Особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников

Предмет исследования – особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников.

Гипотеза исследования:

1. У креативных дошкольников существуют специфические особенности общения со сверстниками, выражающиеся в следующих негативных моментах:

1.1. Проявления нецелесообразности, неуместности общения со сверстниками, превращение сверстников в предмет насмешек.

1.2. Склонность к лидерству, перерастающая в стремление к навязчивому самоутверждению.

1.3. Отсутствие позитивной направленности на партнеров-сверстников, не умение ориентироваться на эмоциональное самочувствие собеседника.

1.4. Неорганизованность в соблюдении культуры общения, повышенная конфликтность.

1.5. Излишняя самодостаточность, неприятие помощи сверстника.

2. В результате коррекционно-развивающей работы возможна оптимизация общения со сверстниками у креативных дошкольников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены задачи:

1. Оценить состояние проблемы общения креативных дошкольников со сверстниками в психолого-педагогической литературе.

2. На основе экспериментального исследования выделить группу креативных дошкольников.

3. Выявить особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников.

4. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу, нацеленную на устранение негативных особенностей общения у креативных дошкольников.

5. Оценить эффективность коррекционно-развивающих мероприятий.

6. Разработать рекомендации для родителей по оптимизации общения креативных дошкольников.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения креативных дошкольников со сверстниками.

2. Наблюдение (одномоментные срезы, длительное наблюдение).

3. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

4. Качественный и количественный анализ полученных результатов.

5. Анкетирование родителей.

Экспериментальное исследование проводилось в ДОУ № 29 г. Н. Новгорода на протяжении периода с октября 2009 г. по март 2010 г. В психолого-педагогическом эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста (5–6 лет). Общее количество участников эксперимента составило 18 человек (старшая группа), из которых по мере выявления уровня креативности была выделена подгруппа из 8 человек (экспериментальная), куда входили как креативные (4), так и обычные дети (4). С остальными 10 детьми после выявления контингента креативных дошкольников не проводилось никаких дополнительных мероприятий.

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов:

Задачи констатирующего эксперимента:

1. На основе диагностики уровня креативности выделить группу креативных дошкольников.

2. Выявить особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников.

Задачи формирующего эксперимента:

1. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу, нацеленную на устранение негативных особенностей общения у креативных дошкольников.

2. Разработать рекомендации для родителей по оптимизации общения креативных дошкольников.

Задачи контрольного эксперимента:

1. На основе повторной диагностики общения креативных дошкольников со сверстниками оценить эффективность коррекционно-развивающих мероприятий.

2. Провести сравнительный анализ развития общения креативных дошкольников на констатирующем и контрольном этапах.


2.2 Констатирующий эксперимент


Итак, задача констатирующего эксперимента состояла, во-первых, в выделении группы креативных дошкольников, во-вторых, в изучении особенностей общения креативных дошкольников со сверстниками.

Из теоретического анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что творчество дошкольника выражается более всего и самым ярким образом проявляется в сюжетно-ролевой игре: замысле, реализации, ролевом поведении в форме воображения, от которого во многом зависит раннее проявление детской креативности. При этом прослеживается связь креативных способностей со всеми сферами психики дошкольника: интеллектом, сознанием, чувствами. Именно в игре происходит комбинирование знаний и представлений ребенка, искренне передаются его мысли и чувства, наиболее ярко выражаются творческие способности. Учеными доказано, что именно в сюжетно-ролевой игре как форме творческой деятельности, роль выступает проявлением творческой способности воображения. Поэтому выбор методики эксперимента, на наш взгляд, является совершенно обоснованным.

Итак, оценка уровня креативности происходила в естественных для дошкольника условиях игровой деятельности. В процессе изучения игровых проявлений у детей были использованы критерии развития креативности, разработанные П. Торренсом и Дж. Гилфордом:

Оригинальность, как способность предложить новый замысел для игры;

Быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;

Гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;

Вариативность, как способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для определения уровня креативности в игре, детям старшей группы (в количестве 18 человек) были предложены задания по методике Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой [25]. Работа велась в индивидуальной беседе. На исследование по выявлению креативных дошкольников отводился 1 месяц (октябрь).

Задание № 1: "Способность оригинально обыграть игрушку". В группу вносилась игрушка, лиса Алиса, и воспитатель предлагал ребенку обыграть ее. Например: "К нам сегодня в гости пришла лиса Алиса. Ей очень скучно и она хотела бы поиграть с тобой!" (Приложение №1).

Задание № 2: "Придумывание сюжета по условию: "Как бы ты играл, если бы в твою семью приехал доктор Айболит?" (Приложение № 2).

Для качественной оценки были выделены три уровня, оценка проводилась по критериям развития креативности, описанным выше (показатели высокого уровня оценивались тремя баллами, среднего – двумя, низкого – одним баллом).

I уровень – высокий – ребенок с желанием принимает игрушку, оригинально обыгрывает, придумывает свой собственный сюжет.

II уровень – средний – ребенок принимает игрушку, использует уже известный сюжет, заимствованный у взрослых или из мультфильмов.

III уровень – низкий – ребенок принимает игрушку, просто ходит с ней, может произвести какие-то действия, игрушку в сюжет не включает, быстро оставляет ее.

Итак, в ходе первой части констатирующего эксперимента был выявлен контингент креативных дошкольников (высокий уровень – 6 человек, средний – 8, низкий – 4 ребенка (Диаграмма 1).

Для дальнейшей работы была создана экспериментальная группа, состоящая из детей различных уровней креативности (8 человек: 3 ребенка – высокий уровень, 1 – средний, 4 – низкий уровень. (Диаграмма 2).

Диагностика межличностных отношений в экспериментальной группе проводилась в несколько этапов, на каждом из которых проверялось развитость той или иной характеристики общения. Длительность диагностики межличностного общения экспериментальной группы составила 2 месяца (ноябрь – декабрь).

Первым этапом определялось желание ребенка общаться и устанавливать контакты. Для этой цели использовался следующий материал: доска дежурств с прорезями, фотографии детей, список группы, обозначенный условными знаками. На такое индивидуальное обследование детей было отведено три дня.



Диаграмма 1


Диаграмма 2


В часы свободной деятельности мы вызывали ребенка из числа экспериментальной группы и просили подобрать к фотографиям сверстников соответствующие обозначения: "Пожалуйста, помоги мне разложить картинки на доске дежурств. Мне кажется, что они расставлены неправильно. Для этого тебе надо расспросить тех детей, чьи фотографии ты видишь на доске. Если укажут ошибку, исправь". При обработке данных фиксировалось число контактов, как положительных, так и отрицательных, т.е. не приведших к результату.

На втором этапе выявлялась эмоциональная окрашенность, экспрессивность, динамичность (импульсивность) общения со сверстниками. Обследование проводилось фронтально группой (8 чел.) Организовывался кукольный театр по рассказу Виталия Бианки "Хитрый лис и умная уточка". Цель диагностики: спровоцировать реакцию на действия персонажей (в лице сверстника) защитить уточку, предупредить ее об опасности. При обработке данных ориентировались на высокий уровень, если ребенок активен, эмоционален, высказывался в числе первых; средний уровень: активен, эмоционален в меньшей степени, высказывался о поступках персонажей вместе со всеми; низкий уровень: в ситуацию включался всегда последним или вовсе не реагировал на происходящее действие.

Третьей задачей было выявление наличия (или отсутствия) потребности поддерживать и одобрять сверстника (самодостаточность). Материал: корзинка, листья (осенние или искусственные); бумага; мячи. Обследование проводилось в форме игры-соревнования в течение недели и в форме индивидуальной беседы.

Игра. Соревнуются дети по двое, выполняя задание, к примеру: "Кто быстрее и больше соберет осенних (или искусственных) листьев?" (или "Кто больше вырежет квадратиков?", "Кто больше соберет мячей в корзину?"). Группа в ходе соревнования "болеет" за участников.

Фиксировалось количество "за" и "против" соревнующихся, выявлялось, у кого из детей больше всего одобрений (насмешек), за кого больше всего "болеет" группа.

Индивидуальная беседа. Цель. Выявить степень зависимости от поддержки сверстника (мы использовали измененный вариант теста Луизы Дюсс). Примерное содержание беседы: "В гнездышке на дереве спят птички. Сильный порыв ветра сломал ветку, и гнездышко упало на землю. Но более сильные птички взлетели на дерево, а маленькая птичка осталась на земле. Как ты думаешь, что с ней станет?". Оптимистичный ответ ("Птичка все же попробует взлететь", "Будет звать на помощь, чтобы кто-нибудь помог ей") свидетельствует: ребенок способен самостоятельно решать возникшие вопросы, умеет находить выход без поддержки. Ответы, полные пессимизма ("Он останется на земле", "Попытается взлететь, но не сумеет", "Погибнет во время падения", "Умрет от голода, холода, или его кошка схватит"), говорят о зависимости ребенка от помощи товарища. В протоколе фиксировалось количество оптимистических и пессимистических ответов в группе.

Данные протоколов обследования занесены в таблицу 1 и диаграмму 3. Обработка полученных результатов проводилась следующим образом:

Высчитывалось количество контактов, установленных тем или иным ребенком за день (активность речевой деятельность).

Отслеживалось постоянство контактов (показатель интенсивности общения).

Из всех детей группы были выделены те, общение с которыми у данного ребенка было особенно интенсивным (показатель избирательности).

Вычислялась широта круга общения (ШКО) – соотношение числа детей группы, с которыми были установлены контакты, с общим числом детей.

Динамичность высказываний в зависимости от быстроты мыслительного процесса, общей реакции (высказывание "в числе первых", "вместе со всеми", либо отсутствие высказывания).

Отмечалось количество негативных, позитивных оценок дошкольником сверстника.

Зависимость от поддержки сверстника (самодостаточность): "обращается за помощью", "не обращается".


Таблица 1. Показатели развития общения креативных дошкольников со сверстниками

Уровень креатив-

ности

Имя

Число

контактов

Число высказываний (речевая активность)

Динамичность

высказываний

Оценка

сверстника

Зависимость от поддержки сверстника

Высокий


Интенсивность

Избирательность

ШКО


В числе 1-ых

Вместе со всеми

Не высказался

"за"

"против"

Просит помощи

Не обращается

Лена

15

6

0,8

13

+



2

5


+

Леша

11

4

0,6

10


+


4

3

+


Женя

12

8

0,7

8

+



3

4


+

Оля

9

5

0,5

9


+


3

4


+


Всего

47

23

2,6

40

4

0

12

16

1

3

Низкий

Слава

8

4

0,4

8

+



3

4

+


Маша

5

1

0,3

5



+

4

3

+


Юля

6

2

0,3

4


+


5

2


+

Аня

8

3

0,4

7



+

6

1

+



Всего

27

10

1,4

24

2

2

18

10

3

1


Диаграмма 3


В качестве дополнения к основной диагностике в экспериментальной группе проводились систематические наблюдения, направленные на выявление особенностей общения креативных дошкольников со сверстниками.

Во-первых, это метод одномоментных срезов, где изучалось общение детей в различных видах совместной деятельности (труд, учение, изобразительная, музыкальная и т.д.). Суть методики заключалась в том, что срезы производились в течение трех дней подряд через каждые 10 минут в одних и тех же условиях. Обязательным требованием было наличие 3\4 постоянного состава группы. Особое внимание обращалось на взаимодействие четырех дошкольников (с высоким и средним уровнем креативности) со сверстниками низкого уровня в различных видах деятельности.

Также для изучения межличностных отношений внутри экспериментальной группы была применена игровая методика, заключавшаяся в наблюдении за общением детей в процессе игровой деятельности (Михайленко Н.Я. "Телефонные разговоры").

Объекты нашего особого внимания – такие компоненты игровой деятельности, как ролевой диалог и сюжетосложение, наиболее полно отражающие динамику межличностного общения дошкольников. Данные игровые навыки детей взяты за основу неслучайно, ведь ролевое поведение всегда предполагает взаимодействие, где слитно выражаются, индивидуальный опыт ребенка, чувственно-эмоциональный обмен этим опытом, определенным образом показывающий отношение ребенка к партнеру по игре, проявляющийся во всех сферах социальной действительности в зависимости от сюжета, и, с другой стороны, не имеющий границ фантазии.

Итак, для изучения ролевого диалога детям предлагалось в парах обыграть аналогичные ситуации:

Ситуация №1. "Здравствуйте, вам звонит доктор. (А у нас никто не болен). Я знаю, но вашей дочери пора сделать прививку. (А когда мы к вам должны придти?) Завтра утром…"

Ситуация №2. "Здравствуйте! Вам звонит ваша бабушка. Как у вас дела? (хорошо). Может быть, вы приедете ко мне в гости в деревню? Там отдохнете на природе, попьете парного молока…"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты