Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников

Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

Мы уже не раз писали, что используем нестандартизированное интервью в нашей работе. Это необходимо для более глубокого понимания каждого индивидуального случая, создания комфортной атмосферы общения, хорошему контакту между экспериментатором и респондентом.

В общей направленности вопросов выделяются три блока:

Вопросы, направленные на выявление вида конфликта (начинаются с вопроса «Как думаешь, почему именно у тебя не получается сделать выбор?» - в примерной формулировке).

Вопросы, направленные на подтверждение того, что это действительно конфликт (начинаются с вопроса «Как ты себя чувствуешь в этой ситуации неопределенности?» - в примерной формулировке).

Вопросы, направленные на выявление индивидуальных методов разрешения личностных конфликтов (начинаются с вопроса «Как ты думаешь, что могло бы тебе помочь с этим справиться?» - в примерной формулировке).

Данные блоки были выделены в связи с задачами исследования.


5.2 Описание результатов


На выходе мы получили выборку из 32 испытуемых, которые распределились так, как показано в примере 1.


Пример 1 – столбчатая диаграмма


Из 19 респондентов, которые не выбрали профессию, мы отобрали 6 (по два из каждого класса для охвата генеральной совокупности) и провели нестандартизированное интервью, соответственно, получено 6 протоколов.

Ответы респондентов на вопросы интервью можно рассмотреть с помощью контент-анализа.

Первый блок вопросов: «Как ты думаешь, что именно мешает тебе принять решение о выборе профессии?»

Среди ответов респондентов встречаются такие формулировка: «резко поменялось отношение», «захотелось чего-то более творческого», «неуверенность в своих силах», «неуверенность в том, что профессия мне пойдет», «колебание между разными сферами», «потеря себя», «боюсь что у меня поменяются приоритеты и интересы», «нужно выбрать что-то менее абстрактное и стабильное». Наиболее часто встречаемое беспокойство касается изменения интересов в будущем, открытие интересной профессии с новой стороны.

Второй блок вопросов: «Как ты себя чувствуешь в сложившейся ситуации?»

Среди ответов респондентов можно выделить такие формулировки: «плохо», «страшно», «мысль о том, что пора бы что-то делать», «полное ничтожество и в этом мире ничего не стою», «постоянное напряжение», «фигово», «состояние потерянности, загнанности в угол», «безнадежность», «было как-то пусто и грустно», «серо», «одиноко».

Третий блок вопросов: «Как ты думаешь, что могло бы тебе помочь справиться с этой ситуацией?»

Ответы респондентов: «только я сама могу», «надеюсь на случайность», «попробовать себя в том, чем хочется заниматься», «мои одноклассники», «практика», «репетиторы», «хороший пинок», «не знаю, просто разрываюсь», «появление любимого человека», «новые друзья», «порция счастья».

 

5.3 Анализ результатов


Во-первых, мы проверили репрезентативность выборки с помощью построения столбчатой диаграммы. На примере 1 мы видим, что выборка распределяется так: в девятом классе больше респондентов не определились с выбором профессии, в десятом: респонденты распределились примерно в равной пропорции, в одиннадцатом большинство относится к тем респондентам, которые определились с будущей профессией. Логически это распределение соответствует действительности.

Во-вторых, благодаря интервью подтвердилась валидность разработанной анкеты – все респонденты, которые были отобраны для интервью (а значит анкета предварительно диагностировала личностный кризис), действительно демонстрировали задержку принятия решения, негативное эмоциональное состояние (об этом говорят выделенные формулировки ответов на второй блок вопросов, которые соответствуют показателям внутриличностного конфликта по А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову). Рассмотрим последнее утверждение подробнее:

высказывание «полное ничтожество и в этом мире ничего не стою» соответствует таким проявлениям внутриличностного конфликта как противоречивость образа я, снижение самооценки;

высказывание «состояние потерянности, загнанности в угол» отражает осознание своего состояния как психологического тупика;

«мысль о том, что пора бы что-то делать» - субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора;

одна из испытуемых демонстрирует сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовалась, когда говорит о том, что ее мнение по поводу профессии, к которой она стремилась в течение двух лет «резко изменилось»;

кроме того, все испытуемые демонстрируют психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания («плохо», «страшно», «постоянное напряжение», «фигово», «было как-то пусто и грустно», «серо», «одиноко»).

На основе другого блока вопросов мы можем предположить, какие именно виды личностного конфликта переживают референты:

А.Н. с 9 класса хотела заниматься одним, но в середине 11 ее мнение резко поменялось в виду изменения социальной ситуации. Здесь мы можем диагностировать конфликт нереализованного желания, несмотря на то, что испытуемая сама создала себе ограничения (т.е. они не заданы извне).

Г.М. демонстрирует два конфликта, в большей степени конфликт двух альтернатив («я до конца не могу определиться с выбором из нескольких профессий), в меньшей – конфликт самооценки – отсутствие веры в себя (« я не уверен, что смогу пройти творческий конкурс»).

А.Ж. является еще одним респондентом, испытывающим конфликт нереализованного желания («я выбирала сферу, потом наступил 9 класс, родители надавили, я сбилась и потерялась»).

Е.С. сообщил нам, что «опасается заранее определяться» т.к. его мотивы могут измениться за год (сейчас респондент учится в 10 классе). Мы можем предположить, что это еще один случай конфликта нереализованного желания, так как субъект боится, что в виду каких-то ограничений его желание может не реализоваться.

М.М. сначала сказала нам, что «слишком задумывается о будущем» и именно это мешает ей в выборе, но позже, в ответ на другой вопрос пояснила, что очень хочет заниматься пением, но это кажется ей неперспективным. Отсюда невозможность воплотить «хочу» в связи с социальным ограничением. Это близко также к нравственному конфликту, так как необходимость заниматься чем-либо более прибыльным воспринимается референтом как «нравственный долг» («надо деньги зарабатывать и т.д., и это все во мне борется»).

Т.П. находится в ситуации близкой к той, которая была диагностирована у предыдущего респондента, так как тоже хочет заниматься музыкой, но «долг» мешает ей воплотить свое желание. Надо отметить, что у Т.П. в то время, которое прошло между заполнением анкеты и интервью несколько изменились социальные условия, поэтому она, хоть и не приняла решение, разрешила свой внутриличностный конфликт, который можно было диагностировать как нравственный.

На основе анализа построим круговую диаграмму распределения внутриличностных конфликтов у интервьюируемых.

Пример 2 – круговая диаграмма


Третья часть анализа интервью – способы разрешения внутриличностных конфликтов. В предыдущем параграфе мы привели высказывания респондентов в ответ на вопрос «Как ты думаешь, что могло бы тебе помочь справиться с этой ситуацией?».

Высказывания респондентов можно разделить на три группы: «самодетерминация и помощь значимых людей» («только я сама могу», «мои одноклассники», «появление любимого человека», «новые друзья»), «помощь квалифицированных специалистов» («попробовать себя в том, чем хочется заниматься», «репетиторы»), «эмоциональный толчок» («хороший пинок», «порция счастья»), отдельно стоит выделить «уход от ответа» («надеюсь на случайность», «не знаю, просто разрываюсь»).


5.4 Выводы


Возможные причины внутриличностного конфликта у оптантов: резкая смена сферы интересов (или боязнь этой смены), невозможность воплощение своих желаний в жизнь по причине социальных факторов (давление родителей, субъективное чувство долга), неуверенность в своих силах, незнание содержания профессиональной деятельности, сложность выбора одной из двух равнозначных альтернатив

Исходя из первого пункта: виды внутриличностных конфликтов, которым подвержены школьники в ситуации выбора профессии – мотивационный, нравственный, конфликт самооценки, нереализованного желания. Этот вывод опровергает гипотезу о том, что в процессе профессионального самоопределения у школьников встречается один определенный тип конфликта

По степени встречаемости вышеперечисленные конфликты располагаются следующим образом:

Нереализованного желания

Нравственный

Мотивационный

Самооценки

В большинстве случаев один определенный вид конфликт выделить не представляется возможным: в основном, у интервьюируемых диагностировалось сочетание двух конфликтов (самооценки и мотивационный, нереализованного желания и нравственный).

Выявлены способы разрешения внутриличностных конфликтов:

самодетерминация и помощь значимых людей;

помощь квалифицированных специалистов;

эмоциональный толчок.

 

6. Заключение


Было проведено исследование особенностей внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников, в ходе него выявлены факторы формирования, особенности протекания и способы разрешения этих конфликтов.

Полученные результаты имеют большую теоретическую и практическую ценность: во-первых, на их основе можно продолжать исследования (увеличить выборку, выявить динамику подобных внутриличностных конфликтов во времени, на основе выводов о разрешении конфликтов создать методы работы и проверить их применимость и результативность и т.д.), во-вторых, полученные мной данные можно использовать в профориентационной работе (выявлять внутриличностные конфликты с помощью интервью и пользоваться способами их разрешения при консультации).

Таким образом, можно облегчить процесс выбора профессии, уменьшить вероятность разочарования в выбранной профессии и последующих деструкций личности.


7. Список литературы


1.                 Абульханова–Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.

2.                 Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2005.

3.                 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.— М.: ЮНИТИ, 1999.

4.                 Васильев Н.Н., Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002.

5.                 Гордеева Н.Н. Теория и технология индивидуально-педагогического развития личности будущего учителя в процессе педагогической подготовки: диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.08. – Челябинск, 2002.

6.                 Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. «Психология профессионального успеха». – Санкт-Петербург, ООО «СЛП», 1998.

7.                 Данюк В. М. Управление трудом в условиях рыночной экономики — К.: Знание, 1991.

8.                 Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся ст. классов сред. шк. – 2-е изд., доп. и дораб. – М., 1990.

9.                 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.

10.            Коновалова Н.А. Взаимосвязь внутриличностного конфликта и школьной успеваемости подростков : на примере 8-9 классов : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07. – М., 2006.

11.            Конфликтология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.С.Волков, Н.Д.Волкова. – М.: Академический проект, 2007.

12.            Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: ИНФРА-М, 1997.

13.            Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.07. – Ярославль, 1999.

14.            Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2004.

15.            Психология профессий: учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2005.

16.            Стабулова Н.Б. Психология спортивной карьеры : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.13. – СПб., 1999.

17.            Фромм Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1990.

18.            Хорни К. Наши внутренние конфликты // Психоанализ и культура. М., 1995.

19.            Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. Учебное пособие, 2 -е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация «Логос», 1996.

20.            Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. – Спб: Ювента, 1999.

21.            Ginzberg E. Toward a theory og occupational choice: F restatement // Vocational Guidance Quarterly. – 1972

22.            May R. Psychology and the human dilemma. N.Y., Norton, 1967

23.            Shaffer D.R. Social and Personality development. Pascfic Grove, CA Brooks/Colc, 1988


8. Приложения

Бланки анкет для ответов «да» и «нет» на предварительный вопрос «Вы уже определились со своей будущей профессией?»


Бланки нестандартизированного интервью (для 6 интервьюируемых)

Анкета для ответов «нет» на предварительный вопрос «Вы уже определились со своей будущей профессией?»

Здравствуйте!

Мы проводим психологическое исследование и просим Вас дать ответы на следующие вопросы. Ваша помощь очень важна для нас, но она будет полезной только в том случае, если Вы отнесётесь к ним серьёзно и ответите искренне. Спасибо.

I. Пожалуйста, отметьте вариант ответа, который наиболее точно описывает вас.

Как давно вы впервые серьезно задумались о той сфере, в которой вы хотели бы работать?

a) 1-2 года назад

b) пока не задумывался

c) другое: ___________________

Менялось ли ваше мнение о подходящей для вас профессиональной сфере за этот период?

a) да, несколько раз

b) нет, я твердо уверен в своем выборе

c) другое: ___________________

Существуют ли у вас на данный момент какие-то альтернативы в выборе профессиональной сферы?

а) да, мне сложно выбрать один из нескольких вариантов (укажите какие:____________________________________________________________)

b) есть только одна сфера, которая кажется мне привлекательной (укажите какая:____________________________________________________)

c) нет ничего, что мне бы нравилось

Кто больше всего беспокоится о предстоящем вам выборе профессии?

а) мои родители и/или близкие люди

b) я сам

c) я и близкие для меня люди считаем данную проблему не стоящей беспокойства

d) другое: _________________

Если вы испытываете беспокойство относительно ситуации выбора профессии, что вызывает у вас наибольший дискомфорт?

a) окружающие слишком много «дергают» меня по этому поводу

b) я не знаю, подойдет ли мне привлекательная для меня профессия

c) я затрудняюсь с выбором сферы деятельности

d) я вообще не беспокоюсь

e) другое: _____________

II. В этой части анкеты приводится список характеристик трудовой деятельности, которые необходимо расставить по значимости от 1 до 10 при этом на первое место вы поставите максимально значимую характеристику, а на 10, соответственно, наименее значимую.

Исходите из того, что хотите вы сами («Хочу я»), хотят ваши родители («Хотят родители») и близкие для вас люди - друзья, учителя и т.д. («Хотят близкие люди»). Постарайтесь отвечать не задумываясь.


Хочу я

профессия одна из важнейших в обществе


работа с людьми


работа требует постоянного творчества


работа не вызывает переутомления


большая зарплата


возможность самосовершенствования


работа соответствует моим способностям


работа соответствует моему характеру


небольшой рабочий день


возможность достичь социального признания


Хотят родители

профессия одна из важнейших в обществе


работа с людьми


работа требует постоянного творчества


работа не вызывает переутомления


большая зарплата


возможность самосовершенствования


работа соответствует моим способностям


работа соответствует моему характеру


небольшой рабочий день


возможность достичь социального признания


Хотят значимые люди

профессия одна из важнейших в обществе


работа с людьми


работа требует постоянного творчества


работа не вызывает переутомления


большая зарплата


возможность самосовершенствования


работа соответствует моим способностям


работа соответствует моему характеру


небольшой рабочий день


возможность достичь социального признания



III. Заполните, пожалуйста, информацию о себе:

Ваше Ф.И.О.: _____________________________________

Ваш пол: ______

Ваш возраст: ________

В каком классе вы учитесь?: ______

Анкета для ответов «да» на предварительный вопрос «Вы уже определились со своей будущей профессией?»

Здравствуйте!

Мы проводим психологическое исследование и просим Вас дать ответы на следующие вопросы. Ваша помощь очень важна для нас, но она будет полезной только в том случае, если Вы отнесётесь к ним серьёзно и ответите искренне. Спасибо.

I. Пожалуйста, представьте, что вы уже работаете в выбранной сфере,

Какие функции вы выполняете на работе?

1)

2)

3)

4)

5)

Какие качества необходимы для того, чтобы быть успешно выполнять вашу работу?

1)

2)

3)

4)

5)

Какие плюсы есть в вашей работе, чем она выгодно отличается от других?

1)

2)

3)

4)

5)

Есть ли в вашей работе что-то, что вас не устраивает?

1)

2)

3)

4)

5)

Принимая решение о выборе профессии, на чье мнение вы опирались?

1)

2)

3)

4)

5)

Что (события, интересы и др), как вам кажется, определило ваш выбор?

1)

2)

3)

4)

5)

Напишите, пожалуйста, пошагово, что вы сделали для того, чтобы из школьника стать представителем данной профессии?

1)

2)

3)

4)

5)


Как вы планируете развиваться в дальнейшем в выбранной профессии?

1)

2)

3)

4)

5)

II. В этой части анкеты приводится список характеристик трудовой деятельности, которые необходимо расставить по значимости от 1 до 10 при этом на первое место вы поставите максимально значимую характеристику, а на 10, соответственно, наименее значимую.

Исходите из того, что хотите вы сами («Хочу я»), хотят ваши родители («Хотят родители») и близкие для вас люди - друзья, учителя и т.д. («Хотят близкие люди»). Постарайтесь отвечать не задумываясь.


Хочу я

профессия одна из важнейших в обществе


работа с людьми


работа требует постоянного творчества


работа не вызывает переутомления


большая зарплата


возможность самосовершенствования


работа соответствует моим способностям


работа соответствует моему характеру


небольшой рабочий день


возможность достичь социального признания


Хотят родители

профессия одна из важнейших в обществе


работа с людьми


работа требует постоянного творчества


работа не вызывает переутомления


большая зарплата


возможность самосовершенствования


работа соответствует моим способностям


работа соответствует моему характеру


небольшой рабочий день


возможность достичь социального признания


Хотят значимые люди

профессия одна из важнейших в обществе


работа с людьми


работа требует постоянного творчества


работа не вызывает переутомления


большая зарплата


возможность самосовершенствования


работа соответствует моим способностям


работа соответствует моему характеру


небольшой рабочий день


возможность достичь социального признания



III. Заполните, пожалуйста, информацию о себе:

Ваше Ф.И.О.: _____________________________________

Ваш пол: ______

Ваш возраст: ________

В каком классе вы учитесь?: ______


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты