Особенности личности женщин-менеджеров

Наше исследование призвано ликвидировать этот пробел  в научной литературе. Целью работы является исследование совокупности личностных особенностей женщин – менеджеров. На основе полученных данных мы сможем в дальнейшем провести полноценное аналитическое сравнение особенностей личностных черт мужчин и женщин – менеджеров.

В рамках теоретического анализа научной литературы мы ознакомились, также,  с одной из крупнейших методик изучения личностных черт, которую, в модифицированном варианте, мы используем в эмпирической части работы.











3.  ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ                       ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ ЖЕНЩИН-МЕНЕДЖЕРОВ

 

3.1.Актуальность темы, организация исследования.

   В России сейчас происходит развитие и формирование профессиональной управленческой культуры. В связи с этим наблюдается повышенный интерес к личности руководителя. Так как от его организаторских, интеллектуальных, коммуникативных, предпринимательских, и личных качеств зависит продуктивность, профессионализм сотрудников и микроклимат в организации. Совершенно закономерным является тот факт, что личность современного менеджера представляет интерес для психологов. Кроме того, само общество претерпевает значительные изменения, например, роль женщины теперь не сводится только к сидению дома и созданию семейного уюта. Женщины все чаще появляются на высокопоставленных должностях, в русский язык вошло новое слово «бизнеследи».

     Целью практической части работы является эмпирическое исследование и описание личностных характеристик  профессионально успешных женщин – менеджеров.

 Задачи  практической части исследования: 

1.    определить методики, позволяющие точно диагностировать основные личностные черты руководителя, с учетом особенностей выборки испытуемых;

2.    провести эмпирическое исследование и составить перечень личностных особенностей женщин – менеджеров;

3.    сравнив  выраженность тех или иных  личностных черт женщин-менеджеров с нормами, описать их «психологический портрет».

Объект исследования: личностные черты  женщин - менеджеров высшего звена работающих в российском бизнесе, занимающихся предпринимательством.

Предмет исследования: особенности личностных черт профессионально успешных  женщин – менеджеров высшего звена

 

 Выборку составили 30 женщин – менеджеров высшего звена в возрасте от  27 до 60 лет. Средний возраст испытуемых составляет 34 года.

    Гипотеза:   у профессионально успешных женщин-менеджеров в числе ярко выраженных личностных черт будут наблюдаться высокие показатели по нейротизму  и экстраверсии.

 В качестве методики для опроса респондентов я использовала сокращенный вариант опросника «NEO-FFI», в основе которого лежит пятифакторная модель личностных характеристик. Подразумевается, что все многообразие  индивидуальных различий в человеческих взаимодействиях можно свести к пяти основным параметрам - это нейротизм, экстравесия, открытость опыту, доброжелательность, добросовестность (сознательность).

Выбранный нами опросник содержит 60 утверждений, на которые респондент может дать пять вариантов ответа: абсолютно не согласен, не согласен, не могу решить, согласен с утверждением, полностью согласен.  Каждый из предложенных вариантов ответов,  получает некое количество баллов (от 1 до 5). Далее, путем сравнения со средними величинами и нормативами можно определить степень выраженности того или иного качества у одного испытуемого или по выборке в целом. Таким образом, определив наиболее ярко выраженные у данной выборки женщин – менеджеров качества, мы сможем определить те качества, которые влияют на профессиональную успешность менеджера.

Инструкция к опроснику звучит следующим образом:

«Этот опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое утверждение. Для каждого утверждения обведите ответ,  который лучше всего отражает  Ваше мнение. Пишите только на специальном бланке для ответов. Убедитесь, что Вы проставляете Ваш ответ в нужной клетке.

Обведите "ПНС", если Вы полностью не согласны или считаете утверждение определенно ложным (неверным).

Обведите "НС", если Вы не согласны или считаете утверждение скорее ложным (неверным).

Обведите "Б",  если Вы безразличны к утверждению или не можете решить, верно это утверждение или нет.

Обведите "С",  если Вы согласны или считаете утверждение истинным (верным).

Обведите "ПС",  если Вы полностью согласны или считаете утверждение определенно истинным (верным).

Например, если Вы полностью не согласны с утверждением или считаете утверждение определенно ложным  (неверным), Вам следует обвести  ПНС.

         Обратите внимание на то, что в бланке для ответов утверждения пронумерованы по строкам.  Перед тем как отвечать на утверждения, напишите Ваше имя, фамилию, возраст, пол и дату заполнения бланка».

            Обработка данный и присвоение баллов за тот или иной ответ происходит по совпадению с ключом.

Значение по шкале подсчитывается так, что ответы на прямые утверждения (от 0 до 4, при этом ПНС = 0, НС = 1, Б = 2, С = 3 и ПС = 4) просто суммируются, а ответы на обратные утверждения сначала перекодируются по схеме "0"="4", "1"="3", "2"="2", "3"="1", "4"="0", а потом тоже суммируются и прибавляются к сумме, полученной по прямым утверждениям. В таблице  приведены средние (верхняя строка) и стандартные отклонения (нижняя строка) для пяти шкал.

Нормативные  данные

 

Нейротизм

Экстраверсия

Открытость опыту

Доброжела-тельность

Сознатель-ность

Среднее

21,21461

28,0274

25,85845

28,87215

28,65753

SD

6,821079

6,204406

5,594317

5,819305

6,604598


            В качестве вспомогательной методики  мы использовали  опросник   «Шкала поведения на создание полезных контактов». По данным MacCall,   руководитель затрачивает, в среднем, три четверти своего рабочего времени на общение, направленное на создание и поддержание профессионально полезных контактов.  Поэтому,  анализ этого опросника, наряду с оценкой  иных факторов профессиональной успешности позволил нам отнести   испытуемых к разряду успешных  высокопрофессиональных менеджеров. 

 Инструкция к опроснику звучит так: «Опросник содержит 28 вопросов. Внимательно прочитайте. Ответом по каждому пункту методики является условный балл, цифра, которая обозначает один из возможных вариантов ответов. Выберите и обведите цифру соответствующую, на ваш взгляд, правильному ответу».

         Обработка результатов достаточно проста. Чем большее количество баллов набрал испытуемый, тем более его поведение ориентировано на создание полезных контактов.   Анализируя данные по группе, можно описать  уровень направленности поведения на создание социально полезных контактов у успешных женщин менеджеров.

Организация эмпирического исследования

Как  уже было отмечено выше, в исследовании приняли участие тридцать женщин – менеджеров высшего звена в возрасте от 27 до 60 лет.  Все они профессионально успешны, имеют опыт работы свыше пяти лет, эффективно осуществляют руководящую деятельность.

Эмпирическое исследование было проведено в два этапа. На первом этапе мы провели диагностическое исследование. Диагностика была проведена на заседании клуба предпринимателей  в индивидуальном режиме без ограничения испытуемых  во времени, что позволяет получить максимально достоверные результаты.   Средняя продолжительность диагностических процедур для одного испытуемого   45 – 60 минут.  На основе результатов   опросника «Шкала поведения на создание полезных контактов» мы выделили группу успешных менеджеров, которые затем, приняли участие в дальнейшем исследовании и заполнении опросника по пятифакторной модели личности ( NEO-FFI).

На втором, аналитическом, этапе мы проанализировали полученные результаты при помощи исчисления средних и стандартного отклонения по выборке и на основе анализа выделили и описали те личностные черты,  которые наиболее выражены в выборке профессионально успешных женщин – менеджеров.  На втором же этапе мы предоставили  испытуемым комментарии и  консультации по результатам их диагностики.   





 



3.2Описание результатов эмпирического исследования.

На первом этапе эмпирического исследования мы провели диагностику по двум опросникам. Целью диагностики по первому опроснику «Шкала поведения на создание полезных социальных контактов» было  определение показателей по которым, в том числе, можно диагностировать успешных менеджеров и характеристика группы испытуемых,  основным критерием отбора которой явилась успешность профессиональной деятельности.  По результатам исследования мы определили те черты личности,  которые присущи  профессионально успешным женщинам-менеджерам высшего звена. В таблице №1 представлены средние значения и стандартные отклонения по каждой из шкал для данной выборки.

Таблица 1

Результаты диагностики «Шкала поведения на создание

 полезных контактов»

 Шкалы опросника

Поддержание контактов

Общение

Вовлеченность в профессиональ-ную активность

Участие в жизни церкви и общества

Рост кругозора

Среднее значение

19.296

 

18.481

 

20.604

 

17.611

 

16.373

 

Стандартное отклонение

4.312

 

4.445

 

6.643

 

7.906

 

7.653

 

        Наиболее значимым параметром социально-полезных взаимодействий для успешных менеджеров является «вовлеченность в профессиональную активность», далее следуют «поддержание контактов» и «общение» и на последних по значимости местах находятся «участие в жизни церкви и общества» и «рост кругозора».     Полученные данные говорят о том, что для успешных женщин-менеджеров наиболее характерна ориентация на профессию, на профессиональное общение в ущерб участию в жизни общества в целом и росту кругозора в сочетании с личностным ростом.  Таким образом, в общении женщин – менеджеров присутствует, описанная MacCall жесткая ориентация на  профессию  с профессиональную активность.

        Далее мы провели основную диагностику с использованием опросника по пятифакторной модели личности. Результаты по  экспериментальной выборке женщин – менеджеров показаны в таблице №2. В таблице №3 представлены нормативные данные по опроснику, полученные Люсиным на выборке студентов.  Мы представили обе таблицы с целью максимально полного сравнения и характеристики профессионально значимых личностных черт женщин – менеджеров. По социальным параметрам две выборки отличны, во-первых, возрастным статусом испытуемых,  во-вторых, уровнем профессиональной активности, успешности и уровнем профессиональной самореализации. Следовательно, превышение значений  нормы   по тому или иному параметру опросника «Пятифакторная модель личности» может говорить о профессионально значимых личностных качествах. И, напротив, сохранение   значений в пределах нормы говорит о их минимальной значимости с точки зрения профессиональной успешности.


Таблица 2

Результаты диагностики по опроснику «Пятифакторная модель личности»

 

 Шкалы опросника

Нейротизм

Экстраверсия

Открытость опыту

Дружелюбие

Добросовест-ность

Среднее значение

29.166

 

49.500

 

42.066

 

44.566

 

47.833

 

Стандартное отклонение

8.416

 

7.309

 

7.272

 

7.004

 

7.227

 



 Таблица 3

Нормативные данные по опроснику «Пятифакторная модель личности»

 (Д. Люсин 219 чел- выборка студентов и др.)


 Шкалы опросника

Нейротизм

Экстраверсия

Открытость опыту

Дружелюбие

Добросовест-ность

Среднее значение

21,21461

28,0274

25,85845

28,87215

28,65753

Стандартное отклонение

6,821079

6,204406

5,594317

5,819305

6,604598


Проанализировав обе таблицы, мы пришли к выводу, что в группе женщин-менеджеров присутствует превышение значений нормы по каждому из параметров пятифакторной модели личности.  Следовательно, речь во-первых, идет о ином уровне развития личностных черт, что может быть обусловлено как профессиональным, так и возрастным статусом испытуемых. Далее, в зависимости от степени превышения значениями определенных  черт показателей нормы, мы  определили пропорциональную представленность данных  черт  в структуре личности профессионально успешных женщин-менеджеров.

В порядке убывания личностные качества, характеризующие успешных женщин-менеджеров расположены следующим образом: экстраверсия, добросовестность, открытость опыту, дружелюбие и нейротизм. Причем, показатели нейротизма лишь ненамного превышают показатели нормы (на 7.952 балла).  То есть, говорить о значимом превышении, характеризующем профессионально значимое качество нельзя.  При анализе данного опросника мы не выделили возрастных подгрупп и подгрупп по параметру опыта работы, в связи с тем, что средние данные по каждому из пяти параметров у них значимо не различаются. Итак, основными  личностными чертами,  женщин-менеджеров, влияющими на успешность их профессиональной деятельности являются  экстраверсия,  добросовестность и открытость опыту. Большое значение имеет,  также,   дружелюбие.

  Стоит отметить, также, превышение значениями стандартных отклонений в группе женщин-менеджеров значений стандартных отклонений для группы студентов, определяющих нормативные показатели в   исследовании.   Высокие показатели стандартных отклонений характеризуют больший разброс значений по группе, что говорит о большей степени индивидуализации  и меньшей степени типизации личностных черт для успешных  менеджеров вне зависимости от опыта работы и возрастного статуса.  Таким образом, высокую степень индивидуальности также можно отнести к характерным личностным чертам женщин-менеджеров.













3.2.       Анализ результатов эмпирического исследования.

  Целью эмпирического исследования  являлось  описание личностных характеристик испытуемых женщин – менеджеров высшего звена, влияющих на эффективность их управленческой деятельности.  В результате проделанной работы мы получили возможность составить определенный психологический портрет успешной женщины-менеджера.

 В начале описания необходимо отметить, что данный портрет характерен для выборки в целом вне зависимости от возраста и опыта работы испытуемых. Таким образом, он обусловлен требованиями профессии «менеджер». Вторая ремарка, которая необходима в данном случае, это акцент на гендерные особенности. Речь идет именно о женщинах,  высокопрофессиональных, успешно конкурирующих с мужчинами, но имеющих ряд гендерных особенностей, которые не могут не влиять  на их профессиональную деятельность.  Итак, речь идет о профессионально обусловленном психологическом портрете успешной женщины-менеджера. 

Первое, что можно отметить, это жесткая ориентация на   профессиональное общение  и профессиональную активность. Требования к профессии менеджера и особенно менеджера высшего звена  предполагают зачастую ненормированный рабочий день и максимум времени и усилий, посвящаемых профессии.  Именно максимум времени и усилий, посвящаемых профессиональной деятельности становятся залогом профессиональной самореализации, успешности.  Это ситуация, когда работа становится стилем жизни, а иные взаимодействия, в том числе участие в жизни церкви и общества в целом, уходят на второй план. Личностный и интеллектуальный рост осуществляется в большей части в рамках профессии. Рост кругозора в иных областях не столь значим. Социально полезные контакты устанавливаются и сохраняются в большей части в рамках профессиональной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты