Обшение и его функции

Обшение и его функции

Введение.

1. Общие положения из теории и практики общения.       

1.1. Функции общения.

1.2. Роль сознательного, бессознательного, вербальных и невербальных компонентов в профессиональном общении сотрудников таможенных органов

1.3. Виды профессионального общения сотрудников ОВД

1.4. Личностная типология “трудных” для общения людей       

2. Развитие техник общения

А) общие рекомендации

Б) описание техник общения

2.1.Техника эмпатии

2.2. Техника рефлексии

2.4. Техника анализа ситуаций общения.

2.5. Техника учета пространственных характеристик ситуации общения.

2.6. Техника самоподачи “доброжелательность”.

2.7. "да" - техника.

 2.8. Техника “втягивание в диалог”.

2.10. Техника "три рода имен обращений".

2.11. Техника "приятное зеркало".

В) приемы и правила установления и поддержания психологического контакта ( отдельные техники)

2.техника вовлечения в общение.

3. Техники создания и использования оптимальной обстановки общения

4. Техника мотивирования партнера

5.техники эмоционального влияния.

6. Техника налаживания взаимопонимания.

Заключение

Литература

Введение.


Настоящий реферат содержит анализ одной из фундаментальных категорий психологии, значимой как для теории, так и для реальной практики деятельности специалистов социономического профиля, к которым относится большинство сотрудников таможенных органов.

 Важнейшим аспектом профессионализма сотрудника таможенных органов являются развитые коммуникативные характеристики специалиста: общие навыки общения, развитая общительность, умение вступать в контакт, установление доверия с другими субъектами общения, навыки задавать вопросы, использование средств невербальной коммуникации., общение с трудными людьми и в напряженных, конфликтных ситуациях, собственное уверенное (ассертивное) поведение.

1.                ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБЩЕНИЯ.


1.1. Функции общения.


В ряде психологических исследований выделяются следующие функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.

При этом первый класс функций охватывает такие процессы как передача-прием информации. Следует особо отметить, что в реальных процессах общения между людьми информация не только передается-принимается, но и формируется, что особо важно для деятельности сотрудников таможенных органов. Так, например, Яноушек показал, что реализация функции формирования информации включает несколько уровней. На первом из них происходит выравнивание различий в исходной информации у тех, кто вступает в общение по конкретному поводу. Второй уровень связан с принятием и передачей значений (общение при этом выступает, прежде всего, как информирование). И, наконец, третий уровень связывается со стремлением понять взгляды, точки зрения, установки друг друга. При этом результат может быть как в виде согласия, так и его противоположности. В связи с этим уместно обратить внимание на возможность возникновения конфликтов: информационных или когнитивных.

Не менее важным для практической деятельности сотрудников таможенных органов в связи с приемом и передачей информации является ее трансформация, что приводит к ее искажению.

Другой класс функций общения отражает феномены, относящиеся к регуляции поведения участников общения. При этом происходит взаимная “подстройка” действий и коррекция поведения. И, наконец, аффективно-коммуникативная функция отражает эмоциональную сферу взаимодействия, т. е. имеется в виду, что общение детерминирует эмоциональные состояния человека.

 

1.2. Роль сознательного, бессознательного, вербальных и невербальных компонентов в профессиональном общении сотрудников таможенных органов.


Обратим внимание на тот факт, что в реальной практике общения соотношение сознательных и бессознательных феноменов проявления психического особое. В рамках вышеназванных функций общения, при осуществлении приема-передачи информации, реализации управленческих функций и обмена в эмоциональной сфере, значимость бессознательного компонента может быть более важной и информативной чем рефлексируемые осознаваемые факты.

Так, имея соответствующие навыки, сотрудник таможенных органов способен анализировать и дифференцировать информацию, поступающую от другого субъекта по вербальному и невербальному каналам. При этом обращает внимание известное возможное несоответствие между тем, что говорится словами и сообщается телом (мимикой, жестами паралингвистическими характеристиками речи и т.д.).

Для сотрудника таможенных органов этот факт позволяет иметь более полную и адекватную информацию для принятия решения и ее использования при решении служебных задач. Другая же сторона чаще не контролирует невербальный канал сознанием, либо для этого необходимы особая подготовка и дополнительные усилия, что встречается реже, хотя и возможно.

 Психика человека устроена так, что тело и телесные проявления более “моральны”, “нравственны” и не умеют врать. Технически этот феномен используется при создании соответствующих приборов, в рамках же непосредственного общения, при наличии развитых навыков, интуиции и конгруэнтности эта информация считывается и становится доступной сотруднику таможенных органов. Более подробно с этим можно познакомиться в литературе по нейро-лингвистическому программированию (НЛП), широко используемому в психотерапии, где эта сторона реализуется достаточно широко и полно.


1.3. Виды профессионального общения сотрудников таможенных органов.


Для продуктивного контакта с людьми сотруднику таможенных органов мало обладать специальными познаниями, нужна еще особая психологическая подготовленность в сфере общения. Имеются в виду развитые качества рефлексии - опережающего восприятия, предвидения возможных поступков собеседника, способности быстро ориентироваться в свойствах его личности. Овладение искусством понимать людей и на этой основе управлять их поведением является важнейшим признаком профессионализма сотрудников таможенных органов.

Основу психологии профессионального общения в работе сотрудника таможенных органов составляют его общие и специфические закономерности. Последние определяются характером оперативно-служебных задач, содержанием и целями конкретной ситуации.

Выделяются следующие виды профессионального общения сотрудников таможенных органов:

1. Общение сотрудника с коллегами по работе в служебном коллективе;

2. Общение с лицами, причастными к совершению правонарушений;

3. Общение с лицами, оказывающими содействие в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений;

4. Общение с лицами, скрывающими информацию о преступлении, вступающими в конфликт с сотрудниками таможенных органов;

5. Общение с иными лицами.

Общение сотрудника в коллективе характеризуется следующими основными особенностями:

- формализованностью и регламентацией служебного общения статусом сотрудников, их должностными обязанностями, правами и ответственностью, приказами, инструкциями и другими нормативными актами;

- сочетанием в эпизодах общения служебных, общественных и личных целей и интересов сотрудников таможенных органов;

- знанием участниками общения личных особенностей и стилей поведения друг друга;

- особой регламентацией движения оперативной информации.

Общение сотрудника с лицами, указанными в пунктах 2,3,4,5 может отличаться следующими особенностями:

- скрытым или открытым противодействием, установкой на борьбу;

- высоким уровнем ответственности;

- зачастую оно носит публичный характер;

- высокой эмоциональной напряженностью, фрустрированностью;

- часто носит стрессовый характер;

- правовой регламентацией и, как правило, фиксацией содержания.

Таким образом, в содержании и методах психологической подготовки сотрудников таможенных органов необходимо учитывать:

1. Трудности общения, определяемые сложностью, проблемностью служебной деятельности и самих ситуаций профессионального взаимодействия;

2. Особенности профессиональных контактов, формирующих у сотрудников таможенных органов опыт решения трудных ситуаций;

3. Типичные варианты личных затруднений и неадекватного общения сотрудников - стратегии обходного решения проблем, уклонения от сложных вариантов общения, профессиональная ограниченность и ригидность личностного пространства общения и т.д.

Отсюда система обучения сотрудников таможенных органов технике общения должна включать анализ типичных вариантов служебного взаимодействия (соответствующих интеракций), типичные стратегии и личностные предпочтения (индивидуальный стиль) общения, а также содержание и структуру процессов коммуникации.

В процессе общения необходимо выделять три стороны:

·     взаимодействие друг с другом (интерактивная сторона);

·     восприятие и понимание другого человека (перцептивная сторона);

·     обмен информацией (коммуникативная сторона).

Взаимодействие друг с другом - характеристика тех компонентов общения, которые связаны с непосредственной организацией их совместной деятельности. Основными компонентами процесса взаимодействия являются люди, участвующие в нем, их взаимная связь и вытекающее отсюда взаимное воздействие друг на друга.

Не менее существенным компонентом процесса взаимодействия общающихся индивидов является и факт их взаимных изменений, как результат взаимовлияния друг на друга.

Различают два основных типа взаимодействия: кооперация и конкуренция.

Кооперация подразумевает сотрудничество, согласие, ассоциацию, приспособление, что способствует общению. Конкуренция же подразумевает соперничество, конфликт, оппозицию, диссоциацию. Конкуренцию можно рассматривать как положительно, так и отрицательно влияющей на процесс общения.

К числу некоторых признаков поведения при общении относят:

 - стремление к солидарности, подбадривание других;

- спокойствие, чувство удовлетворенности, легкое и непринужденное поведение со всеми;

- свободное высказывание мнений, оценка событий, фактов ...

- высказывание неодобрения, отказ от участия в совместной деятельности;

- проявление напряженности (стесненность, беспокойство...).

Восприятие и понимание человека человеком.

Процесс формирования образа другого человека достигается "прочтением" физических характеристик, психологических свойств и особенностей поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация и рефлексия.

При оценке восприятия необходимо учитывать:

1. Объект восприятия не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону.

2. Внимание субъекта сосредоточено на смысловых и оценочных интерпритациях объекта восприятия, в том числе и причинных.

3. Восприятие характеризуется большой слитностью познавательных и эмоциональных компонентов.

Коммуникативная сторона общения заключается в выявлении специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, т.е. с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений, что приводит не просто к "движению" информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, которыми обмениваются люди.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов:

1. Побудительной - рассчитанной на стимуляцию действий /активизацию - запрет - дестабилизацию/.

2. Констатирующей - выступающей в форме сообщения, не предполагающей непосредственного изменения поведения.

Основными средствами коммуникативного процесса являются:

1. Звуковая система - вербальная /речевая/ коммуникация, имеющая универсальные свойства, при которой менее всего теряется смысл сообщения.

2. Паралингвистические явления, выражающиеся в речевых и неречевых проявлениях голоса.

3.   Оптико-кинестетическая система /невербальная коммуникация/, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику, систему контактов глазами.

 Различают следующие виды воздействия: убеждение, заражение, внушение, подражание. Последние, в свою очередь, могут подразделяться на подвиды.

Необходимость изучения и использования в своей деятельности эффективных методов общения напрямую связана со спецификой деятельности таможенных органов. При работе с людьми важно предвидеть возможные поступки человека, ориентироваться в свойствах его личности. Усвоенные психологические рекомендации представляют собой совокупность средств установления контакта, доверительных отношений, а также воспитательного воздействия.

 

1.4. Личностная типология “трудных” для общения людей


Вместе с освоением техник и приемов общения следует учитывать, что сотруднику таможенных органов, как впрочем, и вообще по жизни, приходится взаимодействовать в условиях далеко не комфортных с точки зрения настроя на общение другого. Эта область более предметно рассмотрена в социальной психологии и конфликтологии. Теоретики и практики разрешения конфликтов выделяют, например, так называемых трудных людей обладающих определенными личностными характеристиками, затрудняющими общение в и без того сложных, конфликтных ситуациях. Так Д.Скотт (1994) называет и характеризует следующие типы “трудных”:

“Агрессивисты” - лица, которые говорят колкости, задирают других и раздражаются, если их не слушают.

“Жалобщики” - всегда на что-нибудь сетуют. Сами же ничего не делают для решения проблемы, так как считают себя не способными ни на что или не хотят брать на себя ответственность.

“Молчуны” - спокойны, немногословны и невозмутимы. Трудно понять, чего они хотят и о чем думают в действительности.

“Сверхпокладистые” - всегда говорят “да”, по любому поводу обещают поддержку, но нередко их слова расходятся с делом, они не оправдывают возложенных на них надежд.

“Вечные пессимисты” - они всегда и во всем предвидят неудачи.

“Всезнайки” - считают себя выше других. Их мнимое превосходство дополняется сознанием собственной важности, на самом деле они только играют роль.

“Нерешительные”, или “стопоры”, - лица, которые не могут принять то или иное решение, поскольку боятся ошибиться. 

 2. РАЗВИТИЕ ТЕХНИК ОБЩЕНИЯ

 

А) Общие рекомендации

1. Всякий, уже состоявшийся акт общения проанализируйте с позиций Ваших потребностей в нем и потребностей партнера.

2. В ходе каждого акта общения необходимо постоянно отслеживать:

а). Ваше понимание того, какую роль в данный момент играет Ваш партнер;

б). Как и кем воспринимает Вас Ваш партнер;

в). Что думает партнер о том, как Вы его воспринимаете.

3. Ясно и четко постарайтесь определить цели и мотивы партнеров, вступающих в контакт друг с другом. Вопросы: "Чего хочу я?", "Чего хочет он?" - требуют точного ответа.

4. Приписывая мотивы и цели общения другому постоянно проверяйте их. Если они не согласуются с поведением партнера, отвергайте выдвинутую гипотезу и стройте новую. Мотивация общения гибка и изменяется в зависимости от ситуации.

5. В ходе беседы постоянно отслеживайте невербальную информацию, непроизвольные и неосознанные поведенческие акты очень информативны, а подделать их очень сложно. /В связи с этим хочется привести слова Лорда Ф.Честерфилда сказанные им своему сыну еще в 1774 году: "Когда я стараюсь распознать истинные чувства людей, я полагаюсь на мои глаза больше, чем на уши, ибо люди говорят, имея в виду, что я их слышу, и соответственно выбирают слова, но им очень трудно помешать мне видеть то, чего они вовсе может быть и не хотят мне показывать". (Честерфилд Ф. Письма к сыну. Максимы. Характеры. -М., 1078, с.78.)/.

6. Пристраивайтесь к вербальному и невербальному поведению своего собеседника: поза, дыхание, речь...

7. Не навязывайте другому свои шаблоны поведения и свою мотивацию. Совершайте те действия, которые у партнера вызывают желательные для Вас реакции. Ваши действия должны быть стимулом к действиям партнера.

8. Не оказывайте психологическое давление на партнера. Всякое давление в общении вызывает защитную реакцию и строит психологические барьеры, а общение не физика, где всякому действию соответствует равное противодействие.

9. Стремитесь быть естественным и не принимайте на себя роль которую трудно исполнить. Фальшь Вашего поведения будет сразу же замечена партнером.

В процессе взаимопонимания мы начинаем с оценки внешних признаков поведения человека. Далее в процесс понимания включаем результаты понятого и вновь интерпретируем, прогнозируем, оцениваем, пытаясь проникнуть в содержание внутреннего мира собеседника, раскрывающие причины его поведения и дающие возможность прогнозировать его поступки.

Таким образом, осмысливание поведения собеседника представляет собой выяснение смысла, значения этого поведения для самого человека. Поэтому техника обеспечения взаимного понимания как средство продуктивного общения направлена на решение таких задач в работе с людьми, как:

а) понять собеседника и его видение данной ситуации;

б) быть понятым им так, чтобы это соответствовало цели совместной деятельности.

Огромное значение эта техника имеет на этапе формирования первого впечатления и установления психологического контакта как искусство ориентировки в собеседнике и искусство самоподачи.

Для правильной ориентировки в отношениях с собеседником Вам нужно решить следующие задачи:

1. Определить его позицию, представленную в выражении социального статуса человека в реальном поведении.

2. Определить мотивы поведения и цели собеседника.

3. Определить, как те же самые задачи решает собеседник.

Очень часто мы ошибаемся в своем первом впечатлении о личности собеседника. Понимание, в процессе формирования первого впечатления о человеке, начинается с восприятия и оценки его внешности и поведения. При этом необходимо помнить - что он делает тоже самое.

Особое внимание следует уделять тем поведенческим признакам, которые плохо или совсем не контролируются людьми (во всяком случае специально не подготовленными):

1. Лицо контролируется сознанием в максимальной степени, но некоторыми его зонами управлять чрезвычайно тяжело. В первую очередь это зона под глазами. Например, имитация приветливой улыбки и даже смеха не приводит к сокращению подглазного мускула. Опытный наблюдатель различит смех только одними глазами и смех искусственный. Первичные проявления эмоционального напряжения отражаются именно в этом признаке лица, далее возможно повышенное потоотделение, прилив крови к поверхности кожи, пересыхание губ и многое другое может указывать на эмоциональное отношение человека к ситуации.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты