Особенности протекания подросткового кризиса в современном обществе

Получили распространение молодежные группы, объединенные увлечением каким-либо определенным занятием. Среди них наиболее известны брейкеры (поклонники брейк-данса), скейтбордисты (езда на специальных досках) и рокеры. Как уже известно, рокеры всегда с мотоциклами. Они не только прекрасно водят машину, но и совершают на них акробатические трюки. Многие рокеры не имеют водительских прав. Отмечены случаи угона ими чужих мотоциклов, заправки машин из бензобаков личных автомобилей. В некоторых случаях рокеры вступают в связь с уголовными элементами, нанимающими их для экспорта своих автомобилей из других неблаговидных дел. Наиболее многочисленной группой неформалов становятся поклонники металлического рока. Он имеет несколько признанных разновидностей: «тяжелый металлический рок» («хэви метал рок»), «черный металлический рок («блэк метал рок»), «скоростной металлический рок («спид метал рок»). Для этой музыки свойственен жесткий ритм, мощность звучания. Среди металлистов склонных к правонарушениям поклонники ансамблей «спид-метал». Уже сам их внешний вид вызывающ и агрессивен: в черной одежде, с остро отточенными шипами, большим количеством металла, помещенном на груди, перевернутым крестом, на майках выполненное краской слово «сатана» на английском языке. Они исповедуют культ сатаны, часто называя себя «сатанистами». Сатанисты поддерживают ансамбли, призывающие к насилию, жестокости, проповедующие расизм, шовинизм. Они склонны к хулиганским поступкам, к провоцированию враждебных столкновений различных молодежных групп и участию в них. К металлистам примыкают группы подростков, которых привлекает не столько рок-музыка, сколько модный костюм неформалов или желание прикрыть им свои неблаговидные поступки. Они получили название «лохи». Поверхностно разбираясь в проблемах металлического рока, лохи выступают блюстителями «чистоты» правил металлиста, ведут себя с окружающими очень вызывающе и агрессивно. Было бы несправедливо говорить о противоправном поведении всех металлистов. В частности, среди таких подростков имеются постоянные знатоки и ценители металлического рока, занятые в основном прослушиванием и обсуждением музыкальных произведений подобного жанра. Они миролюбивы, не увлекаются атрибутикой, готовы контактировать с официальными организациями. В настоящее время получают распространение не так уж многочисленные, но привлекающие заметное внимание встревоженного общества правоэкстремистские группы. В основном они проповедуют неофашизм. Выглядят внешне обычно так: узкие брюки, черные куртки, белые рубашки с черным узким галстуком, ботинки или кирзовые сапоги.

Многие делают татуировку: фашистская свастика и другие символы «коричневых». В группах такая же система соподчинения, как у гитлеровских фашистов: «гаупштурмфюреры», «штурмбанфюреры», и «оберы» и т.д.

В нацистских группах проповедуется культ сильной личности. Расизм, шовинизм, имеется интерес к черной магии. Многие члены этих групп систематически занимаются физической подготовкой.

Правые экстремисты не скрывают своих взглядов, готовы активно вступать по ним в дискуссию. Остальные неформалы, кроме панков и черных металлистов, не  питает к ним симпатии, нередко осуждают их воззрения. Надо сказать, что подростки в нацистских группах увлекаются в основном атрибутами и ритуалами своей организации.

Дело весьма осложняется, когда во главе группы становится взрослый человек с подлинно реакционными взглядами. Тогда такая группа становится социально опасной. Известны молодежные группы левоэкстремистского типа.

Члены этих групп стригутся под полубокс, носят зачесанные назад волосы, обычно полностью бреют лицо, на груди носят значки с изображением видных советских партийных и государственных деятелей.    

Члены этих групп крайне неприязненно относятся к приверженцам западных культуры и идеологии, ведя против них настоящую войну: освистывают приезжающих к нам западных артистов, отнимают у мажоров импортные вещи,  отрезают длинные волосы у хиппи и т.д. Часто такие действия сопровождаются избиением неформалов-«западников».

На этом мы закончили описание характерных особенностей наиболее распространенных в нашей стране неформальных молодежных объединений. Существуют различные мнения по поводу того, как к ним относятся различные общественные категории. Одни люди считают, что все неформальные группы молодежи следует запретить и немедленно распустить. Другие, напротив, призывают способствовать развитию неформальных групп, дающих возможность старшим подросткам и юношам «перебиться» и найти себя в жизни.

Как все крайние точки зрения, эти воззрения ошибочны. Нельзя дать правила, верного по отношению ко всем группам. Слишком различны они по своим устремлениям: от просоциальных до общественно опасных и противоправных. Поэтому начинать надо с учения особенностей тех неформальных групп, с которыми педагогам и психологам приходится сталкиваться.

Второе: к каждому члену неформальной группы надо найти свой особый, индивидуальный подход. Для этого надо разобраться в особенностях его личности, биографии, причинах и обстоятельствах его вхождения в данное молодежное объединение.

О требованиях к психологическим исследованиям неформальных групп достаточно подробно говорят Д.И. Фельдштейн и Л.А. Радзиховский. Они, в частности, указывают на необходимость выработать умение ставить себя на место школьника-неформала, вести с ним диалог на равных, добиваться взаимопонимания.

Каковы первостепенные задачи изучения групп неформалов? Начинать следует с получения самых общих сведений о них: сколько подобных неформальных объединений в данной местности; каково количество участников в каждом из них; кто в них входит (возраст, пол, национальность, социальное происхождение, образование, семья); связаны ли они  с антисоциальными группами, правонарушителями, наркоманами, хулиганами; имеется ли у членов группы стремление к алкоголизму, спекуляции или развратному поведению.

Далее следует получить ответы на вопросы социологического характера: интересы и культурны1 уровень членов группы; социальные и нравственные ценности (идеалы, убеждения, стремления) и т.д.

Желательно выяснить структуру и динамику группы: кто может быть членом группы, как определяется лидер объединения молодежи, отношение к внешнему миру, наличные тенденции к росту или распаду группы. Затем следует получить фактический материал для разработки психологической характеристики наблюдаемого неформального объединения молодежи.

Так, важно понять мировосприятие членов группы. Например, как смотрят на окружающую среду, людей и предметы неформалы, увлекающиеся рок-музыкой? Можно ли сравнивать их взгляд на вещи со взглядом профессиональных музыкантов? Необходимо также выявить. Какие личностные особенности развивает у себя на деле представитель той или иной неформальной группы.

К примеру, определить, действительно ли хиппи добры, а фанаты- агрессивны. Важно также выяснить, как смотрят на неформалов окружающие: другие подростки и различные взрослые люли. А как сами члены молодежных групп представляют себя в глазах окружающих? Нужно установить типологию существующих групп, их взаимодействие между собой в районе и перспективу развития.

Теперь об индивидуальном подходе к школьнику – «неформалу». Начинать следует с выяснения причин вхождения в определенную неформальную группу каждого конкретного ее члена. Выше, при описании краткой истории таких групп, были упомянуты некоторые такие причины.

Следует напомнить. Что сам возраст подростка и юноши, некоторые важные особенности личности взрослеющего человека могут служить основой формирования соответствующей мотивации.

Особенности личности школьников среднего и старшего подросткового возраста, создающие психологическую основу их стремления к включению в неформальные молодежные организации, рассматривал И.А. Невский. Он связывает участие значительного количества подростков в этих группах с тем, что им труднее самоутверждаться в жизни, чем юношам и взрослым, а также с их ярко выраженным интересом к игровым элементам деятельности, которых много у неформалов ( атрибуты одежды и групповые ритуалы). В этом плане важно также учитывать недостаточность социального опыта подростков, их не совсем развитую критичность сознания при значительно возросшей общественной активности и стремлении к независимости и самостоятельности.

Следует учитывать и потребность подростков к общению с образцовой для них группой сверстников и желанию уподобиться им, эмоционально-волевую неустойчивость этих школьников и т. д.

Ко всему этому необходимо добавить и отсутствие занятости интересным и полезным для них делам в школе и вне ее, недостаток престижного общения и позитивных стимулов к активной и эмоционально напряженной деятельности, невозможность самоопределения и самовыражения имеющимися средствами.

Отрицательное влияние на подростков оказывают семьи, целиком поглощенные добыванием материальных средств существования или стремящиеся лишь к обогащению, с низкими духовными потребностями и малой общественной активностью.

И.А. Невский провел также психологический-педагогический анализ причин участия школьников. В первую очередь подростков в неформальных молодежных объединениях. Эти причины, по его мнению следующие:

1)      стремление учащихся среднего и старшего школьного возраста к необычному для них и некритически усваиваемому современному западному искусству;

2)      низкая успеваемость многих таких подростков и отчуждение от классного коллектива;

3)      отсутствие постоянных содержательных интересов общественно полезной деятельности, равнодушие к учебе;

4)      потребность в эмоциональной разрядке, характерной даже для хороших учеников;

5)      одинаковость в требованиях ко всем ученикам, а также задержки в умственном развитии у части таких учащихся;

6)      недостаток внимания к молодежи в семьях, бездарность, вызывающая у школьников чувство одиночества, заброшенности, ненужности, беззащитности;

7)      новизна. Своеобразие впечатлений, получаемых в группах сверстников-неформалов, чувство свободы;

8)      возможность выявить протест против собственного бесправия, консервативных форм обучения и воспитания в школе, отрицательных явлений в семье и т.д.

Таковы причины вхождения подростков и юношей в неформальные объединения. А вот что сообщают по этому поводу сами участники «дворовых тусовок», т.е. групп по месту жительства. Данные получены Санкт-Петербургскими социологами, обследовавшими более 40 таких групп.

Юноши составили 70% участников этих неформальных объединений, а девушки – 30%. В абсолютном большинстве эти группы состоят их несовершеннолетних. Интересующее нас сообщение сделал социолог Н. Кофырин. Приводим его слова: «Среди наиболее важных причин, побудивших молодых людей «уйти в неформалы», - потребность в друзьях, в чем-то необычном, а также конфликты в школе, дома, недоверие взрослым, протест против формализма и вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что не «знал, как жить дальше». Как видно, мнения ученых и ребят во многом совпадают, но кое в чем и разнятся.

Надо сказать, что достаточно глубокие научные исследования неформального молодежного движения в нашей стране только начинаются, а жизнь изменяется круто, быстро и неожиданно, порождая трудно прогнозируемые изменения в самих подростках.

Такие изменения как раз таки и происходят в молодежных группировках. Источником их возникновения является сознание подростков, в определенной подростковой субкультуре, которое закладывает предпосылки вхождения в различные «зоны риска». Например, в преступную зону.


1.4. Характер преступлений среди несовершеннолетних. Не соотнесение подростками групповой и индивидуальной ответственности за свои поступки.


С конца 80-х годов фиксируется заметный рост преступности в России. На фоне увеличения общей преступности неуклонно растет преступность среди несовершеннолетних. Так, в период с 1988 по 1992 год  она увеличилась в 1,5 раза. По оперативным данным МВД РФ на 1997 год было выявлено общее число лиц совершивших преступления 1372161. Анализ возрастного состава показывает, что на время совершения преступления лиц в возрасте 14-15 лет было 45916 человек; в возрасте 16-17 лет – 116062; в возрасте 18-24 года – 349421; 25-29 лет – 214887; 30-49 лет – 567493. Численность выявленных лиц в разных возрастных группах, совершивших преступления в 1997 году представлена на рисунке 1.

При анализе данных, представленных на рисунке 1, необходимо учесть. Что возрастные группы указаны в рамках разных временных интервалов. Если подростки представлены в группах с разбиением по два года (14-15 лет, 16-17 лет), то более старшие группы объединены в более крупные интервалы (7,5,20 и более лет). Подобное уточнение необходимо при оценке масштабов преступности среди несовершеннолетних. В целом, среди всех выявленных лиц, совершивших преступления, доля подростков в возрасте 14-17 лет составляет 11,8%. Причем важно иметь в виду, что среди всех видов совершенных преступлений «особо тяжкие» и «тяжкие» составляют наиболее высокую долю именно в «молодей» коюрте, по сравнению с другими возрастными группами. Распределение доли «тяжких» и «особо тяжких» преступлений среди выявленных лиц по возрастным коюртам представлено на рисунке 2.

Эти данные недвусмысленно свидетельствуют о том, что возрастные группы 14-15 и 16-17 лет являются наиболее опасными по тяжести совершаемых ими преступлений. В этой связи следует отметить, что среди всех выявленных лиц, совершивших изнасилования в 1997 году доля 14-17- летних составляет 16,5%. Иными словами каждый 6-ой совершивший изнасилование не достиг 18-летнего возраста. К этому следует добавить, что среди лиц, привлеченных за покушение на изнасилование доля лиц этого возраста составляет 12,1% (каждый 9-ый из совершивших попытку изнасилования). Оценивая характер этого типа преступлений, важно иметь ввиду крайне высокую долю групповых изнасилований совершенных несовершеннолетними ( 426 из общего числа 3186). Если же иметь в ввиду и групповые изнасилования с участием несовершеннолетних, то их было зарегистрировано более тысячи.

Таким образом, из расследованных групповых изнасилований за 1997 год каждое третье (36,1%) совершено либо группой несовершеннолетних, либо при их соучастии. Этот момент достаточно принципиален, поскольку характеризует специфику подросткового возраста, когда подросток идет на преступление под влиянием группы, надеясь на групповую, а не индивидуальную ответственность.

В данном случае важно иметь в виду те социально-психологические механизмы организации, которые обуславливают девиантное поведение подростков.

Среди подростков-правонарушителей высока доля имеющих венерические заболевания. Об этом, в частности, могут свидетельствовать косвенные данные о несовершеннолетних. Находящиеся в центрах временной изоляции для правонарушителей (данные МВД).

Итак, например, из всех переданных учреждениями здравоохранения несовершеннолетних каждый шестой, совершивший самовольный уход, имел венерическое заболевание. О характере криминальной ситуации среди несовершеннолетних говорят и данных Министерства внутренних дел РФ, фиксирующие результаты работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Так, в течение 1997 года было доставлено в ОВД за совершение правонарушений 1163192 несовершеннолетних. Их них почти одна треть до 13-ти лет (319332 ребенка). Важно обратить внимание на то, что из всех доставленных в ОВД несовершеннолетних за совершение правонарушений девушки составляют более трети (38,4%).

Подобная криминализация девочек-подростков достаточно существенно отличает ситуацию конца 90-х от периода 80-х годов. Реально на конец 1997 года состояло на учете в подразделениях ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних 432493 человека (из них 87,8% мужского пола). Среди состоявших на учете несовершеннолетних в возрасте до 13 лет (включительно) было 98299 человек (22,7%); в возрасте 14-15 лет – 139760 (32,3%); в возрасте 16-17 лет – 194434 человек(44,9%). Из общего числа состоявших на учете половина (213362) – учащиеся общеобразовательных школ.

Среди несовершеннолетних правонарушителей поставлены на учет в связи с распитием спиртных напитков или появлением в общественных местах в пьяном виде 72908 человек или 16,9% от состоявших на учете. Однако, это не вполне отражает масштабы реальной ситуации, поскольку ОВД в 1997 году на несовершеннолетних было составлено протоколов 315059 за появление в общественных местах в пьяном виде и за распитие спиртных напитков.

Наряду с фактами, фиксирующими распространение употребления спиртных напитков среди несовершеннолетних, следует обратить внимание на усиливающиеся тенденции употребления наркотических средств было доставлено в ОВД 21603 несовершеннолетних и поставлено на учет в 1997 году 14625 человек. В учреждения Минздрава (наркологические клиники и диспансеры) в 1997 году было поставлено на учет в связи с употреблением наркотических средств и психотропных веществ 11782 несовершеннолетних. Из них с впервые установленным диагнозом – 7164 человека. Важно иметь в виду, что крайне высокий процент среди несовершеннолетних наркоманов составляют использующие сильнодействующие и одурманивающие вещества.

Так, из общей численности лиц, поставленных на учет в учреждения Минздрава среди потребляющих сильнодействующие и одурманивающие вещества – 51,4% являются несовершеннолетними (абсолютное число несовершеннолетних – 5108 человек).

В целом, из состоящих на учете несовершеннолетних в учреждениях Минздрава на конец 1997 года находилось с диагнозом «наркомания» 8379 несовершеннолетних и с диагнозом «токсикомания» - 7066 несовершеннолетних.

Следует подчеркнуть. Что из всех лиц, находившихся в 1997 году на учете в учреждениях Минздрава с диагнозом «токсикомания» подростки составляют половину (49,1%). Помимо этого в учреждениях Минздрава находится значительная часть несовершеннолетних преступников проходящих принудительное лечение по постановлению суда в связи с употреблением наркотиков – 1395 человек.

Фиксация данных наркологами среди подростков имеет прямое отношение к проблеме венерических заболеваний и, в первую очередь, к заболеваниям СПИДом. Дело в том, что по оценкам экспертов первый этап эпидемии СПИДа связан с заболеваниями, полученными в результате пользования наркотическими средствами на кровяной основе и многоразового использования шприцев.

После этого первого этапа, когда накапливается «критическая масса» ВИЧ инфицированных, наблюдается взрывной процесс в распространении ВИЧ-инфекции половым путем. Это типичная ситуация возникновения и распространения эпидемии СПИДа для разных стран. Поэтому, учитывая характер наркомании среди молодежи, экспертами даются весьма неутешительные прогнозы относительно массового распространения СПИДа в ближайшие годы в России.


Оценка криминализации подростковой среды участниками образовательного процесса.


Наряду с анализом статистических данных имеет смысл остановиться на том, как оценивают характер криминализации подростковой среды основные участники образовательного процесса – учащиеся, учителя. Родители. К сожалению. Специально направленных периодических мониторинговых социологических опросов в этой сфере не проводится, поэтому сошлемся на данные исследования 1991-1992 годов ( Собкин В.С., Писарский П.С., 1992), где фиксировались мнения учащихся, учителей и родителей о распространенности негативных явлений в подростковой среде.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты