Особенности адаптации первоклассников к школе

3.6 Методика изучения самооценки школьника по Т.В. Дембо


Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Содержание шкал варьируется различными авторами, в зависимости от цели исследования.

Цели применения:

Исследование особенностей и структуры самооценки младших школьников при поступлении в школу и сразу после завершения наиболее интенсивных процессов адаптации к обучению в школе;

Исследование основных сдвигов в самооценке школьников, произошедших за полгода с последнего обследования.

Содержание шкал:

Умственные способности (умный – не очень умный);

Трудолюбивый – ленивый;

Счастливый – самый не счастливый;

Мой характер (хороший – плохой);

Мой авторитет в классе (высокий – низкий);

Отношение учителей ко мне (любят – не любят);

Отношения с родителями (отличные – они меня совсем не понимают);

Прекрасное здоровье – сейчас мое здоровье очень слабое;

Красивый – не красивый;

Веселый – грустный.

Оборудование:

Для проведения методики необходимы индивидуальные бланки для каждого испытуемого. Кроме того, испытуемым необходима тетрадка или листок, которым они будут прикрывать линии сразу после их заполнения.

Процедура проведения:

Методика проводится в 2 этапа, с интервалом в 1 неделю. На первом этапе проводится оценка «Я-реального». Акцент в инструктировании на этом этапе необходимо сделать именно на том, что необходимо оценить себя не так, как, может быть, хотелось бы, а так, как есть сейчас на самом деле.

На втором этапе (ровно через неделю) по тем же шкалам проводится новое обследование, но уже в рамках оценки «Я-идеального» - оцените себя по каждой из линий, каким бы вы хотели себя видеть, например, лет через 10.

В данном, двухэтапном, варианте проведения методики, значительно ниже будет наблюдаться тенденция к переносу общей самооценки на все частные шкалы. Кроме того, оценка «Я-идеальное» значительно более замаскирована, а также отражает прогностическую самооценку.

Обработка данных:

Количественный показатель самооценки по каждой из шкал определяется расстоянием (в сантиметрах, с десятыми долями) от нулевой точки (нижний край линии) до крестика, отмечаемого испытуемым. Оценка проставляется прямо на бланке, справа от крестика, в виде числа – например, «8,7». Таким образом, в этом варианте самооценка может находиться в диапазоне от 0 до 10.


Глава 4. Психологическое сопровождение адаптации первоклассника


Существуют две позиции относительно задач психолога в период адаптации первоклассников:

Активно-упреждающая – психолог с первых дней отслеживает любые нарушения и пытается помочь в каждом их этих случаев индивидуально или целым группам детей. Основной принцип – лучше пораньше предупредить, чем работать с запущенным случаем. НО – здесь слишком велико исходное влияние психолога.

Работа по заявкам педагогов и родителей – психолог в первые недели лишь наблюдает за первоклассниками, а работает в тесном сотрудничестве с учителем преимущественно по его заявкам. Основной принцип в этом случае – в идеале ребенок должен сам найти свои индивидуальные конструктивные пути адаптации к новым условиям деятельности.

Общий алгоритм основных этапов психологического сопровождения адаптации:

– Сбор «пакета проблем» и заявок (личные наблюдения, заявки педагогов и родителей; данные первичных психолого-педагогических консилиумов – обычно на 3-4 неделе адаптации).

– Психодиагностическое обследование (индивидуальное или групповое)

– Разработка программ консультирования, коррекции и развития

– Проведение запланированных мероприятий

– Использование результатов деятельности (проведение групповых и индивидуальных консультаций, организация психолого-педагогического консилиума, участие в родительских собраниях, работа с отдельными детьми)

– Анализ эффективности проделанной работы, подготовка соответствующего отчета.

Можно выделить следующую классификацию причин школьной дезадаптации младших школьников. Такая классификация помогает выявить ведущие состояния родителя и ребенка в общей картине их дезадаптивных проявлений. Следует отметить, что часто у родителя и ребенка можно наблюдать признаки сразу нескольких, если не всех состояний, но в данный момент на консультативном приеме на первый план обычно выступает одно, которое и подлежит проработке.

Помимо учета психологического состояния важной задачей начального этапа обследования является определение основных факторов дезадаптации ребенка. Для первичной ориентации используется классификация выделенных в литературе форм школьной дезадаптации младших школьников, представленная в таблице 1, а также классификация случаев обращения родителей, включающая следующие основные группы.


Таблица 1. Классификация выделенных в литературе форм ПШД младших школьников

Форма

Характерное недоразвитие

Первичный запрос

Возможные причины возникновения

I Форма

Несформированность навыков учебной деятельности

 Плохая успеваемость по всем предметам

Особенности уровня интеллектуального развития ребенка

педагогическая запущенность

невнимательное отношение родителей и/или учителя

II Форма

Несформированность школьной мотивации, направленность на нешкольные виды деятельности

Нет интереса к учебе, "ему бы играть", недисциплинированность, безответственность, отставание в учебе при высоком интеллекте

Стремление родителей "инфантилизировать" ребенка

психологическая неготовность к школе

разрушение мотивации под воздействием неблагоприятных факторов в школе или дома

III Форма

Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности

Неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослых, ведомость

Особенности семейного воспитания при отсутствии первичных нарушений в 2-х формах:

- потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм);

- доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми)

IV Форма

Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособленность)

Длительное приготовление уроков, утомление к концу дня, опоздания в школу и т.д.

Минимальная мозговая дисфункция

общая соматическая ослабленность

особенности семейного воспитания: "тепличные" условия жизни ребенка


1. Ведущая причина обращений связана с низкой школьной мотивацией, плохой успеваемостью и эмоциональными трудностями ребенка в процессе его обучения.

2. Случаи, группирующиеся вокруг тревожащих родителей, индивидуально-личностных качеств ребенка.

3. Групп причин обращений, связанная с особенностями межличностных отношений ребенка с родителем, а также со сверстниками и другими взрослыми.

4. Случаи, когда жалобы как таковой нет, а у родителей, учителя есть запрос на диагностику способностей ребенка, желание получить совет по методам его воспитания и уровню посильной нагрузки.

Практическая ее реализация основана на следующих правилах, традиционно реализуемых в практике возрастно-психологического консультирования.

1. Наполнить жалобу-запрос родителя или учителя конкретным содержанием.

2. Направить психологическую работу в русло выдвижения совместно с родителем гипотезы о причинах проблем, основываясь на анализе истории развития ребенка, вскрытии основных трудностей и поиске возможных путей их преодоления, что осуществляется психологом. При этом психолог, вместо ожидаемой родителем констатации негативных качеств ребенка, активно вовлекает родителя в обсуждение указанного круга проблем.

3. Стремиться раскрыть стереоскопичность ситуации перед всеми участниками (родителями, учителем, ребенком), т.е. зафиксировать как объективный взгляд на нее с позиций психолога при разъяснении родителю предлагаемых им средств психологической коррекции, так и субъективный ‑ с позиций всех значимых ее участников (родителя, учителя и ребенка). Стереоскопичность является принципом всей работы и находит отражение в психологическом заключении, а также в выборе методов коррекции.

4. При работе с конфликтными межличностными отношениями родителя или учителя и ребенка реализуется принцип отстаивания интересов ребенка путем разъяснения родителю его реальных возможностей.

5. Важен также принцип добровольности участия родителя и ребенка при проведении консультативной и коррекционно-развивающей работы, который обеспечивается при использовании следующих средств для установления доверительных отношений с ребенком и родителем и для мотивации их на взаимодействие с психологом.

Таким образом, обследование включает получение информации об истории развития ребенка, особенностях его межличностных отношений и характере учебной деятельности. Помимо беседы предполагается также психолого-диагностическое обследование, причем особое значение имеет выбор средств диагностического обследования, который определяется его целями.

Л.С. Выготский общей целью диагностики считал возможность за симптомами дезадаптивного поведения увидеть настоящий процесс дезадаптивного формирования личности ребенка, что, по его мнению, предполагает не только восстановление картины дезадаптивных проявлений в данный момент, но и вскрытие причин происхождения «процесса в целом, его течения с возможным исходом», что вместе взятое «образует полную картину данной формы дезадаптивного развития». [14, с. 147]

При этом симптом, т.е. предъявляемый родителями или учителем запрос лишь указывает на существование проблемы. Сведения о симптомах мы получаем от учителей и родителей, т.е. всех, кто обеспокоен поведением ребенка, поскольку симптомы всегда проявляются в виде нарушений его поведения и представляют дискомфорт для окружающих. Цель диагностики психологических нарушений состоит в том, чтобы представить себе суть проблемы и историю ее возникновения. Поэтому, кроме особенностей социальной ситуации развития ребенка, дополнительно учитывается роль генетических факторов, особенностей раннего развития и нарушений стиля воспитания в семье в возникновении и развитии психологических проблем ребенка.

Предъявляемый родителем или учителем симптом дезадаптации ребенка может указывать на разные проблемы: Так в одних случаях он может быть сигналом того, что с ребенком что-то не в порядке, а в других ‑ служить проявлением реакции его защиты и протеста в ответ на невыносимую социальную ситуацию, а, в-третьих, может быть результатом использования ребенком дезадаптивных средств разрешения внутреннего конфликта ребенка, его попыткой преодоления тревоги в связи с ситуацией в школе или дома.

При интерпретации результатов обследования важно опираться не на изолированные симптомы предъявляемые родителем или учителем, а на наличие устойчивой системы симптомов, которая хронически сохраняется в поведении ребенка и затрудняет его развитие. Часто расстройства поведения являются специфичными, т.е. проявляются только по отношению к определенной ситуации. Ситуационная специфичность дезадаптивного поведения ребенка указывает на то, что его следует анализировать в терминах взаимодействия, т.е. проблема заключается не только в ребенке, но, главным образом, во взаимодействии его со значимыми взрослыми.

Помимо традиционного диагностического обследования, необходимо также включить дополнительные пункты, которые приведены в таблице 2. Организованное таким образом комплексное обследование ребенка не только дает представление о внутреннем состоянии и потенциальных возможностях ребенка, но и является основанием к прогнозу и выработке практических рекомендаций.


Таблица 2. Основные этапы обследования ребенка

Содержание этапа

Используемые средства

Цель

1

Выяснение жалобы - запроса и наполнение ее конкретным содержанием

Беседа с родителем и ребенком с подробным описанием поведенческих ситуаций, являющихся основой запроса

Идентификация понятийных словарей родителя и психолога в описании личностных черт ребенка; уточнение первичного запроса

2

Выяснение особенностей раннего развития и предыстории дезадаптации

Сведения от родителей об особенностях раннего развития, случаях обращения за медициеской и психологической помощью, диагнозы, кто и как воспитывал ребенка, стиль воспитания

Получение информации о генетических и психо-социальных предпосылках дезадоптации

3

Выяснение социальной ситуации развития

Сведения от родителей (учителя) об условиях обучения и воспитания ребенка; стиле воспитания в семье; выяснение типичной помощи взрослых, особенностей реагирования ребенка, типичные конфликты

Получение информации о предпосылках дезадаптации, связанных с актуальной социальной ситуацией

4

Проверка сформированности восприятия, координированной работы анализаторов и периферических двигательных актов

Элементы нейропсихологического обследования

Проверка сформированности структур головного мозга с точки зрения возможностей ребенка по восприятию и переработке информации в учебной ситуации как причина дезадаптации

5

Обследование познавательной сферы

Блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи

Проверка наличия нарушений позновательных процессов как причина дезадаптации

6

Проверка обучаемости (сформированность элементов и навыков учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции

Задачи с дозированной помощью взрослых; сведения от родителей и учителей об особенностях восприятия новой информации, способах помощи ребенку и дополнительных занятий; просмотр тетрадей по основным предметам; пробы на чтение, письмо, решение задач

Проверка наличия несформироанности навыков учебной деятельности и педагогическая запущенность как причина дезадаптации

7

Выяснение эмоционального компонента нецспешности, особенностей учебной мотивации, уровня притязаний, интересов

Беседа с родителем и ребенком, дающая информацию об отношении ребенка к неудачам, типичной обратной связи, получаемой от взрослых, системе межличностных отношений ребенка, его интересах; диагностика эмоционального состояния и уровня притязаний

 Оценка эмоционального состояния ребенка, сформированности коммуникативных навыков, усвоения социальных норм и учебной мотивации как возможной причины дезадаптации


Для успешной адаптации младших школьников к учебно-воспитательному процессу необходимо создать ряд условий не только в первый год обучения в школе, а на протяжении всего времени обучения в начальной школе:

— проводить поэтапную диагностику интеллектуального и личностного развития младших школьников;

— на основе ее результатов осуществлять целенаправленную профилактическую и коррекционную работу с детьми;

— использовать результаты диагностики учителем с целью оказания помощи ребенку по преодолению выявленных проблем;

— установить оптимальный стиль взаимоотношений с воспитанниками через использование корректных оценочных действий;

— осуществлять коллективную, групповую форму работы с детьми;

— реализовать принцип системности и последовательности в обучении и организации жизнедеятельности детей младшего школьного возраста;

— учителю необходимо выступать источником психолого-педагогических знаний для родителей;

— осуществлять поиск компенсаторных возможностей ребенка посредством совместных воспитательных воздействий семьи и школы.


4.1 Коррекционные занятия с первоклассниками


Психологическая коррекция ‑ это совокупность методов, направленных на развитие и стимулирование потенциальных возможностей ребенка. Система коррекционных занятий включает в себя развивающие упражнения и их комплексы, имеющие определенную направленность, зависящую от характера выявленных психологических трудностей школьника.

1. Организация и проведение развивающих занятий.

Любое развивающее занятие может проводиться по времени в двух вариантах.

Вариант 1. Занятие проводится 20 минут;

5 ‑ 7 минут ‑ обсуждение задачи-образца, дача инструкций;

10 минут ‑ самостоятельная работа детей;

3 ‑ 5 минут ‑ проверка ответов к заданиям.

Вариант 2. Этот вариант более продолжительный, когда используется небольшая коррекционная программа, составленная из ряда упражнений. Занятия можно проводить как индивидуально, так и в группе, в зависимости от имеющихся у детей трудностей. Для проведения занятий выделяется специальное время. Эффективна частота занятий 2 ‑ 3 раза в неделю. Занимаясь с детьми, необходимо помнить, что обучение проводится в игровой форме, интересно, увлекательно, не вызывая утомления.

2. Условия эффективности коррекционного воздействия при проведении занятий.

Для детей необходима атмосфера доброжелательности, безусловного принятия, что способствует формированию у ребенка позитивной Я-концепции. Ребенок, убежденный в том, что у него все в порядке, не склонен преуменьшать своих потенциальных возможностей и охотно принимает участие в занятиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты