Особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников

Начало разработки методов диагностики креативности связано с трудами Дж. Гилфорда [9]. В подходе к диагностике творчества имеются три ключевых принципа:

Предъявление человеку задачи для творческого мышления индивидуализировано, в отличие от стандартизованных инструкций в тестах.

Изучается, прежде всего, процесс порождения решения, а не конечный результат.

Проведение индивидуального исследования не исключает, как в традиционных тестах, а, напротив, предполагает активное участие экспериментатора.

Позднее понятие креативности было существенным образом пересмотрено под влиянием гуманистической психологии, представители которой рассматривали это понятие в контексте проблемы личностной зрелости, К. Роджерс, Н. Роджерс, Р. Мэй [24,36].

К концу 80-х годов сложилось несколько теоретических подходов к диагностике творчества, которые были обобщены в работах Е.П. Торренса [9]:

Основной критерий творчества – новизна, разделяющий позиции разных ученых. Некоторые признают достаточным, чтобы идея была нова для самого творца, для других авторов является обязательным критерием определение новизны в терминах культуры. В исследованиях проблемы диагностики креативности данный подход представлен работами О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой [10,27], предложившими методику оценки сказки. В данной методике использованы критерии оригинальности творческой деятельности, разработанные Дж. Гилфордом и П. Торренсом.

Подход с позиций диагностики умственных способностей дошкольников представлен, прежде всего, в работах, выполненных под руководством А.М. Матюшкина И.С. Авериной, Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой [24], адаптировавших для отечественной выборки, в том числе и для старших дошкольников, тест невербальной креативности П. Торренса. Он состоит из двух эквивалентных форм (А, В), включающих три задания:

"Нарисуй картинку" – создание рисунка на основе цветного пятна неправильной формы.

"Незавершенные фигуры" – завершение незаконченных фигур, вызывающих стереотипные ассоциации. При выполнении задания ребенку нужно создать по возможности оригинальные изображения.

"Повторяющиеся фигуры" – создание серии разнообразных рисунков за счет дорисовывания одинаковых фигур. Как показатели креативности здесь выступают продуктивность (беглость) – способность к порождению большого числа идей за ограниченное время, гибкость – способность к выдвижению разнообразных идей, оригинальность – способность к выдвижению новых, необычных идей, а также разработанность – степень детализации ответов. К данному подходу близка работа О.М. Дьяченко, предложившей методику завершения фигур для диагностики творческой одаренности дошкольников.

Е.П. Торренс выделяет также определения творчества как процесса. Некоторые методы диагностики креативности дошкольников представляют собой схемы анализа игры. Например, Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина [39] при изучении сюжетно-ролевой игры дошкольников предлагают обращать внимание на такие параметры, как инициатива в возникновении замысла игры, развитие замысла по ходу игры (чем обусловлено – влиянием случайных обстоятельств или оно является творческим развитием первоначального сюжета), инициатива ребенка в выборе игровых заместителей реальных предметов.

Другой аспект изучения детского творчества как процесса выделяет Е.С. Белова [18], которая предлагает сравнивать результаты самостоятельного творчества ребенка (например, при сочинении сказок) и при развивающей помощи со стороны взрослого. Такой подход к диагностике креативности восходит к идеям культурно-исторической теории Л.С. Выготского и, очевидно, позволяет оценить зону ближайшего развития творческого потенциала ребенка.

Вариант понимания творчества сформулирован в гуманистической психологии К. Роджерс, Н. Роджерс, Р. Мэй [24]. Такой подход к креативности предполагает прежде всего изучение внутриличностных предпосылок, наделяющих ребенка "мужеством творить".

Таким образом, сформулированное П. Торренсом понимание креативности близко многим современным исследователям, А.М. Матюшкину, Д.Б. Богоявленской и многим другим [4,24].

Итак, завершая обзор теоретических подходов к диагностике креативности, следует отметить, что представленные подходы в понимании креативности не являются взаимоисключающими, а напротив, дополняют друг друга. Креативность является многомерным и многоуровневым образованием, и поэтому все упомянутые методы диагностики креативности исследуют различные аспекты одного и того же явления. Теоретическое переосмысление имеющихся диагностических методик, применение уже разработанных схем оценки креативности в игре и продуктивной деятельности дошкольников, наряду с созданием новых методик позволит решить задачу расширения методического арсенала практиков для изучения креативности дошкольников.


1.3 Особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников


Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития. По мнению Т.Д. Марцинковской [24,37] погашение таких негативных явлений в поведении, как агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность, зависит и от своевременной помощи, и от полноценности развития ребенка в период дошкольного детства.

Как известно, эмоциональное общение взрослого с ребенком закладывает в нем чувство базового доверия (или недоверия) к людям и окружающему миру. В последующем это общение обуславливает его доброжелательность, коммуникативность. Интерес к общению и коммуникативная избирательность с возрастом постоянно увеличивается: до 3 лет ребенок концентрирует внимание на общении с близкими взрослыми; в 3-4 года уже обращает внимание на своих сверстников, легко меняет партнеров по игре; в 6-7 лет начинает дружить с определенными детьми. Именно благодаря общению со сверстниками формируется половая матрица поведения, самооценка, статус: появляется возможность оценить себя и сравнить свои возможности с возможностями партнеров.

Дошкольный возраст – особо ответственный период первоначального становления личности, наиболее сенситивный для развития чувств. Основы совести, справедливости, социальной активности, инициативности, творчества закладываются именно в обществе сверстников. Дети учатся ориентироваться на затруднения, огорчения сверстников, оказывать помощь.

А.С Макаренко [23] считал, что на личность можно и нужно влиять опосредованно через коллектив сверстников. По данным многолетних исследований Т.А. Репиной [35] группа детского сада выполняет целый ряд социализирующих функций:

регулирование поведения ребенка по отношению к сверстникам;

формирование ценностных ориентаций;

обеспечение социального обучения;

формирование адекватной самооценки ребенка под влияние оценки сверстников.

Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником является Ж. Пиаже [34]. Именно он еще в 30-х гг. привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц — сначала других детей, а по мере взросления ребенка, и взрослых — подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми и в мышлении.

Усиление интереса к данной проблеме произошло в зарубежной психологии в конце 1960-х — начале 1970-х гг., когда были экспериментально установлены устойчивые связи между особенностями опыта общения со сверстниками в детстве и некоторыми важными личностными и когнитивными характеристиками во взрослом и подростковом возрасте. Было показано, что от количества и качества взаимодействия со сверстниками в дошкольном и младшем школьном возрастах зависят коммуникативные способности детей.

В настоящее время важность сверстника в психическом развитии ребенка признается большинством психологов. Значение сверстника в жизни ребенка вышло далеко за пределы преодоления эгоцентризма и распространилось на самые разные области его развития. Особенно велико значение сверстника в становлении основ личности ребенка и в его коммуникативном развитии. Многие ученые, развивая мысль Ж. Пиаже, указывают на то, что неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности; соответственно значительно более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстником. Бронфенбреннер [38] в качестве основных качеств личности, которые приобретаются детьми в процессе общения со сверстниками, выделяет взаимное доверие, доброту, готовность к сотрудничеству, открытость и др. Б. Спок [24] также подчеркивает, что только в общении с другими детьми ребенок научается ладить с людьми и одновременно отстаивать свои права.

Многие ученые, такие как Кудрявцев В.А., Панов В.И., Пономарев Я.А. [29,32] подчеркивают, что творчески одаренные дети находятся в состоянии огромного риска социальной изоляции и отвержения со стороны сверстников. Высокий уровень творческих способностей не понимается окружающими и обычный для такого дитя процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей появляются трудности в нахождении близких по духу людей, возникают трудности в играх сверстников, которые им не интересны. Поэтому дети оказываются вынужденными подстраиваться под остальных, желая казаться такими же, как все. Педагоги часто не распознают одаренных дошкольников и отрицательно оценивают их способности, хотя проводить диагностику одаренности нужно уже в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает проявлять детскую креативность.

В неустойчивом дошкольном возрасте конфликты в процессе общения детей друг с другом неизбежны, но в отношении одаренных детей, данная ситуация еще более усугубляется повышенным уровнем умственного и речевого развития. Другими словами, способности одаренных детей являются своеобразным барьером, отделяющим их от "средних" сверстников. Нередки случаи, когда общественная масса детей не принимала неординарных сверстников, изгоняла их из собственных рядов, навешивая обидные ярлыки. Вследствие этого одаренный ребенок, чтобы не оказаться отверженным уходил в себя, замыкался.

Трения с товарищами бывают вызваны, в первую очередь и тем, во что играют дети, ведь игра для дошкольников – основная деятельность. Маленькие интеллектуалы тянутся к разным словесным играм, к шахматам в те годы, когда их сверстники по преимуществу к подвижным и более радостным играм. Уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать фактически поведение, но в силу обычного возрастного эгоцентризма они нуждаются в помощи взрослых. Для одаренных детей характерна достаточно обычная сопоставимость поведенческих моделей, поэтому им тяжело находить общий язык со сверстниками.

Педагоги часто отмечают рвение креативных дошкольников прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Причина рвения таких детей прервать собеседника кроется в том, что они уже в курсе того, о чем говорится, и готовы завершить мысль собеседника за него, предлагая свой ответ, хотя собеседник еще не готов его воспринять. Такие дети схватывают мысль на лету, даже если им сообщается что-то новое, и стремятся показать свое понимание. Такой "перебивающий", ранний ответ является отражением обычной скорости восприятия собеседников. В каждом таком случае непосредственный дошкольник полагает, что и все остальные слушатели, участвующие в данной беседе, воспринимают и обрабатывают информацию с таковой же скоростью. Но в определенный момент ребенку не хватает терпения, что проявляется не только в общении со сверстниками, но и на занятиях, в общении со взрослыми.

Еще один злой эпитет, который присваивается детям с повышенным творческим потенциалом – это "всезнайка". Сверстникам кажется, что этот "умник" обязательно желает выделиться на их фоне, поэтому его остроумные замечания игнорируются. Тут вырисовывается очень четкая причинно-следственная связь. Всем детям присуща мощная потребность в признании, общности с коллективом. Услышав чей-нибудь взволнованный и увлекательный рассказ, одаренный ребенок в собственном стремлении быть совместно со всеми частенько желает поделиться чем-то похожим из собственного опыта. Но малыш даже не подозревает, что его рассказ непременно окажется увлекательнее, живее, ярче, в связи с наилучшей памятью, более живым воображением, богатым словарным запасом и острым чувством юмора. При этом первый рассказчик уходит в как бы тень, считая, что второй имел единственную цель – показать свое превосходство. В итоге одаренный ребенок наталкивается на отчуждение. Он не предвидит негативной реакции на свой поступок, который, по его мнению, обязан был показать общность, а отнюдь не превосходство. Таким образом, оказывается, что одаренный ребенок в очередной раз преуспел в речевом развитии, но никак не в искусстве общения.

Также предпосылкой отсутствия взаимопонимания со сверстниками служат издевка, высмеивание окружающих. Одаренные дети стремятся сделать больно в ответ, используя свои преимущества: богатый словарный запас и острое восприятие уязвимых сторон друзей. В силу этого их ответные выпады, несомненно, более болезненны, нежели то, что их спровоцировало.

К старшему дошкольному возрасту одаренный ребенок осознает, что физическое возмездие не поощряется, что его интеллектуальные способности существенно опережают физические, и в качестве собственного орудия выбирает слово. Это своеобразная демонстрация силы, выражающаяся в насмешках, издевках, свирепом сарказме по отношению к иным детям.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных коммуникативных особенностей одаренных детей, можно сделать вывод, что отсутствие позитивного, здорового взаимодействия их со сверстниками не безосновательно, так как во многом виноваты они сами. Помочь им обрести адекватное самовосприятие и изменить нежелательную модель поведения обязаны родители и педагоги, используя особый подход, ускоряющий и обогащающий их высокий потенциал.


Выводы к главе


В условиях современных подходов к образованию, где ставится акцент на развитие творческой личности, проблема развития детской креативности становится наиболее актуальной. При характеристике креативности А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, A.M. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, П. Торренс, Э. Фромм и многие другие отечественные и зарубежные психологи рассматривают креативность как общую творческую способность, связанную с развитием воображения, фантазии, глубинным свойством индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения [8, 28, 32].

По мнению Дж. Танненбаума, А. Маслоу, О.Б. Богоявленской [4] главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты. Среди характерологических особенностей развития творческой личности ученые выделяют общую когнитивную одаренность, необыкновенную восприимчивость, интуицию, чувствительность к проблемам, независимость суждений в неопределенных, сложных ситуациях.

В отечественных и зарубежных исследованиях креативность чаще всего заменяется творческостью. Творчество, как и способность к нему, выраженная понятием креативность, по мнению Ж. Пиаже, В. Штерн [27] непрерывно развивается наряду с развитием личности и интеллекта. Основным критерием творческой деятельности Выготский Л.С., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Петровский В.А., Эльконин Д.Б., Дъяченко О.М., Дж. Гилфорд, Дж. Гауэн [8, 12, 19, 31,45] считают воображение.

Год от года возрастает интерес психологов к проблеме диагностики творческого развития. В условиях гуманизации образования возрастает значение изучения детской креативности. Начало разработки методов диагностики креативности связано с трудами Дж. Гилфорда [9].

К концу 80-х годов 20 столетия сложилось несколько теоретических подходов к диагностике креативности, которые были обобщены в работах Е.П. Торренса [9] с позиций разных ученых: О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкой [10,27], А.М. Матюшкина, И.С. Авериной, Н.Б. Шумакововой, Е.И. Щеблановой [24], Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной [39], Е.С. Беловой [18], К. Роджерс, Н. Роджерс, Р. Мэй [24].

В настоящее время общение дошкольника со сверстником остается актуальной проблемой в психическом развитии ребенка. Значение сверстника в жизни дошкольника, по утверждению Ж. Пиаже, вышло далеко за пределы преодоления эгоцентризма и распространилось на самые разные области его развития. Особенно велико значение сверстника в становлении основ личности ребенка и в его коммуникативном развитии.

Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития. По мнению Т.Д. Марцинковской [24,37] погашение таких негативных явлений в поведении, как агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность, зависит и от своевременной помощи, и от полноценности развития ребенка в период дошкольного детства.

Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии, родоначальником которой является Ж. Пиаже [34].

Кудрявцев В.А., Панов В.И., Пономарев Я.А. [29,32] подчеркивают, что творчески одаренные дети находятся в состоянии огромного риска социальной изоляции и отвержения со стороны сверстников. Высокий уровень способностей дошкольников не понимается окружающими, появляются трудности в нахождении близких по духу людей, играх сверстников, которые им не интересны. Конфликты, возникающие в процессе общения детей друг с другом, неизбежны, но в отношении одаренных детей, ситуация усугубляется повышенным уровнем умственного и речевого развития.

Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме детской креативности позволил изучить данное понятие с позиций разных ученых.

Сущностью креативности как понятия является единство с творческим развитием личности, связь с интеллектом, воображением, которое имеет особую форму у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Подчеркивается многомерный и многоуровневый характер данного явления, изучение которого требует совокупности подходов и методов.

Отсутствие ранней диагностики детей с особым творческим потенциалом может привести не только к угасанию творческих возможностей, но и усугублению общения креативных дошкольников в среде сверстников. Педагоги дошкольных образовательных учреждений должны не только знать число креативных дошкольников своей группы, но и своевременно выявлять их коммуникативные особенности, формировать позитивное, здоровое взаимодействие со сверстниками, адекватное самовосприятие, а также проводить коррекцию негативных проявлений общения со сверстником, используя особый подход, ускоряющий и обогащающий высокий потенциал креативного дошкольника.


Глава 2. Экспериментальное исследование общения со сверстниками креативных дошкольников


2.1 Постановка проблемы исследования


Цель исследования – исследовать особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников.

Объект исследования – общение дошкольников со сверстниками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты