Особенности психотерапевтической помощи при состояниях духовного кризиса

БПМ III. Эта матрица связана со второй клинической стадией родов. Схватки продолжаются, но шейка матки уже широко открыта, и постепенно развивается трудный и сложный процесс проталкивания плода через родовой канал. Для плода это означает серьезнейшую борьбу за выживание с сокрушающим механическим давлением и нередко с серьезным удушьем. Но система уже не закрыта, и возникают перспективы прекращения невыносимой ситуации. Усилия и интересы ребенка и матери совпадают; их совместное интенсивное стремление имеет своей целью прекратить это большей частью болезненное состояние [10, С.122].

БПМ IV. Эта матрица относится к третьей клинической стадии родов. Мучительные переживания достигают своей кульминации, проталкивание через родовой канал подходит к концу, крайнее напряжение и страдание сменяются неожиданным облегчением и релаксацией. Завершается период задержки и, как правило, недостаточного снабжения кислородом. Ребенок совершает свой первый глубокий вздох, и его дыхательные пути раскрываются. Пуповина перерезается, и кровь, которая до этого циркулировало по сосудам пуповины, направляется в легочную область. Физическое отделение от матери завершилось, и ребенок начинает свое существование в качестве анатомически независимого существа. После того, как снова устанавливается физиологический баланс, новая ситуация оказывается несравненно лучше, чем две предшествовавших стадии, но оно в некоторых важных аспектах хуже, чем первоначальное ненарушенное единство с матерью [10, С.134].

Трансперсональные переживания.

"Многие из этих переживаний были известны на протяжении столетий и тысячелетий. Их описания можно найти в святых писаниях всех великих религий мира, а также в письменных документах, бесчисленных более мелких сект, фракций и религиозных движений. Они играют также критическую роль в видениях отдельных святых, мистиков и религиозных учителей. Этнологи и антропологи наблюдали описывали их в туземных священных ритуалах, экстатических и мистериальных религиях, подлинных исцеляющих практиках и ритуалах в различных культурах. Психиатры и психологи наблюдали трансперсональные феномены, не идентифицируя и не называя их этим термином, в своей повседневной практике у многих психических больных, особенно у шизофреников. Историки, религиозные деятели, антропологи и практикующие психиатры и психологи знали о существовании многообразия приемов как древних, так и современных техник, способствующих возникновению трансперсональных переживаний"[10, С.206].

Чтобы мы ни думали об информации, получаемой в надличностных состояниях, главным является их замечательный терапевтический и преображающий потенциал. Пугающая и угрожающая информация, лежащая в областях существования надличностного опыта, способна приводить к тяжёлым психическим проблемам. Когда при помощи тех или иных техник стоящему за ними материалу позволяют всплывать ив сознании, чтобы быть полностью пережитым и детально изученным, это может приводить к полному исцелению хронических психологических и физических проблем, происхождение которых ранее было неизвестно [9, С.41-42].

Трансперсональные переживания можно разделить на следующие категории [10, С.152-153]:

I.                  Расширение переживания в рамках "объективной реальности".

А. Временное расширение сознания.

Эмбриональные переживания и переживания плода. Опыт предков. Коллективный и расовый опыт. Филогенетический (эволюционный) опыт. Переживания прошлых воплощений. Предвидение, ясновидение, яснослышание и "путешествие во времени".

Б. Пространственное расширение сознания.

Выход за пределы Эго и межперсональных отношений и переживание дуального единства. Отождествление с другими личностями. Групповое отождествление и групповое сознание. Отождествление с животными. Отождествление с растениями. Единство с жизнью и со всем творением. Сознание неорганической материи. Планетарное сознание. Экстрапланетарное сознание. Внетелесные переживания, перемещающееся ясновидение и яснослышание, "пространственные путешествия" и телепатия.

В. Пространственное сужение сознания.

Сознание органа, ткани и клетки.

II. Расширение переживания за пределы "объективной реальности". Духовный и медиумический опыт. Переживания встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями. Опыт в других вселенных и встреча с их обитателями. Архетипические переживания и сложные мифологические эпизоды. Опыт встреч с различными божествами. Интуитивное понимание универсальных символов. Активизация чакр и подъем змеиной силы (Кундалини). Сознание Универсального Ума. Супракосмическая и метакосмическая пустота.

Что касается факторов, способствующих возникновению духовного кризиса, то по их поводу С. Гроф поясняет следующее.

"В некоторых случаях возможно идентифицировать ситуацию, которая, судя по всему, послужила спусковым крючком духовного кризиса. Это может быть чисто физический фактор, например болезнь, несчастный случай или операция. В другой раз непосредственным толчком могут оказаться крайнее физическое истощение или недостаток сна. У женщин это могут быть аборт, роды или выкидыш; нам также известны ситуации, когда начало процесса совпадало с исключительно мощными сексуальными переживаниями" [9, С.33].

Также начало духовного кризиса могут вызвать сильные эмоциональные переживания, например смерть близкого человека, или ряд неудач. У предрасположенных индивидов его может вызвать опыт употребления психоактивных веществ или участие в сессии экспириенциальной психотерапии (experiential psychotherapy – "психотерапия с помощью переживаний" или "психотерапия опытом"). Однако наиболее важный катализатор духовного кризиса – вовлечённость в различные формы медитации и духовной практики – методов, специально задуманных для активизации духовных переживаний [9, С.34].

Мы видим, что также как Уильям Джемс, Станислав Гроф приходит к выводу – наше сознание не ограничено пределами нашей биографической личности. Оно простирается значительно шире. На его пределах мы сталкиваемся с явлениями, выходящими далеко за рамки привычной для нас реальности. Но сущее на них способно глубоко влиять на нашу жизнь и наш мир. Недооценка подобных явлений имеет достаточно трагические последствия, чтобы просто не замечать эти, не вписывающиеся в схемы нашей потребительской цивилизации, сферы.


2. Формы духовного кризиса


"Проявления эволюционного кризиса сугубо индивидуальны, и нет двух схожих случаев его переживания. Внутри человеческой психики нет отчётливых границ; всё её содержание образует единый неделимый континуум. К тому же фрейдовское индивидуальное бессознательное четко не отделено от юнгианского коллективного бессознательного. Поэтому не следует ожидать, что различные типы духовного кризиса можно будет легко рассортировать по диагностическим ячейкам, явно отличающемся друг от друга" [9, С.42].

Однако классификация может быть весьма полезна и если её провести, можно выделить следующие основные формы [9, С.43]:

1.                 Шаманский кризис.

2.                 Пробуждение Кундалини.

3.                 Эпизоды сознания единства ("пиковые переживания").

4.                 Психологическое обновление через возвращение к центру.

5.                 Кризис психического раскрытия.

6.                 Переживание "прошлых жизней".

7.                 Общение с духами-проводниками и контактёрство.

8.                 Околосмертные переживания (ОСО).

9.                 Переживание близких контактов с НЛО.

10.            Состояния одержимости.


2.1 Шаманский кризис


Шаманизм – наиболее древняя религиозная и целительская практика человечества. Он возник, предположительно, ещё во времена палеолита и сохраняется по сей день в большинстве доиндустриальных культур. Становление шамана – знахаря или целителя – в различных культурах начинается с драматического эпизода непроизвольных мистических видений, получившего в антропологии наименование "шаманской болезни". В это время будущие шаманы практически утрачивают контакт с окружением и испытывают сильные переживания. Они путешествуют в "нижний мир", на них нападают демоны, подвергающие их неописуемым пыткам. Кульминацией этого нередко бывают переживания смерти и расчленения тела, за которыми следуют возрождение и восхождение в небесные сферы [9, С.44].

Существует множество описаний шаманской болезни, например [14, С.138-161]. Из них видно, что наиболее острый и продолжительный кризис наблюдается тогда, когда человек сопротивляется происходящим в нём изменениям. Болезненные явления сразу же смягчаются, стоит человеку начать сознательно входить в трансовые состояния, изменяя переживаемую реальность. Это облегчает прохождение через критическую фазу смерти / возрождения. После чего начинается второй этап развития шамана, связанный с изучением космологии, мифологии, ритуала, других премудростей, а также обретение духов-хранителей.

"Знание космологии и мифологии позволяли ориентироваться в путешествиях и правильно общаться с духами, ритуал являлся эффективным способом воздействия на неземные силы, а дух-помощник проводил шамана по иным мирам и оказывал содействие там, где это необходимо" [23, С.85].

Путешествие по иным мирам составляет основу техники шаманизма.

"Сообщение между космическими сферами полагалось возможным благодаря структуре мира, состоящего из трёх сфер – Земли (Средний мир), Неба (Верхний мир), и Преисподней (Нижний мир), соединённых между собой центральной осью. Считалось, что ось проходит через сквозное отверстие и является средством связи между тремя мирами: по ней боги спускаются на землю, мёртвые опускаются в подземный мир, а шаманы могут свободно курсировать по всем трём уровням и в пространстве, и во времени.

Именно в путешествиях, которые шаман совершал, как правило, с помощью духов-покровителей, он вступал в общение с неземными существами, приобретал силу и способности, отсутствующие у других людей и, что самое главное, решал поставленные перед ним задачи" [23, С.86].

В доиндустриальных культурах шаманские способности обычно передаются по наследственной линии [23, С.79]. Однако в настоящее время наблюдаются случаи, когда современные представители европейской цивилизации, переживали эпизоды, сильно напоминавшие шаманский кризис.

"Кроме физических и эмоциональных мучений, смерти и возрождения такие состояния включают в себя переживания связи с животными, растениями и элементальными силами или сущностями природы. Люди, переживающие подобные кризисы, могут проявлять спонтанные тенденции к созданию ритуалов, тождественных ритуалам практикующих шаманов" [9, С.44].


2.2 Пробуждение Кундалини


"Проявления этой формы кризиса напоминают описания пробуждения "змеиной силы", или Кундалини, которые можно найти в древней индийской литературе. Согласно йоге, Кундалини – это форма творческой космической энергии, которая в латентной форме пребывает в основании позвоночника человека. Она может активизироваться с помощью медитации, специальных упражнений, в результате непосредственного воздействия опытного духовного учителя, а иногда и по неизвестным причинам" [9, С.45].

Теория йоги гласит, что пробудившись, Кундалини начинает подниматься вверх по каналам в неком нефизическом "тонком теле". Во время этого процесса она очищает тело от скрытых травматических образований и открывает центры психической энергии, называемые чакрами. Этот процесс высоко ценится в йоге, но считается небезопасным, требующим руководства квалифицированного учителя. Наиболее проблематичные проявления пробудившейся Кундалини носят название "крийя". Они могут выражаться в интенсивных ощущениях потоков энергии и тепла, идущих вверх по спине, и связанных с ними спазмах, дрожи, скручивающих тело движениях. Также крийя имеют и выраженные психологические компоненты.

"Мощные волны, казалось бы, немотивированных эмоций, таких как гнев, досада, возбуждение, радость и экстатический восторг, могут выходить на поверхность и на время захватывать психику. Часто это сопровождается видениями яркого света или различных архетипических существ, разнообразными внутренне воспринимаемыми звуками, а также переживаниями эпизодов, по-видимому связанных с памятью о "прошлых жизнях". Общую картину довершают непроизвольные и часто неконтролируемые поведенческие проявления: "говорение языками", скандирование неизвестных песен, позы и жесты йоги, разнообразные животные звуки и движения" [9, С.46].

В настоящее время признаки пробуждения Кундалини наблюдались у тысяч представителей европейской цивилизации. Офтальмолог и психиатр из Калифорнии Ли Саннелла, первым обратившим внимание западного сообщества на "синдром Кундалини" Собрал данные примерно о трёх тысячах таких случаев [9, С.46]. Он также систематизировал эти случаи и сравнил их с классическими индийскими описаниями пробуждения Кундалини. [24, С.165-172].

Систему, схожую с представлениями о Кундалини, чакрах и крийя, мы можем найти у Вильгельма Райха. (См. подглаву главу 3.3).


2.3 Эпизоды сознания единства ("пиковые переживания")


"В состояниях, относящихся к этой группе, человек переживает растворение личных границ и чувство единства с окружающими людьми, с природой или со всей Вселенной. Этот процесс имеет отчётливый сакральный характер и переживается как слияние с творческой энергией космоса или с Богом. Обычные категории времени и пространства, судя по всему трансцендируются, и у человека возникает чувство бесконечности и вечности. Эмоции, связанные с этим состоянием, охватывают диапазон от глубокого спокойствия и мира до переполняющей радости и экстатического восторга" [9, С.46-47].

В западной психиатрии существуют тенденции считать эти состояния признаками психических заболеваний. Это и ведёт к возникновению проблем. Если естественному течению "пиковых переживаний" не мешать, то они ведут к более эффективному функционированию в мире и к способности более полно выражать свой творческий потенциал [9, С.47].

Пионером в изучении подобных состояний был американский психолог Абрахам Маслоу. О его взглядах по этому вопросу можно прочитать в подглаве 3.5.


2.4 Психологическое обновление через возвращение к центру


"Психика человека, переживающего такого рода кризис, выглядит колоссальным полем битвы космического масштаба между силами Добра и Зла, Света и Тьмы. Такие люди озабочены темой смерти – ритуального убийства, жертвоприношения, мученичества и загробной жизни. Их завораживает также проблема противоположностей, особенно вопросы, связанные с различием между полами.

Они переживают себя в качестве центра фантастических событий, имеющих космическую значимость и важных для судеб всего мира. Их визионерские состояния имеют тенденцию переносить всё дальше и дальше назад во времени, через их собственную историю и историю человечества, к моменту сотворения мира и изначальному райскому состоянию. В этом процессе они, по-видимому, стремятся к совершенству, пытаясь скорректировать то, что было неправильно в прошлом" [9, С.47-48].

Эта форма духовного кризиса была описана калифорнийским психиатром и юнгианским аналитиком Джоном Уайром Перри. По его наблюдениям вслед за острой пугающей стадией наблюдается более мягкая. Её кульминация часто достигается в переживании hieros gamos – "…священного или небесного брака с какой-либо божественной или мифической фигурой, со всем сопровождающим это ритуалом эротических эмоций. В этой миссианской роли человек также верит, что он специально избран для того, чтобы провести реформы религии или общества в мировом масштабе, таким образом осуществляя важный аспект обновления мира" [19, С.126].

В результате этого процесса образ себя обновляется, в следствие нового рождения себя самого через священный брак. Происходящую при данном типе духовного кризиса игру противоположностей можно разделить на их столкновение, взаимное превращение и союз. Достигнув осознания нового образа себя, человек наполняется ощущением особой мудрости и любви, приходя через столкновение противоположных тенденций к объединяющему их центру [19, С.123-129].


2.5 Кризис психического раскрытия


"При духовных кризисах любого рода довольно обычными являются усиление интуитивных способностей и проявления паранормальных, или психических, феноменов. Однако в некоторых случаях поток информации от необычных источников, таких как предвидение будущего, телепатия или ясновидение, становится столь подавляющим и приводящим в замешательство, что определяет общую картину и составляет главную проблему" [9, С.49-50].

Особенными драматичными проявлениями, имеющими при таких случаях место, является ощущение отделения сознания от тела, сопровождаемые внетелесными путешествиями по различным местам. Обострённые способности восприятия могут вызвать отчуждение со стороны других людей, а также привести в смятение самого воспринимающего их человека. Иногда наблюдаются медиумические переживания. Они выражаются в утрате чувства собственной личности и отождествлении с другим лицом. Их внезапные и непредсказуемые появления могут быть очень пугающими. Также поводом для тревоги могут быть частые непонятные совпадения, связывающие нелинейно-зависимые события (синхронности – см. в подгл. 3.1. посвящённой К.Г.Юнгу) [9, С.51].


2.6 Переживание прошлых жизней


"Это явно тот самый вид опыта, который послужил основой для индуисткой веры в перевоплощение и закон кармы. Согласны этому верованию, каждый из нас переживает целую вереницу жизней, а наша нынешняя жизнь определяется достоинствами и недостатками предыдущих жизней и, в свою очередь, формирует нашу судьбу в последующих воплощениях. Разнообразные формы этой концепции существуют во всех великих религиях Индии и духовных системах в других частях Азии, испытавших влияние буддизма. Однако сходные идеи также существовали совершенно независимо во многих культурах в разные периоды истории. И хотя мы не знаем, верно ли идея "прошлых жизней" отражает источник этих переживаний, их целительный потенциал заставляет нас воспринимать эти эпизоды всерьёз, независимо от того, что мы можем думать о их происхождении [9, С.52].

Переживание прошлых жизней отличается от обычных фантазий, прежде всего своей убедительностью воспоминания и повторного переживания чего-то уже испытанного ранее. Полностью проявляясь в сознании они могут внезапно "объяснять" многие до того не понятные аспекты жизни человека – странные затруднения в отношениях с некоторыми людьми, необоснованные страхи, своеобразные идиосинкразии и пристрастия, смутные эмоциональные и психосоматические симптомы. Они часто исчезают при полном переживании стоящего за ними "кармического" паттерна [9, С.51-52].

Опыт прошлых жизней может создавать проблемы по нескольким причинам. Во-первых прежде чем его содержание всплывёт в сознании, человека в обыденной жизни могут преследовать сильные эмоции, физические ощущения и видения, непонятно откуда берущиеся и что означающие. Переживаемые вне своего контекста они выглядят совершенно иррациональными. Во-вторых, всплывая в гуще повседневной жизни, кармические переживания мешают нормальному функционированию. В них могут оказаться вовлечены окружающие люди, которые могут начать восприниматься как сыгравшие различную роль в прошлых жизнях. Это может привести к межличностной конфронтации. В-третьих, даже после успешного завершения переживания прошлых жизней, человек может столкнуться с конфликтом между реальностью этих переживаний и убеждениями западной цивилизации [9, С.53].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты