Основные общепсихологические свойства деятельности

Основные общепсихологические свойства деятельности

                                       Содержание                    

Введение……………………………………………………………………….. …..3

1.     Строение индивидуальной деятельности человека

1.1.Основные общепсихологические свойства деятельности………….. …..4

2.     Мотивы как форма деятельности

2.1.Мотивационная теория Маслоу…………………………………………….5

2.2.Потребности как основной источник активности личности……………6

2.3.Функции мотивов…………………………………………………………….7

2.4.Мотивационная сфера личности……………………………………………8

2.5.функция эмоций и их возникновение………………………………………9

3.Сущность человеческой деятельности

3.1.Виды деятельности…………………………………………………………..10

3.2.Ведущая деятельность………………………………………………………12

4.Игровая деятельность

4.1.Игра……………………………………………………………………………13

4.2.Роль игровой деятельности в психическом развитии ребенка…………13

5.Учебная деятельность

5.1.структура учебной деятельности………………………………………….15

5.2.Факторы, влияющие на успешность учебной деятельности…………..17

5.3.Вырабатывание навыков и умений………………………………………19

Заключение………………………………………………………………………20

Список литературы…………………………………………………………….22

                                               Введение         


Последние годы в советской  психологии  происходило ускоренное развитие отдельных ее  ветвей и прикладных исследований. В то же  время теоретическим проблемам общей психологии  уделялось гораздо меньше внимания. Вместе с  тем советская  психология,  формируясь   на  марксистско-ленинской   философской основе,  выдвинула принципиально новый подход  к психике  и впервые внесла в психологию   ряд  важнейших  категорий,   которые   нуждаются  в  дальнейшей разработке.

  Среди  этих категорий важнейшее  значение имеет категория деятельности. Вспомним знаменитые тезисы  К.Маркса о Фейербахе, в  которых говорится,  что главный недостаток  прежнего метафизического материализма состоял в том, что он  рассматривал   чувственность  только  в  форме  созерцания,   а  не  как человеческую   деятельность,    практику;    что   деятельная   сторона,   в противоположность  материализму, развивалась  идеализмом,  который,  однако, понимал ее абстрактно,  а  не  как  действительную чувственную  деятельность человека.

  Именно так обстояло дело и во всей  домарксистской психологии. Впрочем, и в современной психологии,  которая  развивается  вне  марксизма,  ситуация остается прежней. Деятельность  и в  ней  интерпретируется  либо в рамках идеалистических концепций,  либо в  естественнонаучных,  материалистических  по своей  общей тенденции  направлениях  -  как  ответ  на  внешние  воздействия  пассивного субъекта,  обусловленный его врожденной организацией  и наущением. Но именно это и раскалывает психологию на естественнонаучную и психологию  как науку о духе, на  психологию бихевиоральную и "менталистскую". Возникающие в связи с этим в психологии кризисные явления сохраняются и сейчас; они только "ушли в глубину", стали выражаться в менее явных формах.

 Характерное  для  наших  дней  интенсивное  развитие  междисциплинарных  исследований,  связывающих  психологию с нейрофизиологией, с кибернетикой  и логико-математическими  дисциплинами, с  социологией и историей  культуры, - само   по  себе   еще   не   может  привести   к   решению   фундаментальных методологических проблем психологической науки. Оставляя их нерешенными, оно лишь усиливает  тенденцию  к  опасному  физиологическому,  кибернетическому, логическому  или  социологическому  редукционизму,   угрожающему  психологии утратой  своего  предмета,  своей   специфики.  Не  является  свидетельством теоретического  прогресса  и то  обстоятельство,  что столкновение различных психологических   направлений   потеряло   сейчас   свою  прежнюю   остроту: воинствующий бихевиоризм уступил место компромиссному необихевиоризму  (или, как говорят  некоторые авторы, "субъективному  бихевиоризму"), гештальтизм - неогештальтизму,  фрейдизм  - неофрейдизму  и культурной антропологии.  Хотя термин "эклектический" приобрел у американский  авторов значение чуть  ли не высшей  похвалы, эклектические позиции никогда еще  не приводили  к  успеху. Научный  синтез разнородных  комплексов,  добытых  психологических фактов  и обобщений, разумеется, не может быть достигнуть путем их простого соединения с помощью общего переплета. Он требует дальнейшей разработки концептуального строя   психологии,   поиска   новых  научных   теорий,   способных  стянуть разошедшиеся швы здания психологической науки. При  всем многообразии  направлений, о которых  идет речь, общее  меж ними, с  методологической точки зрения, состоит  в том, что они  исходят  из двучленной схемы  анализа:  воздействие на  реципирующие системы субъекта - возникающее  ответные - объективные  и  субъективные  -  явления, вызываемые данным воздействием.  Схема  эта  с  классической  ясностью  выступила  уже  в  психофизике и физиологической  психологии  прошлого  столетия.   Главная  задача,  которая ставилась в то время, заключалась в том, чтобы изучить зависимость элементов сознания от параметров вызывающих  их раздражителей.  Позже, в бихевиоризме, т.е. применительно к  изучению  поведения,  эта двучленная  схема нашла свое прямое выражение в знаменитой формуле S->R.

Неудовлетворительность этой схемы заключается в  том, что она исключает из  поля  зрения   исследования  тот  содержательный   процесс,  в   котором осуществляются реальные связи  субъекта с предметным  миром,  его предметную деятельность (нем. Tatigkeit - в отличие от Aktivaitat). Такая абстракция от деятельности   субъекта  оправдана  лишь  в   узких  границах  лабораторного эксперимента, имеющего своей целью выявить элементарные психофизиологические механизмы.  Достаточно,  однако, выйти  за эти  узкие  границы,  как  тотчас обнаруживается  ее несостоятельность. Это и вынуждало прежних исследователей допускать  при объяснении психологических  фактов вмешательство особых  сил, таких, как  активация апперцепция, внутренняя интенция  и т.п.,  т.е. все же апеллировать  к  деятельности субъекта,  но  только в  ее  мистифицированной идеализмом форме.





       1. Строение индивидуальной деятельности человека


      1.1   Основные общепсихологические свойства деятельности



Категория деятельность наряду с другими основополагающими психологическими понятиями, такими как «сознание», «личность», «общение» и т.д., имеет статус общенаучных понятий и даже междисциплинарных категорий. Деятельность- предмет изучения многих наук: философии, социологии, физиологии, инженерных дисциплин, психологии.

Деятельность-это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.

Более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие «отношения». Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром, включает рационалистические, эмоциональные, межличностные и многие другие аспекты. Максимально общий характер понятия «отношения», позволяя преодолеть рационалистические традиции в трактовке деятельности, одновременно создает основу для охвата всех реальных разновидностей деятельности, разных их типов и даже классов.

Деятельность- это, однако, не только одна из форм отношения; это очень специфическая форма отношения, имеющая два основных признака.

Во-первых, это отношение продуктивного типа, предполагающее получение некоторого результата. Он может быть представлен не только в форме какого-либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности – не только собственно трудовой, но также и игровой, и учебной.

Во-вторых, деятельность- это такое отношение, которое регулируется  сознаваемой целью как идеальный образ будущего результата. Цель выступает так называемым систематизирующим фактором деятельности, то есть главным критерием определения ее содержания, структуры и содержания. И в этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (скажем, от импульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности определяется именно целью (изготовление какого-либо продукта, получение каких-либо знаний).

Деятельность- это целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта.

Наряду с этими аспектами существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства деятельности.

v     Предметность деятельности. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь, будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Деятельность в свою очередь, направлена на определенный «внешнеположенный» по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности.

v     Субъектность деятельности. Деятельность всегда социально обусловлена, а значит, связана со значениями, зафиксированными в схемах, орудиях действия, в понятиях языка, социальных ролях и нормах. Свойства субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, которые определяют направленность и избирательность деятельности.

v     Адаптивность деятельности, то есть способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации.

v     Системность деятельности. Деятельность предстает нерядоположенной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы,- так называемые системные качества деятельности. Деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем.


                    2.  Мотивы как форма деятельности

                    

                     2.1. Суть мотивационной теории А. Маслоу.



Одним из важнейших компонентов деятельности является мотивация.

Наиболее известной и разработанной теорией мотивации считается концепция иерархии мотивов А. Маслоу. Согласно этой концепции все потребности личности можно разделить на пять основных групп.

v     Физиологические потребности. Они необходимы для выживания организма. Это потребность в еде, воде, отдыхе, сексуальном удвлетворении.

v     Потребность в безопасности включает потребности в защите от физических и психологических опасностей.

v     Потребности в социальных связях (социальные потребности). Это потребности в социальной присоединенности группе и принадлежности к ней, в социальных контактах.

v     Потребности в уважении включают, во-первых, потребности в уважении со стороны других – признании ими личных достижений, компетентности, личных качеств и достоинств; и, во-вторых, потребность в самоуважении

v     Потребности самоактуализации - это потребности личности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, в росте собственной личности, в понимании, осмыслении и развитии собственного Я. А. Маслоу считает, что человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней

Пять групп потребностей одновременно являются и пятью основными уровнями потребностей. Потребности каждого вышележащего уровня возникают только тогда, когда потребности нижележащих уровней удовлетворены. Существует несколько основных закономерностей этих групп потребностей. Так, высшие потребности являются генетически более поздними. Чем выше уровень потребностей, тем менее они важны для выживания, тем дальше может быть отодвинуто их удовлетворение и тем легче на время от них освободится. Высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные. Удовлетворение их чаще имеет своим результатом осуществление желаний и развитие личности, обогащает внутренний мир.




     2.2. Потребности как основной источник активности личности


Потребность- это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, как раз и выступает источником активности человека. Потребность как динамическая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности. Потребности не остаются неизменными, а меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний действительности и отношения к ней.

Считается, что специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности различают по предмету и по происхождению.

По происхождению потребности бывают:

A.     Естественные;

B.     Культурные.

Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры.

По предмету потребности подразделяются на:

A.     Материальные;

B.     Духовные;

C.     Социальные

К материальным относятся физиологические (например, потребность в пище) и общественно обусловленные (например, потребность в одежде). К духовным потребностям относятся эстетические и познавательные. Социальные потребности отражают потребность в общении, в общественном признании.

При рассмотрении связи потребности с деятельностью нужно сразу же выделить в жизни два этапа каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи, когда предмет потрбности обретен.

          До опредмечивания

        После опредмечивания

1.Состояние общей ненаправленной активности субъекта.

1.Активность становится направленной.

2.Широкий спектр возможных благ при наличии ключевых раздражителей

2.Резкое сужение возможных благ и четкое определение предмета.

3.субъект испытывает состояние напряжения, неудовлетворенности, но не знает, чем оно вызвано.

3. Эмоциональное закрепление предмета потребности.

Когда происходит «встреча» потребности с ее предметом, тогда говорят об опредмечивании потребности. Самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется. Она становится уже другой, определенной, потребностью именно в данном предмете. В акте опредмечивания рождается мотив. Феномен опредмечивания потребности был  подробно описан А.Н.Леонтьевым. «Определение мотива как предмета потребности не надо понимать слишком буквально, представляя себе предмет в виде вещи, которую можно потрогать руками. «Предмет» может быть идеальным, например, той же нерешенной научной задачей, художественным замыслом и т.п." [1; с.114-134]

Однако есть вероятность, что найденный предмет потребности столь жестко «зафиксируется» в сознании человека, что приведет в результате к неврозу. Так бывает при найденной, но неразделенной любви, неотреагированной обиде и т.д. чаще всего предмет потребности выступает источником роста личности (когда, например, им является значимый другой человек, способный к ответному чувству, и др.).

Потребности могут приобретать разную форму. Если А. Маслоу создал иерархию потребностей, разделив все имеющиеся у человека потребности на пять групп, то согласно квалификации Х.Мюррея их гораздо больше. Х.Мюррей выделяет более 20 потребностей, среди которых есть достаточно интересные: потребность преодоления поражения; потребность избегания наказания; потребность порядка - стремление к аккуратности, точности, красоте; социофилия - забвение собственных интересов во имя группы и др.

Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и во всем том, что побуждает человека к деятельности. Например, потребности могут осознаваться человеком с разной степенью отчетливости. В этом случае они приобретают форму влечения. Влечение- это побуждение к деятельности, представляющее собой недеффиренцированную, недостаточно осознанную потребность. Другое неосознаваемое побуждение- установка. Установка – неосозноваемое человеком состояние готовности к конкретной форме активности. Это может быть и готовность к какой-либо деятельности, к поведению, и к пониманию, и к интерпретации чего-либо. Установка, если она проявляется в интерпретации каких-либо событий, явлений, фактов, может принимать форму предубеждений или стереотипов.



                                2.3.Функции мотивов



Когда потребность осознается и происходит ее опредмечивание, она приобретает форму мотива.

Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивом также называется и совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направлений.

Мотивы - это то, ради чего совершается деятельность. В широком значении под мотивом понимается любое внутренне побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей.

Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

1)      Осознаваемые мотивы - это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов - большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если человек не только осознает, в принципе, как нужно себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны.

2)      Мотив – это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может его удовлетворить.

3)      Неосознаваемые мотивы. А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович, В.Г.Асеев, и др. считают, что мотивы - это осознаваемые и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т.е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении - в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побужден7ия и смыслообразования. Смыслообразующиие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие способствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положите6льных или отрицательных)- порой очень эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующих  функций. Это – мтотивы-стимулы. В то же время различие обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а в другой - функцию дополнительной стимуляции. Слияние обеих функций мотива – побуждающей и смыслообразующей – придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты