Особенности психологической культуры воспитателя в дошкольном учреждении

Следует отметить, что сегодня появился новый интегральный социальный феномен, который В.С. Библер (1991) называет "социумом культуры". Культура из маргинального явления общественной жизни все более сдвигается в эпицентр современного бытия, где одновременно существуют ценности восточной и западной культуры, античные, средневековые, возрожденческие, просвещенческие и т.д. Культурные спектры имеют смысл по отношению друг к другу в диалоге нашего реального сегодняшнего сознания. Это проблема не только мышления, но и действительного бытия каждого современного человека. Человек ближайшего будущего будет поставлен веред необходимостью выбора своего социума культуры, в котором он и станет осуществлять свое духовное самоопределение.

В выборе такого социума и духовного самоопределения как раз и играет важную роль педагогическая культура. Она характеризует, во-первых, внутренне богатство личности, уровень развития се духовных потребностей и способностей, а во-вторых, уровень интенсивности их проявления в созидательной практической деятельности. По самой глубокой своей сущности гуманитарная культура выражает гуманистические ценностные ориентации личности. Другими словами, гуманитарная культура — это прежде всего гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия. Будущий век представляется Д.С. Лихачеву как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил.

Гуманитарная культура педагога - оптимальная совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентации и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности. Именно наличие такой культуры позволяет ему изучать и диагностировать уровень развития учащихся, понимать их, вводить в мир духовной культуры, организовывать духовно насыщенную деятельность, формировать социально-ценностные ориентации.

Прежде чем определиться в сущности профессионально-педагогической культуры, необходимо актуализировать такие понятия, как "профессиональная культура" и "педагогическая культура". Выделение профессиональной культуры как атрибутивного свойства определенной профессиональной группы людей является результатом разделения труда, вызвавшего обособление некоторых видов специальной деятельности.

Профессия как сложившееся социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности: цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического развития изменяются и профессии. Одни из них приобретают новые социокультурные формы, другие изменяются незначительно, третьи совсем исчезают или претерпевают существенные изменения. Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т.е. развитым профессиональным мышлением. Однако развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно поглощает другие проявления личности, нарушая ее целостность и всесторонность. Отражая противоречивый, диалектический характер человеческой деятельности, профессиональная культура есть определенная степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач.

Педагогические ценности объективны, так как формируются исторически в ходе развития общества, образования, общеобразовательной школы и фиксируются в педагогической науке как форме общественного сознания в виде специфических образов и представлений. В процессе подготовки и осуществления педагогической деятельности учитель овладевает педагогическими ценностями, субъективирует их. Уровень субъективации педагогических ценностей является показателем личностно-профессиональной развитости учителя, его педагогической культуры как степени реализации идеально ценностного, трансформации потенциального (должного) в актуальное (сущее) [1, с. 93].

По мере изменения условий социально-педагогической жизни, изменения потребностей общества, школы, личности изменяются, переоцениваются и педагогические ценности. Однако они выступают в качестве относительно устойчивых ориентиров, по которым педагоги соотносят свою жизнь и педагогическую деятельность. Вплетение общечеловеческих ценностей добра и красоты, справедливости и долга, равенства и чести в палитру ценностей педагогических, овладение ими и углубление мира педагогических ценностей создают ту материальную основу, на которой строится здание профессионально-педагогической культуры личности воспитателя.

Субъективное восприятие и присвоение воспитателем общечеловеческих культурно-педагогических ценностей определяется богатством его личности, направленностью профессиональной деятельности, профессионально-педагогическим самосознанием, личной педагогической системой и отражает, таким образом, внутренний мир человека. В этой связи справедливо утверждение С. Л. Рубинштейна о том, что ценностное отношение остается способом отражения действительности в сознании человека.

Степень присвоения личностью педагогических ценностей зависит от состояния педагогического сознания, так как факт установления ценности той или иной педагогической идеи, педагогического явления происходит в процессе оценки ее личностью. Критерием оценки и ее результатом является сложившийся на основе психолого-педагогических знаний, результатов собственной деятельности и сопоставления ее с деятельностью других обобщенный образ. Образы индивидуального педагогического сознания могут совпадать или не совпадать с выработанными в обществе или профессиональной группе представлениями о целях, содержании, субъекте и объекте педагогической деятельности, обо всем том, что обеспечивает педагогическую компетентность и целесообразность деятельности педагога.     


1.2 Психологические аспекты деятельности воспитателя ДДУ


Великий педагог К.Д. Ушинский писал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника – человека. Ни уставы, ни программы, никакой искусственный организм заведения, не может заменить личности в деле воспитания. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно сформировать характер.

Какие же личностные качества воспитателя особенно значимы для педагогической деятельности?

Известный педагог XVIII в. Песталоцци считал необходимым, чтобы отношение воспитателя к детям были чисто родительские, совершенно подобные истинным семейным отношениям. Прошли годы, но и сегодня непременным условием успеха в деятельности воспитателя являются педагогическая направленность, повернутость своего «я» к другим людям, любовь к детям [11, с. 28]

Эти качества характерны как для опытных мастеров, так и для молодых педагогов, чье призвание – работа с детьми.

И еще одна особенность – чувство эмпатии – откликаться на переживания, сочувствовать.

Высокая работоспособность, наблюдательность как психологическая, так и социально-психологическая.

Наличие этих качеств значимо для успеха в деятельности воспитателя. Они помогают выявить намечающиеся тенденции в развитии личности и познавательной сферы ребенка, определить эффективность использования в работе методов, приемов, отыскать «изюминку» в каждом ребенке, определить характер, особенности как отдельного ребенка, так и детской группы в целом.

Эти качества способствуют выявлению эмоционального климата ребенка не только в группе сверстников, но и в семье.

Функции воспитателя – это профессиональные обязанности, выполнение которых дает возможность успешно достичь целей его педагогической деятельности.

Воспитатель должен способствовать созданию благоприятных условий для гармонического физического развития детей, охраны и укрепления здоровья. В числе важнейших забот воспитателя – формирование основ здорового образа жизни у своих питомцев.

Педагог стремиться сформировать у своих воспитанников потребность в движениях, создать благоприятные условия для двигательной активности. Реализуя оздоровительную функцию воспитатель широко использует природные средства. Солнце, воздух, вода, земля могут щедро одарить ребенка здоровьем, если научить его с благодарностью принимать этот дар. (больше времени проводить на воздухе, чаще соприкасаться, общаться с природой, обращаться за помощью в случае необходимости: приложить подорожник к ранке, спрятаться от сильного ветра за кустами).

Необходимо учитывать индивидуальные особенности (группа здоровья, уровень двигательной активности, способностей).

Работу в детском саду ведут воспитатели, инструктор по физкультуре, медперсонал.

На формирование личностной культуры ее базиса, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям ориентированы концепция дошкольного воспитания, целый ряд программ: «Пралеска», «Радуга», «Развитие», «Истоки».

Воспитатель заботится у них о развитии чувства самоценности, самоуважения, эмпатии, любви к родителям, родному краю, доброжелательного отношения к сверстникам, уважения ко взрослым, бережного отношения к природе, ее богатству.

Воспитательная функция включает в себя и регулирование педагогом взаимоотношений в «детском коллективе» с целью создания в нем для каждого ребенка благоприятного психологического микроклимата, психологического комфорта.

Педагог создает благоприятные условия для переживания детьми повышенного приятного самочувствия, наслаждения. Он усиливает в ребенке чувство радости бытия, способствует мажорности настроения, жизнерадостности.

Она выражается в стимуляции и управлении активностью дошкольника, в результате которой у него формируются знания, навыки, умения.

Причем, когда речь идет о знаниях дошкольника, то здесь имеется в виду не только обогащение ясных, так называемых стабильных знаний об окружающем мире, которые станут фундаментом его школьного обучения.

Не менее значимо формирование круга неопределенных, гипотетических, развивающих знаний. Ориентация на такие знания вносит существенные изменения в обучении дошкольников.

Главной его целью становится не передача готовых знаний, а формирование способности, интереса к самостоятельному их приобретению.

Успешность в реализации обучающей функции в значительной степени определяется тем, является ли обучение развивающим, идет ли оно впереди развития или же «плетется» в хвосте его.

Воспитатель осознает, что: не всякое обучение ведет за собой развитие, а только то, которое ориентируется на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский) тот уровень, которого ребенок достигает сегодня совместно со взрослым, а завтра сможет достичь самостоятельно [6, с. 15]

Важным условием успешного обучения в детском саду является владение воспитателями развивающими методами обучения, педагогическим общением. И вместе с тем педагог стремиться к тому, чтобы в основу воспитательно-образовательной работы было положена деятельность самого ребенка.

Высокие результаты в педагогической деятельности воспитателя возможны лишь при глубоком знании особенностей физического и психического здоровья воспитанников, специфики среды, взаимоотношений связывающих их между собой, с другими значимыми для них людьми, своих профессиональных, индивидуальных особенностей.

Познать, чтобы воспитывать, чтобы оказать эффективную помощь детям, нуждающимся в ней.

Педагог опирается на закономерности развития: он изучает психику ребенка в системе, в тесной взаимосвязи его с окружающим миром, стремиться отыскать причины своеобразия, отклонений в развитии своих воспитанников.

Для него также, как и для врача, значим принцип, сформулированный Гиппократом, «Не навреди!».

Опираясь на него, педагог так проводит изучение отдельных детей и группы в целом, чтобы ни сам процесс исследования, методики. Им применимые, ни результаты его не нанесли бы вреда ребенку (его эмоциональному состоянию, здоровью, положению среди сверстников).

Успех в диагностической работе во многом зависит от способности воспитателя проявить объективность, не поддаваться ранее сложившемуся субъективному мнению в отношении конкретного ребенка, его семьи.

Важно при этом и тесное сотрудничество всех педагогов, работающих с детьми, с психологом, родителями воспитанников.

Диагностическая и коррекционная функции тесно переплетены в деятельности воспитателя.

Разные стороны психического и физического развития ребенка могут нуждаться в коррекции (исправлении, улучшении) осанка, выносливость, познавательные процессы, эмоциональная и волевая сфера, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, общение.

В коррекции педагог широко использует разные виды деятельности дошкольника прежде всего игровую, признанную универсальной формой коррекции в дошкольном возрасте.

С помощью одной и той же игры педагог может решать разные задачи: для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – оказывать растормаживающий, тонизирующий эффект. Для третьего – школой коллективных отношений.

Широко применяется в координационных целях и художественная деятельность. В детском саду успешно используются такие направления коррекционных воздействий средствами искусства, как увлекающие занятия и самораскрытие в творчестве.

В рисовании, игре, музыкальной, театрально-художественной деятельности ребенок не только развивает свои дарования, но и преодолевает то, что ранее казалось ему опасным, странным, учатся находить выход из трудных ситуаций, приобретает уверенность в себе, своих возможностях.

Регулирование и координация, выработка совместных воспитательных воздействий по отношению к воспитанникам со стороны детского сада и семьи.

Для создания благоприятных условий психического и физического развития, счастья детей. Эти функции успешно осуществить можно, установив с родителями партнерские, доброжелательные отношения создав атмосферу сотрудничества и сотворчества в работе с ними.

В условиях гуманизации образования, повышения уровня профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания роль этой функции возрастает.

Профессиональное самосовершенствование – самообразование и самовоспитание. Этой функции отводится важная роль. Широк круг знаний, знакомство с которыми помогает профессиональному росту педагога. Профессиональный рост педагога, его творчество тесно связаны с тем, насколько активно он приобщается к психологической культуре, удовлетворяет свою потребность в психологических знаниях.

Разнообразны функции воспитателя. Успех же в их реализации зависит от отношения педагога к своему труду, его мотивов, систем овладения профессиональных умений.

Мотивы деятельности воспитателя следующие:

1. Утилитарные экономические (большой отпуск)

1. Возможность самовыражения, удовлетворение потребности в признании окружающими.

Музыкальный работник положительное отношение.

Подавляющее большинство опрошенных выразило желание вновь ею заниматься в случае повторного выбора профессии.

Такое пожелание музыкальные руководители высказывали чаще, чем воспитатели.

Обусловили свое позитивное отношение к работе музыкального руководителя:

1) творческим характером деятельности;

2) возможностью общаться с детьми, непосредственного контакта с ними;

3) возможность развивать детей;

4) видеть проявление их радости, эмоционального отклика на музыку.

Профессиональные умения воспитателя детского сада на которые следует прежде всего обратить особое внимание: гностические; проектировочные и конструкторские; коммуникативные; организаторские.

Гностические (умение проникнуть во внутреннее содержание действий и поступков ребенка, в мотивы его действий и внутренние отношения к задачам, которые перед ними ставятся).

Гностические умения воспитатель использует и для изучения родителей, семейной микросреды ребенка.

К этой группе умений относятся и умения оценить эффективность применяемых методов и обучения, умение анализировать опыт других с целью перенесения передовых методов и приемов работы в собственную передовую практику.

Гностические умения тесно связаны со знанием психологии, пониманием закономерностей и особенностей развития детей, развитием психологической наблюдательности, интереса к духовному миру ребенка.

Проникнуть в душу ребенка воспитателю помогает владение методами детской психологии – наблюдением, экспериментом, социометрическими методами, беседой, методом анализа продуктов детской деятельности.

Когда и как изучать детей, группу?

Не только специальные эксперименты использует воспитатель для познания своих воспитанников.

Немало ценной информации об их внутреннем мире, деятельности, отношениях к окружающим, в детском саду он может получить, наблюдая поведение детей в повседневной жизни.

В утренние часы, на прогулке педагог заметит, чем каждый из его воспитанников предпочитает заниматься.

В какие игры играют дети? Как протекает игра, каков ее сюжет, содержание? Каков состав игровых группировок? Не подавляет ли Таня застенчивую Лену? Часто ли дети вступают в конфликт? Какие игрушки привлекают девочек, мальчиков?

Эти наблюдения помогают воспитателю выявить интересы детей, их склонности, увлечения, оценить игровую деятельность детей, определить уровень ее развития, сделать выводы, кому как «дышится» в «детском обществе», а главное - найти правильные средства для коррекции поведения детей, их деятельности. Взаимоотношений, создать условия для адаптации в новой микросреде.

Наблюдение за поведением детей создает благоприятные возможности для выявления психологических свойств нервной системы по их жизненным проявлениям.

Воспитатель обращает внимание на эмоциональное состояние детей в процессе игр, отношение к успехам и неудачам, на то с какой легкостью ребенок переключается от подвижных игр к спокойным и наоборот, как долго может быть увлечен спокойным занятием.

Полученные в ходе наблюдения сведения помогут педагогу определить уравновешенность (неуравновешенность) нервных процессов своих воспитанников и найти индивидуальный подход к ним.

Различны индивидуальные особенности дошкольников.

Есть и среди ваших воспитанников, которые грызут ногти, часто плачут, спят неспокойно, едят без аппетита, часто жалуются на головную боль, чрезмерно тревожны, сосут палец, кому-то трудно на чем-то сосредоточится, свойственно недержание мочи, вспышки злости, боязнь неудач, новых людей, животных.

В процессе включенного наблюдения в разные режимные моменты важно выявить таких детей и с пониманием относиться к ним.

Информация, полученная с помощью гностических умений дает возможность воспитателю грамотнее спланировать и организовать дальнейшую педагогическую деятельность как со своей группой, так и с отдельными детьми, родителями.

Более того, развитые гностические умения помогут воспитателю успешнее осуществлять процесс самопознания внутренних психологических процессов и состояний – рефлексию.

Важную роль в деятельности воспитателя играют проектировочные и конструктивные умения.

Проектировочные умения нужны воспитателю, чтобы видеть «завтрашний день» воспитанников, чтобы проектировать развитие личности каждого ребенка в отдельности, детской группы в целом.

К этой группе умений относятся умения планировать деятельность дошкольника во все режимные моменты, как на короткий, так и на более длительный период, составлять план, сценарий развлечения.

Проектировочные умения необходимы при планировании изучения ребенка, детской группы, семьи, при разработке плана коррекции развития личности каждого ребенка, эмоционального климата в детском обществе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты