Особенности отношения к сверстникам у лиц юношеского возраста

К пятой группе принадлежат те критерии, которые следуют из видов деятельности человека и структуры его личности. В соответствии с ними в психологии зафиксированы предметно-практические взаимоотношения, коммуникативные, когнитивные, эмоциональные, волевые, ролевые, правовые, моральные, нравственные, коллективистические отношения. Близко к этой классификации деление отношений на основе критерия выраженности в них эмоциональных компонентов: деловые и эмоциональные отношения.

К шестой группе относятся те критерии, которые фиксируют одновременно степень близости или дистантности между партнерами; валентность, т.е. позитивность — негативность отношений; вид позиции или «пристройки» друг к другу в процессе общения. На этих основаниях выделяют следующие отношения: близкие (Мы); далекие (Они); позитивные (Свои); негативные (Чужие); отношения снизу (Вы); отношения сверху (Ты). К этому типу классификаций принадлежат и те, в которых в качестве критерия используется ролевая позиция партнера и степень близости между людьми, степень знакомства: отчужденные, приятельские, товарищеские, дружеские, интимные, любовные, супружеские, родственные отношения.

К седьмой группе критериев принадлежат те, которые указывают на степень конструктивности складывающихся отношений; выделяют деструктивные и конструктивные отношения.

К восьмой группе относятся критерии взаимности отношений (симметричные — асимметричные), степени их субъектности, «личностности» (отношения персонификации, персонализации или отношения доминантные, отвергающие, симбиотические отношения). (26)

Таким образом, существует несколько групп критериев классификации отношений. Среди них чаще всего применяются критерии, указывающие на направленность — объектность отношений, степень осознанности, уровень актуальности — реалистичности, степень глубины отношений, на их знак, интенсивность, модальность. (26)

В литературе выделяют структурные компоненты отношений.

В. Н. Мясищев выделяет в отношении «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную, познавательную) и «конативную» (поведенческую) стороны. Каждая сторона отношении определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми, включающего различные моменты от обмена веществ до идейного общения.(12)

Познавательный (оценочный) компонент способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя, проявляется в принятых личностью моральных ценностях, выработанных убеждениях, вкусах, склонностях, идеалах. (Мясищев В. Н., 12).

Сосновский Б. А. и Попов А. Л. называют его когнитивный (гностический, информационный).

Сосновский Б. А. считает, что когнитивный элемент предполагает познание, понимание и осознание информации, задействованной в межличностных отношениях, восприятии другого человека. (20)

По мнению А. Л. Попова когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится, или не нравится в межличностных отношениях.(18)

Изучением межличностного познания занимались: Беляева Т. Б., Рачунасва Т. Н., Змисвская Л. В., Выражемская А. И., Фролова Н. В., Копылов С. А., Антонова Н. В., Худякова Т. П., Бабанский М. Ю.; Забродина И. В., Алешина Ю. Е.; Кочарян А. С.; Новгородцсва А. П.; Райлай Г.; Ершова Н. Н., Колобова Е. Ф., Андреева Г. М., Рождественская Н. А. и др.

Исходящих из теории деятельности межличностное восприятие, с одной стороны, является активной познавательной деятельностью субъекта, продукт которой оформляется в образ, понятие о людях, представлен как в описании другого, так и в познании собственных действий по отношению к нему. Активность испытуемого включается в оценку другого, в содержание отображения даже внешнего облика другого (22).

С другой стороны, на всех уровнях отражения межличностное восприятие само оказывается детерминированным спецификой совместной, объединяющей людей, деятельности и является продуктом как внутренней психологической, так и предметно-практической деятельности (22).

Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе, выражается посредством привязанности, любви, симпатии и противоположных но знаку чувств - неприятии, вражды, антипатии. (Мясищев В. Н., 12.)

Сосновский Б. А. и Попов А. Л. называют его аффективным.

Аффективный аспект выражается в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) до индифферентных (нейтральных) и дизъюнктивных (негативных, разделяющих). Варианты переживания интерперсональных отношений огромны. Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующимися в пределах названных норм. (20)

Потребность в эмоциональном контакте появляется в младенчестве и с возрастом постепенно превращается в разной степени осознанную психологическую привязанность детей к окружающим. С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические).

 «Эмоциональная привлекательность» — способность личности к пониманию психических состояний партнера по общению и особенно к сопереживанию с ним. Последнее проявляется в отзывчивости чувств в ответ на различные состояния партнера.

Эмпатия — это отклик одной личности на переживания другой. Н.Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня:

когнитивная эмпатия, проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния;

эмоциональная эмпатия не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, т.е. эмпатического реагирования. Эта форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другой вариант находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека;

высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной и чувственной, но и действенной. Между всеми формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости.(20)

Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируются эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, по и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. На основе механизма эмпатии становится возможным эмоциональное и деловое импонирование.(20)

Поведенческий (конативный) компонент способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе. Поведенческая сторона отношения выражается посредством потребностей, поскольку сама потребность указывая на свой предмет, тем самым дает и косвенное указание па способ достижения этого предмета (Мясищев В. Н., 12.).

Сосновский Б. А. и Попов А. Л. называют его поведенческий (практический, регулятивный).

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. Если партнер нравится другому, поведение будет доброжелательным. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся. (Сосновский Б. А., 20; Попов А. Л.,18.)

На формирование и изменение системы отношений личности влияют различные факторы.

Лабунская В. А. описывает четыре группы факторов, опосредующих возникновение и динамику отношений личности (к себе, к другому, к миру). (Лабунская В. А., 26.)

К первой группе факторов традиционно относят факторы, детерминирующие становление и развитие системы отношений человека в онтогенезе: 1) врожденная потребность и способность человека устанавливать взаимоотношения с другими людьми; 2) ранние, непосредственные формы взаимодействия в системе мять — ребенок; 3) культурно-фиксированные нормы, традиции отношений и взаимоотношений; 4) возрастные кризисы развития человека, которые рассматриваются как разрушение старой и формирование новой системы отношений. (Лабунская В. А., 26.)

К второй группе факторов динамики отношений («личностные» факторы) относятся различные свойства субъекта отношений; социально-демографические характеристики (пол, возраст, национальность, место проживания и т.д.); социальные характеристики (образование, профессия): индивидные характеристики (конституция, внешность); особенности вербального и невербального поведения. Особое место в этой группе факторов изменения отношений занимают такие социально-психологические и личностные особенности субъектов отношений, как статус, роль, уровень самораскрытия, самооценка, уровень общительности, эмоциональной устойчивости, самоконтроль, социальная смелость, доминантность, особенности мотивационно-потребностной сферы и характеристики когнитивной сферы (когнитивная простота — сложность). Кроме того, важным фактором формирования и изменения отношений между людьми является система отношений каждого из субъектов отношений. Такие компоненты системы отношений человека, как отношение к себе и отношение к обобщенному другому, опосредуют динамику его реальных межличностных отношений. К второй группе факторов изменения отношений, главным образом межличностных, относится и такой фактор, как определенное сочетание социально-демографических, социально-психологических, личностных особенностей субъектов отношений, а именно: сходство социально-демографических характеристик, ценностных ориентации, ролевых установок, взаимных оценок партнерами друг друга; определенное сочетание (как сходство, так и комплементарность) личностных свойств; мера взаимного удовлетворения межличностных потребностей. Особенности взаимодействия партнеров (характер обращения и процесс взаимного самораскрытия), а также сознательная, целенаправленная регуляция личностью своих отношений и история развития отношений в паре в целом выступают в роли факторов изменения отношений. Изучению этих факторов в психологии придается особое значение, иногда отношения между партнерами сохраняются вопреки всем объективным предпосылкам их распада и прекращаются несмотря на благополучный прогноз их развития.

Третья группа факторов («ситуативные» факторы) включает в себя фактор времени; экологический фактор (физические условия общения); фактор пространственной близости; культурно-исторический фактор (влияние культурных норм и ценностей на становление и развитие конкретных отношений и взаимоотношений личности) и такой фактор, как «жизненное событие» («трудная ситуация», «субъективно-значимая ситуация»). Данная группа факторов в психологии называется также внешней детерминацией, что подчеркивает обусловленность динамики отношений рядом не зависящих от субъекта переменных. Но ситуация для личности становится «жизненной», «трудной», «субъективно-значимой» только тогда, когда она преломляется через систему жизненно важных ценностей и личностных смыслов (т.е. через внутренние, «личностные» факторы).

К четвертой группе факторов формирования и динамики отношений относятся процессы групповой динамики, а именно: процесс образования малой группы и движения ее с уровня па уровень, процессы лидерства и руководства, процессы принятия групповых решений, групповое сплочение, давление, контроль, групповые конфликты, а также цели и задачи совместной групповой деятельности. Этот тип факторов называется «групповая детерминация» или «групповые факторы». (Лабунская В. А., 26.)

Таким образом, отношения личности формируются и изменяются под влиянием нескольких групп факторов, среди которых особая роль принадлежит личностным и групповым факторам становления системы отношений человека. (Лабунская В. А., 26.)

Т.о. анализ психолого-педагогической литературы нам сделать следующие выводы:

1) «Отношение» – это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений, это активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. (Мясищев В. Н., 13)

2) Кроме определения понятия в психолого-педагогической литературе выделены следующие виды отношений: производственные, экономические, правовые, нравственные, политические, религиозные, этнические, эстетические, психические, психологические и т.д.

3) Выделены структурные компоненты отношений: «эмоциональная», «оценочная» (когнитивная, познавательная) и «конативная» (поведенческая) стороны.


1.2    Психологические особенности поздней юности – студенчества


Ведущей деятельностью в юношеском возрасте является учебно-профессиональная деятельность, поэтому этот период связывают со студенчеством.

Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся, то есть овладевающий знаниями». Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась во время возникновения первых университетов в XI-XII вв. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора и адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии. Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1. С психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание, психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.

2. С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и так далее.

3. С биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и так далее. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни. (30)

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку юношеского возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и так далее.

Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития. Заслуга постановки проблемы студенчества, выступающего в качестве особой социально-психологической и возрастной категории, принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюкина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах других исследователей (П. А. Просецкий. Е. М. Никиреев, В. А. Сластенин) накоплен большой эмпирический материал наблюдений, экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме.

Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. В процессе нравственного развития происходит становление социальной личности студента, т.е. формирование таких морально-этических черт, как готовность и потребность к общению с людьми, преодоление равнодушного отношения к ним, возникновение интереса к людям, готовность и способность к совместной с ними деятельности и к установлению на этой основе товарищеских и дружеских отношений. При этом дружеские отношения с коллективами или группами людей не исключают, а, наоборот, подготавливают почву для возникновения индивидуальной дружбы. (Маркелова В. А., 10.) С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией — с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, качало художественных, технических и научных достижений. (30)

В исследованиях, посвященных личности студента (В.Т. Лисовский, Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Литовский, З.Ф. Есарева и др), показывается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности. Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт, — процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Литовский, З.Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах, — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17—19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет — это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты