Особенность временной перспективы беременных женщин

Вторая матрица, по С. Грофу, связана с первой стадией рождения (период между началом схваток, когда матка начинает активно сокращаться, и раскрытием родового канала). В этот момент возникает часто чувство тревоги, страха, страдания, безвыходности, опасности для жизни.

Психические и физические страдания могут отмечаться и в третьей перинатальной матрице, но уже на фоне открывающихся родовых каналов и постепенного продвижения плода по ним. Третья классическая стадия родов «переживание смерти и воскресения» - когда плод выходит из лона матери, соответствует, по С. Грофу, четвертой перинатальной матрице. Напряженная борьба продвижения по родовым путям сменяется чувством очищения, искупления и мистического прорыва.

Примерно в одно время С. Гроф и С. Фанти поставили вопрос о том, какой конкретный механизм связывает пренатальный опыт с прижизненным. С. Гроф считал, что во время рождения закладывались системы конденсированного опыта, то есть «травматические воздействия более поздних ситуаций возникают в результате реактивации определенных сторон, психологического воспоминания процесса рождения».

Внутренняя картина беременности – это комплекс ощущений, переживаний и представлений женщины, связанных с её беременностью, на основе которого она формирует образ беременности. Женщина строит свое поведение, направленное на приспособление к беременности или устранение ее.

Рассматривая структуру внутренней картины беременности, мы руководствовались психосоматическим подходом М. Энкина и М. Кейрса, основанном на представлениях А.Н. Леонтьева о структуре сознания.

Согласно этому подходу, внутренняя картина мира состоит из чувственной ткани, первичного значения, вторичного значения и личностного смысла. Пристального изучения требует содержание каждой составляющей, их взаимодействий, специфика этих составляющих у разных типов личности и т.д.

Чувственная ткань внутренней картины беременности - это первичный уровень внутренней картины беременности. Она включает смутные ощущения, испытываемые женщиной, связанные как с беременностью, так и с ребенком.

Первичное ее значение - следующий уровень внутренней картины беременности. Он заключается в том, что ощущения начинают выражаться в словах и становятся симптомами. Вторичное значение связано с формированием концепции беременности, то есть с тем, какие представления о беременности есть в на шей культуре. Последний уровень - уровень личностного смысла - отражает значимость беременности для самой беременной.

В научной литературе более изученным является вопрос об изучении взаимоотношений личностного смысла и чувственной ткани беременности. Так, известно, что если женщина воспринимает беременность с радостью, если это желанный ребенок, то и ощущения от беременности у нее более приятные, чем у женщины, для которой беременность означает крах всех надежд, преграду для достижения жизненных целей. Например, при желанной беременности вероятность сильного токсикоза намного меньше, чем при нежелательной беременности. Неприятные ощущения, которые считаются типичными, особенно для первого триместра (например, тошнота, слабость, позывы к рвоте и т.д.), женщинами с желательной беременностью переносятся легче, а иногда и вовсе не замечаются. В третьем триместре неприятных ощущений от токсикоза женщина с истинно желанной беременностью не испытывает никогда. Необходимо также учитывать связь физиологического состояния беременных женщин с психосоматическим.

Взрыв эмоций принято объяснять дополнительным выбросом гормонов во время беременности. Но большинство специалистов считают, что, хотя гормоны могут повлиять на интенсивность переживаний, они не могут вызвать сами переживания. Беременность – это время больших психологических изменений, смены одного представления о себе на другое, и почти все во время беременности испытывают чувство тревоги. Для большинства женщин это плодотворные чувства. Они готовят женщину к материнству.

В беременности можно выделить три стадии, отличающиеся разной эмоциональной окраской, которые соответствуют медицинскому делению на триместры. Почти все женщины переживают один или несколько эмоциональных сдвигов, которые можно ожидать заранее и которые готовят ее к материнству. Ни одна беременность не похоже на другую, существует ряд общих эмоций и физических ощущений, которые испытывает женщина в этот уникальный период своей жизни.

В начале беременности (I триместр) наиболее заметными в переживаниях и поведении женщины являются эмоциональные проявления, спектр которых весьма широк и зависит от ее физического самочувствия и психологической ситуации. Одни женщины испытывают счастье от предстоящего материнства, они довольны своим состоянием, чувствуют подъем настроения и жизненных сил. У других - эмоциональное состояние характеризуется неустойчивостью с повышенной капризностью, обидчивостью, желанием получать больше заботы и внимания. Также возможны тревожные расстройства, причиной которых могут стать ситуации, которые ранее казались безобидными.

Переживания будущей матери, прежде всего, связаны с будущим ребенком, анализом факторов, способных оказывать неблагоприятное влияние (предшествующие аборты и выкидыши, перенесенные заболевания, принимаемые по необходимости лекарства, различные производственные вредности и т.д.). Особенно характерны подобные переживания для тревожных и впечатлительных натур. Такие женщины могут прислушиваться к разговорам других женщин, с тревогой выслушивают их рассказы о "страшных наследственных болезнях", опасаются уродств ребенка, часто с этими тревогами обращаются к врачу женской консультации, читают популярную и специальную медицинскую литературу. Успокоившись по одному поводу, они начинают тревожиться - по другому. Для некоторых женщин становятся актуальными опасения потери женственности и привлекательности, что, по их мнению, может сказаться на взаимоотношениях с мужем. Крайним выражением аффективных нарушений у беременных являются депрессивные проявления, возникающие чаще всего в случае неблагоприятной семейной ситуации или под влиянием других психотравмирующих обстоятельств.

Аффективные нарушения, в том числе депрессивного характера, обычно проходят к 4-5-му месяцу беременности, даже если ситуация остается неразрешенной. Однако при наличии выраженных аномальных черт характера, препятствующих адаптации, или в случае повторных психогений депрессия может приобрести затяжной характер и продолжаться до конца беременности. В таких случаях женщинам необходима психотерапевтическая помощь, а при выраженных депрессивных проявлениях - и помощь психиатра. При этом следует помнить, что прием большинства психотропных препаратов, включая и антидепрессанты, не показан в течение всей беременности из-за их возможного неблагоприятного влияния на плод, поэтому к лечению психических нарушений у беременных необходимо подходить крайне осторожно.

Помимо аффективных расстройств в первом триместре беременности также часто встречаются явления токсикоза, или гестоза. У женщины при этом повышается чувствительность к различным запахам, появляются тошнота, рвота, сонливость и утомляемость. Тошнота и рвота при беременности объясняются сложными этиопатогенетическими механизмами, но, несомненно, что одним из наиболее значимых следует считать психогенный механизм. Роль психогенного фактора подтверждается уже тем, что из большого арсенала терапевтических средств наиболее эффективным при токсикозе беременных часто оказывается психотерапевтическое воздействие.

Середина беременности (II триместр) считается наиболее спокойным периодом в отношении психических нарушений. При отсутствии у женщины соматической или психической патологии, способной оказывать неблагоприятное влияние на течение беременности, и отсутствии патологии самой беременности женщина, как правило, чувствует себя достаточно спокойно и уверенно, готовясь к предстоящему материнству.

К концу беременности (III триместр) психологические напряжение у беременной обычно нарастает, и вновь учащаются психические нарушения. Это связано как с физическим самочувствием (значительное увеличение веса, затруднения передвижения, нарушения мочеиспускания и др.), так и с тем, что приближающиеся роды все больше заставляют женщину погружаться в свои ощущения, ожидая возможных признаков начала родов. Опасения и возможная тревога, беспокойство касаются прежде всего благополучного исхода родов (преждевременные роды, неправильное положение плода и т.п.).

В этот период у некоторых беременных в связи с тревожным состоянием отмечается гиперактивность, вызванная желанием ускорить события. Подавляющее большинство женщин опасается за свою жизнь во время родов, а также за жизнь будущего ребенка и его здоровье. Появляется боязнь "родить урода" или неполноценного ребенка.

Поскольку роды требуют большого напряжения духовных и физических сил, женщины много думают о "муках и страданиях", связанных с родовым процессом.

Переживание беременности может быть адекватным, тревожным, эйфорическим, игнорирующим, амбивалентным, отвергающим.

1. Адекватный. Идентификация беременности без сильных отрицательных эмоций, женщина чувствует изменения, которые происходят в ее организме. В первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессии, во втором – благополучное, счастливое настроение, в третьем – слегка повышенная тревожность, со снижением к последним неделям перед родами. Такие женщины посещают курсы подготовки к родам, материнству. Первое шевеление ощущается между 16 – 20 неделей. Шевеления очень приятны таким женщинам, они четко знают, когда крохе хорошо, когда плохо. Это самый оптимальный тип. В этом случае мне нужно лишь сказать: «Так держать!»

2. Тревожный. Идентификация беременности очень тревожная. Страх и беспокойство периодически повторяются. Женщина болезненно переживает начало беременности. Первый и второй триместры можно охарактеризовать как депрессивные (подавленность, уныние, слезы и т.д.). В третьем все усиливается. Шевеление ощущается очень рано, женщина все время прислушивается, если нет ответа – что-то с ребенком не то. Такие мамы все время ходят на любые не нужные диагностические исследования. К психологу обращаются с вопросом рассказать возможные психологические последствия у малыша, если…: и подбирают целый ряд того, чего у них нет и в помине. Но сама депрессия ведет к изменению гормонального фона, что само по себе вредно для малыша. Будущей маме следует, как можно больше гулять на свежем воздухе и совершать отвлекающие прогулки в прекрасные места природы: парки, берег реки и т.д. Стараться не читать медицинской литературы строить себе экзаменов типа: «если у него заболит голова, что мне делать? ». Очень полезно рисовать красками.

3. Эйфорический. Для меня, как психолога, это один из серьезных типов, который тяжело поддается психокоррекции. Женщина выстраивает нереальные фантазии по поводу беременности, течения родов и в особенности не видит реалии послеродового периода. На вид такая мама выглядит как адекватная, лишь психолог может увидеть проблему. Мама не характеризует шевеления. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Практика показывает, что если не было проведено психокоррекционной работы до родов, то послеродовый период неблагополучный в отношениях мамы к младенцу. Таким беременным просто необходимо пройти подготовку к материнству у квалифицированного пренатального психолога.

4. Игнорирующий. Идентификация слишком поздняя, постоянное чувство досады. Физически, такие женщины либо слегка ощущают изменения, либо чувствуют себя лучше, чем до беременности. Адекватного изменения психо-эмоционального настроя не происходит. Шевеления ощущаются слишком поздно, к 30 неделям.

5. Амбивалентный. Очень похож на тревожный. Особенностью являются резко противоположные физические и эмоциональные переживания шевеления. Мама вроде бы боится за здоровье ребенка и исход родов, но виноваты во всем только окружающие. Что можно посоветовать такому типу мам, конечно же, научиться контролировать свое настроение, уметь во время «выпустить пар», очень хорошо таким мамам поможет фитнесс для беременных.

6. Отвергающий. Идентификация сопровождается резкими отрицательными эмоциями. Переживание всей беременности как кара, помеха и т.д. Шевеление переживается как физически неприятное. К концу может появиться депрессия, или аффектное состояние.

Так же в этом триместре беременности у женщины может появиться желание, чтобы муж разделил с ней радость чувства близости с ребенком. Может быть, она будет прикладывать его ладонь к животу, чтобы он почувствовал толчки. И если реакция мужа будет не такой, какую ожидала женщина, это обеспокоит ее. Ряд исследований обнаружил, что в период беременности стресс может усиливаться и отношения между супругами могут ухудшиться, другие исследования позволяют сделать вывод, что супруги, чей брак удачен, в это время становятся еще, более близки друг другу.

Третий триместр. В какой – то момент тело женщины, которое, может быть, приносило ей много радости в предшествующие месяцы беременности, становится неуклюжим и грузным. Размеры ее тела и положение ребенка очень осложняют жизнь в последние месяцы беременности. Движения ребенка, ранее мягкие, теперь могут вызывать боль, потому что он вырос.

У женщины может появиться одышка, ей бывает трудно встать с кресла или завязать шнурки на туфлях, не отрывая ногу от пола. У нее может побаливать сердце, появляются другие самые разнообразные боли и недомогания.

В эмоциональном плане у женщины может быть состояние «сенсорной перегрузки». В последние месяцы беременности страхи, мучавшие ее в первом триместре, возвращаются с новой силой. Она тревожится за свое здоровье, за здоровье ребенка, ее страшат предстоящие роды, волнует, что она набрала большой вес, не обвиснет ли грудь и не останутся ли растяжки на животе. Ее снова тревожит, справится ли она с ролью матери. Если раньше об этом думалось как о будущем, то теперь срок превращения в маму неотвратимо приближается. Последний триместр не только время страхов и уныния. Он также наполнен надеждами и предвкушениями.

Таким образом, беременность – это качественно новое состояние организма и психики женщины, которое является переходом к одному из самых важных периодов в жизни женщины — материнству. Период беременности является важным этапом психологической адаптации женщины к материнской роли, содержание, которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку. Особенности состояния беременности – это время больших психологических изменений, смены одного представления о себе на другое, и почти все во время беременности испытывают чувство тревоги. Для большинства женщин это плодотворные чувства. Они готовят женщину к материнству. Психологическая специфика периода беременности рассматривается в психоэмоциональных переменах и изменениях в отношении женщины к себе и окружающим, которые связаны с трансформациями тела женщины и необходимостью установления новых для нее отношений «мать-дитя». Теоретическая постановка проблемы временной перспективы беременной женщины в психологическом аспекте свидетельствует о том, что вся совокупность отношений личности находит специфическое выражение во временной организации и качественных временных изменениях. Во время беременности у женщин складывается внутренняя картина беременности – комплекс ощущений, переживаний и представлений женщины, связанных с её беременностью, на основе которого она формирует образ беременности. Женщина строит свое поведение, направленное на приспособление к беременности. Беременность – это время больших психологических изменений, смены одного представления о себе на другое, и почти все во время беременности испытывают чувство тревоги.


 

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН


2.1 Организация и методы исследования


Исследование проводилось на базе Перинатального центра, г. Благовещенска. Выборка составила 105 беременных женщин, по 35 человек находившихся на каждом триместре беременности.

В исследовании особенности временной перспективы беременных женщин были использованы следующие методики:

1 Проективный рисунок «Я в прошлом, настоящем, будущем» (С.М. Меджидова). Проективная методика исследования личности - «Прошлое - Настоящее - Будущее» разработана доцентом кафедры тендерной и прикладной психологии БГУ С.М. Меджидовой. Она направлена на исследование психологического времени личности. Данная методика базируется на принципах проективной методики исследования личности "The self social symbols tasks". В ней понятия «Прошлое», «Настоящее», «Будущее» представлены разными объемами. В исследовании данная методика была использована для выявления внутреннего благополучия беременных женщин, представлений о себе во временной перспективе, а также самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации.

Испытуемым давалась инструкция: «На листе бумаги, разделенном на 3 части, вначале нарисуйте себя, когда вы были маленькими «Я в прошлом», затем - каковы вы сейчас «Я в настоящем», затем - какими вы будете в будущем» (Приложение А).

Интерпретации результатов данной методики:

а) интерпретация структуры рисунка (кого рисует, как рисует, кто находится рядом, расположение нарисованного человека, оценка расстояний);

б) интерпретация особенностей изображения (количество деталей тела, декорирование (детали одежды и украшения), количество использованных цветов, размер изображаемого объекта, особенности изображения частей тела).

в) интерпретация процесса рисования (последовательность рисования, последовательность рисования деталей, стирание, возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам, паузы, спонтанные комментарии).

2 Методика мотивационной индукции Ж. Нюттена MIM. Методика была разработана Ж. Нюттеном, предназначена для измерения временной перспективы. В исследовании данная методика была использована в исследовании для диагностики временной перспективы сознания беременных женщин. Использование метода позволило измерить удаленность во времени событий будущего и сравнить по этому параметру разных людей. Это возможно благодаря разработанному автором временному коду ожидаемых человеком событий будущего.

Респондентам предлагалось для завершения набор стимулов (незавершенных предложений): 15 имеют негативную окраску (отрицательные стимулы) и 30 - положительную. Стимулы (незавершенные предложения) сформулированы в первом лице единственного числа. Они, таким образом, побуждают человека написать о том, чего он хочет достичь, или о том, чего он боится или избегает (Приложение Б).

Испытуемым давалась инструкция: «Перед вами два буклета, в которых вы найдете фразы типа «Я хочу», «Я боюсь» и другие. Эти фразы являются началом предложений, которые мы просим вас закончить. Не думайте долго перед каждым предложением, пишите то, что сразу пришло вам в голову. Для нашего исследования важно, чтобы вы были искренними.

По мере заполнения бланков у вас может сложиться мнение, что некоторые фразы по смыслу повторяются, Пожалуйста, не запоминайте то, что вы уже написали. Если вам кажется, что подобную фразу вы уже встречали, не задумывайтесь и пишите то, что пришло вам в голову в этот момент».

Обработка результатов исследования происходит на основе анализа позитивных и негативных мотивационных объектов, называемых испытуемыми.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты