Количественная и качественная обработка экспериментальных данных позволила подтвердить наши предположения о том, что на разных этапах беременности у женщин существуют особенности переживания временной перспективы. На разных этапах беременности временной аспект жизни беременных женщин, образ их будущего, оцениваемый через их настоящее и прошлое имеет разный уровень сформированности, также имеются различия по содержанию параметров временной перспективы: протяженности, направленности, согласованности, эмоционального фона.
Для достоверного подтверждения экспериментальных результатов исследования, данные диагностики были подвергнуты математической обработке с помощью метода математической статистики - H - критерия Крускала – Уолиса.
В результате математической обработки были выявлены достоверные различия (см. таблицу 4).
Таблица 4
Статистически значимые различия по Н-критерию Крускала-Уоллиса
Показатели |
Критерий Н |
Гипотеза |
|
р≤0,05 |
р≤0,01 |
||
1 Оценка инверсии событий в прошлом |
Нэмп=0,029 |
|
Есть различия |
2 Оценка инверсии событий в настоящем |
Нэмп=0,024 |
|
Есть различия |
3 Оценка инверсии событий в будущем |
Нэмп=0,021 |
|
Есть различия |
Результаты, представленные в таблице демонстрируют, что достоверные различия между испытуемыми – беременными женщинами на разных этапах беременности обнаружены достоверные различия по показателям: оценка инверсии событий в прошлом (Нэмп=0,029, р≤0,05); оценка инверсии событий в настоящем (Нэмп=0,024, р≤0,05); оценка инверсии событий в будущем (Нэмп=0,021, р≤0,05).
Итак, нами было выявлено, что при оценке инверсии событий в прошлом существенные различия наблюдаются у женщин на первом триместре беременности при H=0,029, входящем в зону значимости. При оценке инверсии событий в настоящем существенные различия были обнаружены у женщин второго триместра беременности, при H=0,024, входящем в зону значимости. При оценке инверсии событий в будущем различия были определены у женщин первого триместра беременности, при H=0,021, входящим в зону значимости.
Вывод по главе: с помощью проективного рисунка «Я в прошлом, настоящем, будущем» мы выявили внутреннее благополучие беременных женщин на разных триместрах беременности, представлений о себе во временной перспективе. А также с помощью методики мотивационной индукции Ж. Нюттена нам удалось посмотреть удаленность во времени событий будущего и сравнить по этому параметру женщин на разных триместрах беременности с помощью временного кода. При исследовании характеристики содержания будущего и временной перспективы сознания с помощью методики «Инверсия удаленности. Формирование списка событий» у беременных женщин на разных триместрах беременности были выявлены различия помощью H - критерия Крускала – Уолиса, предназначенного для оценки различий. Таким образом, проведенное исследование, направленное на изучение особенности временной перспективы беременных женщин подтвердило первоначально поставленную гипотезу о том, что на разных этапах беременности у женщин существуют особенности переживания временной перспективы. На разных этапах беременности временной аспект жизни беременных женщин, образ их будущего, оцениваемый через их настоящее и прошлое имеет разный уровень сформированности, также имеются различия по содержанию параметров временной перспективы: протяженности, направленности, согласованности, эмоционального фона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Временная перспектива – это важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, согласованность, эмоциональный фон и другие.
Временная перспектива представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязаний, связанные с более или менее отдаленным будущим. Создавая образ будущего, личность оценивают свое настоящее и прошлое, в соответствии с тем, что планировалось. Если это сопоставление вызывает недовольство или разочарование, происходит переоценка прежних ценностей и выработка новых.
Беременность – это качественно новое состояние организма и психики женщины, которое является переходом к одному из самых важных периодов в жизни женщины — материнству. Период беременности является важным этапом психологической адаптации женщины к материнской роли, содержание, которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку. Особенности состояния беременности – это время больших психологических изменений, смены одного представления о себе на другое, и почти все во время беременности испытывают чувство тревоги. Для большинства женщин это плодотворные чувства. Они готовят женщину к материнству. Психологическая специфика периода беременности рассматривается в психоэмоциональных переменах и изменениях в отношении женщины к себе и окружающим, которые связаны с трансформациями тела женщины и необходимостью установления новых для нее отношений «мать-дитя». Теоретическая постановка проблемы временной перспективы беременной женщины в психологическом аспекте свидетельствует о том, что вся совокупность отношений личности находит специфическое выражение во временной организации и качественных временных изменениях. Во время беременности у женщин складывается внутренняя картина беременности – комплекс ощущений, переживаний и представлений женщины, связанных с её беременностью, на основе которого она формирует образ беременности. Женщина строит свое поведение, направленное на приспособление к беременности. Беременность – это время больших психологических изменений, смены одного представления о себе на другое, и почти все во время беременности испытывают чувство тревоги.
Проведенное исследование, направленное на изучение особенности временной перспективы беременных женщин подтвердило первоначально поставленную гипотезу о том, что на разных этапах беременности у женщин существуют особенности переживания временной перспективы. На разных этапах беременности временной аспект жизни беременных женщин, образ их будущего, оцениваемый через их настоящее и прошлое имеет разный уровень сформированности, также имеются различия по содержанию параметров временной перспективы: протяженности, направленности, согласованности, эмоционального фона.
беременность временный перспектива
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с.
2 Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Сост. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. – 480 с.
3 Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. – М.: Мысль, 2001. – 299 с.
4 Адлер А. Смысл жизни // Философские науки. – 2000. – № 1. – 15– 26.
5 Алексеева Е.М. Проблема личностного смысла в психологии и перспективы ее исследования // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-зкономического института. Выпуск 3. Часть 5. Вопросы психологии / Отв. ред. П.А. Кабанов. – Нижнекамск, 2001. С. 95–104.
6 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. - 336 с.
7 Андреев И.Л. Связь пространственно-временных представлений с генезисом собственности власти Вопросы философии. - 2000. - № 4. - С. 54 77.
8 Анцыферова Л. И. Архетипическая теория развития личности Карла Густава Юнга // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – № 3. – С. 10–19.
9 Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопросы психологии. – 2000. - № . – С. 61-73.
10 Асеев В.Г. Значимость и временная стратегия поведения // Психологический журнал. – 2001. - № 6. – С. 28-37.
11 Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Cинапс. - 2000. - № 4. – С. 16-21.
12 Болотова А.К. Психология организации времени: Учебн. Пособие. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 254 с.
13 Болотова А.К. Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005.
14 Брутман В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности Вопросы психологии. – 2001. - № 7. - С. 38-47.
15 Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. — 2001. — № 6. – С. 15-20.
16 Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. - СПб.: Питер, 2000. – 350 с.
17 Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев.: Наукова думка, 2004. – 208 с.
18 Джонсон Р.А. Она: глубинные аспекты женской психологии. – Харьков: Фолио, 2006. – 225 с.
19 Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М.: ПЕР СЕ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000. – 135 с.
20 Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.
21 Знаков В. В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – № 2. – С. 7–15.
22 Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 2. - С. 95-106.
23 Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие К.В.Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 167 с.
24 Карпинский К. В. Биографический метод в исследовании жизненного пути личности // Психология. – 2001. – № 2 (23). – С. 89–105.
25 Карпинский К. В. Временная перспектива и смысл жизни современной молодежи Чалавек. Грамадства. Свет. – 2001. – № 4. – С. 53–69.
26 Карпинский К. В. Мотивация понимания личностью смысла жизни в юношеском возрасте Вестник ГрГУ. – 2001. – № 1. – С. 208–216.
27 Коваленко Н.П. Перинатальная психология. - СПб.: Ювента, 2000. – 325
28 Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. – М.: Сфера, 2000. – 252 с.
29 Коржова Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации Психология социальных ситуаций. – СПб.: Питер, 2001. – 378 с.
30 Лакосина Н.Д. Клиническая психология. -М.: Сфера, 2003.-416 с.
31 Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл, 2003. – 43 с.
32 Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – 2-е испр. изд. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
33 Леус Т.В. Материнство — опыт трех поколений. Психологические сопровождение беременной женщины. - М.: Изд-во ИП РАН, 2000. – 278 с.
34 Махмутова Р.К. Материнство как психологический феномен Вестник Удмуртского университета Психология и педагогика. – 2007. - № 9. С. 159
35 Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству Вопросы психологии. – 2000. - № 5. - С. 18-26.
36 Мирюнова С.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства // Вопросы психологии. – 2003. – №4. – С. 25-36.
37 Меджидова С.М. Психологические типы. Типология 69. Баку,2001,201с.
38 Ньютен Ж. Мотивация,действие и перспектива будущего/Под ред.Д.А.Леонтьева. М.:Смысл, 2004.-608с.
39 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Сфера, 2003. – 456
40 Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком Вопросы психологии. – 2002. - № 5. – С. 69-81.
41 Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 183 с.
42 Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психол. - 2005. - № 3. - С. 139–151.
43 Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Подред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.А. Карповой, В.Э.Ч уковского. Часть 1. - М.: Смысл, 2004. - 328 с.
44 Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. – 2001. - № 2. - С. 22-36.
45 Филиппова Г.Г. Психологическая готовность к материнству Перинатальная психология и психология родительства. – 2004. – № 2. – С. 108-115.
46 Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
47 Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Сфера, 2001. – 368 с.
48 Хорни К. Самоанализ. Психология женщины. Новые пути в психоанализе. – СПб: Питер, 2002. – 480 с.
49 Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни Вопросы психологии. – 2003. - №3. - С. 4-10.
50 Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – Спб.: Речь, 2003. – 336 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Проективный рисунок «Я в прошлом, настоящем, будущем»
Инструкция: «На листе бумаги, разделенном на 3 части, вначале нарисуйте себя, когда вы были маленькими «Я в прошлом», затем – каковы вы сейчас « Я в настоящем», затем – какими вы будете в будущем».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Методика мотивационной индукции Ж. Нюттена MIM (вариант Д.А. Леонтьева)
Инструкция: «Перед вами два буклета, в которых вы найдете фразы типа «Я хочу», «Я боюсь» и другие. Эти фразы являются началом предложений, которые мы просим вас закончить. Не думайте долго перед каждым предложением, пишите то, что сразу пришло вам в голову. Для нашего исследования важно, чтобы вы были искренними.
По мере заполнения бланков у вас может сложиться мнение, что некоторые фразы по смыслу повторяются, Пожалуйста, не запоминайте то, что вы уже написали. Если вам кажется, что подобную фразу вы уже встречали, не задумывайтесь и пишите то, что пришло вам в голову в этот момент».
1. Я бы очень огорчилась, если…
2. Я не хочу…
3. Я склоняюсь к…
4. Я очень стремлюсь к…
5. Я готова…
6. Я сделаю все возможное, чтобы…
7. Я буду, счастлива когда…
8. Я планирую…
9. Я всем сердцем надеюсь, что…
10. Я бы ничего не пожалел, чтобы …
11. Я бы очень хотела, чтобы мне разрешили…
12. Я делаю все возможное чтобы…
13. Я стараюсь, чтобы…
14. У меня есть большое желание…
15. Я хочу…
16. Я не стала бы колебаться, чтобы…
17. Я мечтаю о…
18. У меня есть цель…
19. Я намерена…
20. Я буду, рада когда…
21. Я пытаюсь…
22. Я стремлюсь…
23. Я намериваюсь…
24. Я бы хотела…
25. Я надеюсь…
26. Я очень сожалею…
27. Я боюсь что…
28. Я бы не хотела…
29. Я сожалею что…
30. Меня бы очень раздражало, если…
31. Мне бы не понравилось…
32. Я не склонна…
33. Я бы очень сожалела, если…
34. Я действительно очень не хочу…
35. Я стараюсь избегать…
36. Я боюсь, что…
37. Я думаю, что это печально, если…
38. Мне бы не понравилось, если…
39. Я была бы против, если…
40. Я борюсь за…
41. Я хотела иметь возможность…
42. Я бы очень хотела…
43. Я пробую…
44. Я готовлю себя к…
45. Я намерена…
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Методика «Инверсия удаленности. Формирование списка событий» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник)
Инструкция: Испытуемому предлагается представить себе всю свою жизнь. Попытаться увидеть ее целиком – от рождения до смерти. Название каждого события записать на отдельной карточке, формулировка названия может быть любой.
Материал: опрашиваемому предлагается 5 пронумерованных карточек (1-5), на которых он пишет название событий в той последовательности, в которой они ему приходят в голову. Затем предлагаются следующие 5 карточек (6-10) и испытуемому необходимо написать на них еще 5 самых важных событий. И, затем, предлагается написать еще 5 событий на карточках 11-15.
Размещено на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8