Особенности познавательных психических процессов у людей с формами зависимости

Слова для запоминания:

Рыба 6. Власть 11. Белка 16. Чулки

Фунт 7. Огонь 12. Песок 17. Волк

Бант 8. Кофта 13. Зубы 18. Завод

Нога 9. Хлеб 14. Окно 19. Лилия

Сено 10. Совок 15. Ручка 20. Пирог

По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о том, каким способом он старался запоминать слова. Этот отчет и наблюдения экспериментатора записывают в протокол.

Опыт №2. Задача второго опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, с заранее заданной системой смысловых связей.

В опыте используется метод удержания пар слов. Так же, как и в первом опыте, слова состоят из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача прослушать пары слов и запомнить вторые слова каждой пары. Интервал чтения экспериментатором пар слов - 2 секунды. Через 10 секунд после окончания чтения нижеприведенных пар слов для запоминания экспериментатор снова читает первые слова каждой пары, а испытуемому предлагает вспомнить вторые слова этой же пары. В протоколе второго опыта отмечают правильно воспроизведенные слова, причем ошибочные фиксируют в примечании.

Инструкция испытуемому: "Я назову Вам пары слов. Слушайте меня внимательно и постарайтесь запомнить вторые слова каждой пары. Когда я закончу чтение этих пар, то буду снова читать первые слова, а Вы в ответ на названное первое слово отвечайте запомнившимся вторым словом этой же пары. Внимание! Приготовьтесь слушать и запоминать!"

Слова для запоминания:

1. Курица - яйцо11. Перо - бумага

2. Кофе - чашка12. Закон - декрет

3. Стол - стул13. Грамм - мера

4. Земля - трава14. Солнце - лето

5. Ложка - вилка15. Дерево - лист

6. Ключ - замок16. Очки - газета

7. Зима - снег17. Туфли - обувь

8. Корова - молоко18. Полка - книга

9. Вино - стакан19. Голова - волосы

10. Печка - дрова20. Голос - певец

После окончания опыта экспериментатор записывает в протокол словесный отчет испытуемого и свои наблюдения об особенностях запоминания слов.

По каждому из двух опытов подсчитывают количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Данные заносятся в сводную таблицу.

Анализируя результаты запоминания двух опытов и сравнивая количественные показатели, важно обратить внимание на словесные отчеты испытуемого и наблюдения экспериментатора.

Если запоминание в первом опыте было у испытуемого непосредственным, то его объем будет находиться в пределах 5-9 запомнившихся слов. Но если он запомнил более 9 слов, то использовал какие-то мнемотехнические приемы и успел за столь короткий интервал придумать некую систему связей, облегчающих воспроизведение.

Одним из моментов анализа может стать сравнение правильности воспроизведенного материала в зависимости от порядка предъявления слов в первом и втором опытах. Большинство испытуемых запоминают лучше начало, конец или середину ряда. Учитывая это, желательно составить рекомендации по улучшению памяти.


3.2 Описание и анализ результатов


Всего в исследовании принимало участие 20 человек. Возраст от 18 до 36 лет различного пола.

На начальном этапе была предложена методика диагностики к различным видам зависимостей.

Ответы испытуемых распределялись следующим образом:

1.                 алкогольная зависимость: 1,15,29,43,57

2.                 телевизионная и Интернет зависимость: 2,16,30,44,58

3.                 любовная зависимость:3,17,31,45,59

4.                 игровая зависимость, компьютерная зависимость: 4,18,32,46,60

5.                 сексуальная зависимость: 5,19,33,47,61

6.                 пищевая зависимость: 6,20,34,48,62

7.                 религиозная зависимость: 7,21,35,49,63

8.                 трудовая зависимость: 8,22,36,50,64

9.                 лекарственная зависимость: 9,23,37,51,65

10.            компьютерная зависимость: 10,24,38,52,66

11.            табачная зависимость: 11,25,39,53,67

12.            зависимость от здорового образа жизни: 12,26,40,54

13.            наркотическая зависимость: 13,27,41,55,69

14.            общая склонность к зависимостям: 14,28,42,56,70

Условные нормы: 5-11 баллов – низкая, 12-18 средняя, 19-25 – высокая степень склонности к зависимостям.

Методика представляет собой анкету шкального типа с 5ю вариантами ответов

( Нет -1, Скорее нет – 2, Ни да, ни нет -3, Скорее да – 4, Да – 5 )

Тест опросника содержит 70 вопросов, направленных на изучение склонности индивида к 13 видам зависимостей.

Результаты диагностики являются ориентировочными и показывают общую склонность к той или иной зависимости, не являясь основанием для постановки того или иного диагноза.

Результаты представлены в таблице 1.


Таблица 1.

Испытуемый

Средний балл

1

13,45

2

15,1

3

9,4

4

8,3

5

19,05

6

8,75

7

10,95

8

10,25

9

10,25

10

7,7

11

10,35

12

6,75

13

11,58

14

11,2

15

13,45

16

15,1

17

11,4

18

12,3

19

14,05

20

9,75



В контрольную группу для дальнейшего исследования выделим испытуемых с низким уровнем зависимости, а в основную – среднюю и высокую степень зависимости.

Исследование восприятия времени.

Результаты контрольной группы (60 сек):


Испытуемый

Результат

1

58

2

40

3

62

4

63

5

70

6

57

7

64

8

62

9

69

10

61

11

61

12

63


Результаты исследуемой группы (60 сек):

Испытуемый

Результат

1

36

2

42

3

57

4

39

5

41

6

52

7

34

8

48


Как видно из исследования результаты теста различны для обоих групп. Лица со средней или высокой зависимостью склонны менее адекватно и верно определять временные промежутки. В большинстве случаев им кажется, что на самом деле времени прошло меньше, чем в реальности.

Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тексте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.

Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снимается по одному баллу.

Результаты представлены в таблице.


Испытуемый

Группы

1

2

3

4

Контрольная группа

1

+




2


+



3

+




4


+



5

+




6

+




7

+




8

+




9



+


10


+



11


+



12


+



Наблюдаемая группа.

1



+


2



+


3



+


4


+



5


+



6



+


7



+


8



+



Из результатов видно, что люди с большей склонностью к зависимости демонстрируют более высокий результат в данном исследовании. Это связано с тем, что при постоянной работе за компьютером вырабатываются схожие навыки, и имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого. Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данному тесту для ее улучшения.

Следующая методика была направлена на выявление интеллектуальной лабильности. Оценка производилась по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нормы выполнения: 0-4 ошибки - высокая лабильность, хорошая способность к обучению; 5-9 ошибок - средняя лабильность; 10-14 ошибок - низкая лабильность, трудности в переобучении; 15 и более ошибок - мало успешен в любой деятельности.

Результаты представлены в таблице.


Испытуемый

Группы

Высокая

Средняя

Низкая

Очень низкая

Контрольная группа

1


+



2


+



3



+


4


+



5




+

6


+



7



+


8


+



9



+


10


+



11


+



12


+



Наблюдаемая группа.

1

+




2

+




3





4


+



5


+



6

+




7

+




8

+




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты