Особенности протекания подросткового кризиса в современном обществе

1953 – 1954 гг. – начало Эры рок-н-ролла. Его звезды: Билли Хейли, Бадди Холли, Чак Берри, Элвис Престли. Рок-н-ролл возник из соединения африканского блюза и музыки североамериканского юга. С помощью дискотек рок начал формировать новый тип массовой культуры, затрагивая широкий круг проблем – от секса до внешней политики. Правящие круги западных стран, преодолев первоначальную враждебность, не препятствовали распространению рока. Они лишь  постарались с помощью средств массовой информации убрать в музыке ноты протеста и использовать ее в таком виде для «спускания пара из котла» - устранение общественного недовольства, отвлечение внимания от острых и нерешенных социальных проблем.

В сходное положение попали представители распространившейся в середине 60-х годов бит-музыки (Битлз, Роллинг Стоун, Дейв Кларк, Файв). Отражая широкий спектр молодежных проблем битлы, естественно, стремились сделать свою музыку – протест популярной. Она стала производиться и продаваться в большом количестве [19].

В середине 50-х годов появились во многих европейских странах «сердитые молодые люди», одетые в кожаные пиджаки. Возраст их составлял от 14 до 20 лет. Они были выходцами из бедных рабочих семей, многие из них потеряли в войну отцов и не имели работы. Стремясь привлечь внимание общественности, к своему драматическому положению, они громили витрины магазинов, оформление улиц и мест большого скопления людей. Позднее возникло сходное движение теддов. В слепой ненависти и гневе они выходили на улицы и обрушивали свою ярость не только на имущество, но и на случайных прохожих, особенно небелого цвета кожи.

В 1964 году появилась молодежная группа mods. Возраст участников колебался от 12 до  20 лет. Это выходцы из семей квалифицированных рабочих. Пародируя принятые в обществе манеры поведения, они были подчеркнуто тщательны в одежде и прическах. Трудясь в рабочие дни недели, они бунтовали по выходным в местах публичного отдыха. Выступая подобно «сердитым молодым людям» и теддам, против окружающих, они делали это в скандальной кричащей форме. [19].

На смену всем предшествующим молодежным группам пришло несравненно более массовое и мощное хип-движение. Своего пика оно достигло в 1967 году. В течение ряда лет хиппи заполняли улицы больших городов Западной Европы и Северной Америки. В большинстве своем хиппи вышли из зажиточных мелкобуржуазных семей, некоторые – из «высшего света». В противоположность идеалам современного западного общества хиппи выдвинули свою, более гуманистическую как они считали, систему ценностей. «Творите любовь, а не войну» - один из лозунгов хип-движения. Они подчеркивали красоту земного мира, радости, богатства  человеческих чувств. В одежде хиппи использовали красочные атрибуты разных национальных культур: буддистские четки, индейские талисманы, амулеты, мокасины, европейские гитары и губные гармошки. Символом хип-движения были цветы. Они означали для них любовь и естественную, не изуродованную условностями человеческую жизнь. Хиппи критиковали поколение отцов за то, что оно опошлило и сделало карикатурным все естественные проявления человеческой сущности: труд, общение, игру, юмор. Короче, жизнь стала и «кладбищем комфорта и роскоши», а хиппи не хотели быть «заживо похороненными». Они протестовали против приглаженности, серости, однотонности жизни, ее бездушности, подчиненности формальным правилам, подавления индивидуальности.

Позже, по признанию одного из лидеров хиппи А.Кофмана, их заговор становился все более агрессивным. Дети цветом теряли мирный лад и обрастали шипами. В 1966 году под влиянием хип-движения произошло бурное выступление левацки настроенных студентов в Париже. Выдвинув абстрактные лозунги («фантазию – к власти!» и т.п.), студенты устраивали массовые демонстрации протеста, создавали баррикады, провоцировали столкновения с полицией. К студентам примкнула часть парижских горожан. Только вмешательство демократических сил предотвратило правовое подавление студенческого бунта властями. С ними вступили в переговоры. В результате студенты добились демократизации и усовершенствования системы высшего образования в стране, удовлетворения некоторых требований трудящихся. К политическим проблемам добавились экономические: пребывание в крупных городах больших групп неорганизованной молодежи приводило к голоду в их среде, болезням и эпидемиям. Это заставило хиппи заняться материальным производством. Создаются небольшие ремесленные мастерские, сельскохозяйственные фермы. Причем диггеры, особое направление в хип- движении, пытаются игнорировать товарно-денежные отношения. В их магазинах все остается даром. [8]

Заметным явлением в хип-движении было создание коммун. Так, в одних США в конце 60-х годов их было более трехсот. В это время часть молодежи видит выход из затруднений движения хиппи в нарочестой политизации своего поведения, в поисках «политической конфронтации с господствующей системой». Они называли себя хиппи. Призывая к революционной активности, хиппи не проводили никакой продолжительной просветительской и политической работы среди масс. Революционные изменения в обществе они связывали не с качественными его преобразованиями, а с изменением стиля жизни. Они не применяли понятий «собственность», «общественные отношения», но любили говорить о конфликте поколения. Делили мир на «молодых» и «старых». В августе 1968 года в Чикаго заседал съезд демократической партии, обсуждавшей кандидатов в президенты США. Высмеивая существующие формы американской демократии, 15 тысяч кипи организовали марш в этот город. Их встретили полицейские дубинки и гранаты со слезоточивым газом. Три дня продолжалось жестокое избиение протестующей молодежи. После этого движение йипи с его наивной программой борьбы с существующим строем общества перестает существовать. [19]

Кризис движения хиппи привел значительную часть молодежи к разочарованию и подавленности, обратил к крайне субъективным формам противопоставления себя обществу. Во многих молодежных коммунах стала внедряться идея сексуальной революции, новых и свободных отношений между полами, члены коммуны вели общее хозяйство, сообща воспитывали детей, некоторые из них имели общих сексуальных партнеров. Бросая вызов существующему обществу, фальшивым формам интимных отношений, проведники «сексуального освобождения» публично совершали половые акты. Некоторые из них рассматривали сексуальную революцию как часть революции социалистической, связывая с первой дальнейший прогресс общества, значительное повышение производительности труда, творческий расцвет личности. Однако это движение быстро потеряло свой протестующий смысл, нередко сводясь на практике к дискуссиям на темы порнографии. Предприимчивые дельцы использовали этот взрыв интересов молодежи к сексу: в западных странах появились в большом количестве секс-магазины, секс-журналы, эротические центры. Выражением крайнего отчаяния и протеста была возникшая на грани 60-х и 70-х годов «революция озарения посредством наркотиков». Утверждалось, что лишь путем систематического принятия наркотических средств становится возможным развитие чувственности, «раздвижение» понимания мира, установление связей между людьми. Для многих молодых людей в этом и сегодня видится единственный путь разрешения их трудных жизненных проблем. [10]

В эти же кризисные годы молодежного движения возникают разнообразные революционные секты. Они стремятся «евангилизировать контркультуру». Получают также распространение и другие религиозные взгляды и верования, особенно связанные с индуистской философией.

В 70-е годы возникают и более «мирные», целеустремленные виды молодежного несогласия с обществом: движения «зеленых», группы новой демократии, защиты прав женщин, безработных и  т.д. молодежь проводит компании «Рок против правых», «Нет стартовым площадкам для третьей мировой!». Таким образом, насущная, животрепещущая проблема современного общества попадает в центр внимания молодежи, активно включающейся в движение протеста.

С середины 70-х годов в развитых капиталистических странах распространяется движение рокеров. Это преимущественно молодые люди из низко оплачиваемых семей, рабочие и учащиеся. Мчась на своих мотоциклах с головокружительной скоростью по пустынным улицам больших городов, рокеры испытывают «чувство сладостного освобождения от оков общества». Рокеры стремятся найти удовлетворяющие их идеалы жизни в общении с себе подобными в своих рок-клубах. В Германии распространяется такое движение, в котором его участники называют себя нацирокерами. Исповедуя неофашизм, они с ненавистью преследуют всех «левых». [19]

Массовое распространение в настоящее время получили «клубы болельщиков», так называемые «фэн-клубы». Подчас члены этих клубов не просто спортивные болельщики, а пропагандисты экстремизма и насилия, межнациональной розни.

Большую известность в современном мире получили панки. Чувствуя себя брошенными и преданными обществом, они, негодуя, сознательно стремятся вызвать у членов этого общества отрицательную реакцию, даже отвращение к себе. «Шокировать и провоцировать!» - их лозунг. В особенности сказанное относится к группам панк-рока. Подобные взгляды находят выражение даже во внешнем облике панков, разительно отличающемуся от всех других людей: у них гладко выбритые черепа, экстравагантные прически, причудливо расписанные красной или черной краской лица, разодранная одежда, на шеях ошейники для собак. Многие из них мрачно и безнадежно смотрят в будущее, но некоторые группы находят выход в прогрессивных формах политической борьбы. Так, летом 1976 года английские панки выступали под лозунгом: «Любить музыку – ненавидеть расизм». Отсюда пошло движение «рок против расизма».

В последующие годы возникло и стало широко распространяться новое молодежное неформальное движение – киберпанкизм. Оно происходит от слов «кибернетика» и «панк». Американский писатель У.Гибсон в романе «Невроманктик» описал мир киберпанков, в котором живут девушки с остекленевшими взорами и взвинченные юноши. Мозги молодых людей присоединены к техническим устройствам, усиливающим умственные возможности. Имеются две категории киберпанков: осознающие и не осознающие свою принадлежность к киберпанкам. Вторых значительно больше. Это люди разных профессий, возрастов, социальной принадлежности, которые страстно влюблены в компьютеры. В новой субкультуре киберпанков персональный компьютер ценится очень высоко. Полотна киберпанков, выполненные средствами компьютерной графики, уже выставляются в картинных галереях. Журналы киберпанков издаются на компьютерах и передаются на экраны по компьютерным сетям.

Киберпанки сжились с техникой, чего не смогли сделать все предшествующие неформальные объединения молодежи.

Изложенное показывает, что нельзя по-обывательски сводить сущность неформального молодежного движения в западных странах к причудам и странностям «бесящейся от жира», «неизвестно чего хотящей», «похотливой и развратной» молодежи. Причины возникновения движения неформалов на Западе в трудностях нахождения молодежью своего места в жизни, обостренного восприятия социальных несовершенств и несправедливости, юношеском максимализме, своеобразном сочетании рассудочности с большой эмоциональностью и т.д. Социальное преломляется через возрастное и индивидуально-личностное. Понятно, что это преломление в сознании и воплощение в поведении далеко не всегда бывает правильным. Поэтому зрелых людей поражает своеобразие и неожиданность форм молодежного протеста, которые заслоняют от них содержание , смысл его. В то же время нельзя закрывать глаза на то, что некоторые неформальные молодежные группы под влиянием слепой ненависти встают на путь преступления и насилия.

Этого любое цивилизованное общество терпеть не должно. [18]

Неформальные группы молодежи появились и у нас в России после Великой Отечественной войны. Общество активно восставало тогда против «плесени», затем «стеляг» и т.д. в период перестройки, демократии и гласности количество неформальных молодежных объединений резко возросло. Изучение их проведенное, в частности, А.П.Файном, выявляет наличие многих уже знакомых нам форм молодежного движения Запада. Сегодня молодежные движения как многие общественные движения современности имеют глобальный характер. Наша молодежь, переставая быть молодежью закрытого общества, широко включилась в него, перенимая достоинство и недостатки неформалов других стран. В то же время у наших неформальных молодежных движений имеется и своя специфика. Они редко и свои, особые формы. Остановимся на том, какие неформальные объединения подростков и юношей существуют в наших крупных городах [17].

Различные неформальные группы молодежи, как отмечает А.П.Файн, нередко контактируют и даже взаимодействуют друг с другом, хиппи, металлисты, панки часто знают друг друга, могут переходить из одного молодежного движения в другое. Правые экстремисты вступают во временные союзы с металлистами и панками. Экстремисты левого толка выступают объединенным фронтом против представителей всех остальных молодежных направлений. В крупном городе существуют обычно эпицентры взаимодействия различных групп неформалов – районные и городские. Районные места сборищ находятся обычно на окраинах. Там собирается много металлистов, небольшие группы панков,  бриткеров, рокеров, обычно дружески относящихся друг к другу и враждующие с ними левые экстремисты. Подростки обычно знакомятся с неформалами и подключаются к ним в районных эпицентрах. Затем они могут переходить в группы городского эпицентра (где-нибудь на главных улицах).

Исследователи различают конструктивные и неконструктивные неформальные объединения. Первые нередко выступают за более радикальные формы общения. Некоторые неформалы ставят более узкие задачи: сохранение и восстановление памятников истории и культуры, защита здоровья и пр. конструктивные группы состоят обычно из взрослых и юношей.

Наряду с ними существуют неконституционные объединения, формирующиеся преимущественно из подростков.

Мотивы и формы участия молодежи в неформальных объединениях разные. Одних влечет туда только любопытство и они функционируют в самом внешнем слое движения, имеют к нему отношение «по касательной». Для других – это вид проведения досуга, для третьих – поиск альтернативного образа жизни. Последних хорошо показывает И.В.Розин, описывая современных московских хиппи.

Хиппи – это люди со своей философией и своими правилами поведения.  Они объединяются в систему. Это своего рода клуб, войти в который может каждый. Для этого надо систематически участвовать в мероприятиях Системы («тусоваться») и познакомиться с другими ее членами [17].

Движение хиппи возникло у нас во второй половине 60-х годов. В начале оно было связано с интересом молодежи к джинсам  и другой «хипповской» одежде, а затем и к книжной продукции идеалов этого движения. Достигнув апогея в конце 70-х годов хип-движение стало затем вытесняться панками, металлистами, брейкерами. Однако во второй половине 80-х годов возникла новая волна интереса молодежи к хиппи.

Московская Система насчитывает сейчас около 2 тысяч участников от 13 до 36 лет. В ней состоят школьники, студенты, рабочие, представители научной, технической и художественной интеллигенции. Система делится на две группы («тусовки»). В них бывает два слоя: «пионеры» и «олдовые», или «мамонты». К первым относятся подростки, недавно ставшие хиппи, старательно усваивавшие эту роль. «Олдовые» - старые члены Системы, серьезно вникающие в проблемы политики, религии, мистики, художественного творчества [13].

Все хиппи носят длинные распущенные волосы, обычно расчесывая их на прямой пробор. Нередко лоб и затылок хиппи охватывает тонкая повязка. Известно три основные причины ношения длинных волос этими людьми. 1) это более естественное, ближе к природе; 2) Иисус Христос носил длинные волосы и бороду, хиппи ему подражают; 3) длинные волосы позволяют лучше улавливать излучение космического разума, являясь своего рода индивидуальными «антеннами».

Хиппи носят джинсы, свитера, футболки, вышедшие из моды пальто. Одежда нередко рваная и потрепанная или ей специально придается такой вид: искусственно делаются дырки, ставятся яркие заплаты на джинсах и куртках. На одежде нередко делаются надписи на английском языке. Все хиппи носят украшения («феньки»): браслеты на руках (из бисера, кожаные или деревянные), бусы на шее, крестики на кожаных шнурках, изображения знаков зодиаков, черепа и т.д. у современного хиппи на груди повешен «ксивник» - небольшого размера прямоугольный мешочек из джинсовой ткани, в нем находятся документы и деньги.

Хиппи считают, что человек должен быть свободен, прежде всего внутренне. Свободен человек и в любви. Раньше свободу любви у хиппи сводилась к возможности открыто вступить в интимную связь с тем, кого любишь, теперь хиппи говорят о любви, способствующей единению людей. Хиппи проповедуют пацифизм: они призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Хиппи верят в иную, «высшую» реальность, существующую наряду с обыденной, в которой мы все живем. Выйти к ней можно через изменения состояния сознания посредством медитации или искусства [9]. Отсюда большой интерес хиппи к проблемам религии и творческой деятельности.

Характерным для современных хиппи является стремление к естественности. Это выражается у них в желании не изменять того, что происходит само собой (например, не стричь волос); не производить каких-то целенаправленных активных действий, бездействовать; быть непритязательными в быту, уметь переносить невзгоды и лишения. Хиппи – романтики, любят все яркое, оригинальное, творческое. Они хотят быть свободными личностями, независимыми от общественных условностей. Поэтому в жизни хиппи действуют импульсивно. В то же время они стремятся к новым отношениям в обществе, построенным на любви к другим людям. Однако декларируемая хиппи естественность демонстративна, пародийна. Она является известным вызовом современному обществу, которое хиппи критикует.

Характеристику других молодежных объединений в нашей стране дает А.П.Файн.  Так, распространенной нас группой являются  панки, о которых мы уже упоминали в историческом обзоре движения неформалов. Внешний вид их нарочисто  непригляден: петушинообразный гребень на голове, цепочки на лице, вызывающее разностилие в одежде (кожаный пиджак на голом теле, холщовая ткань на тонкой рубашке с жабо). Жаргон панков груб, поведение часто вызывающе непристойное. Многие из них употребляют наркотические и токсикоманические вещества. Панки перемещаются из города в город, устанавливают между собой связи. Особенно их активность отмечается в Москве, Санкт-Петербурге и столицах прибалтийский республик. Появление панков в городе связано обычно с увеличением количества драк, грабежей и других форм насилия с целью надругательства над личностью. Получили известность у нас группы мажоров: «псевдоамериканцы», «псевдоангличане», «псевдофранцузы» и т.д. они носят одежду и обувь, изготовленную в соответствующей западной стране. Использование носильных вещей производства какой-либо другой страны осуждается. Мажоры собираются около интуристовских гостиниц, магазинов, а также на тусовки, где происходит демонстрация и оценка приобретенных элементов туалета. Среди мажоров формируется  образ активного, предприимчивого сильного человека, знающего два-три иностранных языка. Мажоры против наркотиков, многие из них активно занимаются спортом.

Имеется заметный слой подростков, подражающих мажорам. Они называются «редники». Последние накапливают капитал, перепродавая среди знакомых импортные рубашки, кроссовки, куртки, которые они приобретают у иностранцев. Включение в деятельность мажоров ведет у большей части подростков к падению интереса к учебе в школе, к нежеланию осваивать какую-либо профессию. Напротив, другая часть мажоров считает свое нахождение в группе временным, до накопления какого-то минимума материальных средств. [17]

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты