Основные проблемы психологии управления командира

·                    служащий склонен занимать не пассивную, а активную позицию по отношению к осуществлению целей организации, он не просто подчиняется, но проявляет инициативу, пытаясь самостоятельно отыскать способы осуществления целей, моральный дух организации - желание сотрудников выполнять цели организации,

·                    организация стремится воздействовать на своих членов, важными средствами воздействия являются поощрение и наказание,

·                    разделение труда, наделение членов организации конкретными обязанностями приводит к возникновению более тесных внеслужебных отношений, возникают неформальные отношения.

Практические предпосылки управленческого выбора.

Выбор, который индивидуум совершит при управленческом воздействии на него, зависит от:

·                    навыков, знаний, характера и особенностей личности в том виде, в каком они были сформированы всем предшествующим жизненным опытом,

·                    конкретных воздействий, которым он подвергается в момент принятия решения (через формальные и неформальные каналы).

Немаловажное значение в управленческом выборе играют «симптомы» проявления личности:

·                    объективность индивидуума,

·                    склонность к доминированию,

·                    честолюбие,

·                    импульсивность,

·                    социальность.

2.1.2 Типы сотрудников (существует множество классификаций, их можно свести к рассмотрению типов характера и темперамента)

Учет склонностей и интересов работников (военнослужащих) при осуществлении управленческого воздействия – это дополнительный мощный фактор достижения успеха в работе.

Наиболее существенные типологии:

·                    типология темпераментов (типологические особенности нервной системы);

·                    конституционная типология (астеники, атлеты, пикники);

·                    типология личности в зависимости от стиля взаимодействия со средой; экстраверты – интроверты; мыслительный – эмоциональный тип; ощущающий – интуитивный тип; воспринимающий (иррациональный) – решающий (рациональный) тип и их соотношение (16 психосоциотипов).

У любого человека с раннего детства уже свой характер, вернее свой темперамент, обусловленный врожденными динамическими свойствами нервной системы, которые определяют скорость реагирования, степень эмоциональной возбудимости, особенности приспособления индивида к миру.

В этой связи важны следующие позиции:

·                    мотивации ведущих желаний и интересов,

·                    особенности ценностных ориентаций, убеждений, идеалов, жизненных целей, сценариев,

·                    особенности самооценки, тревожности, невротичности.

Таким образом, вопросы анализа и регулирования групповых и личностных взаимоотношений важны для понимания психологических механизмов межличностных взаимоотношений в коллективах, и являются ключевыми для решения проблем психологии управления коллективами, в том числе и воинскими.

2.2 Анализ и регулирование отношений руководства


Как во всем обществе в целом, так и в отдельных организациях социально изолированный индивидуум встречается чрезвычайно редко.

Каждое из самых малочисленных подразделений организации состоит из ограниченного числа сотрудников, работающих под началом одного руководителя, причем все они выполняют аналогичные или сходные функции или все работают ради выполнения одной задачи.


2.2.1 Формирование групп (воинских коллективов), классификация, структура

Организация (коллектив) состоит из групп и обладает рядом характерных черт, которые и определяют ее организацию, структуру и условия существования:

·                    общее отождествление вне рамок организации,

·                    сходный образ мышления,

·                    символы и эмблемы,

·                    наличие лидера.


2.2.2 Классификация групп

Для успешного руководства группами (воинскими коллективами) необходимо знать и четко различать какие бывают группы и как складываются отношения руководства в группах.

Наиболее общая классификация может быть представлена в таком виде:

·                    Большие и малые группы.

·                    Высокоразвитые и слаборазвитые группы.

·                    Формальные и неформальные группы.

2.2.3 Структура коллектива

Не углубляясь в рассмотрение структуры коллектива (это может быть предметом отдельного исследования), хочу отметить два уровня структуры коллективов:

·                    внешняя структура - определяется деятельностью,

·                    внутренняя структура - определяется общением.

Характеристики коллектива (воинского), его формирование и управление.

Основными характеристиками и одновременно (что немаловажно) необходимыми условиями формирования и управления коллектива являются:

·                    Общие, социально одобряемые цели и задачи совместной деятельности.

·                    Наличие четко сформированных критериев эффективности управления коллективом (группой).

·                    Наличие сильного лидера, заинтересованного в успехе.

·                    Оптимальный морально-психологический климат.

·                    Оптимальные размеры коллектива.

·                    Четкость социально-одобряемых целей, сплачивающих членов коллектива.

Лидер в коллективе.

Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.

З. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой – индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания любви.

Типы лидерства (психоаналитический подход).

Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Психоаналитики выделяют 10 типов лидерства:

«Соверен», или «патриархальный повелитель».

Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.

«Вожак».

В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака – носитель этих стандартов. Его выдвигают на основе любви и почитают.

«Тиран».

Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самым сильным. Лидер-тиран – доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и подчиняются ему.

«Организатор».

Он выступает для членов группы как сила для поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.

«Соблазнитель».

Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход во вне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают всех его недостатков.

«Герой».

Жертвует собой ради других; такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста – благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой увлекает за собой людей.

«Дурной пример».

Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.

«Кумир».

Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его любят, боготворят и идеализируют.

«Изгой».

«Козел отпущения».

Два последних типа лидеров, по существу, антилидеры, они являются объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа начинает распадаться, так как пропал общегрупповой стимул.

Общее лидерство в группе складывается из компонентов: эмоционального, делового и информационного.

«Эмоциональный» лидер (сердце группы) – это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку».

С «деловым лидером» (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела.

К «информационному» лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Наилучшим лидером будет руководитель, сочетающий все три компонента.

Теории лидерства.

Теории лидерства разнообразны, среди них можно выделить подход с опорой на личные качества человека:

·                    поведенческий,

·                    ситуационный подходы.

Поведенческий подход.

Обосновывает лидерство с позиции поведения человека в зависимости от его личностных качеств.

Концепция физических качеств.

Объяснение лидерских качеств обладанием высокого роста, веса, физической силы и т.д. не подтвердилось. Наоборот, часто лидер бывает малого роста, малой физической силы.

Концепция интеллигентности.

Гизели предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности, и делает вывод, что наличие определенных качеств предсказывает управленческий успех. Личностные качества лидера:

·                    интеллигентность в вербальном и символическом плане;

·                    инициативность, способность направлять активность, желания в новом направлении;

·                    уверенность в себе – благоприятная самооценка;

·                    привязанность к сотрудникам;

·                    решительность: мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин);

·                    зрелость;

·                    мотивационные способности, т.е. способность мотивировать людей на выполнение управленческого решения.

Ситуационный подход.

Лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает специфические требования к лидеру, и поэтому лидерство может переходить от одного человека к другому: эмоциональный, деловой лидер и т.п.

Доверие к лидеру - это признание его достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутренне согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками.


2.2.4 Стили управления

Теории, основанные на поведенческом подходе, осуществляют классификацию стилей руководства. Стиль руководства – это манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным.

Выделяют автократично-либеральный континуум стиля руководства:

1.                  руководитель принимает решение сам и его объявляет;

2.                  руководитель предлагает решение сотрудникам;

3.                  руководитель представляет идеи, вызывает, порождает вопросы, отвечает, объясняет свои идеи и решения;

4.                  руководитель представляет пробное решение, которое можно и изменить после обсуждения;

5.                  руководитель представляет проблему, слушает и учитывает предложения сотрудников, находит взаимоприемлемое решение;

6.                  руководитель ставит определенные границы и предлагает группе найти решение;

7.                  руководитель позволяет сотрудникам действовать свободно в существующих рамках.

На основе континуума, где одна крайность – руководитель, ориентированный на задачу, работу, и другая крайность – руководитель, ориентированный на сотрудников, Ренсис Лайкерт предлагает 4 базовые системы лидерства.


Система 1

Система 2

Система 3

Система 4

Эксплуататор-скоавторитарная

Благосклонно-авторитарная

Консультативно демократическая

Основана на участии в управлении подчиненных


Выделяют следующие стили управления (Курт Левин):

·                    авторитарный (директивный),

·                    демократический (коллегиальный),

·                    либерально-анархический (попустительский).

Есть еще несколько классификаций стилей руководства, они развивают или модернизируют предложенную:

·                    непоследовательный стиль – непредсказуемый переход руководителя от одного стиля к другому;

·                    ситуативный стиль управления (П. Херси) гибко учитывает уровень развития подчиненных и коллектива (ставит в соответствие управленческое воздействие в зависимости от уровня развития сотрудника, коллектива);

·                    «управленческая матрица» (Р.Блейк, Д.Мутон), в соответствии с ней выделяется 5 типов руководителей: «либерал», «организатор», «манипулятор», «пессимист», «диктатор»;

·                    в зависимости от особенностей мыслительно-интеллектуальной деятельности (японский автор Т. Коно) – 4 типа: консервативно-интуитивный, консервативно-аналитический, новаторско-интуитивный, новаторско-аналитический.

Теории, основанные на ситуационном подходе, считают, что не существует никакого оптимального стиля руководства: успешное поведение определяется не одним фактором, а ситуацией в целом.

Ситуационная модель Фидлера учитывает три фактора:

·                    отношения между руководителем и подчиненными,

·                    объем законной власти,

·                    структура групповой задачи.

Теория Митчел-Хауса: «путь-цель» выделяет 4 основных стиля: директивный, поддерживающий, поощряющий участие, ориентирующий на достижение цели.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты