Особенности формирования интегральной индивидуальности в зависимости от специфики ценностных ориентаций в студенческом возрасте

Особенности формирования интегральной индивидуальности в зависимости от специфики ценностных ориентаций в студенческом возрасте

Особенности формирования интегральной индивидуальности в зависимости от специфики ценностных ориентаций в студенческом возрасте

Проблема изучения ценностных ориентаций личности также вызывает повышенный интерес у современных отечественных психологов. Этой проблеме посвящены труды В.Г. Алексеевой, Л.М. Архангельского, С.А. Белорусова, С.С. Бубнова, ТМ. Буякас, Е.А. Васиной, Н.А. Кириловой, Л. В. Крапивской, Н.М. Лебедевой, В.С. Мухиной и др.

Кардинальные перемены в политической, экономической и духовной сферах нашего общества привели к переоценке ценностей, к изменениям стереотипов в сознании и поступках людей. Наибольшее влияние кризисные явления в обществе оказали на сознание молодежи, которое на момент разрушения старых ценностных ориентиров общественной жизни не было полностью сформировано.

В психологических исследованиях изучаются структура и динамика ценностных ориентаций, их роль в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязь ценностных ориентации с различными особенностями личности. Наиболее прогрессивную тенденцию современной психологической науки представляют исследования ценностных ориентации с позиции системного подхода в изучении человеческой индивидуальности. Этот подход, основанный на концепции интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, позволяет рассматривать ценностные ориентации как сложное образование, взаимосвязанное со всей системой разноуровневых свойств интегральной индивидуальности.

Согласно концепции интегральной индивидуальности В.С. Мерлина можно говорить о системообразующей функции ценностных ориентации, то есть о том, что ценностные ориентации могут являться опосредствующим звеном в структуре интегральной индивидуальности, определяя ее формирование. Однако это предположение В.С. Мерлина было подтверждено лишь в одном исследовании, проведенном Н.А. Кириловой в 1998 г. на выборке старших школьников.

Наше исследование также направлено на изучение влияния ценностных ориентации на структуру индивидуальности, но не в юношеском возрасте, когда происходит становление системы ценностных ориентации, а в период ранней взрослости, когда система ценностных ориентации представляет собой достаточно стабильное и устойчивое образование. В работе исследуется связь между ценностными ориентациями студентов вузов и свойствами нейродинамического, психодинамического и социально-психологического уровней индивидуальности.

В числе методов исследования были использованы следующие:

1) опросник Я. Стреляу, направленный на диагностику свойств нервной системы (исследование нейродинамического уровня индивидуальности);

2) рпросник В.М. Русалова, направленный на диагностику свойств темперамента (исследование психодинамического уровня индивидуальности);

3) методика изучения ценностных ориентации М. Рокича;

4) методика диагностики межличностных отношений Т. Лирй (исследование социально-психологического уровня индивидуальности).

В соответствии с целью и задачами исследования выборку испытуемых составили студенты вузов вторых—четвертых курсов в количестве 85 человек. Исследование проводилось в 2001/02 уч. году, на базе Ставропольского государственного университета и Южно-Российского гуманитарного института.

На первом этапе исследования диагностировалась выраженность ценностных ориентации. На втором — исследовалась специфика структуры индивидуальности.

Данные, полученные в ходе исследования ценностных ориентации по методике М. Рокича, были подвержены процедуре кластерного анализа с целью выявления групп студентов с разными типами ценностных ориентации. В результате было выявлено две группы студентов с различными типами ценностных ориентации.

ценностная ориентация интегральная индивидуальность

Таблица 1. Распределение студентов по типам ценностных ориентации

Группа

Тип ценностных ориентации

Наиболее значимые ценности

Число испытуемых

(% от общего числа

испытуемых)

1

Ценности личной

жизни, личного

счастья

Здоровье, любовь,

счастливая семейная жизнь,

материально обеспеченная жизнь, друзья

51

(60%)

2

Ценности

самореализации,

социального роста

Уверенность в себе,

активная деятельная жизнь,

познание, развитие, интересная работа

34

(40%)


Данные таблицы показывают, что для студентов с первым типом ценностных ориентации — с ориентацией на ценности личной жизни — наиболее значимы такие ценности, как здоровье, любовь, семья, материально обеспеченная жизнь, наличие друзей, то есть ценностно-смысловая сфера этих студентов представлена общечеловеческими Ценностями личного счастья. Для студентов со вторым типом ценностных ориентации значимость представляют ценности самореализации, причем как индивидуальной (уверенность в себе, познание, развитие), так и социальной (активная деятельная жизнь, интересная работа).

Факторный анализ полученных данных и интерпретация результатов

В результате факторного анализа структуры интегральной индивидуальности студентов с первым типом ценностных ориентации (ценности личной жизни) было выявлено 2 значимых фактора, вобравших себя 44,9% общей дисперсии.

Таблица 2. Результаты факторизации данных, полученных в группе студентов с первым типом ценностных ориентации

Уровень интегральной индивидуальности

Фактор

1

2

3

4

Сила процессов возбуждения

0,789136*

0,245526

-0,170931

0,286508

Сила процессов торможения

0,455688

0,390389

-0,162625

- 0,017466

Подвижность нервных процессов

0,694825*

- 0,039035

0,125715

0,048175

Эргичность

0,552154*

0,223429

- 0,420009

0,473330

Социальная эргичность

0,689575*

0,106495

0,369690

- 0,383992

Пластичность

0,859956*

0,102985

- 0,070202

-0,006141

Социальная пластичность

0,379479

-0,179013

0,358869

0,084567

Темп

0,520199*

-0,111884

0,485127

0,357600

Социальный темп

0,556967*

0,068589

0,198138

- 0,086389

Эмоциональность

-0,416781

0,113123

0,278415

0,580446

Социальная эмоциональность

-0,610532*

-0,036176

0,407803

0,266487

Авторитарность

0,682728*

-0,439411

-0,169825

0,108742

Эгоистичность

0,549544*

- 0,634077*

0,083257

0,167274

Агрессивность

0,032275

-0,801902*

0,047175

0,112195 "

Подозрительность

- 0,404889

-0,588335*

0,069470

- 0,020069

Подчиняемое гь

- 0,472656

0,465221

- 0,248300

0,232607

Зависимость

-0,444926

0,221464

0,307145

0,117684

Дружелюбие

0,209107

0,745503*

0,520651

-0,170071

Альтруистичность

0,247242

0,447631

-0,010571

0,129967

Собственное значение фактора

5,589214

2,955396

10,506692

10,173234

% объясняемой дисперсии

0,294169

0,155547

0,079300

0,061749

* — значимая факторная нагрузка (р>0,5).


В первый фактор вошли показатели всех трех уровней интегральной индивидуальности: нейродинамического (сила процессов нервного возбуждения, подвижность нервных процессов), психодинамического (эргичность, социальная эргичность, пластичность, темп, социальный темп, социальная эмоциональность) и межличностного (авторитарность, эгоизм). Наиболее высокие факторные нагрузки имеют следующие свойства: сила процессов нервного возбуждения (0,78), подвижность нервных процессов (0,69), социальная эргичность (0,68), пластичность (0,86) и авторитарность (0,68). Представленность в факторе значимых нагрузок всех трех уровней интегральной индивидуальности свидетельствует о полной насыщенности данного фактора, что, в свою очередь, указывает на развитую и гармоничную структуру интегральной индивидуальности у студентов с первым типом ценностных ориентации, высоко ценящих личную жизнь и личное счастье.

В составе первого фактора оказались следующие качества: сила нервного возбуждения, подвижность нервных процессов, потребность в деятельности и социальных контактах, стремление к лидерству, общительность, высокая переключаемость, темп и социальный темп, авторитарность и эгоизм. Данный фактор является фактором силы, поскольку в нем доминируют авторитарность и эгоизм как основные черты поведения, которые сопровождаются отрицанием эмоциональности в социальном поведении, снижением чувствительности к оценкам со стороны, критике и чужому мнению.

Высокие показатели социальной эргичности (потребность в социальных контактах, общительность) в данной группе студентов соответствуют типу ценностных ориентации, так как среди значимых ценностей у этих студентов присутствует общение (наличие друзей). Однако отрицательный показатель социальной эмоциональности, то есть эмоциональной чувствительности к оценкам окружающих людей, к критике со стороны, говорит, скорее всего, об узости круга общения данной группы студентов. Для них важно безоценочное общение, которым как раз и является общение с друзьями.

Второй фактор, выявленный в группе студентов с первым типом ценностных ориентации, имеет частичную насыщенность и является оценочным. В него вошли показатели только межличностного уровня интегральной индивидуальности: эгоистичность (-0,63), агрессивность (0,80), подозрительность (-0,58) и дружелюбность (0,74). На положительном полюсе располагается дружелюбность, что говорит о способности студентов первой группы к доброжелательному отношению в поведении, гибкости при решении проблем, умении расположить к себе человека; противоположный полюс указывает на отрицание агрессивных тенденций в поведении и на отсутствие подозрительности.

Таким образом, факторный анализ структуры интегральной индивидуальности студентов с ориентацией на ценности личной жизни обнаружил достаточно развитую и гармоничную структуру индивидуальности (полная насыщенность первого фактора), а также выявил Доминирующие тенденции в поведении студентов этой группы, среди вторых наибольшее значение имеют такие качества, как авторитарность и эгоистичность в поведении и низкая чувствительность к кринке и оценкам со стороны социального окружения.

В первый фактор, так же как и у предыдущей группы студентов, вошли показатели всех трех уровней интегральной индивидуальности: Нейродинамического (сила процессов нервного возбуждения, подвижность нервных процессов), психодинамического (эргичность, социальная эргичность, пластичность, темп, социальный темп, эмоциональность) и межличностного (авторитарность, альтруизм). Наиболее высокие факторные нагрузки имеют следующие свойства: сила процессов нервного возбуждения (0,82), подвижность нервных процессов (0,77), темп (0,77) и социальный темп (0,61). Представленность в факторе значимых нагрузок всех трех уровней интегральной индивидуальности свидетельствует о полной насыщенности данного фактора, то есть структура интегральной индивидуальности у студентов со вторым типом ценностных ориентации (с ориентацией на ценности самореализации) развита и гармонична.


Таблица 3. Результаты факторизации данных, полученных в группе студентов со вторым типом ценностных ориентации

Уровень интегральной индивидуальности

Фактор


1

2

3

4

5

Сила процессов возбуждения

0,823063*

-0,124110

0,181079

0,156664

0,008965

Сила процессов торможения

0,004102

0,198826

0,709119

- 0,026709

-0,002180

Подвижность нервных процессов

0,772719*

- 0,269266

0,395841

- 0,077597

-0,076180

Эргичность

0,518082*

-0,445698

0,034221

- 0,033882

-0,163162

Социальная эргичность

0,571342*

- 0,096961

- 0,024985

-0,307119

0,090406

Пластичность

0,551621*

- 0,078684

- 0,038202

- 0,032985

- 0,052002

Социальная пластичность

0,226994

-0,367248

-0,598164

- 0,054941

0,249970

Темп

0,775834*

- 0,334049

-0,101986

-0,138373

- 0,036223

Социальный темп

0,615987*

-0,333514

-0,212948

- 0,046861

-0,120193

Эмоциональность

-0,556551*

- 0,480269

0,290847

- 0,087978

0,138132

Социальная эмоциональность

- 0,285459

-0,418944

0,311345

- 0,296306

-0,033539

Авторитарность

0,521139*

- 0,202592

0,411835

0,304065

0,303182

Эгоистичность

0,434293

-0,622218*

0,129487

0,462527

0,051781

Агрессивность

-0,247130

- 0,427434

- 0,348384

0,235718

0,607207

Подозрительность

- 0,434736

-0,390717

0,199942

-0,078653

0,467638

Подчиняемость

-0,290184

-0,460951

-0,049901

- 0,639599

-0,198221

Зависимость

0,219977

0,167701

0,282486

- 0,390955

0,324683

Дружелюбие

0,402470

0,711541*

0,013937

-0,320156

0,468009

Альтруистичность

0,551427*

0,557035*

-0,301599

-0,219601

0,116538

Собственное значение фактора

4,906708

2,952920

1,811827

1,328527

1,201147

% объясняемой дисперсии

0,258248

0,155417

0,095359

0,069922

0,063218

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты