Особенности психотерапевтической помощи при состояниях духовного кризиса

Как уже говорилось в начале главы, разные формы духовного кризиса требуют разного подхода. Ниже приведены некоторые сведения о специфики помощи при синдроме Кундалини и последствиях переживания околосмертного опыта.

Помощь при синдроме Кундалини.

При оказании помощи людям, переживающим синдром кундалини важно отличать его состояния от шизофрении и других подобных психозов. В этом могут оказать помощь люди, уже пережившие данный синдром. Также большое значение имеет опыт психотерапевта, работающего с такими случаями. Со временем у него развивается тонкий "нюх", способный отличить влияние трансформирующих сил от признаков обычного психоза [24, С.172-173].

Основное затруднение при синдроме кундалини представляет сочетание стресса, вызванного самими его переживаниями с негативным отношением к нему самого человека и / или окружающих. Правильный подход сочетает в себе понимание, силу и мягкую поддержку. Возникающие при синдроме болезненные ощущения чаще всего бывают не следствием самого процесса, а сопротивления ему. Они проходят, когда клиент перестаёт сопротивляться, и доверяется действующим в нём силам. Симптомы синдрома Кундалини со временем исчезают сами по себе. Лучшее что можно сделать – это попытаться помочь человеку понять и принять то, что с ним происходит [24, С.175].

Предоставлен сам себе, процесс обычно находит собственный естественный темп и равновесие. Если же он стал слишком быстрым и острым для его смягчения можно порекомендовать употребление более тяжёлой пищи, временное прекращение занятий медитацией и энергичную физическую активность [24, С.175-176].

Важной является также работа с семьями переживающих данный синдром людей, как и при всех состояниях духовного кризиса [24, С.176].

Помощь людям, пережившим околосмертный опыт (ОСО)

Типичными проблемами людей, переживших ОСО являются: сомнение в своём психическом здоровье, трудности в понимании с семьёй, друзьями, и специалистами по душевному здоровью; озлобленность и депрессия в связи с возвращением в физический мир; трудность согласования ОСО с традиционными ценностями; отделённость от тех, у кого аналогичного опыта не было. Помимо этого, у людей переживших ОСО в неприятной форме, возможна обеспокоенность, почему он был именно таким, а также пугающие случаи его самопроизвольного повторного переживания. Добавочные проблемы могут появляться в случаях возникновения ОСО в результате попытки самоубийства и у маленьких детей [7, С.312].

" То, как консультант или терапевт – или друг – реагирует на человека, пережившего ОСО, может оказать огромное влияние на последствия этого опыта – будет ли он принят, став стимулом для дальнейшего роста, или же будет глубоко спрятан – но не забыт – как нечто странное и эксцентричное, о чём не следует рассказывать из страха быть объявленным душевнобольным" [7, С.312-313].

Человек, занимающийся работой с людьми, пережившими ОСО должен изучить собственное отношение к подобному опыту, выяснить наличие у себя предубеждений как к нему, так и к людям его пережившим. Не следует навязывать свои убеждения и интерпретации, главным должно быть объяснение и понимание пережившего ОСО. Ему следует только помогать прояснить его собственное осмысление используя его собственные слова. Не следует также принуждать человека к рассказам об ОСО, важно получить его доверие. Решающим для этого является искренность и честность [7, С.314].

Несмотря на то, какие бы ни были собственные взгляды консультанта на причины ОСО, он должен относиться к нему как чрезвычайно мощной силе трансформации. Игнорировать это – значит игнорировать то, что заботит пережившего ОСО индивида больше всего. Самое полезное, что можно сделать для человека, испытавшего ОСО, - внимательно выслушать всё, что он захочет рассказать. Это даст ему возможность лучше понять его, избавиться от пугающих ощущений и успокоится. Следует поощрять пережившего ОСО к выражению любых возникающих у него эмоций. Их следует отражать, но не спешить анализировать [7, С.316].

Важно дать человеку, пережившему ОСО, точную информацию относительно ОСО и его последствий. При этом следует остерегаться использовать факт распространённости ОСО для обесценивания переживаний конкретного индивида. Необходимо выявить, что именно в ОСО представляет для человека проблему. Имеет смысл помочь ему связаться с другими людьми, пережившими ОСО. Непосредственно после переживания ОСО не следует забывать и о помощи по поводу того, что к нему привело. Сосредоточение на проблемах ОСО может вести к трудностям в организации необходимого медицинского обслуживания [7, С.317].

Работа с людьми, пережившими ОСО, ставит вопросы о жизни и её цели. Она может вызвать очень глубокие последствия у человека, ей занимающегося. Следует решить, стоит ли идти на такой риск, прежде чем начать работать с человеком, испытавшим ОСО, на постоянной основе. Приняв такое решение, необходимо выяснить, что ожидаешь от этой работы сам, и что ожидает от неё человек, испытавший ОСО [7, С.318].

ОСО способен сильно изменить человека, поэтому если с ним приходилось работать до ОСО, не следует распространять на него прежний подход. Возможно, работа по интеграции ОСО вызовет конфликт с работой по прежним проблемам социальной адаптации. Иногда целесообразно разделить проблемы ОСО и не имеющие к ним отношения, порекомендовав для решения последних кого-нибудь другого [7, С.319].

Следует проявлять большое терпение. ОСО очень трудно описать на обычном языке. Переживший его человек, может разочароваться в попытках сделать это, если увидит, что терапевт оставил усилия понять его со своей стороны. ОСО ведёт к смерти некоторых частей эго. А это всегда сопровождается определённой болью [7, С.320].

Основные черты ОСО конкретного человека могут подсказать путь к разрешению имеющихся затруднений. Образы ОСО могут интерпретироваться на разных уровнях подобно сновидениям [7, С.321].

Для лучшего вспоминания и отреагирования подробностей ОСО подходят различные методы вызывания изменённых состояний сознания. А для интеграции опыта подходят любые методы гармонизации правого и левого полушария [7, С.321].

Нужно исследовать то, как индивид ощущает причину своего возвращения. Было ли осуществлено против его воли, в результате необдуманного решения или сознательно? Есть ли в связи с этим чувства сожаления, вины или одержимости "высшей силой". Важно отличать сам ОСО от его последствий. Пережившие его люди должны считать себя вправе отвергать нежелательные последствия этого, не обесценивая сам опыт [7, С.322].

Не нужно прославлять или идеализировать ОСО и его последствия. Следует научить пережившего его человека видеть ОСО в более широком контексте всей своей жизни. Отождествление с ОСО может доставить массу проблем и привести к особого рода зависимости. Многие порождённые ОСО трудности можно разрешить только через осознание важности физического плана и активную работу на нём.

Важно только научиться реализовывать в этой работе полученный в ОСО положительный потенциал [7, С.324-325].


Заключение


"Мы живем во время, которое греки называли KAIROS, "верное мгновение" - для "метаморфозы богов", фундаментальных принципов и символов. Эта особенность нашего времени, которое мы себе не выбирали, является выражением меняющегося бессознательного человека внутри нас. Грядущие поколения должны будут принять к сведению эту великую трансформацию, если человечество не собирается уничтожить себя с помощью своих технологий и науки" [29, С.135]. Так определил задачу, которую предстоит решить человечеству, Карл Густав Юнг ещё более полувека назад. То, что сейчас растёт число людей, серьёзно занимающихся вопросами духовного развития и проблемами личностной трансформации – позволяет с надеждой взглянуть на то, что эта задача всё же решается.

Как отмечается, люди, пережившие духовный кризис, находят новые ценности – они начинают по новому ценить жизнь и уважать все формы жизни, у них возникает понимание единства всех вещей, которое часто приводит к сильной озабоченности экологическими проблемами и большей терпимости к человеческим существам. Новые жизненные стратегии, к которым они приходят, могут оказать очень благотворное воздействие на их непосредственное окружение – родных, друзей, знакомых [8, С.360]. Это вселяет надежду на решение глобального кризиса, в котором пребывает сейчас человечество. Отношение к вопросам духовного развития и значимости духовных переживаний постепенно, но неуклонно меняется. Конечно, тут есть ещё много проблем. Противоречивость отношения к подобным вопросам хорошо видна на примере трансперсональной психологии. "В научном мире сложилась достаточно неадекватная ситуация. С одной стороны трансперсональная психология заявила о себе большим количеством публикаций, научных исследований и прикладных психотехнологий. С другой стороны, в академической психологии трансперсонального направления почти не заметно (при этом направление трансперсональной психотерапии уже признано Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой и Министерством здравоохранения) [13, С.5]. Завершая данную работу, необходимо отметит ряд связанных с вопросами духовного кризиса тем, которые необходимы для его более широкого понимания, но остались в ней не затронутыми. Таковыми являются – достижение трансперсональных переживаний в древних и современных мистических и религиозных системах; особенности современного состояния человеческой цивилизации, способствующие возникновению духовных кризисов; духовные корни обыденных проблем "нормального" человека; передача нерешённых духовных проблем от поколения к поколению и их усугубление в этом процессе; трансперсональные корни саморазрушительных тенденций современной цивилизации; формы реализации современными людьми своих духовных потребностей; школы трансперсональной психотерапии и их методы; исторический обзор отношения к духовности и трансперсональным переживаниям; отношение к духовному поиску в различных странах, социальных и субкультурных группах; современные научные, в частности физические теории, согласующиеся с опытом, получаемым в неординарных состояниях сознания. Из всего сказанного в данной работе можно сделать следующие выводы (у кого будет желание, может сделать другие).

1.                 Духовный кризис представляет собой критическую стадию в развитии личности, связанную с координальной перестройкой психического аппарата и основательным изменением системы мировоззрения.

2.                 Духовный кризис несёт в себе огромный целительный потенциал, способный при благоприятном разрешении кризиса приводить к исчезновению многих психологических и психосоматических проблем.

3.                 Недопустимо подвергать человека, переживающего духовный кризис, подавляющему воздействию традиционной психиатрии, так как это ведёт к застреванию в неудовлетворяющем состоянии сознания, даже если внешние болезненные симптомы исчезают.

4.                 С другой стороны, следует отличать духовный кризис от аналогично проявляющихся процессов, которые имеющих органическую природу и требующих традиционного медицинского вмешательства.

5.                 Человек, оказывающий помощь переживающему духовный кризис, должен признавать ценность неординарных состояний сознания и связанных с ними переживаний независимо от того, что он думает об их причине, а также обладать большими терпением и терпимостью.

6.                 Основной элемент помощи переживающему духовный кризис – дать ему необходимую информацию о переживаемом им состоянии и его целительном потенциале.

7.                 Для помощи людям, переживающим духовный кризис, пригодны различные методы психотерапии, а также древние и современные практики духовного развития.

8.                 Благожелательное отношение к переживающему духовный кризис со стороны его ближнего окружения способно оказать очень значительное содействие благополучному разрешению кризиса. В этом плане большую пользу может принести информационно-просветительская работа с населением и соответствующими специалистами.

9.                 Благополучное разрешение духовного кризиса ведёт к духовному прогрессу не только конкретного человека, но и всего человечества.

Дописывая последние строки, хочется выразить надежду, что данная работа может оказаться полезной тем, кто начинает проявлять интерес к духовному измерению человеческого бытия и проблеме духовного кризиса в частности. Думаю, она может быть полезна также тем, кто считает сам факт духовного измерения и всё, выходящее за рамки общепринятой реальности и обыденных интересов человека признаком антинаучности, расстроенного сознания, экстравагантности и прочего в том же роде стать немного более терпимыми к людям, не разделяющим их проект мира.


Библиография


1. Ассаджиоли Р. Самореализация и психологические нарушения: [Перевод] / Р. Ассажиоли // Гроф К. Духовный кризис. Антология. – М.: ООО "Издательство АСТ" и др., 2003. – С. 67-93

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений: [Перевод] / Э. Берн. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – С. 9-184

3. Берн Э. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы: [Перевод] / Э. Берн. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – С. 185-453

4. Бинсвангер Л. Аналитика существования Хайдеггера и её значение для психиатрии: [Перевод] / Л. Бинсвангер // Бытие-в-мире. – М.: КСП+ и др., 1999. – С. 182-194

5. Бинсвангер Л. Введение к Schizophrenie: [Перевод] / Л. Бинсвангер // Бытие-в-мире. – М.: КСП+ и др., 1999. – С. 217-239

6. Бинсвангер Л. История болезни Лолы Фокс: [Перевод] / Л. Бинсвангер // Бытие-в-мире. – М.: КСП+ и др., 1999. – С. 230-292

7. Грейсон Б. Консультирование людей, переживших околосмертный опыт: [Перевод] / Б. Грейсон // Гроф К. Духовный кризис. Антология. – М.: ООО "Издательство АСТ" и др., 2003. – С.309-325

8. Гроф К. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом. Антология: [Перевод] / Сост. К. Гроф, С. Гроф. – М.: ООО "Издательство АСТ" и др., 2003. – 377 с.

9. Гроф С. Духовный кризис: понимание эволюционного кризиса: [Перевод] / С. Гроф, К. Гроф // Гроф К. Духовный кризис. Антология. – М.: ООО "Издательство АСТ" и др., 2003. – С. 24-63

10. Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследования с помощью ЛСД: [Перевод] / С. Гроф. – М.: МТМ, 1994. – 240 с.

11. Гроф С. Поддержка в духовном кризисе: [Перевод] / С. Гроф, К. Гроф // Гроф К. Духовный кризис. Антология. – М.: ООО "Издательство АСТ" и др., 2003. – С. 297-306

12. Джемс В. Многообразие религиозного опыта: [Перевод] / В. Джемс. – СПб.: Андреев и сыновья, 1992. – 418 с.

13. Козлов В. Основы трансперсональной психологии / В. Козлов, В. Майков. – М.: Из-во Трансперсонального Института, 2000. - 300 с.

14. Колвейт Х. Когда безумие благословенно: Послание шаманизма: [Перевод] / Х. Колвейт // Гроф К. Духовный кризис. Антология. – М.: ООО "Издательство АСТ" и др., 2003. – С.137-162

15. Лейнг Р.Д. Разделённое Я: [Перевод] / Р.Д. Лейнг.- Киев: Государственная библиотека Украины, 1995. – 320 с.

16. Лейнг Р.Д. Трансцендентный опыт и его отношение к религии и психозам: [Перевод] / Р.Д. Лейнг // Гроф К. Духовный кризис. Антология. – М.: ООО "Издательство АСТ" и др., 2003. – С. 100-114

17. Маслоу А. Психология бытия: [Перевод] / А. Маслоу // М.: Рефл-бук и др., 1997. – 304 с.

18. Нидлман Д. Критическое введение в экзистенциальный психоанализ Людвига Бинсвангера: [Перевод] / Д. Нидлман // Бинсвангер Б. Бытие-в-мире. – М.: КСП+ и др., 1999. – С. 7-134

19. Перри Д.У. Духовный кризис и обновление: [Перевод] / Д.У. Перри // Гроф К. Духовный кризис. Антология. – М.: ООО "Издательство АСТ" и др., 2003. – С. 117-135

20. Прево Ж. Сеть поддержки в духовном кризисе: [Перевод] / Ж. Прево // Гроф К. Духовный кризис. Антология. – М.: ООО "Издательство АСТ" и др., 2003. – С. 347-356

21. Райх В. Анализ личности: [Перевод] / В. Райх. – М.: КСП+, 1999. – 332 с.

22. Райх В. Функции оргазма: [Перевод] / В. Райх. – СПб.: Унив. кн., 1997. 305 с.

23. Сердюков Ю.М. Демифологизация магии. Монография / Ю.М. Сердюков. – Уссурийск, УГПИ, 2003. – 154 с.

24. Синела Л. Кундалини: классический и клинический подходы: [Перевод] / Л. Синела // Гроф К. Духовный кризис. Антология. – М.: ООО "Издательство АСТ" и др., 2003. – С. 165-178

25. Справочник по психологии и психотерапии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 2000. – 752с.

26. Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна: [Перевод] / К. Штайнер. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.

27. Юнг К.Г. Духовная проблема современного человека: [Перевод] / К.Г. Юнг // Сознание и бессознательное. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 474-499

28. Юнг К.Г. Коллективное бессознательное: [Перевод] / К.Г. Юнг // Сознание и бессознательное. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С.69-79

29. Юнг К.Г. Нераскрытая самость: [Перевод] / К.Г. Юнг // Избранное. – Попурри, 1998. – С. 66-140

30. Юнг К.Г. О синхронистичности: [Перевод] / К.Г. Юнг // Сознание и бессознательное. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 523-537

31. Юнг К.Г. Отношение между эго и бессознательным: [Перевод] / К.Г. Юнг // Сознание и бессознательное. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 50-149

32. Юнг К.Г. Символы трансформации: [Перевод] / К.Г. Юнг. – М.: Пента График, 2000. – 496 с.

33. Юнг К.Г. Стадии жизни: [Перевод] / К.Г. Юнг // Сознание и бессознательное. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 17-32

34. Юнг К.Г. Структура души: [Перевод] / К.Г. Юнг // Сознание и бессознательное. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 33-57


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты