10. Помогаешь ли дома маме, папе, младшему брату, сестре и т.д.? Чем помогаешь (убираешь свою постель, убираешь за собой игрушки)?
11. Есть ли у вас дома цветы? Кто их поливает?
12. Есть ли у вас дома какие-нибудь животные? Кто за ними ухаживает?
13. Ходишь ли ты в кино, цирк, зоопарк, театр? Как часто и с кем?
14. Есть ли у вас дома телевизор, компьютер? Какие ты смотришь телепередачи? В какие компьютерные игры ты играешь?
15. Какие у тебя дома есть любимые игрушки и книжки?
16. Чем ты любишь заниматься дома: рисовать, петь, танцевать, строить из кубиков, лепить, рассказывать сказки (истории), придумывать интересные игры?
17. Есть ли у тебя друзья во дворе? Как давно ты с ними дружишь? Почему ты с ними дружишь? Что вы вместе делаете, чем занимаетесь?
Приложение 3
Схема количественной оценки для «Кинетического рисунка семьи»
Симптомокомплекс |
Симптом |
Балл |
|
1. Благоприятная семейная ситуация |
1. Общая деятельность всех членов семьи |
0,2 |
|
2. Преобладание людей на рисунке |
0,1 |
|
|
3. Преобладание всех членов семьи |
0,2 |
|
|
4. Отсутствие изолированных членов семьи |
0,2 |
|
|
5. Отсутствие штриховки |
0,1 |
|
|
6. Хорошее качество линии |
0,1 |
|
|
7. Отсутствие показателей враждебности |
0,2 |
|
|
8. Адекватное распределение людей на листе |
0,1 |
|
|
9. Другие возможные признаки |
0,1 |
|
|
2. Тревожность |
1. Штриховка |
0,1,2 |
|
2. Линия основания – пол |
3 |
|
|
3. Линия над рисунком |
0,1 |
|
|
4. Линия с сильным нажимом |
0,1 |
|
|
5. Стирание |
0,1 |
|
|
6. Преувеличенное внимание к деталям |
0,1,2 |
|
|
7. Преобладание вещей |
0,1 |
|
|
8. Двойные или прерывистые линии |
0,1 |
|
|
9. Подчеркивание отдельных деталей |
0,1 |
|
|
10. Другие возможные признаки |
0,1 |
|
|
3. Конфликтность в семье |
1. Барьеры между фигурами |
0,2 |
|
2. Стирание отдельных фигур |
0,1 |
|
|
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур |
2 |
|
|
4. Выделение отдельных фигур |
0,2 |
|
|
5. Изоляция отдельных фигур |
0,2 |
|
|
6. Неадекватная величина отдельных фигур |
0,2 |
|
|
7. Несоответствие вербального описания и рисунка |
0,2 |
|
|
8. Преобладание вещей |
0,1 |
|
|
|
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи |
0,1 |
|
|
10. Член семьи, стоящий за спиной |
0,2 |
|
|
11. Другие возможные признаки |
0,1 |
|
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации |
1. Автор рисунка непропорционально маленький |
0,2 |
|
2. Расположение фигур на нижней части листа |
0,2 |
||
3. Линия слабая, прерывистая |
0,1 |
||
4. Изоляция автора от других |
0,2 |
||
5. Маленькие фигуры |
0,1 |
||
6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора |
0,1 |
||
7. Отсутствие автора |
0,2 |
||
8. Автор стоит спиной |
0,1 |
||
9. Другие возможные признаки |
0,1 |
||
5. Враждебность в семейной ситуации |
1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа |
0,2 |
|
2. Агрессивная позиция фигуры |
0,1 |
||
3. Зачеркнутая фигура |
0,2 |
||
4. Деформированная фигура |
0,2 |
||
5. Обратный профиль |
0,1 |
||
6. Руки раскинуты в стороны |
0,1 |
||
7. Пальцы длинные, подчеркнутые |
0,1 |
||
8. Другие возможные признаки |
0,1 |
Приложение 4
Опросный лист
1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей. А а б Б
2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид. А а б Б
3. Для хорошей матери дом и семья – самое важное в жизни. А а б Б
4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых. А а б Б
5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много. А а б Б
6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал. А а б Б
7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни. А а б Б
8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание. А а б Б
9. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения. А а б Б
10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны взгляды его родителей. А а б Б
11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе. А а б Б
12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств. А а б Б
13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей. А а б Б
14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот. А а б Б
15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время. А а б Б
16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно А а б Б
17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми А а б Б
18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола. А а б Б
19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно. А а б Б
20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети. А а б Б
21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее. А а б Б
22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев. А а б Б
23. Самое трудное для молодой матери – оставаться одной в первые годы воспитания ребенка А а б Б
24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная. А а б Б
25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь. А а б Б
26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери. А а б Б
27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности. А а б Б
28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка. А а б Б
29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком. А а б Б
30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права. А а б Б
31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер. А а б Б
32. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше. А а б Б
33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете. А а б Б
34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других. А а б Б
35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того чтобы разрешать свои недоразумения в драке. А а б Б
36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но...). А а б Б
37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей. А а б Б
38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами. А а б Б
39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела. А а б Б
40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни. А а б Б
41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми. А а б Б
42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей и для мужа. А а б Б
43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей. А а б Б
44. Если у вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы – им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов. А а б Б
45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие. А а б Б
46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием. А а б Б
47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать. А а б Б
48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы. А а б Б
49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями. А а б Б
50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство. А а б Б
51. Очень мало женщин получают благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание. А а б Б
52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой. А а б Б
53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение. А а б Б
54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими, устойчивыми и уважаемыми людьми. А а б Б
55. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается с ребенком, сумела быть ласковой и спокойной. А а б Б
56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей. А а б Б
57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители. А а б Б
58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка. А а б Б
59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой–нибудь другой причине. А а б Б
60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться – плохой метод воспитания. А а б Б
61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени. А а б Б
62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут. А а б Б
63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи. А а б Б
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8