Цель психодиагностического обследования уточнение существующих проблем, перевод заявок педагогов, родителей и детей в русло психологической терминологии. В данном возрасте важно не проводить дольше 25 – 35 минут единовременно. Либо освобождать для этих целей (при групповом обследовании) 1 – 2 дня.
Наиболее часто используемый инструментарий
Тип диагностики, название |
Что измеряется? |
Тип методики |
Особенности методики |
СПА-1 (по Э.М. Александровской) |
Основные характеристики школьной адаптации: Успешность УД; Усвоение норм поведения Контакты; Эм.благополучие |
Стандартизованная программа наблюдения |
Несколько раз на каждого школьника заполняется бланк. Оценка – на основе экспертных данных учителя и психолога. Необходимо предварительное обучение педагогов |
Школьная мотивация (по Н.Г. Лускановой) |
Уровень школьной мотивации и учебной активности = уровень адаптации |
2 части – анкета «Что тебе нравится в школе? 2) Рисунок – Нарисуй, что тебе больше всего нравится в школе. |
|
Диагностика эмоциональных нарушений |
тесты тревожности: Дорки-Амен, Филипс, Прихожан, САТ; ШРЛТд (Шкала реактивной и личностной тревоги по Спилбергеру – Ханину, детский вариант) и др. |
|
|
Диагностическое исследование трудностей, связанных с недостаточным развитием произвольности психических функций |
Корректурные пробы, повторение линий, графический диктант Эльконина и другие соответствующие процедуры из тестов готовности к школе |
|
|
Диагностика интеллектуальной сферы учащихся с выраженной дезадаптацией |
Существует множество методик: Равен, Векслер, кубики Коса и т.п. |
Как правило, проводится для уточнения предположений относительно уровня обучаемости |
|
Диагностика детско-родительских взаимоотношений и коммуникативных трудностей у детей с выраженной дезадаптацией |
Опросник родительских отношений Варги-Столина, Рисунок семьи и др. |
|
|
Далее на этой основе уточняется проблема и разрабатывается план дальнейшей работы. Возможные варианты – развивающие и коррекционные программы, индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями, подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов.
3.1 Бланк методики СПА-1 (по Александровской)
КАРТОЧКА-ПРОФИЛЬ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Фамилия, имя учащегося _______________________________________
Школа № ________________________________ Класс ______________
Критерии адаптации |
Степень выраженности критериев |
||||||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
IX |
X |
XI |
XII |
||||
I. Эффективность УД: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1) учебная активность .......................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
2) усвоение знаний ............................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
II. Усвоение норм поведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
3) поведение на уроках ........................ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
4) поведение на переменах .................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
III. Успешность контактов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
5) отношения с одноклассниками ...... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
6) отношение к учителю ...................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
IV. Эмоциональное благополучие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
7) эмоции ............................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
С у м м а (по месяцам): |
|
|
|
|
|||||||||
Рис. Индивидуальный профиль СПА
3.2 Школьная мотивация (по Лускановой)
АНКЕТА
1. Тебе нравится в школе или не очень?
не очень
нравится
не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
не нравится
бывает по-разному
нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
часто
редко
не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
мало
много
нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
нравятся
не очень
не нравятся
Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
— ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в З балла;
— нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
1) 25 ‑ 30 баллов (максимально высокий уровень) ‑ высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
2) 20 ‑ 24 балла ‑ хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотиваций является средней нормой.
3) 15 ‑ 19 баллов ‑ положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходит в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
4) 10 ‑ 14 баллов ‑ низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.
5) Ниже 10 баллов ‑ негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание ж которой для них невыносимо. Маленькие дети (5‑6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем иди иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
3.3 Анализ соотношения самооценки и ценностных ориентации первоклассника
Материал: карточка со схематичным изображением трех фигурок детей и семи карточек с напечатанными на них ценностными характеристиками:
1 |
умный |
сильный |
здоровый |
2 |
сильный |
веселый |
хорошо учится |
3 |
аккуратный |
здоровый |
веселый |
4 |
хорошо учится |
умный |
аккуратный |
5 |
красивый |
аккуратный |
сильный |
6 |
здоровый |
хорошо учится |
красивый |
7 |
веселый |
красивый |
умный |
Порядок проведения. Положите перед ребенком карточку с изображением фигурок и под ней первую карту с определениями. Скажите ребенку: «Вот три очень похожих мальчика (девочки). Этот мальчик — умный, этот — сильный, этот — здоровый. Во всем другом они ничем не отличаются. Которым (которой) из этих мальчиков (девочек) ты больше всего хотел (хотела) бы быть?» Ответ ребенка зафиксируйте в бланке ответов, поставив крестик напротив выбранного качества под оценкой «2 балла». Бланк ответов:
|
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
ц.о. |
со. |
Аккуратный (-ая) |
XX |
|
X |
X |
|
XX |
4(2) |
2 |
Веселый (-ая) |
|
XX |
X |
|
XXX |
|
2(2) |
3 |
Здоровый (-ая) |
X |
X |
X |
|
X |
XX |
3 |
1 |
Красивый (-ая) |
|
XX |
X |
|
XXX |
|
2(3) |
3 |
Сильный (-ая) |
|
XX |
X |
|
XX |
X |
2(1) |
2 |
Умный (-ая) |
XX |
|
X |
|
|
XXX |
4(1) |
0 |
Хорошо учится |
XX |
|
X |
X |
XX |
|
4(3) |
4 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9