Особенности формирования интегральной индивидуальности в зависимости от специфики ценностных ориентаций в студенческом возрасте

* — значимая факторная нагрузка (р>0,5).


Первый фактор составили сильные качества — сила нервного возбуждения, подвижность нервных процессов, потребность в деятельности и социальных контактах, общительность, предметная пластичность, темп и социальный темп, авторитарность и альтруизм. Данный фактор является фактором силы, где доминируют авторитарность и альтруизм как основные черты поведения, которые не противоречат друг другу, так как авторитаризм представляет собой уверенность в себе, способность брать на себя ответственность, упорство и настойчивость в достижении поставленных целей, а альтруизм характеризуется стремлением заботиться о других, проявлять сострадание, сочувствовать, а также выказывать высокую ответственность по отношению к людям. Для данной группы также характерны очень высокие показатели темпа и социального темпа, что соответствует типу ценностных ориентации этой группы. Например, ценность «активная деятельная жизнь» предполагает высокий темп деятельности и общения.

Второй фактор в группе студентов с ориентацией на ценности самореализации имеет частичную насыщенность и является фактором оценки. Он представлен свойствами только межличностного уровня интегральной индивидуальности: эгоистичность (-0,62), дружелюбность (0,71) и альтруизм (0,55). Из всех показателей во втором факторе доминирует дружелюбность как стиль поведения — она расположена на положительном полюсе и имеет высокую факторную нагрузку. По данным факторного анализа такой стиль поведения у студентов второй группы осуществляется посредством снижения эгоистичности. Чем выше у этих студентов альтруистичность и дружелюбность, тем менее эгоистично их поведение.

Таким образом, факторный анализ структуры интегральной индивидуальности студентов с ориентацией на ценности самореализации также обнаружил достаточно развитую и гармоничную структуру индивидуальности (полная насыщенность первого фактора) и выявил Доминирующие тенденции в поведении студентов этой группы, среди которых наибольшее значение имеют авторитарность и альтруистичность в поведении.          Кроме того, для данной группы студентов характерны высокие показатели темпа деятельности и общения, что в общем соответствует типу ценностных ориентации.

В результате факторизации данных в обеих группах студентов были Обнаружены как ортогональные, так и облические межфакторные связи свойств интегральной индивидуальности. Большинство связей имеет ортогональный характер (одни и те же показатели принадлежат только одному фактору). Однако были обнаружены и облические структуры связей и у студентов с ориентацией на ценности личной жизни, и у студентов с ориентацией на ценности самореализации. В первой группе в оба значимых фактора вошел показатель межличностного уровня интегральной индивидуальности — эгоистичность, а во второй — альтруистичность. Ортогональные структуры сужают и ограничивают возможности человека, а облические структуры много-многозначны и; обладают гибкостью и пластичностью приспособления к изменяющимся условиям ситуации. Таким образом, наличие облических структур в интегральной индивидуальности в студенческом возрасте подчеркивает достаточно высокую степень приспособления студентов к социальной ситуации, их адаптивность в поведении.

Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что интегральная индивидуальность студентов с разными типами ценностных ориентации отличается особенностями структуры, влияние типа ценностных ориентации на формирование структуры интегральной индивидуальности прослеживается достаточно отчетливо.

Для выяснения характера разноуровневых связей в структуре индивидуальности был проведен корреляционный анализ показателей изучаемых уровней индивидуальности студентов с разными типами ценностных ориентации.

Корреляционный анализ данных показывает наличие различий в характере межуровневых связей, что позволяет делать выводы о влиянии типа ценностных ориентации на формирование индивидуальности в студенческом возрасте.

Результаты корреляционного анализа межуровневых связей в структуре индивидуальности студентов с разными типами ценностных ориентации представлены в таблицах 7 и 8.

Таблица 4. Показатели корреляционных связей в структуре интегральной индивидуальности студентов с первым типом ценностных ориентации


ЭР

СЭр

пл

т

ст

сэ

АВ

эг

ПО

ПЧ

АЛ

нв

0,69

0,44

0,69


0,43

-0,46

0,42

0,47

-0,53


0,44

нт



0,43







-0,55


пж


0,53

0,61

0,44

0,46


0,56

0,51

-0,50



ЭР










0,48


СЭр










-0,41



Условные обозначения: показаны только значимые межуровневые корреляционные связи; НВ — сила процессов нервного возбуждения; НТ — сила процессов нервного торможения; ПЖ — подвижность нервных процессов; ЭР — эргичность; СЭр — социальная эргичность; ПЛ — пластичность; СП — социальная пластичность; Т — темп; СТ — социальный темп; ЭМ — эмоциональность; СЭ — социальная эмоциональность; АВ — авторитарность; ЭГ — эгоистичность; АГ — агрессивность; ПО — подозрительность; ПЧ — подчиняемость; ЗА — зависимость; ДР — дружелюбность; АЛ — альтруистичность.

В целом для группы студентов с первым типом ценностных ориентации (преобладают ценности личного счастья — здоровье, любовь, семья, материально обеспеченная жизнь) характерно наличие достоверных зависимостей между всеми тремя уровнями интегральной индивидуальности (нейродинамическим, психодинамическим и социально-психологическим).

Среди корреляционных связей в первой группе студентов выделяются многочисленные значимые положительные зависимости авторитарности и эгоизма с показателями нейродинамического и психодинамического уровней индивидуальности и отрицательные связи подчиняемости с показателями тех же уровней. Авторитарность в данной группе студентов положительно связана с силой процессов возбуждения, подвижностью нервных процессов, эргичностью, пластичностью и отрицательно — с эмоциональностью (эмоциональной чувствительностью к результатам деятельности, к неудачам в работе). Эгоистичность имеет только положительные значимые корреляции с подвижностью нервных процессов, с пластичностью и темпом. Подчиняемость как противоположное авторитарности свойство связана с показателями нейродинамического и психодинамического уровней индивидуальности отрицательно, что еще раз подтверждает доминирование в структуре индивидуальности этой группы студентов таких свойств, как эгоистичность и авторитарность. Эти свойства личности не противоречат ориентации на ценности личной жизни, личного счастья, так как люди, высоко ценящие личное счастье, личную жизнь, чаще всего немного эгоистичны и стремятся к власти. Им свойственна активная позиция в Достижении жизненных целей, о чем и свидетельствуют результаты корреляционного анализа (авторитарность и эгоизм значимым образом коррелируют с «сильными» свойствами нейродинамического и психодинамического уровней интегральной индивидуальности, а подчиняемость связана с ними обратной зависимостью).

Результаты корреляционного анализа данных, полученных во второй группе студентов, то есть у лиц с ориентацией на ценности самореализации и социального роста, отличаются от данных первой группы.


Таблица 5. Показатели корреляционных связей в структуре интегральной индивидуальности студентов со вторым типом ценностных ориентации


нв

ПЖ

ЭР

СЭр

ПЛ

т

ст

ЭМ

АВ

ЭГ

АГ

ПО

пч

ЗА

ДР

АЛ

нв



0,45



0,60

0,45


0,63








нт

















пж

0,71


0,46

0,50

0,61

0,69

0,53


0,57








ЭР


0,46




0,55

0,48



0,44







СЭр






0,65

0,45










пл






0,46








0,47



СП











0,47






т










0,46







эм












0,53



-0,51

-035

сэ












0,42

0,58


-0,47


АВ










0,58







АГ












0,48





по
















-0,48

ЗА















0,50


ДР
















0,63


Условные обозначения: показаны только — значимые межуровневые корреляционные связи; НВ — сила процессов нервного возбуждения; НТ — сила процессов нервного торможения; ПЖ — подвижность нервных процессов; ЭР — эр-гичность; СЭр — социальная эргичность; ПЛ — пластичность; СП — социальная пластичность; Т — темп; СТ — социальный темп; ЭМ — эмоциональность; СЭ — социальная эмоциональность; АВ — авторитарность; ЭГ — эгоистичность; АГ — агрессивность; ПО — подозрительность; ПЧ — подчиняемость; ЗА — зависимость; ДР — дружелюбность; АЛ — альтруистичность.

Данные результаты указывают на высокую зависимость студентов второй группы от оценок окружающих, о чем свидетельствуют многочисленные достоверные связи эмоциональности и социальной эмоциональности с показателями психодинамического уровня индивидуальности. Чем выше чувствительность студентов к оцениванию со стороны, к результатам деятельности и социальных контактов (важные для данных ценностных ориентации критерии), тем они подозрительнее, связь с подчиняемостью. говорит о зависимости этих студентов от оценок окружающих в поведении; для получения положительных результатов в деятельности и общении они способны подчиняться. Зависимость у данной группы студентов положительно коррелирует с пластичностью (переключаемостью в предметной деятельности), что говорит о способности студентов быстро переключаться в зависимости от обстоятельств для достижения поставленных целей. Таким образом, студенты с ориентацией на ценности индивидуальной и социальной реализации сильно зависят от обстоятельств, «подстраиваются» под них, склонны к переключаемости с одних видов деятельности на другие.

Корреляционный анализ межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности студентов с разными типами ценностных ориентации показал существенные различия между двумя группами студентов, наибольшие отличия обнаружены среди показателей психодинамического и межличностного уровней. Для студентов с ориентацией на ценности личной жизни, личного счастья характерно доминирование таких качеств личности, как авторитарность, эгоистичность, которые реализуются через широкое разнообразие социальных контактов (социальная пластичность) и низкую чувствительность к оценкам со стороны окружения и результатам собственной деятельности. Другая особенность этой группы студентов заключается в том, что им свойственны низкие показатели подчиняемости, то есть для них характерна независимость в поступках и действиях. Студенты со вторым типом ценностных ориентации, наоборот, очень зависимы от результатов собственной деятельности, от чужого мнения, оценок окружения, способны к подчинению для достижения поставленных целей.

Исследование интраиндивидуальных различий у испытуемых с разным типом ценностных ориентации показывает, что испытуемые с выраженными ценностями личного благополучия обладают разными индивидуальными характеристиками. Средние показатели по каждому диагностируемому свойству индивидуальности выявили наличие значимой вариабельности свойств. Испытуемым присущи различные показатели по таким характеристикам, как уровень процессов возбуждения, социальная эргичность, темп, авторитарнсть, агрессивность и подчиняемость. У испытуемых с выраженными ценностями самоутверждения обнаруживаются значимые интраиндивидуальные различия по таким характеристикам, как социальная эргичность, социальный темп, эгоистичность и альтруистичность.

Вывод: в зависимости от особенностей ценностных ориентации проявляются особенности индивидуальности на всех анализируемых уровнях. Иначе говоря, специфика ценностных ориентации как свойство субъекта оказывает существенное влияние на специфику структурирования индивидуальности.

Библиографический список

1. Демин М.В. Проблема ценности и ценностного отношения // Вестник МГУ. Сер. философия. 2008. № 2. С. 44-48.

2. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М., 2009. — 456 с.

3. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. М., 2007.

4. Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И.А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации //Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 3-25.

5. Мерлин В.С. Проблемы интегрального исследования индивидуальности // Психологический журнал. 2010. № 1.

6. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 2006. — 336 с.

Размещено на


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты