Основные общепсихологические свойства деятельности

Х.Хекхаузен  рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия – началом, выполнением, завершением. На начальной стадии мотив инициирует действие, стимулирует, побуждает его. Актуализация мотива на стадии выполнения обеспечивает постоянно высокий уровень активности действия. Поддержание мотивации на стадии завершения действия связанно с оценкой результатов, с успехом, что способствует подкреплению мотивов.

Мотивы классифицируются также по их отношению к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.

Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед Родиной, перед своими родными) и на личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения. Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе и познавательный) и мотивы саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств и способностей).

Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида.

Мотивация – это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленная на преобразование предметной ситуации для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации.

Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятельности, но и об общей мотивации, характерной для данного человека, имея в виду совокупность стойких мотивов, соответствующих направленности его личности и определяющих виды его основных деятельностей.





              2.4.Составляющие мотивационной сферы личности


Одним из важнейших понятий психологии мотивации является мотивационная сфера личности. Как и любая иная система, мотивационная сфера личности включает в себя определенную совокупность своих компонентов, а также устойчивые закономерные связи между ними. В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают: мотивы, потребности, влечения, установки, интересы, идеалы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы и др.

1)      Все составляющие мотивационной сферы личности представлены не хаотично, а целостно: они упорядочены и взаимосвязаны. Мотивационную сферу человека можно сравнить со зданием, где в строгой иерархии (соподчинении) располагаются названные компоненты.

2)      Мотивационной сферой определяется масштаб и характер личности. Так, на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов происходит значительное обогащение мотивационной сферы, что выражается в появлении новых, различных по характеру мотивов. В эти же годы у детей формируются ведущие мотивы, которые и определяют поведение ребенка, его направленность. С возрастом мотивы меняются и преобразуются. Ведущее значение для человека приобретают устойчиво доминирующие мотивы поведения, которые подчиняют себе все иные мотивы. Развитие мотивов как таковых заключается в усилении или ослаблении существующих; в появлении новых и устранении существующих; в появлении синтетических мотивов.

3)      Сначала иерархические отношения мотивов не осознаются человеком полностью и проясняются в ситуациях конфликта (примером может стать «феномен горькой конфеты» А.Леонтьева, где личность рождается именно в борьбе мотивов). В жизни взрослого человека мотивы сталкиваются не так уж и редко, требуя выбора одного из них. Такое столкновение- тест на иерархию мотивов и одновременно на качество личности.

4)      Мотивация не только побуждает человека к какой-либо деятельности, но и сама формируется в процессе деятельности. Например, изначально человек может побуждаться социальными мотивами («пишу доклад, так как мне его поручили»), а процессе выполнения этого задания у него может возникнуть интерес к этому материалу, т.е. к содержанию деятельности. В этом случае речь идет о механизме «сдвига мотива на цель» (Олпорт, Леонтьев). Деятельностный характер формирования мотивации – одно из условий способствующих рождению новых мотивов.

                           


                             2.5. Функция эмоций и их возникновение

Эмоции  (франц. Emotion – волнение, возбуждение; эмоция от лат. Emovere- потрясаю, волную) - это особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют направлению на них поведения.

Функции эмоций:

v     Организующая функция. Эмоции, прежде всего, организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что естественно, может помешать параллельно осуществляемой деятельности. Даже такая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая деятельность человека (дезорганизующая функция), при определенных условиях может оказаться полезной. Например, когда от серьезной опасности индивиду приходится спасаться, полагаясь исключительно на  физическую силу и выносливость;

v     Оценочная функция эмоций ставит их в один ряд с другими формами познания. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служит одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей;

v     Регуляторная функция эмоций, обсуждаемая в психологической литературе под различными названиями: закрепления – торможения (П.К.Анохин), следообразования (Леонтьев), подкрепления (Симонов), указывает на способность эмоции оставлять следы в опыте индивида, закрепления в нем все воздействия, а также удавшиеся - неудавшиеся действия, которые их возбудили;

v     Побудительная функция. Эмоции – это продукт общественно- исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее;

v     Предвосхищающая функция эмоций. Это функция является логическим продолжением регуляторной функции (след сам по себе не имел бы смысла, если бы не было возможности использовать его в будущем). Актуализация следов обычно опережает развитие событий, и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном благоприятном или неблагоприятном исходе;

v     Экспрессивно-коммуникативная функция. Эмоциональный опыт человек гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в результате общения с другими людьми, в частности передаваемых средствами искусства. Способность к эмпатии, т.е. постижению эмоционального состояния другого человека, способность испытывать сочувствие. Сострадание, разделять чувства другого человека  - это, пожалуй, ода из наиболее важных функций эмоции. В проявлении сочувствия происходит эмоциональная реализация человечности как  потребности в благополучии другого.




                 3. Сущность человеческой деятельности


                               3.1. Виды деятельности


v     Существуют различные классификации видов деятельности. Традиционно принято считать, что основным психологически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебной деятельности этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. Наконец, ярчайшим специфическим признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат. Указанные виды деятельности сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов. Ведущая – это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени  его развития.

v     Столь же фундаментальным и общим является разделение индивидуальной и совместной деятельности. Совместная деятельность реализуется в отличие от индивидуальной так называемым коллективным субъектом, т.е. двумя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компонента – либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например, на непосредственно-совместную – «деятельность вместе» и опосредованно-совместную – «деятельность рядом».

v     Наиболее традиционной является, видимо, классификация видов деятельности по их предметной сфере, т.е. по профессиональной принадлежности. В результате выделяются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий. Так, существует классификация, разработанная Е.А.Климовым, где выделяются пять основных типов профессиональной деятельности: «человек – техника», «человек – человек», «человек – природа», «человек – знак», «человек – художественный образ».

v     Деятельность принято разделять также на исполнительскую и управленческую (организационную). Первая характеризуется тем, что субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обычно не предусматривает такого прямого взаимодействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархию их соподчинения.

v     В прикладном отношении важным является разделение деятельности на непосредственную и опосредованную. В первом случае человек непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает информацию от него. Во втором случае информация о предмете труда передается человеку через опосредствующие звенья: в виде таблиц на экране или в любом другом знаковом виде. Таковой является, например, деятельность операторского типа.

v      В многообразии видов активности можно выделить созидательную и разрушительную деятельность. Результаты созидательной – город, цветущие сады, книги, лечение больных. Что касается разрушительной деятельности, то первая мысль – о войнах. Гибель людей, сожженные рукописи, книги – это последствия локальных и мировых, гражданских и колониальных войн. Но разрушительной может быть и административная деятельность людей, имеющих власть. Русский писатель Салтыков- Щедрин сатирически изобразил начальника, который решил во вверенной области сделать как можно больше вреда, чтобы «впоследствии из него вышла польза». Его программа: «Сначала он науки упразднит, потом город спалит, наконец, население испугает». И всякий раз будет при этом слезы проливать и приговаривать: «Видит Бог, что я сей вред для собственной ихней пользы делаю». И в наше время немало руководителей, которые, говоря о благе народа, разрушали природу. По поводу разрушительной деятельности в народе говорят: «Ломать – не строить…» Но зачастую разрушительная деятельность порождается не злой волей, а ограниченностью возможностей достичь желаемого, даже положительного, результата. «Великий реформатор – говорил В.Г.Белинский, - приходит не с тем, чтобы разрушать, а с тем, чтобы создать, разрушая».

v     Творческая деятельность. Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, т.е. отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения. Известно, что «мертвая петля» - первая фигура высшего пилотажа – была выполнена летчиком Нестеровым сначала в воображении, а потом на самолете в воздухе. Фантазия – это необходимый компонент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа или наглядной модели ее результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно. Важнейшим механизмом творчества является интуиция – знания, условия, получения которого не осознаются. В интуиции проявляется бессознательное в деятельности человека. В этом случае человек может сказать: «Я не могу доказать свою правоту, но чувствую, что действовать нужно так-то». Знаменитый немецкий ученый Г.Гельмгольц (1821-1894) говорил: «Мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение». Интуиция играет большую роль в военной деятельности. В ходе сражения полководцу приходится принимать решение мгновенно, от этого нередко зависит победа или поражение. Немецкий военный теоретик К.Клаузевиц (1789-1831) писал: « Умственная деятельность здесь (на воине) покидает область строго знания – логики и математики и превращается в искусство в более широком смысле этого слова, то есть в умение интуитивно выбрать из бесчисленного множества предметов и обстоятельств важнейшие и решающие». Существуют и другие взгляды на природу творчества. Так, русский философ Н.А.Бердяев считал творчество прибавлением, созданием нового, не существующего в мире. Он связывал тайну творчества с Богом, который сотворил мир из ничего. В творчестве человека философ усматривает две стороны. Первый творческий акт,  по Бердяеву, - это интуиция, «внутреннее познание». Второй творческий акт – это реализация продуктов творчества, называемая мастерством, искусством. В первом человек свободен, но это познание внутри самого себя. Во втором – он связан с окружающим миром, материалами мира, зависит от других людей. « Творческое горение, творческий взлет, - пишет Бердяев, - всегда направлены на создание новой жизни, нового бытия, но в результате получаются охлажденные продукты культуры, культурные ценности, книги, картины, учреждения, добрые дела».[2; c.32]

  



                                       3.2.  Ведущая деятельность


   Каждый возрастной период характеризуется определенным видом ведущей деятельности.

Ведущая деятельность – это деятельность, определяющая возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данном возрастном этапе. Ведущая деятельность соответствует основным потребностям ребенка.

периодизация психического развития ребенка:

                      Период

                  Ведущая деятельность

Младенчество

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

Старший школьный возраст

Общение со взрослыми

Предметно-манипулятивная

Ролевые игры

Учебная

Общение со сверстниками

Учебно-профессиональная

 

Понятие ведущей деятельности выдвинуто А.Н.Леонтьевым, далее использовано Д.Б.Элькониным для построения периодизации развития психики. Развитие основано на поочередной смене ведущей деятельности, которая в данном возрастном периоде обеспечивает преимущественно развитие мотивационно-потребностной сферы, а на сменяющем его этапе – сферы операционально-технической. Смена ведущей деятельности означает  переход на новую стадию. Основной механизм при этом – сдвиг мотива на цель, превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив.



                         4. Игровая деятельность

                            

                                          4.1.Игра


Ученые спорят о происхождении игры, о том, является ли она специфической для человека деятельностью или носит универсальный характер. Другими словами играют ли животные, машины?

Сторонники биологического происхождения игры утверждают, что игры свойственны всем живым организмам, причем, чем сложнее организм устроен, тем разнообразнее его игровая деятельность. В основе игр животных лежат инстинкты: инстинкт борьбы, власти, попечения; особую роль некоторые придают сексуальному влечению, а также врожденному стремлению к освобождению, объединению, повторению. Догадки, высказанные сторонниками подобных точек зрения, весьма интересны, материал, приводимый для иллюстрации поведения животных. Разнообразен, однако, он не дает возможности непротиворечиво и доказательно объяснить связь игры человека с его социальной сущностью.

Немецкому философу и поэту Ф.Шиллеру принадлежит следующее утверждение: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».

В своем развернутом виде игра продолжает жить в детстве, представляя собой необходимую форму жизни ребенка в виде игр-манипуляций с предметами, сюжетных, подвижных игр, игр в процессе обучения. Во взрослом мире сложные виды игры вытесняются, с одной стороны, искусством, с другой – спортом.

Наиболее существенной особенностью игровой деятельности является ее двуплановость. С одной стороны, играющий осуществляет реальное действие, с другой – многие моменты этой деятельности носят условный характер, позволяют отвлечься от реальной ситуации, действовать в воображаемой обстановке.

Игра в развитом виде включает роль, которую берут на себя играющие. Роль – это соответствие принятым (условным) нормам поведения в игровой ситуации. Иными словами, роль представляет собой отождествление играющего с изображаемым лицом, предметом, персонажем. Для реализации роли играющий обязательно прибегает к действиям в соответствии с правилами игры. В игре особым образом используются предметы или их заместители, символы, условные знаки.

Все эти условные составляющие игры возможны, поскольку играющий одновременно верит и не верит в то, что разыгрываемая ситуация реальна. Искусство особыми, художественными средствами интерпретирует различные стороны человеческой жизни и деятельности  и рассказывает о них людям, заставляя переживать, принимать или не принимать предлагаемое художником понимание смысла жизни. Игра, как искусство, предлагает некоторое решение не в практической, а в условной, знаковой сфере, которая, однако, в дальнейшем может быть использована в качестве своеобразной модели поведения. Искусство предлагает типичные формы разрешения конфликтов персонажей, а игра дает возможность моделировать конкретные ситуации и выступает как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, действий.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты