Ознакомление с основными направлениями работы психолога
УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Для специальности 020400 Психология
Курс 3 семестр 6
Продолжительность практики – 3 недели
Отчет о прохождении практики
Практика является органической частью учебного процесса и обеспечивает соединение теоретической подготовки с практической деятельностью в психологических службах различных учреждений и предприятий. Содержание практики взаимосвязано с дисциплинами специализации учебного плана по специальности 020400.
В ходе практики решались познавательные и практические задачи, связанные с ознакомлением с основными направлениями работы психолога, формировались навыки психодиагностической и коррекционной работы, организации и проведения психолого-педагогических исследований, развития навыков и умений работы с людьми.
Основные задачи:
1. Углубление, закрепление и обогащение теоретических знаний, полученных в процессе обучения.
2. Выработка умений: наблюдать и анализировать социальные процессы, поведенческие акты коллективов, групп и отдельных индивидов; собирать и систематизировать факты; обрабатывать собранный информационный массив; научно обоснованно делать выводы и планировать свои профессиональные действия.
3. Ознакомление с профессиональными функциями психолога: коммуникативной, информационной, ориентационной, мобилизационной, организационной, исследовательской.
4. Развитие профессионально важных качеств личности психолога.
5. Знакомство с отдельными операциями, действиями и актами профессиональной деятельности психолога, с разнообразными методами и приёмами в работе с отдельными людьми, группами и коллективами.
6. Формирование творческого подхода к реализации своих профессиональных функций.
7. Ознакомление с современным состоянием психологических служб, с опытом их работы.
Психолог в школе – это прежде всего человек, знающий и глубоко понимающий ученика, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных его особенностях и индивидуальных вариантах.
Основные функции психолога в школе – это создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Работа психолога в школе включает, во-первых, участие в педагогическом процессе в целом, его анализ и психологизацию, организацию взаимодействия учителей и учеников; и, во-вторых, индивидуальную работу с детьми, направленную на профилактику отклонений в развитии.
Содержание практики:
В ходе первой недели практики происходило знакомство с работой психолога, целями и задачами, направлением, стилем и характером деятельности. Вся документация (приказы, постановления, решения, планы, отчёты) является секретной информацией и предназначена только для служебного пользования. Однако при изучении архивов была найдена необходимая информация о формах, методах, особенностях работы психолога в данном учреждении (функции, обязанности, права, ответственность и квалификационные требования – формы и методы взаимодействия с начальством, коллективом). Данная информация была положена в основу настоящего отчёта. Были изучены основные тестовые методики, используемые психологом.
В последующие недели были изучены основные тестовые методики, используемые психологом школы.
Ежедневно я находилась на практике с 8.00 до 14.00, вела записи в дневнике практики, отмечая в нем результаты наблюдений. Подчинялась правилам внутреннего распорядка, выполняла порученные распоряжения и указания от психолога. В ходе прохождения практики закрепились знания, полученные в процессе обучения, я ознакомилась с деятельностью психолога и данном учреждении и утвердилась в правильности своего профессионального выбора.
На качество моей работы влиял благоприятный климат в коллективе, пройденная практика оставила у меня положительные впечатления.
В процессе прохождения производственной практики мы овладели следующими умениями:
1.Умение устанавливать взаимоотношения и контакты с людьми: психологами по работе, членами коллективов и руководством, обследуемыми, т.е. овладели умением реализации коммуникативной функции профессиональной деятельности психологов;
2.Умение проводить психологические наблюдения, обработку собранного в результате наблюдения материала, построение гипотез, доказательств и выводов;
3.Умение применять на практике теоретические знания изученных дисциплин;
4.Умение анализировать и давать объективную оценку своей профессиональной деятельности и деятельности психологической службы учреждения;
5.Умение формулировать цели и задачи своей деятельности, планировать свою работу для достижения поставленных целей.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
Дата |
Виды и содержание работы |
Замечания о ходе и результатах |
||
1 неделя практики: Знакомство с работой психолога в школе. |
||||
10.03 |
Ознакомление с психологом, с его деятельностью и местом его работы. |
|
||
11.03 |
Ознакомление с документацией, работа с архивами. |
Вся документация является секретной информацией и предназначена только для служебного пользования. |
||
12.03 |
Общее знакомства с формами и методами работы психолога. |
Все методики разделены на группы, в соответствии с тем, на что направлена исследование. |
||
13.03 |
Ознакомление с организацией различных видов деятельности психолога. Изучение тестовых методик, используемых психологом. |
Диагностика, психокоррекция, работа с учителями, учениками и их родителями. Тест Керна-Ирасека, корректурная проба. |
||
14.03 |
Составление плана работы на следующую неделю. |
|
||
2 неделя практики |
||||
17.03 |
Подготовка к лекционному занятию |
Подбор материала для проведения лекции. |
||
18.03 |
Проведение лекции-беседы «Искусство общения» |
Лекция проводилась для учителей, воспринята положительно, с интересом и вызвала дискуссию. |
||
19.03 |
Выполнение заданий по общепсихологическому циклу |
Методика: стиль руководства в учреждении, исследование типа темперамента. |
||
20.03 |
Обработка результатов |
Обработка тестов, и их интерпретация. |
||
21.03 |
Составление плана работы на следующую неделю. |
|
||
3 неделя практики |
||||
24.03 |
Выполнение заданий по медико-биологическому циклу. |
Сбор психологического анамнеза. |
||
25.03 |
Выполнение заданий по медико-биологическому циклу. |
Исследование стрессоустойчивости и типа реагирования личности на стресс, САН, выявление уровня нервно-психического напряжения у сотрудников учреждения. |
||
26.03 |
Обработка результатов исследования |
|
||
27.03 |
Выполнение заданий по поручению психолога |
Проведение упражнений на развитие внимания учеников 6 класса. |
||
28.03 |
Подбор материала для отчета |
Беседа с руководителем практики о результатах её прохождения |
||
31.03 |
Итоговая встреча с психологом с целью обсуждения результатов исследований, проводимых в ходе практики. |
Подготовка отчёта о прохождении учебно-ознакомительной практики. |
||
ДНЕВНИК
Дата |
Виды и содержания работы |
Анализ хода и результатов |
|
10.03.08 – 16.03.08 |
Ознакомление с деятельностью психолога, с документацией, работа с архивами. |
Вся документация является секретной информацией и предназначена только для служебного пользования |
|
17.03.08 |
Подготовка к лекционному занятию, проведение лекции-беседы «Искусство общения» |
Лекция проводилась для учителей, воспринята положительно, с интересом и вызвала дискуссию. |
|
19.03.08 |
Выполнение заданий по общепсихологическому циклу: методика стиль руководства в учреждении. |
Исследование проведено у двух испытуемых. |
|
20.03.08 |
Обработка результатов |
Обработка тестов, и их интерпретация, составление протокола исследования. |
|
21.03.08 |
Выполнение заданий по общепсихологическому циклу: методика исследование типа темперамента (Формула темперамента Белова). Обработка результатов. |
Исследование проведено у двух испытуемых. |
|
24.03.08 |
Выполнение заданий по медико-биологическому циклу |
Сбор психологического анамнеза. |
|
25.03.08 |
Выполнение заданий по медико-биологическому циклу. |
Исследование стрессо-устойчивости и типа реагирования личности на стресс, САН, выявление уровня нервно-психического напряжения у сотрудников учреждения. |
|
26.03.08 |
Обработка результатов. |
Составление протоколов. |
|
27.03.08 |
Выполнение заданий по поручению психолога |
Проведение упражнений на развитие внимания учеников 6 класса. |
|
28.03.08 |
Подбор материала для отчета. Итоговая встреча с психологом с целью обсуждения результатов исследований, проводимых в ходе практики. |
|
|
31.03.08 |
Подведение итогов за три недели практики. |
Подготовка отчёта о прохождении учебно-ознакомительной практики. |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Задание по общепсихологическому циклу:
1. Проанализировать характеристику стиля руководства в учреждении.
2. Провести исследование типа темперамента. Охарактеризовать влияние темпераментов сотрудников организации на успешность выполнения ими производственной деятельности (2 описания).
3. Разработать и провести тренинг или лекцию (на выбор) для сотрудников по тематике посвященной оптимизации межличностного общения.
ПРОТОКОЛ 1
ФИО:
Возраст: 44 года.
Должность: кл. рук., учители биологии
Время и дата исследования: 19.03.08, 13.45
Методика оценки стиля управления.
1 + 2 +
3 -
4 +
5 -
6 +
7 +
8 +
9 +
10 +
11 +
12 +
13 +
14 +
15 +
16 -
17 +
18 -
19 -
20 +
21 +
22 +
23 +
24 -
25 +
26 -
27 +
28 +
29 +
30 -
31 -
32 +
33 +
34 +
35 -
36 -
37 -
38 +
39 +
40 +
41 -
42 +
43 -
44 -
45 +
46 +
47 -
48 -
49 -
50 -
51 +
52 +
53 -
54 -
55 -
56 +
57 +
58 +
59 -
60 +
Заключение: Высокая выраженность единоличного – демократического стиля управления, это отражает умение координировать и направлять деятельность коллектива, развивать инициативу и новые методы работы, быть справедливым и тактичным в споре, умение предупреждать конфликты и создавать высоконравственную атмосферу в коллективе.
В то же время средняя выраженность пассивно – попустительского стиля управления отражает стремление переложить свои обязанности на других, требовательность и доверчивость, склонность к уговариванию.
Низкая выраженность авторитарно – единоличного стиля проявляется в слабом желании быть лидером, стремлении доводить начатое дело до конца.
ПРОТОКОЛ 2
ФИО:
Возраст: 58 лет.
Должность: Зам. директора по воспитательной работе, учитель нем. яз.
Время и дата исследования: 19.03.08, 12.00
Методика оценки стиля управления.
1 + 2 -
3 +
4 +
5 +
6 +
7 -
8 +
9 +
10 +
11 -
12 +
13 -
14 +
15 +
16 +
17 +
18 -
19 -
20 +
21 +
22 +
23 -
24 -
25 +
26 +
27 +
28 +
29 +
30 -
31 +
32 +
33 +
34 +
35 -
36 +
37 -
38 +
39 +
40 +
41 -
42 +
43 +
44 -
45 +
46 +
47 +
48 -
49 -
50 -
51 +
52 +
53 +
54 +
55 -
56 -
57 +
58 +
59 +
60 +
Заключение: По данным проведенного исследования выявлено, что у испытуемого наблюдается высокая выраженность единолично – демократического стиля управления и средняя выраженность авторитарно – единоличного и пассивно – попустительского стилей. Это свидетельствует о том, что испытуемый является опытным руководителем, умеет координировать и направлять деятельность коллектива, развивать инициативу и новые методы работы, быть справедливым и тактичным в споре, предупреждать конфликты и создавать высоконравственную атмосферу в коллективе. У испытуемого наблюдаются хорошие лидерские качества, требовательность и настойчивость, в тоже время испытуемый доверчив и податлив к постороннему влиянию и имеет склонность к уговариванию.
ПРОТОКОЛ 3
ФИО:
Возраст: 44 года.
Должность: кл. рук., учитель биологии.
Время и дата исследования:19.03.08., 13.20.
Методика: Теста Белова «Формула темперамента».
|
Холерик |
Сангвиник |
Флегматик |
Меланхолик |
1 |
- |
+ |
- |
- |
2 |
- |
- |
+ |
- |
3 |
+ |
- |
+ |
- |
4 |
- |
+ |
+ |
- |
5 |
+ |
- |
- |
+ |
6 |
+ |
- |
- |
+ |
7 |
+ |
- |
- |
- |
8 |
- |
- |
+ |
- |
9 |
- |
+ |
+ |
- |
10 |
- |
- |
+ |
+ |
11 |
+ |
+ |
- |
+ |
12 |
- |
- |
- |
+ |
13 |
- |
+ |
+ |
- |
14 |
- |
+ |
+ |
+ |
15 |
+ |
+ |
- |
+ |
16 |
+ |
+ |
+ |
+ |
17 |
+ |
- |
+ |
- |
18 |
- |
+ |
- |
- |
19 |
+ |
- |
- |
- |
20 |
+ |
- |
+ |
- |