Особенности развития мотивационной сферы старших дошкольников

2.                 по найденной им самим последовательности картинок составил не логичный рассказ

3.                 составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет на последовательность соответствующую рассказу)

4.                 каждая картинка рассказывается отдельно сама по себе не связано с остальными – в результате не получается рассказа

5.                 на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

Если экспериментатор сталкивается с феноменами, описанными в 4 и 5 пунктах, то необходима тщательная проверка интеллектуальных способностей ребенка, поскольку невозможность связать события воедино (4), а тем более соединить отдельные предметы на одной картинке в целостную композицию (5). Это свидетельствует о несформированности обобщения, что в возрасте 6-7 лет, по данным патопсихологов наблюдается при задержке психического развития или даже умственной отсталости.


2.2 Оценка уровня развития мотивационной сферы дошкольников


Были исследованы дети подготовительной к школе группы детского сада № 14 г. Южноуральска. В исследовании участвовало 15 детей (7 девочек, 8 мальчиков). Были поставлены следующие задачи:

1.                 выявит уровень развития мотивационной сферы детей в желании познавать окружающий мир.

2.                 определить «внутреннюю позицию» будущего школьника

3.                 определить уровень развития мотивационной сферы.

Исследование проходило по следующим этапам:

1 этап – изучение аффективно-потребностной сферы

2 этап – изучение произвольной сферы

3 этап – изучение интеллектуальной и речевой сферы.

По исследованиям были составлены сводные протоколы.

Методика №1 по определению доминирующего мотива в сфере детей.

Сводный протокол уровня развития познавательного мотива.


Таблица №1

Имя, Ф.

Игровой мотив

Познавательный мотив

Готовность к школе

1.                    

Света Т.


+

+

2.                    

Петр И.


+

+

3.                    

Катя Ч.


+

+

4.                    

Маша Д.


+

+

5.                    

Игорь Р.


+

+

6.                    

Аня Ж.


+

+

7.                    

Настя Б.


+

+

8.                    

Рома Д.


+

+

9.                    

Саша О.


+

+

10.                 

Вика К.


+

+

11.                 

Толя М,


+

+

12.                 

Сережа Б.


+

+

13.                 

Костя Л.


+

+

14.                 

Дима Л.


+

+

15.                 

Паша Н.


+

+


Познавательный мотив был ведущим в данном эксперименте у всех детей. Для чистоты эксперимента были выбраны равнозначные стороны: новые игрушки; новая книга с красочными картинками и увлекательными сказками.

Каждую сказку останавливали на самом интересном месте. Во всех случаях дети выбирали вариант – узнать продолжение истории. Необходимо ответить, что не все дети уверенно просили продолжить чтение истории, некоторые, а именно 6 детей (40 %) некоторое время колебались – выбрать игру или книгу, задавали вопрос «А что надолго ли принесли игрушки, книгу?», когда был дан ответ, что игрушки и книга будут отнесены одновременно, выбирали слушание сказки.

Отмечается изобретательность детей в придумывании вариантов – задержать игрушки в группе, чтобы потом после чтения увлекательных историй хорошо рассмотреть игрушки и поиграть, если разрешат. Борьба мотивов наблюдалась у 9 детей (60 %), это выражалось в отдельных мимических реакциях на лице, но, тем не менее, дети выбирали чтение сказки. Кроме того, следующее, что хотелось отметить в данном эксперименте, что борьба мотивов в основном наблюдалась только у мальчиков. Таким образом, у детей доминирует познавательный мотив, что соответствует готовности к школе в данной сфере.

Методика № 2. «Беседа с детьми».

Сводный протокол определения уровня развития «внутренней позиции школьника».


Таблица № 2.

Имя Ф.

№ вопроса

Общее кол-во баллов

Уровень развития

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Света Т.

1

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

1

1

8

N

2.

Петр И.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

1

1

7,5

N

3.

Катя Ч.

1

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

1

1

8

N

4.

Маша Д.

1

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

1

1

8

N

5.

Игорь Р.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

1

1

7,5

N

6.

Аня Ж.

1

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

1

1

8

N

7.

Настя Б.

1

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

1

1

8

N

8.

Рома Д.

1

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

1

1

8

N

9.

Саша О.

1

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

1

1

8

N

10

Вика К.

1

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

1

1

8

N

11

Толя М,

1

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

1

1

8

N

12

Сережа Б.

1

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

1

1

8

N

13

Костя Л.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

1

1

7,5

N

14

Дима Л.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

1

1

7,5

N

15

Паша Н.

1

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

1

1

8

N


В ходе беседы отмечается следующее:

- дети все без исключения имеют желание идти в школу;

- 11 детей (73,3 %) довольно убедительно доказывают - зачем нужно ходить в школу и 4 детей (26,7 %) с помощью наводящих вопросов, но без доказательств стараются ответить на этот вопрос;

- дети не осведомлены о том, чем занимаются в школе, ответы односложны, простые, типа «учатся» - а что это такое рассказать не могут;

- понятие «урок» для детей малознакомое слово, о котором слышат со стороны от старших братьев и сестер, но, тем не менее, пытаются объяснить, что это такое занятие;

- на вопрос «как нужно себя вести на уроке?» - отвечают просто «хорошо», а что значит «хорошо» не всегда могут объяснить;

- о домашних заданиях также что-то слышали, но объяснение давалось с относительным трудом;

- на вопрос «зачем выполняют домашнее задание?» - отвечали дети, чтобы лучше знать о том, что говорил учитель;

- после школы дети считают, что нужно сначала отдохнуть, а потом повторить, что сказал учитель;

- дети осведомлены, о том, что произойдет, когда они пойдут в школу: день будет проходить в школе, а не в садике, будут уроки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты