Особенности развития мотивационной сферы старших дошкольников

По количеству баллов у детей можно определить, что дети готовы к обучению в школе.

Методика № 3 «Домик».

Сводный протокол определения уровня развития произвольности психических процессов.


Таблица № 3.

Имя Ф.

1

2

3

4

5

6

Кол-во

ошибок

а

б

в

г

1.

Света Т.

П


+



б

-

+

-

1

2.

Петр И.

П

+




б

-

-

-

3

3.

Катя Ч.

П




+

м

-

+

-

2

4.

Маша Д.

П



+


м

-

+

-

2

5.

Игорь Р.

П


+



б

-

-

-

3

6.

Аня Ж.

П

+




м

-

-

-

3

7.

Настя Б.

П


+



м

-

-

-

1

8.

Рома Д.

П


+



м

-

+

-

3

9.

Саша О.

П



+


б

-

+

-

3

10

Вика К.

П




+

б

-

+

-

0

11

Толя М,

П

+




б

-

+

-

4

12

Сережа Б.

П


+



б

-

+

-

3

13

Костя Л.

П


+



б

-

+

-

3

14

Дима Л.

П



+


м

-

+

-

3

15

Паша Н.

П




+

б

-

+

-

4


Дети рисуют правой рукой, работают с образцом по-разному.

- 3 детей (20 %) сначала проводят воздушные линии над рисунком образом, повторяя контуры картинки;

- 3 детей (20 %) сверяют сделанное с образцом;

- 3 детей (20 %) рисуют в основном по памяти, мельком бросая взгляд на рисунок.

Темп рисования у детей разный:

- 9 детей (60 %) рисуют быстро;

- остальные 6 детей (40 %) медленно.

Дети так были заняты выполнением задания, что не отвлекались даже на посторонние шумы. 11 детей (73,3 %) во время рисования задавали вопросы, уточняли выполнение тех или иных деталей. По окончании работы никто из детей не сверился с образцом, а постарались быстро отдать выполненную работу. Ошибки в выполнении задания были в целом типичные:

- прорисовка прописных букв;

- количество линий забора и дыма;

- основные детали выполнены (стены, окно, труба, крыша);

Исходя из того, что дети этого возраста ещё могут делать ошибки - к школьному обучению готовы. 0 ошибок- 1 (6,7 %); 1 ошибка-2 (13,4 %); 2 ошибки-2 (13,4 %); 3 ошибки-8 (53,3 %); 4 ошибки- 2 (13,4 %).

Методика № 4 « Да и нет».

Сводный протокол уровня развития действия по правилу.

Таблица №4

Имя Ф.

№ вопроса

Уровень развития

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Света Т.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

N

2.

Петр И.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

N

3.

Катя Ч.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

N

4.

Маша Д.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

N

5.

Игорь Р.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

N

6.

Аня Ж.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

N

7.

Настя Б.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

N

8.

Рома Д.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

N

9.

Саша О.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

N

10

Вика К.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

N

11

Толя М,

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

N

12

Сережа Б.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

N

13

Костя Л.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

N

14

Дима Л.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

N

15

Паша Н.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

N


В эксперименте использовали вопросы двух групп: простые и сложные.

Простые предполагали ответы, придерживаясь, правил игры типа «любишь ли ты гулять?»- дети могли обнаружить третий вариант ответа, на пример когда - как, иногда, всегда и т.д. Сложные вопросы, на которые ответ только «да» или «нет», типа – ночью ты спишь? С первой группой вопросов дети справлялись, не задумываясь, без обдумывания. Ответы были многосложные: «я люблю гулять в хорошую погоду, а в плохую сижу дома», - или «люблю гулять». Со второй группой вопросов было намного трудней. И здесь дети были изобретательны: одни долго обдумывали ответ, другие лихорадочно подыскивали слова для ответа, третьи или кивали головой, или давали «мычащий» ответ.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что дети имеют внутренние мотивы для обучения в школе, понимают и осознают, что их в дальнейшем ожидает в учебной жизни. Дети могут действовать по правилам и контролировать произвольность психических процессов. Учебные мотивы у детей подготовительной к школе группе уже присутствуют и проявляются в процессе исследования. Развитие мотивационной сферы соответствуют началу школьного обучения.

Методика № 5 «Сапожки»

Сводный протокол уровня развития обучаемости детей.


Таблица №5

Этапы

Имя. Ф.

Этап

обучения

Закрепляющий этап

Решение задач

1.

Света Т.

Быстрый

Быстрый

Справляется

2.

Петр И.

Длительный с повторением

Быстрый

Справляется

3.

Катя Ч.

Быстрый

Быстрый

Справляется

4.

Маша Д.

Продолжительный с уточняющим вопросом

Умеренный

Справляется

5.

Игорь Р.

Быстрый

Быстрый

Справляется

6.

Аня Ж.

Медленный

Умеренный

Справляется

7.

Настя Б.

Быстрый

Быстрый

Справляется

8.

Рома Д.

Продолжительный

Быстрый

Справляется

9.

Саша О.

Умеренный

Умеренный

Справляется

10

Вика К.

Быстрый

Быстрый

Справляется

11

Толя М,

Быстрый

Быстрый

Справляется

12

Сережа Б.

Умеренный

Умеренный

Справляется

13

Костя Л.

Продолжительный с уточняющим вопросом

Умеренный

Справляется

14

Дима Л.

Быстрый

Быстрый

Справляется

15

Паша Н.

Быстрый

Быстрый

Справляется


Дети справились с решением задач кодирования, но этапы обучения проходили по-разному:

-8 детей (53,3 %) быстро поняли правило решения задачи кодирования, закрепляющий этап также хорошо быстро, задачи для них оказались простыми в решении:

-3 детей (20 %) в процессе обучения задавали, уточняли вопросы решения, иногда проговаривали «про себя» инструкцию кодирования, процесс обучения шёл медленно, постепенно закрепляющий этап проходил уже в более подвижном темпе и с решением задач дети также справились:

-4 детей (26,6 %) довольно длительно проходили этап обучения, но молча, и без вопросов, старались больше слушать педагога дающего задание, этап закрепления - проходил по-разному - одни быстро закрепляли материал, другие тщательно и постепенно работали на втором этапе, задачи решили самостоятельно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети обучаемы, понимают учебную задачу, закрепляют правила и затем их используют в решении задач. Достаточно многим (7 детей- 46,6 %) часто нужен зрительный образ - подсказка, но, тем не менее, при решении последних задач подсказка закрыта. Дети обучаемы, но темпобучаемости у каждого свой индивидуальный.

Методика №6 «Последовательность событий».

Сводный протокол уровня развития логического мышления.


Таблица №6

Имя Ф.

Разложение картинок

Составление рассказа

Уровень развития

1.

Света Т.

+

Рассказ полный, содержательный

-

2.

Петр И.

+

Простой, но по сюжету

-

3.

Катя Ч.

+

Рассказ составлен, но медленно с обдумыванием

-

4.

Маша Д.

+

Простой рассказ по сюжету, содержательный

-

5.

Игорь Р.

+

Содержательный

-

6.

Аня Ж.

+

В рассказ по сюжету вплела предположение.

-

7.

Настя Б.

+

Простой по сюжету

-

8.

Рома Д.

+

Простой по сюжету

-

9.

Саша О.

+

Простой по сюжету

-

10

Вика К.

+

Содержательный с выделением отдельных деталей по сюжету

-

11

Толя М,

+

Простой по сюжету

-

12

Сережа Б.

+

Простой по сюжету

-

13

Костя Л.

+

Простой по сюжету

-

14

Дима Л.

+

Большой содержательный рассказ

-

15

Паша Н.

+

Простой по сюжету

-


Последовательность картинок составлена правильно, дети справились с заданием, легко определили сюжетную линию. Составленные рассказы у всех детей отвечали содержанию картинок и вплетались в общий рассказ. Качество составленных рассказов у детей было разное: простые рассказы по сюжету получились у 10 детей (66,6 %), 1 ребенок очень медленно составлял, подбирал слова; рассказы этих детей в основном состояли из простых типов предложений с преобладанием существительных и глаголов: «Он пошел», «Они стали»… и т.д. Более полные и содержательные рассказы получились у 5 детей (33,3 %). Не нарушая сюжетную линию рассказа, они включали предложения, события, происходящие до и после изображенного на картинках. В своих рассказах дети использовали наречия, прилагательные, союзы, встречались и сложные структуры предложений. Таким образом, можно сделать вывод, что дети правильно определяют линию сюжета, на основе которого строят свое повествование. Но отличительной особенностью является бедность или богатство словарного запаса. Очень многим детям не хватало слов сделать свой рассказ полным и содержательным. Дети готовы к обучению в школе, но необходимо обратить внимание на речевое развитие детей.

Проведенная опытно-экспериментальная работа с детьми показала, что мотивационная готовность к школе формируется в результате систематической и последовательной работы. Под руководством педагогов дети узнают о школе и о роли деятельности ученика.

Психологическая готовность к школе – это многоплановая структура, состоящая из отдельных сфер, которую необходимо изучить и скорректировать. Поэтому диагностика психологической готовности представляет собой программу исследования, в которую входят необходимые шесть методик для изучения уровня развития детей. Сферы психологической готовности взаимосвязаны и влияют друг на друга, поэтому они изучаются в отдельности, и создается картина развития каждого ребенка. По результатам исследования можно сказать, что дети к школьному обучению психологически готовы, но в разной степени: одни качественнее, для других необходима помощь. Особенно нуждаются будущие школьники в развитии речи: обогащении словаря, развитие связной речи.


Заключение


Сложившиеся на протяжении веков, проверенные жизнью и повседневностью, встречающиеся в практике воспитания, содержание воспитательных взаимоотношений определяются факторами, которые основываются на внутренних механизмах и процессах, из которых формируется мотивационные отношения.

Исходя из мотивационных отношений складываются составляющие воспитательного воздействия. Первая из составляющих – это высказывемое или невербально передаваемое указание того к чему и как ребенок должен относится, т.е. самым прямым образом определяется цель воспитания и выражает ее в форме, доступной для ребенка: надо помогать слабым, быть хозяином своего слова, беречь природу и т.п.

Составляющая воспитательных воздействий имеет субъективную и предикативную части, обязательно указывая как на предмет, так и на должное к нему активное отношение к нему. Это естественно, т.к. мотивационные образования в принципе не могут быть охарактеризованы только ссылкой на некоторые предметы, например, религия является мотивом и для верующего и для атеиста. Вторая составляющая воспитательных воздействий, выражающая уже не цель, а основание воспитания то, что по замыслу воспитателя должно аргументировать предписывающую составляющую, подкрепить ее, обеспечить возникновение нового мотивационного отношения. Речь идет обо всех позитивных или негативных последствиях, которые в воспитательном воздействии ставятся в зависимость от того, появится ли у воспитуемого лица мотивационное отношение, указанное в предписывающей части воздействия. Отмечается исключительное разнообразие оснований, используемых в реальной практике воспитания. Оно свидетельствует о том, что для формирования необходимых мотивационных отношений в ход пускается все, могущее служить аргументом и создающее хотя бы незначительную надежду на успех: ссылки на долг, честь, заманчивые и неблагоприятные жизненные перспективы, изменение личных отношений. Используется обобщенный («в жизни будет плохо») и конкретный («мама будет недовольна») аргументы, продуманные («хочу с тобой серьезно поговорить») и ситуативные («видишь, что бывает с непослушными»), извлекаемые из прошлого («тогда не слушал, вот и не получилось») и направленные на будущее («пойдешь в школу, будешь хорошо учиться – сам все поймешь») и т.д.

Возможность использования в воспитательном процессе столь широкого круга аргументов обеспечивается тем, что обе части воспитательного воздействия могут связываться достаточно гибким образом, когда есть возможность, основой для такой связи служат объективные причинно-следственные отношения. В таких случаях человеку могут объясняться отдаленные, скрытые и как предполагается им неосознаваемые или недостаточно осознаваемые последствия его отношений и поступков – их влияния на жизнь.


Список используемой литературы


1. Асеев В.Г. Формирование личности и структурный уровень мотивов// Проблемы личности. – М., 1970.

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М., 1976.

3. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения// Вопросы психологии- 1983. -№ 4.- с.54.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка// Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

6. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М. 1990.

7. Выготский Л.С. История развития психических функций. Собрание сочинений, т.3.- М.,1983.- 234с.

8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988.

9. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте// Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., 1981.

10. Готовность к школе/ под редакцией И.В. Дубровиной. – М., 1995.

11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.,1993.

12. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М.,1993.

13. Гутке Ю., Волраб У. Диагностические программы как вариант тестов обучаемости// Психодиагностика: теория и практика.- М., 1986.

14. Диагностика умственного развития дошкольника.- М., 1988.

15. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.- М., 1972.

16. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психологического обследования детей в медико-психологических комиссиях.- М., 1985.

17. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости// Диагностика психического развития. – Прага. 1978.

18. Иванова Я.А. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. – М., 1986.

19. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

20. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики// Проблемы диагностики умственного развития учащихся.- М.,1975.

21. Кех П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития 6-летних детей// Вопросы психологии. 1983.- № 6.-с.102.

22. Корнилова Т.В. Диагностика к мотивации и готовности к риску.- М., 1997.

23. Лидерс А.Г., Колесников В.Г. Тест школьной зрелости. – Обнинск. 1992.

24. Маркова А.К. Формирование мотивации, учения в школьном возрасте. – М., 1983.

25. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.

26. Мережников А.П. Общая психология. – Магнитогорск. 2002.

27. Немов Р.С. Психология. т.2. – М., 2002.-235с.

28. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. Под редакцией Д.Б.Эльконина, А.П. Венгера. – М., 1988.

29. Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений/ под редакцией И.В. Дубровиной. – М., 1997.

30. Подласый И.П. Педагогика начальной школы.- М.,2001.

31. Подготовка детей к школе в детском саду. Под редакцией Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. – М., 1977.

32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1998.

33. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону. 2003.

34. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М., 1999.

35. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. т.1,2. – М., 1986.- с.98.

36. Цеханская Л.И. Диагностика степени овладения некоторыми предпосылками учебной деятельности// Диагностика умственного развития дошкольников.- М., 1978.

37. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей// Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М., 1981.

38. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М., 1998.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты