Особенности психологической культуры воспитателя в дошкольном учреждении

4-6 баллов - у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов - у вас высокий коммуникативный контроль, Вы входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Для выявления стиля педагогического общения воспитателей мы использовали:

«Опросник по определению стиля общения воспитателя с детьми в педагогическом процессе ДОУ».

Инструкция воспитателю.

Внимательно прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий вариант ответа.

1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

а) делиться всеми своими мыслями и чувствами;

б) говорить только то, что захочет;

в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок без разрешения взял у другого малыша в его отсутствие дидактический материал для занятий, то вы:

а) доверительно с ним побеседуете и предоставите самому принять нужное решение;

б) представите самим детям разбираться в проблеме;

в) скажите об этом всем детям и предложите вернуть взятый материал.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен и внимателен. Как вы поступите:

а) похвалите и всем детям покажете его работу;

б) проявите заинтересованность и выясните причину такого поведения;

в) скажите ему: "Вот всегда бы так занимался".

4. Ребенок плохо себя чувствует и отказывается принимать участие в занятиях. Как вы поступите:

а) доверительного с ним побеседуете, выясните причину плохого состояния и предложите ему заниматься в силу его возможностей;

б) предложите ему заняться чем-либо другим;

в) заставите ребенка принять участие.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минутка. Что предпочтете сделать:

а) спокойно, не вмешиваясь понаблюдать, как они работают, занимаются;

б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

в) займетесь своими делами.

6. Какая точка зрения вам кажется наиболее правильной:

а) чувства ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания;

б) эмоции ребенка, его переживания - важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;

в) чувства ребенка удивительны, переживания значимы, к ним нужно относиться бережно.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребенок неопытен, и только взрослый может и должен его воспитывать и обучать;

б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно способствовать максимальному повышению активности самого ребенка;

в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи и, поэтому главное - заботиться о том, чтобы он был накормлен, здоров и не нарушал дисциплину.

8. Ваше отношение к активности ребенка:

а) положительное - без нее невозможно полноценное развитие;

б) отрицательное - часто это мешает вести обучение и воспитание;

в) положительно тогда, когда активность согласована с педагогом.

9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это. Ваши действия:

а) не обратите на это внимание;

б) предложите выполнять задание;

в) предложите другое задание.

10. Какая позиция, по-вашему, болев правильная:

а) ребенок должен быть благодарен взрослому за заботу о нем;

б) если он не осознает заботу, то это его дело, но когда-нибудь он об этом пожалеет;

в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь?


Обработка ответов

Полученный ответ оценивается указанной суммой баллов.

Варианты ответов

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

Б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

В

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3


Общая сумма баллов характеризует склонность воспитателя к определенному стилю:

25-30 баллов - предпочтение к демократическому стилю;

10-19 - выраженность либерального стиля общения;

1 -9 - выраженность авторитарного стиля.

Диагностика – «Моя воспитательница».

Цель: изучение отношения детей к воспитателю.

Старших дошкольников просили нарисовать свою воспитательницу.

Результат исследования оценивался исходя из:

а) графического расположения

б) использование цветовой гаммы

в) комментарий ребёнка во время рисования и после.

Через 1 неделю ребятам было предложено нарисовать вторую воспитательницу данной группы – Гаврилову Н.А.


2.2 Анализ результатов


Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция:"Я такой, какой я есть в данный момент "Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое "Я" ,мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Анализ уровня психологической культуры воспитателя показал:

Павлова Е.И. – 9 баллов. Высокий уровень коммуникативный контроля, психологической культуры. Она легко входит в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствует и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производит на окружающих.

Гаврилова Н.А. – 6 баллов. Средний уровень психологической культуры. Она искренна, но не сдержана в своих эмоциональных проявлениях, считается в своем поведении с окружающими людьми.

Обработка результатов анкетирования воспитателей группы «Фантазеры» показала, что Павлова Е.И. в своей работе придерживается демократического стиля воспитания. При демократическом стиле воспитания воспитатель стимулирует самостоятельность ребенка. Дети обсуждают с ним проблемы жизни в детском саду, семье и в результате делают определенный выбор. Но окончательное решение формулирует воспитатель, или оно должно быть им одобрено. Воспитатель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям детей, стремится понять их, вникнуть в их личные дела и проблемы.

Гаврилова Н.А. свойственен авторитарный стиль воспитания ребенка, основные черты автократического. Но при этом детям позволяет участвовать в обсуждении проблем общественной жизни, вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает воспитатель в соответствии со своими установками.

После обработки результатов и сопоставления рисунков детей мы имеем следующие результаты:

 80 % детей показали положительное отношение к Павловой Е.И.

 20 % детей нуждаются в дополнительном обследовании с целью уточнения результата. Негативное отношение к Павловой Е.И. дети не показали.

Через 1 неделю ребятам было предложено нарисовать вторую воспитательницу данной группы – Гаврилову Н.А.

Результаты следующие:

50% - детей показали явно положительное отношение

20% - нуждаются в дополнительном обследовании с целью уточнения результата

30 % - негативное отношение к Гавриловой Н.А.

2.3 Рекомендации по формированию и совершенствованию психологической культуры воспитателя


Способствует успеху в работе воспитателя такие качества как юмор, оптимизм, мажорность. Эти качества помогают наполнить жизнь дошкольников в детском саду бодростью, зарядить здоровой энергией детей и взрослых.

Где чаще звучит шутка, детский смех, дети реже болеют, менее тревожны, у них чаще возникают положительные эмоции.

Свое влияние на ребенка педагог осуществляет чаще всего в процессе общения путем бесед, игр с детьми, занятий, развлечений. Успеху здесь в значительной степени способствуют эмоциональная выразительность, артистичность, общительность человека.

Работа воспитателя требует и проявления эмоциональной устойчивости, сдержанности, терпения, выдержки, великодушия.

Самооценка, оптимизм, эмоциональная уравновешенность наблюдается у педагогов с высокой самооценкой. Таким легче сохранить присутствие духа при встрече с трудностями, чем их коллегам с низкой самооценкой, склонных воспринимать себя как неудачников. Самооценка не только влияет на поведение педагога, но и сказывается на детях, их успеваемости. Общаясь с человеком с высокой самооценкой, уверенным в их возможностях, дети начинают проявлять свои способности в полной мере и приобретают ощущение собственной значимости. Низкая самооценка педагога нередко сопровождается установкой на негативное восприятие окружающих, чувством повышенной тревожности, подозрительностью, не только по отношению к детям, но и их родителям, коллегам, что плохо сказывается на педагогической работе, их результате.

Значимое качество социально-педагогическая готовность к совместной деятельности.

С группой детей работают – два воспитателя, музыкальный руководитель, помощник воспитателя, деятельность воспитателя взаимосвязана с родителями, заведующей, старшей медсестрой, других членов трудового коллектива детского сада.

Успех совместной деятельности в значительной степени зависит от способности договориться о единстве в подходе к детям, согласовать свои действия, распределить между собой отдельные участки работы. Эти черты не только влияют положительно на эффективность педагогической работы и способствуют повышению удовлетворению трудом воспитателя-коллеги.

На авторитет воспитателя влияет его внешность.

Приятная внешность, хорошие манеры, красивые позы производят хорошее впечатление, способствуют расположению окружающих людей к общению с педагогом, установлению доброжелательных, доверительных взаимоотношений.

Приятные внешние данные – это не только и не столько физическая красота, сколько экспрессия лица, поведения.

Специальными психологическими исследованиями установлено, что во внешнем облике человека и его поведении динамично выражаются его психические процессы и состояния.

Воспитатель значимый для ребенка человек в детском саду, он входит в его микросреду.

Дошкольник стремится во всем подражать педагогу – его внешнему виду, манере разговора с окружающими, его отношением с людьми, его поведению в целом.

Важно, чтобы ребенок видел достойный образ перед собой для подражания.

Педагогическая профессия предъявляет высокие требования не только к личным качествам, но и к общей культуре, профессиональным знаниям человека.

Воспитателю необходимы глубокие знания психологии, педагогики, анатомо-физиологически особенностям детского организма, основ гигиены и педиатрии.

Педагогу необходимо владеть и основами теории и методики воспитательного и образовательного процесса. Воспитатель учит детей родному языку, знакомит их с природой, формирует элементарные математические представления, учит рисовать, лепить, конструировать, обучает танцам, песням.

УМЕНИЯ И КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЕЙ. ВАЖНЫЕ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Умение легко и быстро устанавливать контакт с детьми в процессе фронтального общения (например, на занятиях).

Умение легко и быстро устанавливать контакт и процессе дидактическою общения (например, в процессе беседы личностного характера с небольшой группой детей или одним ребенком).

Чуткость и отзывчивость, способность проявить сопереживание по отношению к детям.

Умение понять детскую группу, определить ее доминирующие качества.

Умение понять конкретного ребенка.

Умение проявить педагогический и психологический такт.

Умение проявить внимание ко всем детям и к каждому ребенку в отдельности.

Умение управлять своим поведением, психологическим состоянием, проявлять терпимость в общении, сохранять спокойствие и разум даже в ситуациях, вызывающих раздражение.

Умение регулировать отношения в группе, разрешать детские конфликты, предотвращать их.

Умение своевременно проявить гибкость в общении

Владение речью

Эмоциональная устойчивость

Умение использовать игру как средство общения с детьми

Владение мимикой и пантомимой

Умение использовать искусство как средство общения

Умение применять шутку, юмор в общении

Умение создать в процессе общения

Вывод: таким образом, проведенное исследование показало, что демократический стиль в общении с дошкольниками более предпочтителен. 90% старших дошкольников показали положительное отношение к Павловой Е.И., которая в своей работе придерживается демократического стиля педагогического общения и 50% детей в своих рисунках отразили положительное отношение к Гавриловой Н.А., которой свойственен авторитарный стиль педагогического общения.

Высокий уровень коммуникативный контроля, психологической культуры присущ Павловой Е.И.. Она легко входит в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствует и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производит на окружающих.

Средний уровень психологической культуры выявлен у Гавриловой Н.А.. Она искренна, но не сдержана в своих эмоциональных проявлениях, считается в своем поведении с окружающими людьми.

На основании проведенного исследования мы видим, что психологическая культура воспитателя непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в детском коллективе, которое, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Таким образом гипотеза нашего исследования подтвердилась, цель курсовой работы достигнута.


Заключение


Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил сделать следующие выводы:

1. Современная психологическая наука накопила огромный потенциал знаний о психическом складе человека и его многообразном проявлении в социуме. Диапазон применения этих знаний в различных сферах человеческой жизнедеятельности весьма широк и обеспечивает функционирование личности как единого целого в направлении роста и развития. Особое значение для профессионального роста педагога приобретает формирование психологической культуры личности, обнаруживающее синкретичную слитность психологического, философского, обществоведческого и педагогического знаний.

Как предмет научного исследования психологическая культура личности требует своего методологического обоснования. Многообразие в психологии научно-теоретических подходов к изучению личности (А.Н.Леонтьев, Л.С.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Я.Л.Коломинский, А.Адлер, К.Роджерс, А.Маслоу и др.), а также многоплановость самого феномена "психологическая культура" позволяет обозначить системный подход к его исследованию в условиях личностно-ориентирован-ной и рефлексивно-деятельностной парадигмы непрерывного образования.

Таким образом, внимание исследователей к проблеме развития психологической культуры на разных этапах онтогенеза обусловлено намеченной в современном обществе тенденцией развития психического здоровья личности. В данном контексте особое значение приобретает исследование в условиях педагогического взаимодействия психологической культуры не только дошкольников, но, прежде всего, педагогов. Решение данной задачи становится возможным посредством перехода от информационно-содержательной к личностно-ориентированной модели воспитания.

2. Понятия "педагогическая культура" и "педагогическая деятельность" не тождественны, но едины. Педагогическая культура, являясь личностной характеристикой воспитателя, предстает как способ реализации профессиональной деятельности в единстве целей, средств и результатов. Многообразные виды педагогической деятельности, образуя функциональную структуру культуры, имеют общую предметность как результирующую ее форму в виде специфических задач. Решение задач предполагает осуществление индивидуальных и коллективных возможностей, а сам процесс решения педагогических задач представляет собой технологию педагогической деятельности, характеризующей способ существования и функционирования профессионально-педагогической культуры воспитателя.       

3. Проведенное исследование показало, что демократический стиль в общении с дошкольниками более предпочтителен. 90% старших дошкольников показали положительное отношение к Павловой Е.И., которая в своей работе придерживается демократического стиля педагогического общения и 50% детей в своих рисунках отразили положительное отношение к Гавриловой Н.А., которой свойственен авторитарный стиль педагогического общения.

Высокий уровень коммуникативный контроля, психологической культуры присущ Павловой Е.И.. Она легко входит в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствует и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производит на окружающих.

Средний уровень психологической культуры выявлен у Гавриловой Н.А.. Она искренна, но не сдержана в своих эмоциональных проявлениях, считается в своем поведении с окружающими людьми.

На основании проведенного исследования мы видим, что психологическая культура воспитателя непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в детском коллективе, которое, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Таким образом гипотеза нашего исследования подтвердилась, цель курсовой работы достигнута.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, цель курсовой работы достигнута.


Список использованной литературы


1. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М.: Издательство Московского Университета, 2003. - 195с.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1994. – 83с.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.

4. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 1986. – 274с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты