Особенности воображения у студентов, обучающихся по разным специальностям

Особенности воображения у студентов, обучающихся по разным специальностям

Министерство образования и науки Украины

НАЦИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. м.П.ДРАГОМАНОВА

крымский Гуманитарный факультет



Дисциплина: Общая психология


Курсовая работа

Особенности воображения у студентов, обучающихся по разным специальностям



Чернышова Юлия Александровна

 студентка 2-го курса, 2 группы

Социально-психологического

Факультета

Специальность 7.040 101-психология

Форма обучения - дневная


Научный руководитель:

Кавизина Данна Никитична,






киев 2007


Содержание

Введение

Раздел I. Проблема воображения в философской и психолого-педагогической литературе

1.1 Интерпретация воображения в философских концепциях

1.2 Воображение как способ создания нового

1.3 Сущность, виды и функции воображения

1.4 Воображение как основной компонент творческого процесса

Выводы по I разделу

Раздел II. Эмпирическое исследование особенностей воображения у студентов, обучающихся по разным специальностям.

2.1 Описание методов исследования особенностей воображения личности

2.2 Описание группы испытуемых

2.3 Анализ и интерпретация результатов

Выводы по IІ разделу

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение

Актуальность В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

В экспериментальных психологических исследованиях С.Л.Рубинштейна, А.В.Брушлинского, А.М.Матюшкина и др. содержатся предпосылки для решения задачи развития способности создавать новое.

Таким образом, исследуемая нами проблема актуальна в теоретическом, практическом и эмпирическом планах. Развитие творческих способностей становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходимо создание специальных условий и построение психолого-педагогического процесса, которые бы позволили развить творческий потенциал каждой личности.

Объектом исследования данной курсовой работы является воображение личности. Предмет исследования – особенности воображения студентов, обучающихся по разным специальностям. Соответственно можно выдвинуть следующую гипотезу:

Существуют качественные различия в воображении у студентов-психологов и студентов-экономистов.

В связи со всем вышеуказанным, целью данной работы является эмпирическое изучение особенностей воображения студентов.

В работе были поставлены следующие задачи:

1.         На основе теоретического анализа составить представление о проблеме воображения в психологии.

2.         Подобрать методический инструментарий для эмпирического изучения особенностей воображения у студентов - психологов и студентов-экономистов.

3.         Провести империческое исследования по изучению особенностей воображения у студентов-психологов и студентов-экономистов.

4.         Проанализировать полученные результаты эмпирического исследования.

Базой исследования курсовой работы является Крымский гуманитарный факультет Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова и Ялтинский коммерческий техникум.


Раздел I. Трактовка воображения в филосовской и социально-психологической литературе


1.1 Интерпретация воображения в философских концепциях

С древнейших времен воображение воспринималось как естественное качество человека, данное ему от природы, наряду с врожденными способностями видеть, слышат, наблюдать, размышлять и т.д.

„Способность воображения как фундаментальная и всеобщая проявляется уже на первых ступенях развития культуры. Изготовление орудий труда, строительство жилища и первых городов, относящихся еще к эпохе неолита, свидетельствует о том, что уже первоначальные конструции не только опирались на имеющийся опыт использования природныхявлений, но и носили характер поиска осуществления новых планов, родившихся первоначально в голове, в воображении их создателей”[35].

Наиболее активно и ярко способность воображения на первых ступенях развития общества проявилась в искусстве. Активность воображения проявляется , в частности, в том, что впечатления человека, создающего рисунок, предстают перед зрителем как определенным образом оформленные, что является результатом не просто отражательной деятельности мозга, а сложного мыслительного преобразования преаметов, процесса “воображения” их в новом виде: в других масштабах, пропорциях, линиях, цвете и т.д.

Воображение в этих актах проявляется, как способность производить различные “превращения” реально существующих предметов и формировать новый вариант – образ, который при всем своем отличии от предмета в его природном виде восприниматься как адекватный ему.

Способность представить естественно невозможное – одна из специфических особенностей воображения. Воображение, как и мышление, диалектично и включает в себя способность отхода от действительности, осуществляемого посредством активной деятельности сознания, волевых усилий целевых и рациональных действий человека. Направленность на отход задают идеи, возникающие в процессе практической деятельности. Это специфическая для воображения сфера действия, благодаря которой оно, так же, как и через образ, смыкается с познанием.

Большой интерес представляют интерпретации проблемы воображения Аристотелем, сочинения которого принято рассматривать как синтезирующие научное знание того времени. Это относится не только к философии и естественным наукам, но также и к литературе и искусству, исследование которых с большой полнотой раскрывает как саму природу творческого процесса, так и основополагающие эстетические понятия. Одним из способов познания у Аристотеля оказывается воображение, играющее активную роль как в научном, так и в художественном творческом процессе. Так, философ считал правомерным для науки постановку чисто теоретических проблем, рассуждения о понятиях и величинах, существующих только в воображении и имеющих определенную значимость лишь по установлению (ученых). Это ярко проявляется при трактовке им проблемы бесконечного, проблем времени, пространства, движения и др. Он находил уместным при ведении естественнонаучного исследования ставить вопрос о бесконечном, устанавливать, существует оно или нет, и, если существует, то определять, что оно представляет собой[6].

Рассмотрение проблемы воображения на примере концепции Канта осуществляется главным образом через раскрытие тех довольно многообразных функций, которые оно осуществляет. Это, прежде всего функция синтеза, которую философ, вслед за Лейбницем, ставил выше анализа.

Анализ многообразных функций воображения в кантовской теории познания подводит к выводу, что продуктивную деятельность воображения можно рассматривать как, в сущности, изначальную основу всех структур человеческого познания. Кант показал, что всякий смысл, а в конечном счете всякое предметное понятие человеческого сознания вообще является лишь продуктом деятельности воображения (Бородай Ю.М.)[4].

Рассмотрим, какое содержание вкладывает Гегель в понятие воображение. Обратим внимание на то, что философ говорит именно о силе воображения.

Гегелевская мыслительная схема познания начинается с созерцания, а завершается понятийным мышлением. Место воображения в ней четко определено: оно связанно с представлением, т.е. внутренне усвоенным созерцанием, являющимся непосредственной принадлежностью познания.

Сила воображения, по Гегелю, есть то, что определяет образы[35]. Она зависит от субъекта, так как в процессе воображения Я является определяющим или полагающим; от него зависит отнесение образов друг к другу и то, каким образом вместо их объективной связи им дается связь субъективная. Способность воображения выступает как специфическая характеристика субъекта, как его индивидуальное качество, зависящее от уровня развития его сознания, его дарования и др.

Завершая освещение кантовской и гегелевской концепции воображения, отметим, что практически впервые в истории философии было выяснено понимание самой проблемы, открыты новые ее аспекты, найдены решения многих теоретических вопросов, касающихся природы и функционирования воображения в структуре познавательной деятельности. Отвлекаясь от многих частных проблем, Кант и Гегель, по сути, фундаментально исследовали эту проблему, включив ее в контекст человеческой духовности и культуры. Кант и Гегель рассматривали в качестве активной действенной силы продуктивную, творческую роль воображения [12].

Этот аспект, касающийся творческой природы воображения и его познавательных потенций, а также специфики воображения, заключающейся способности к созданию нового, также получил своеобразное развитие в некоторых современных зарубежных концепциях. Они весьма многочисленны и восходят своих основных положениях не только к кантовским и гегелевским схемам, но одновременно и к иррационалистической философии С.Кьеркегора, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше и др., главная черта которых состоит в обращении к творческой природе воображения как методологическому ориентиру, понимаемому как альтернативный по отношению к общепринятым (стандартизированным), в том числе научным, методом познания.

1.2 Воображение как способ создания нового (психологический аспект)


Воображение непрерывно связанно с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность, фантазировать и творить новое.

Процесс воображения (фантазирования) направлен на поиски оригинальных, нестандартных образов и идей, однако возникают они далеко не всегда спонтанно и стихийно. Их появление зависит от целого ряда условий и, прежде всего, от имеющихся представлений, богатства практического опыта человека, его знаний, умений, таланта.

Большое значение имеют и примеры воображения (фантазирования), способы переработки представлений при создании фантастических образов, которые сводятся к следующим: схематизация, агглютинация, гиперболизация и миниатюризация (Рубинштейн С.Л.) Коротко можно охарактеризовать их следующим образом [32,302].

1) Схематизация состоит в мысленном исключении каких-либо свойств и качеств, присущих определенному объекту, с тем, чтобы выделить в нем главное. Раскрывая смысл схематизации, С.Л.Рубинштейн, в частности, указывал, что художник только тогда достигает должной выразительности в изображении объекта, когда избавит его от лишних и второстепенных деталей, которые мешают восприятию того самого характерного, что именно и только ему свойственно. Ибо “художник не фотографирует, не воспроизводит, а преобразует воспринимаемое. Суть этого преобразования заключается в том, что оно не удаляется, а приближается к действительности, что оно как бы снимает с нее случайные наслоения и внешние покровы. В результате глубже и вернее выделяется ее основной рисунок. Продукт такого воображения дает часто по существу более верную, глубокую, более адекватную картину или образ действительности, чем это в состоянии сделать фотографирующее воспроизведение непосредственно данного”.

2) Агглютинация заключается в объединении в единое целое ряда представлений в такой последовательности, которая отличается от наших непосредственных восприятий и переживаний. Об этом приеме, проявляющемся в многочисленных частных формах, дают представление особенности построения образа на ранних ступенях развития искусства: одухотворении неживой природы, растений и животных; придание человеку свойств животных; включение известного объекта в новую ситуацию; и др.

3) Суть гиперболизации, так же, как и миниатюризации, состоит в мысленном преобразовании (увеличении или уменьшении) разного рода объектов или представлений с целью добиться определенного эффекта (критического, комического и др.). При этом существующие модификации могут быть проведены как с целым предметом, так и с отдельными его деталями путем их акцентирования. Оба эти предмета могут использоваться одновременно, что позволяет увидеть изображаемое в новом ракурсе.

В таком же плане освещают вопрос, касающийся специфики воображения и его отличия от других форм психической деятельности, вовлеченных в процесс познания, выдающиеся психологи С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский и др. Ими, в частности, были проведены исследования, касающиеся процесса получения нового знания, специфической функции воображения и его эвристического значения, а также роли идей в процессе познания и творчества и др.

Как отмечал Л.С. Выготский, для психологов не составило проблемы доказать связь воображения с прежним опытом и с уже накопленными впечатлениями. Задача состояла в том, чтобы объяснить присущее воображению моменты создания новых образов, которых не было в прошлом опыте. Проблема специфики воображения и его отличия от других форм сознания также была решена недостаточно удовлетворительно [6].

Не смотря на противоречивые мнения по этим вопросам, на основе накопленного опыта и знания были выдвинуты положения, которые представляются доказательствами и с которыми считаются психологи и философы самых различных направлений. Одно из них состоит в том, что деятельность воображения, даже тогда, когда она оперирует прежними образами, является творческой. Разумеется, в воображении новые комбинации создаются из тех элементов, которые в действительности новыми не являются. Однако воображение не повторяет, а тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит из них какие-то новые ряды. Кроме того, эта деятельность психологически иначе обусловлена: она протекает в иных измерениях, образы выступают в другой обстановке, в новых связях и т.д.

Таким образом, привнесение, нового в самое течение наших впечатлений и изменение их так, что в результате возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ, дает возможность говорить о воображении как о творческом процессе. Эта его особенность и составляет “самую основу” деятельности воображения. Характеризуя отношения между мышлением и воображением, отметим следующие важные моменты: между процессами мышления и процессами воображения обнаруживается близость, родство, появляющееся в том, что моменты их наиболее яркого проявления падают на определенный генетический период в развитии человека и совпадают с появлением речи. Как отмечает Л.С.Выготский, исследования показали, что “очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи, что задержанные в речевом развитии дети оказываются чрезвычайно отсталыми и в развитии воображения”[6,437]. Было бы неверно рассматривать воображение только как особую функцию мышления, довольно однотипную и повторяющуюся.

Таким образом, воображение, будь то в игре или в деятельности изобретателя, выступает как сложная форма психической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных сочетаниях. По отношению к ним более применимо название психологической системы, имеющей сложное функциональное строение, считает Л.С.Выготский.

1.3 Сущность, виды и функции воображения


”Воображение – психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; в создании образов, соответствующих описанию объекта”[30;64].

Мы будем рассматривать воображение как психический процесс, выражающийся:

1. В построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

2. В создании программы поведения, когда проблемная ситуация, неопределенна;

3. В продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

4. В создании образов, соответствующих описанию объекта.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных видов воображения:

1.Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

2.Пасивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

3.Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

4.Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность [2].

Таким образом при помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений.


1.4 Воображение как основой компонент творческого процесса

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты