Особенности функциональных и дисфункциональных семей

4. Другой феномен - это нарастание фрустрации одного члена семьи или обоих (мои нервы сдают). Приводится объективная причина того, почему эта нервность появилась. Эта нервность и говорит о нарушении очень глубинных потребностей человека.

При неосознаваемой неудовлетворённости вначале могут быть периоды внешне бесконфликтные, на протяжении которой происходит нарастание фрустрации - эмоциональный взрыв и даже разрыв. При этом такой стереотип семейных отношений с точки зрения стабильности семьи является опасным. Эти взрывы нередко приводят к разрушению семьи. Во время эмоционального разрыва кто-то из супругов сталкивается с возможностью заново организовать семью или вдруг открывает для себя, что он всё время был несчастлив. Супруги либо возвращаются в семью, либо осознание своего прозябания и полный разрыв - оказывается можно быть и счастливым. Для одного из них (чаще женщина) или обоих возникает лёгкая депрессия, подавленность, зависимость от алкоголя.

·        2 состояние - состояние семейной тревоги.

Это состояние нередко плохо осознаваемое и плохо локализуемой тревоги у одного, двух или всех членов семьи. Тревога - это обычная человеческая эмоция, возникающая в ситуации неопределённости и необходимости выбора. Характерные признаки тревоги - сомнения, страхи или опасения, касающиеся семьи в целом. Это могут быть страхи о здоровье членов семьи, отлучек, поздних возвращений или стычек и конфликтов в семье. Тревожность касается исключительно сферы семейной жизни и она не распространяется на сферу работы и жизнедеятельности. Такие тревоги буквально изводят семью. В основе такой семейной тревоги лежит неосознаваемая неуверенность человека в каком-то очень важном для него аспекте семейной жизни. Это неуверенность в чувствах другого или неуверенность в себе. Кроме того, это состояние может проявляться в чувстве беспомощности и неспособности вмешаться в ход событий в семье. Характерны такие высказывания: чувствую, что как бы я не поступил, всё равно будет плохо. В семье мне поговорить не с кем. Поэтому при семейной тревоге индивид не ощущает себя значимым лицом в семье, несмотря на свою позицию в семье (отец). Некоторые объективные данные говорят, что на этом человеке действительно лежит вся семья, хотя он считает наоборот. Это несоответствие становится очень ярким. В ситуации семейной тревоги члены семьи невротизированы.

·        3-е состояние - непосильного физического и психического напряжения.

Чрезмерное напряжение является одним из основных психотравмирующих переживаний. Для таких напряжений имеются нормативные периоды - это периоды семейных кризисов (кризис молодой семьи, кризис появления ребёнка и пр.). Кроме нормативных периодов семья может создавать психическое и физическое напряжения у её членов следующими способами:

1. Путём создания для индивида ситуации постоянного психологического давления трудного или даже безвыходного положения. Например, положение жены алкоголика, который держит её в постоянном страхе.

2. Семья может создавать препятствия для проявления удовлетворений членами семьи чрезвычайно важных для них потребностей и чувств. Например, чувства несовместимые с ролевыми представлениями члена семьи (невестке стоит огромных усилий скрывать антипатии к свекрови). Чем не благополучнее отношения в семье, тем больше сил нужно прикладывать, чтобы сдержать негодование. Проявления этих чувств приводят к осложнениям. Поэтому манеры взаимоотношений носят манерный характер. Это те чувства, которые семья должна удовлетворять в этом человеке. Это прежде всего касается сексуальных потребностей или удовлетворения потребности во взаимопонимании

3. Путём создания и поддержания внутреннего конфликта у какого-то члена семьи. Семья может регулярно ставить какого-либо члена семьи перед противоречивыми требованиями и одновременно возлагать на него ответственность за их разрешение. Пример - жена, которая пилит мужа за руки не оттуда растущие, муж пытается доказать обратное, но что-то сделав, снова получает критику жены. Чтобы я не сделал, всё равно будет плохо. Это приводит к внутреннему конфликту. Вначале возникает достаточно длительный период оправдательной активности, когда муж прилагает немалые усилия, чтобы доказать обратное, но каждый раз истощаясь стремится в семье занимать всё меньше места. Здесь появляются фигуры дистантной жены или мужа, или сына или дочери, стремящихся поменьше быть в семье. В случае детей - появляется противоречивое воспитание. Папа воспитывает по-своему, мама по-своему. Каждый из этих членов семьи тратит на воспитание ребёнка много сил, но в результате противоречивости эффект воспитания нулевой - безнадзорность.

Картина отношений при семейной тревоге носит характер суетливости. Многое не доводится до конца. Ремонт, который никогда не кончается. Либо состояние семейного страха перед тем, что должно случиться что-то неотвратимое - заторможенность.

В случаях психического напряжения могут быть состояния разрыва, конфликты, приводящие к дистанцированию

·        Состояние семейной вины.

Чувство вины возникает у каждого совершенно естественно в том случае, если мы совершаем противоестественный поступок, порождающий конфликт. Совершение оправдательных поступков смягчает вину. В таком случае речь идёт о реальной вине. Кроме этого бывает невротическая вина. Она возникает при появлении мыслей, чувств, носящих неблаговидный характер. Мы обвиняем себя, что эти чувства у нас есть.

Экзистенциальная вина - вина за то, что я не являюсь другим, а являюсь собой. Она часто актуализируется во время утрат.

Вина самое мало переносимое чувство. Муки совести могут достигать большой силы, вызывая мучение и страх. Путём проекции мы пытаемся возложить вину на другого.

Как вся эта информация монтируется на семью. Человек чувствует себя помехой для окружающих, виновником всех неудач семьи, склонен воспринимать отношение других членов семьи как обвиняющее, несмотря на то, что это не так. При этом такая семейная вина может быть осознанной или неосознаваемой, когда она висит на человеке тяжким грузом. Также и виновником человек может быть как действительным, так и мнимым. Я знаю, что я в семье лишний. Члены моей семьи считают меня бестолковым. Им кажется, что членам семьи неудобно за него перед друзьями. Это чувство вины с одной стороны порождает этап оправдательной активности. Человек прилагает огромные усилия, чтобы оправдать своё существование в семье. Затем возникает этап, когда такой член семьи стремится занимать в семье как можно меньше места. Он уменьшает свои притязания до минимума, проявляет уступчивость и берёт на себя ответственность за действительное или мнимое состояние.

Семейное чувство вины также порождает феномен «козла отпущения». На какого-либо из членов семьи обычно самого слабого, семья взваливает свою собственную вину. Это может быть ребёнок, рождённый в неудачное время для семьи. Эта материнская вина возлагается на ребёнка. Это та вина, которая ему не принадлежит. Теперь он должен испытывать вину за то, что он в семье является лишним ртом. Наступает период доказательства, что я не лишний, а затем истощение. Сценарии дальнейших событий:

1. Поскольку чувство вины мучительно и непереносимо, ребёнок ищет, где ему лучше. Он начинает отделяться от семьи и быть всё больше вне семьи. Он находит иные привязанности и интересы. В семье всё меньше проводится места. Начинают работать силы, выталкивающие его из семьи. Так появляются дети с делинквентным поведением.

2. Вариант золушки - когда такой член семьи остаётся в семье, но как золушка, выбирает свой чуланчик, где и функционирует. Чувство вины ломает чувства человека. Этот подлом очень опасен для личности.[5]

И как пример нарушения жизнедеятельности семьи хочу рассмотреть алкогольную семью, а именно что происходит с ребенком, какие особенности у него возникают.


   6. Алкогольная семья как пример дисфункциональной семьи.

·        Характеристика семей, в которых кто-либо болен алкоголизмом.

Все семьи с наличием больного алкоголизмом – дисфункциональные, лишь временами они может нормально жить. Основные признаки дисфункциональной семьи заключаются в следующем: члены семьи не уделяют внимания друг другу, родители плохо относятся к детям, вся жизнь это непостоянство и непредсказуемость, а отношения между членами деспотичны.

Описано 5 таких семей:

1.     Размытость, нечеткость границ. Поскольку жизнь неупорядочена, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие ненормальны, и теряют «твердость психологической почвы под ногами». Это приводит к нечеткости границ личности.

2.     Отрицание. В жизни алкогольной семьи так много все построено на лжи, что ребенку трудно распознать правду. Отрицание происходящего носит почти навязчивый характер. Ребенку становится трудно понимать, что же вокруг него происходит.

3.     Непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются непостоянно, то он испытывает голод внимании к себе, страстное желание, чтобы им занимались, и привлекает к себе внимание.

4.     Низкая самооценка. Вся система воспитания заставляет ребенка поверить, что он виноват в том, что происходит. Он был недостаточно хорошим, он совершил много ошибок. В конце концов, он заслуживает всего того плохого, что с ним происходит.

5.     Недостаток информации о том, как функционирует нормальная здоровая семья.

Ситуация в алкогольной семье всегда нездорова и нестабильная, поскольку алкоголизм забирает слишком много энергии, которая в норме направляется на поддержание стабильности и создании здоровой окружающей среды для духовного роста.

Суть здоровой функциональной семьи – создание условий для духовного роста. Здоровые отношения являются гибкими.


·        Психологические особенности детей.

Сходство уклада жизни в таких семьях обуславливают сходные психологические особенности детей.

«Этот уникальный секрет семьи». Родители пытаются спрятать от детей все плохое, что связано с алкоголизмом. Но в действительности беспорядок никогда нельзя полностью скрыть. Вся семья, включая детей, пытается играть в такую игру: «Давай притворимся, что все хорошо». Сокрытие становится образом жизни, дети бояться говорить открыто о своих проблемах, вырастают замкнутыми.

«Жизнь в укрытии». Ложь не только пронизывают внутрисемейные взаимоотношения, но и проникают и дальше, достигая соседей, общины. Дети знают, что люди осуждают пьянство, винят их в том, что родители плохие люди. Дети стремятся всеми силами скрыть позор семьи, они не могут откровенно говорить ни с друзьями, ни с учителями. Тем самым они игнорируют реальность. Секретность, увертки, обман становятся обычными компонентами жизни, такими как реальность. В результате каждый становится подозрительным и злобным. В семьях такого рода не практикуется эмоционально теплые объятия, там не знают истинной цены разделенного горя или разделенной радости, нет взаимной поддержки и любви, а в место этого вечное трение, недоверие и скептицизм. Секреты дают толчок зависти и ревности. Ребенок не может объяснить все это и чувствует себя небезопасно в своем доме, где он должен чувствовать наиболее защищенным.

«Что же реально?» Так часто ребенку приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в семье, и тем, что говорят вне дома, что дети начинают не доверять тому, что слышат, видят и чувствуют. Недостаток недоверия к себе происходит из попытки навести порядок, сделать так, чтобы, наконец, все стало на свои места и затем чувствовать себя надежно, в безопасности. Но потом все опять перемешивается, навести порядок не удается, и возникает фрустрация.

«Послание с двойным смыслом». За свою жизнь ребенок в алкогольной семье слышит много такого, что содержит в себе противоречивый смысл. Эти обращения к детям называют смешанными посланиями, информацией с двойным смыслом. Одна часть посланий притягивает, другая отталкивает. Все чувства ребенка перемешиваются, он не знает чему верить.

Отец больной алкоголизмом бывает, то любящим и заботливым, когда трезв, но невнимательным и даже агрессивным, когда пьян. Ребенок в замешательстве, какому отцу верить. А поверить в «плохого папу» выше его сил. И ребенок начинает привыкать отрицать правду.

«Борьба, ссора, драки». В алкогольной семье очень часты ссоры. Подобно тому, как необходимо скрывать пьянство, надо и ссоры держать в секрете. Неважно из-за чего произошла ссора, маленький ребенок будет думать, что вина только его. Ссора, как на вербальном уровне, так и сопровождающаяся физической агрессией, оказывают не только психотравматическое  действие на ребенка. Постоянно наблюдая за тем, как родители провоцируют друг друга на ссору, приводит к тому, что дети усваивают подобный стиль общения между людьми. Ссора и драка становятся второй натурой ребенка, особенно если это мальчик.

«Страхи, дурные предчувствия». Дети описывают свои неприятные ощущения при возвращении домой, страх перед открытием двери в свой дом. Дети склонны подолгу задерживаться вне дома, чтобы уберечь себя от того, что может произойти дома. Так начинается никогда не покидающий страх за будущее. Травма и дурные предчувствия окрашивают всю жизнь.

«Разочарование». В таких семьях как больной так и не больной родитель не выполняют своих обещаний. Одно разочарование, другое – все это угнетает ребенка. И верной семейной традицией становится держать все в секрете, дети никогда не рассказывают родителям о своих  тяжелых чувствах. Они чувствуют, что родители совершают предательство перед ними. Страстное желание иметь постоянно заботу о себе со стороны родителей надолго остается с детьми. Они могут оставаться инфантильными и незрелыми.

«Слишком быстрое взросление». Дети вынуждены быстро становится взрослыми. Каждому приходится брать на себя часть обязанностей главы семейства, он чувствует себя несчастным. Испытывает гнев и раздражение оттого, что приходится заботиться о маме. Дети чувствуют себя ответственными за младших братьев и сестер. Пьющие родители нуждаются в физической и эмоциональной поддержке. Воистину дети становятся родителями своих родителей.

«Сексуальное оскорбление» Если девочка вынуждена все чаще замещать свою больную мать в хозяйственных делах, но однажды моет заменить маму своему отцу в его сексуальных домогательствах. Отец также будет искать дружбы и признания у дочери. Сексуальное оскорбление – это не только явное изнасилование, но и скрытое посягательство на свободное сексуальное развитие.

 Дж.Т.Уортиц считает, что даже при отсутствии физического контакта действие взрослого мешают приобретению собственного опыта в этом направлении, могут расцениваться как скрытая сексуальная агрессия.

«Другие оскорбления». Статистика США свидетельствует, что 38% избиваемых детей – это жертвы родителей больных алкоголизмом. Пьяный родитель может не чувствовать и не соизмерять свою силу. Детей избивают за то, что они появились не в нужном месте и в неподходящее время, за то. Что они пытаются защитить маму или младших братьей и сестер. Многие дети предпочитают страдать в подобных случаях, чем признать себя выброшенными на мель с парализующим чувством вины. Они продолжают влачить жалкое существование жертвы, но не могут активно бороться и бросить вызов родителю-обидчику.

«Заброшенный ребенок». Отсутствие заботы и внимания к ребенку также может стать стилем воспитания в алкогольной семье. Пьяный отец может валяться на полу, а дети переступают через него, как бы не замечая. Мать может тоже страдать алкоголизмом либо быть поглощенной алкогольными проблемами своего мужа, тратить всю энергию на них, а в это время дети живут без ее внимания. «Царапины души могут быть невидимыми, но внутренне разрушения может быть опустошительным». Эмоциональным потребностям детей в алкогольной семье не уделяется должного внимания. И дети не научаются, как можно входить в состояние другого человека. Они не усваивают и элементарных родительских обязанностей, что затрудняет их адаптацию в будущей своей собственной семье.

«Пониженная самооценка, недостаток самоуважения». Отсутствие внимания со стороны родителей формирует пониженную самооценку. Дети, с которыми об­ращались так, как будто они ничто, и воспринимают себя как ничто - неком­петентными во многих областях жизни. Жизнь в неуютной квартире с ободран­ными стенами, вечно неподходящая одежда тоже есть невнимание к нуждам ре­бенка. Дети мало ценят себя, часто не считая себя стоящими людьми.

Ребенок определяет, кто он, по тому, что вкладывают в это понятие окружаю­щие значимые для него люди. Он оценивает себя так, как они его оценивают. Лишь повзрослев, он может делать подобные умозаключения самостоятельно. По­слания с двойным смыслом, все эти оскорбления (вербальные, физические, сек­суальные), укоренившееся в сознании чувство вины, стыд за семью, недостаток доброжелательной заинтересованности в делах ребенка, постоянное неудовлетво­рение его физических и эмоциональных потребностей - все это вместе взятое формирует у ребенка пониженную самооценку, недостаточное сознание чувства собственного достоинства.

«Жизнь в мире фантазий». Уход в мир фантазий, магическое мышление по­могают ребенку выжить в трудных семейных условиях. Главная тема фантазиро­вания: «Что, если бы мой отец (моя мама) был(а) всегда трезвый(ая)...» Когда фантазии являются прибежищем настрадавшейся души ребенка, то содержание их обычно наполнено солнечным светом, фабула имеет счастливый конец, хотя в ней может фигурировать желание смерти родителя. Сновидения на подсознатель­ном уровне служат той же цели - быть прибежищем от действительности либо объяснять непонятное. Весьма показательно следующее сновидение. Мальчик был очень зол на отца, находившегося в активной фазе алкоголизма. Мальчик не мог обнаружить свои чувства, он боялся отца. Мать заняла позицию сверхопеки ре­бенка и тщательно избегала разговоров на тему пьянства отца. Мальчику при­снился сон. Муравьи-людоеды напали на их дом. Мальчик, конечно же, в силу своей исключительной храбрости успел бабушку и маму отвести в безопасное место. По какой-то причине отец остался дома. Когда все вернулись,. то увидели, что от отца остался только небольшой кусок кишечника. Сон свидетельствует, что мальчик в беде/ Фантазии и сновидения, объясняющие непонятное в жизни ре­бенка, могут быть следующими: «У меня не было бы всех этих проблем, если бы я родился в другое время»" «Если бы у нас было больше, денег, мы были бы сча­стливы» .

«Мифы, помогающие выжить». У детей складываются ложные верования. Са­мые распространенные четыре следующих: 1) «Я явился причиной алкоголизма. Я должен что-то с этим сделать». Это спасительная для ребенка мысль, ибо по­верить в то, что он непричастен к алкоголизму, означало бы, что он и не в со­стоянии что-то изменить в своей семье. Основанием для этого мифа может слу­жить чувство вины. «Если бы я лучше учился, они бы меньше ругались между со­бой, и было бы меньше пьянства в нашем доме». Ребенок пытается тем самым все еще играть роль спасителя, воображая; что существует магическое, чудесное ре­шение проблемы, и, когда это решение отыщется, родители, наконец, оценят его. Иногда желание быть спасителем тесно связано с желанием быть замечены, быть уважаемым; 2) «Я не такой, как все остальные». Дети, растущие с больными алкоголизмом родителями, смутно чувствуют, что отличаются от других детей, хотя и не знают, каким образом. Это чувство вносит дискомфорт в их существо­вание. Они как будто принадлежат к другому миру; 3) «Мне следует постоянно контролировать себя и все мои обстоятельства. В противном случае мир рухнет». Одна из целей фантазирования ребенка - это чувство, что ты, наконец, владеешь ситуацией, что ты хозяин положения. Для детей больных алкоголизмом родителей достижение такого положения не только приятно, оно дает чувство безопасности. Но когда подобный миф порожден чувством вины, неопределенностью, страхами, то он может подкреплять бессилие и безнадежность. И тогда этот миф не помо­гает разрешить дилемму, а сам становится бременем. Попытка сдержать пьянство родителей всегда заканчивается неудачей. Фрустрация неизбежна, контроль об­стоятельств не удался. И ребенок еще сильнее винит себя за неспособность что­ либо изменить в своей жизни; 4) «Вот придет кто-то или случится что-то, и все это изменится». Этот миф вырастает из чувства собственного бессилия, он сни­мает вину с ребенка и возлагает ее на какую-то внешнюю силу. Миф предлагает надежду. Но в действительности никакая внешняя сила не может изменить ситу­ацию в семье к лучшему. Если ждать помощи со стороны, то надо признать, что семья сама ничего не может. Тогда семья дрейфует по волнам, полагаясь на при­ливы и отливы. Ожидание, отказ действовать, стагнация могут привести к де­прессии. Взрослеть - значит расставаться с фантазиями, заблуждениями, лож­ными верованиями.

В целом нет ничего необычного или патологического в том, что ребенок фантазирует, создает свои мифы. Это свойственно всем детям. Плохо, когда фан­тазия, выдумки занимают место реальности, используются вместо действитель­ности. Мифы могут иммобилизовать ребенка вместо того, чтобы сделать его сво­боднее, и вот это опасно для его развития. Тогда способность быть хозяином своей судьбы уменьшается, а не возрастает. Помимо этого ребенок берет на себя какие-то роли.


·        Типология ролей, принимаемых на себя детьми.

Как взрослые, так и дети в алкогольных семьях играют определенные роли. Ролевые функции детей - это реакция на стресс, каким является алкоголизм роди­телей. Описаны четыре основные роли, которые могут брать на себя дети

1. Герой семьи, ответственный ребенок. Это ребенок с высокими достижениями в учебе, уделяющий мало внимания своим интересам, на первое- место он ставит интересы других. Может быть лидером в классе или компании, активен в ситуа­циях, требующих действия. Содержит свои вещи в порядке. Часто это старший ребенок в семье.

2. Проблемный ребенок, «козел отпущения», бунтовщик. Использует негатив­ные формы поведения для привлечения к себе внимания. Чувствует себя эмоцио­нально отвергнутым, своим поведением бросает вызов семье. Как сам, так и его друзья постоянно попадают в трудные ситуации. Окружающие считают его воз­мутителем спокойствия. Легко вовлекается в группы сверстников, употребляющих

алкоголь и наркотики. ­

3. Потерянный ребенок, кроткий ребенок. Держится изолированно от всей се­мьи, живет фантазиями. Проводит время в одиночестве за тихими занятиями, сильно страдает от одиночества. Родители считают, что он не нуждается во вни­мании, так как сам может позаботиться о себе. Любит помогать оказавшимся в  беде, свои трудности считает менее важными, чем трудности других, уступает во всем другим, По мере взросления может приобщиться к употреблению наркоти­ков с целью достижения психологического комфорта.

4. Любимец семьи, талисман семьи. Часто это младший ребенок в семье; его всерьез не принимают из-за небольшого возраста. Гиперактивен, использует шут­ки, дурачества, чтобы привлечь к себе внимание. С этой же целью играет роль клоуна.

Один и тот же ребенок может в разное время принимать на себя разные роли, ролевые функции могут меняться. Но всегда у детей остается неизменной цель ­выработать предсказуемые реакции в рамках непредсказуемой семейной атмосферы.

Какую опасность усматривают в этих ролях, возникающих в ответ на алкого­лизм родителя или родителей? Если не заниматься психокоррекцией, то будущее детей может осложниться новыми проблемами. Так, герой семьи, вынужденный очень быстро взрослеть, в зрелом возрасте не может справиться с поражениями, своими ошибками, считает себя ответственным за все происходящее вокруг, очень много работает и становится «трудоголиком».

Проблемный ребенок может стать делинквентным в школе. Закрепившееся в его реакциях чувство гнева, желание бросать вызов окружающим постоянно за­трудняют его адаптацию в семье и на работе.

Потерянный ребенок из-за своей интроверсии склонен к дальнейшей изоля­ции. А любимец семьи не в состоянии справляться с различными стрессами, у него обычно бывают трудности в учебе, компульсивная потребность во внимании затрудняет межличностные отношения. У него легко возникает зависимость от алкоголя и наркотиков.

В нормальных семьях дети также берут на себя определенные роли, соответ­ствующие их возрасту и личности. Этот обычный процесс принятия ролей нару­шен в алкогольных семьях тем, что здесь ролевые функции возникают у детей не спонтанно и естественно, а в ответ на алкоголизм либо на вызванные им пробле­мы .

Таким образом, воспитание в семье с наличием больного алкоголизмом ро­дителя сопряжено с возникновением у ребенка психологических особенностей, тре­бующих психокоррекции. [3]



Заключение.

Семья представляет собой образование более древнее, чем сама природа. Эта социальная единица существует во всех частях света. Глядя назад сквозь века, можно заметить признаки существования семьи во всех цивилизациях, сведения о которых донесла до нас история. Удивительно, что важнейшая роль семьи в жизни человека воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Семья вчера и сегодня – это разные системы, завтрашняя семья, в свою очередь, будет отличаться от нынешней. Но проблемы в семье существовали всегда, и будут наверно существовать. Именно поэтому тема семьи будет всегда актуальна. Ведь в семье закладываются основы человека, его здоровья физического и психического,  формируется его мировоззрение. От семейного окружения зависит воспитание человека, его отношения с окружающими людьми. Например, если мама имеет какие-то проблемы, то ребенок впоследствии может быть испуганным и тревожным, выступать в роли «козла отпущения» среди своих сверстников.

 В современное время приобрела большую популярность семейная психотерапия, которая помогает не только детям, но и всем членам семьи, справиться с наболевшими проблемами и преодолеть их. Семья является также основой  долголетия. Очень важно чувствовать себя нужным, любимым и желанным в своей семье. Семья организует и нормализует жизнь человека. Без нормально функционирующей семьи не будет здорового общества. Я считаю, что задача родителей, не важно молодые они или взрослые, сделать все возможное, чтобы их дети росли в здоровой семейной атмосфере, обеспечить им нормальное детство, не ставить перед детьми задачи - решать взрослые проблемы.

Список используемой литературы.

1.     Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.:  Питер, 1999. - 656 с.

2.     Сатир В. Как строить себя и свою  семью /Пер. с англ. М.: Педагогика - Пресс, 1992. - 192 с.

3.     Психология семьи: сборник статей/ составители Т.П.Гаврилова. М:ООО. Вопросы психологии 2002 год.

Статья: Москаленко В.Д. Ребенок в алкогольной семье: психологический потрет.

  1. #"#">#"#">#"#">http://www.supporter.ru/lib.phtml?idr=16&id=38











Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты