперсоциальную направленность интересов, ориентацию на правила, инструкции, поверья, инертность в принятии решений, избежание серьезной ответственности из страха не справиться.

2-ая шкала - шкала "пессимистичности" - выявляет преобладание пассивной личностной позиции. Ведущая мотивационная направленность - избежание неуспеха. Для лиц с преобладающей 2-ой шкалой в профиле свойственны высокий уровень осознания имеющихся проблем через призму неудовлетворенности и пессимистической оценки своих перспектив, склонность к раздумьям, инертность в принятии решений. Для них также характерны выраженная глубина переживаний, аналитический склад ума, скептицизм, самокритичность, некоторая неуверенность в себе, своих возможностях.

3-ая шкала - шкала "эмоциональной лабильности" - выявляет неустойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций: высокий уровень притязаний сочетается с потребностью в ощущении причастности к интересам группы, эгоистичность с альтруистическими декларациями, агрессивность - со стремлением нравиться окружающим. Лица с ведущей 3-ей шкалой отличаются преобладанием художественного типа восприятия, известной демонстративностью, яркостью эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживаний, неустойчивостью самооценки, на которую значительное влияние оказывает значимое окружение, убежденностью в идентичности своего "Я" декларируемым идеалам, незрелостью установок и суждений.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты