Параллельно с этим проводится работа по психическому развитию ребёнка и его восстановлению как целостной личности, формирование у него чувства безопасности, снятие некоторых последствий разного рода травм (психологических, физических, эмоциональных). С целью предупреждения возможности проявления негативных сторон в поведении детей, проводятся активные формы работы с воспитанниками: психодиагностика, игровая терапия, тренинговые занятия, индивидуальное консультирование, психокоррекция, сказкотерапия, использование рисуночных тестов и проективных методик и др. Применение данного спектра методик, а также вышеперечисленных элементов терапии помогает воспитанникам выходить за рамки замкнутого пространства жизни, адаптироваться к жизни, как в учреждении, так и за его пределами, обучаться навыкам конструктивного общения, овладения своими чувствами, толерантности, улучшению общего эмоционального состояния, умению давать и получать поддержку, а также развитию гармоничной личности.
«Танцевально-двигательная терапия»
Требования к знаниям и умениям: уметь сдерживать агрессию, конфликты по отношению к окружающим; относиться с симпатией к другим людям; правильно контролировать себя и других; позитивное отношение к себе и своему телу; уметь взаимодействовать с окружающими.
Цель: развивать навыки общения, осознания своего тела, стимулировать творческое начало личности.
Задачи: формировать коммуникативные навыки; изменять стиль коммуникации с окружающими; снять напряжение; накопившиеся сильные отрицательные эмоции; уменьшить тревожность; улучшить настроение, ослабить состояние фрустрации; развивать социальные навыки. Воспитывать нравственные ценности.
Методы: 1) групповой танец
2)групповой круговой танец
3)индивидуальный спонтанный танец
4)ритмическая групповая активность.
Материал: музыка, в зависимости от цели занятия.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 16 лет, группа 8-10 человек.
Тематическое планирование.
№ |
Тема занятия |
Кол-во занятий |
Кол-во часов |
1 |
«Эмпатия» |
1 |
40 мин. |
2 |
«Кто Я?» |
4 |
2ч |
3 |
«Работа с межличностными отношениями» |
8 |
4ч. |
4 |
«Работа с излишним контролем» |
2 |
1ч |
5 |
«Работа с агрессией» |
4 |
2ч. |
6 |
«Дыхательная и мышечная гимнастика» |
3 |
1ч. |
10ч.40мин
Основное содержание программы
1) Тема: «Эмпатия».
Цель: развивать эмпатию, развивать умению взаимодействия с другими.
Материал: музыка современного эстрадного стиля; спокойная.
Занятие 1
Ход занятия:
1. Разминка.
2. Упражнение «Зеркало», «Кинестетическая эмпатия».
3. «Шмели и лебеди».
4. Обсуждение
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.542-547
2) Тема: «Кто Я?»
Музыка: для фона (подвижная).
Цель: Исследовать отношение к самому себе; выяснить свой «Я образ», выяснить связанные с ним проблемы и наметить пути их решения.
Занятие 1
Ход занятия:
1. «Танец Кто Я». (визитная карточка).
2. «Хоровод».
3. «Обсуждение».
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.542-547
Занятие 2
Ход занятия:
1. Разминка «Я люблю себя со всеми своими достоинствами и недостатками».
2. Упражнение «Звери, птицы, рыбы».
3. Обсуждение.
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.681,682
Занятие 3
Ход занятия:
1. Разминка «Я - самая красивая».
2. Упражнение «Танец с самим собой».
3. Обсуждение.
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.547,681
Занятие 4
Ход занятия:
1. Разминка «Ходьба с зажимами».
2. Упражнение «Нарцисс и ручей».
3. Обсуждение.
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.681,551
3) Тема: «Работа с межличностными отношениями».
Музыка подвижная, ритмичная.
Цель: Научить адекватно передавать и получать сообщения, в том числе и невербально; усовершенствовать навыки эффективной коммуникации; развивать умение взаимодействия с другими.
Занятие 1
Ход занятия:
1. Разминка « Движение – настроение».
2. Упражнение «Пригласите танцевать».
3. Обсуждение.
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.553
Занятие 2
Ход занятия:
1. Разминка «Встречи на улице».
2. Упражнение «Эгоизм».
3. Обсуждение.
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.653,657
Занятие 3
Ход занятия:
1. Разминка «Зоопарк».
2. Упражнение «Сиамские близнецы».
3. Обсуждение.
Занятие 4
Ход занятия:
1. Разминка «Движения в парах».
2. Упражнение «Взаимоотношение».
3. Обсуждение.
Занятие 5
Ход занятия:
1. Разминка «Походки».
2. Упражнение «Танец в кругу и зеркальное отображение».
3. Обсуждение.
Занятие 6
Ход занятия:
1. Разминка «Танец одной рукой».
2. Упражнение «Баюшки-баю».
Занятие 7
Ход занятия:
1. Разминка «Танец с приветствиями».
2. Упражнение «Отображение».
3. Обсуждение.
Занятие 8
Ход занятия:
1. Разминка.
2. Упражнение «Локомотив».
3. Упражнение «Прогулка с закрытыми глазами».
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», Козлов, Гиршон, Веремеенко «Интегративная танцевально-двигательная терапия».
4) Тема: «Работа с излишним контролем».
Музыка подвижная.
Цель: Освободиться от зажимов контроля на уровне тела, снять напряжение; учить умению контролировать себя.
Занятие 1
Ход занятия:
1. Разминка «Ладушки».
2. Упражнение «Падение».
3. Обсуждение.
Занятие 2
Ход занятия:
1. Разминка «Муха в плену».
2. Упражнение «Действие».
3. Заключительная часть «Освобождение от зажимов».
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.667-675
5) Тема: «Работа с агрессией»
Музыка: спокойная.
Цель: Научить освобождаться от агрессии в социально приемлемой форме, развивать способность справляться с агрессией, неадекватным поведением.
Занятие 1
Ход занятия:
1. Разминка «Нет! Не буду!»
2. Упражнение «Подстрели друга».
3. Обсуждение.
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», Козлов, Гиршон «Интегративная танцевально-двигательная терапия».
Занятие 2
Ход занятия:
1. Разминка «Равновесие».
2. Упражнение «Покажи когти и зубы».
3. Обсуждение.
Занятие 3
Ход занятия:
1. Разминка «Отталкивание».
2. Упражнение «Драка».
3. Обсуждение.
Занятие 4
Ход занятия:
1. Упражнение «Подавление».
2. Упражнение «Власть и любовь».
3. Обсуждение.
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия». стр. 676-680
6) Тема: «Дыхательная и мышечная гимнастика».
Цель: Расширить представление об эффективных способах преодоления страха; учить расслабляться.
Музыка: спокойная, релаксирующая.
Занятие 1
Ход занятия:
1. Упражнение «Волшебный оскал».
2. Мышечная гимнастика.
Занятие 2
Ход занятия:
1. Упражнение «Жмурки».
2. Мышечная гимнастика.
Занятие 3
Ход занятия:
1. Упражнение «Дыхание».
2. Мышечная гимнастика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, в большинстве случаях, имеют противоречивое отношение к окружающему миру и значительные отклонения в личности. Такие отклонения формируются под воздействием жизненных условий, а также из-за ошибок в семейном воспитании. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя.
Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец+мать+дети»; основная причина – чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания. Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. /10/.
Таким образом, дефицит мужского влияния отрицательно сказывается на психическом и личностном развитии ребенка, на процессах его социализации и поло-ролевой идентификации. Кроме того, дети из неполных семей чаще других страдают разного рода нервными расстройствами, что ведет к стойким нарушениям их физического и психического здоровья. На это указывают специалисты, длительное наблюдение которых за детьми из неполных семей показали, что у них чаще проявляются или агрессивность в общении со сверстниками, или несамостоятельность, зависимость, инфантилизм, страхи. Как у мальчиков, так и у девочек из неполной семьи чаще проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, конфликтность, негативизм, упрямство. К тому же они испытывают большие трудности в адаптации и общении со сверстниками. Во всех случаях дети из неполной семьи требуют особого внимания со стороны воспитателя, так как при неудачах в общении легко становятся еще более нервными и негативно относящимися к помощи извне.
В настоящее время неполным семьям оказывается лишь материальная помощь, размеры которой преимущественно зависят от наличия средств федеральных и в большей степени региональных бюджетов, личной инициативы граждан. Вполне очевидно, чтобы неполная семья могла адаптироваться в современном социально-экономическом пространстве, ей необходимо занять достойное положение во всех сферах общества, что обязывает к интегративному подходу в области ее социальной защиты.
Список использованной литературы
1. Социальная работа с семьей/ Под ред. Е.Н. Холостовой. – М., 1996.
2. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М., 2004.
3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. – Социальная педагогика. – М., 1999.
4. Васильченко Э.А. Теория социальной работы. – Комсомольск-на-Амуре., 2003.
5. Методика и технология работы социального педагога /Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2004.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999.
7. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.
8. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
9. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / Т.Н.Поддубная. – Ростов н/Д: Феникс,2005.
10. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М., 2001.
11. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
12. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия, изд-во «Речь», 2006г.
13. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевального-экспрессивного тренинга//Психологический журнал 1999г. 20№1 с.31-38.
14. Малкина-Пых И.Г. «Телесная терапия», изд-во «Эксмо», 2007г.
ПРИЛОЖНИЕ
Тест на исследование тревожности
(Опросник Спилбергера)
Перед началом исследования испытуемые получают следующую инструкцию:
«Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните в соответствующей графе справа ту или иную цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над ответами на предложенные суждения не нужно долго думать, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Таблица 1. Шкала ситуационной тревожности
№ |
Суждения шкалы |
Нет, это не так |
Пожалуй, так |
Верно |
Совершенно верно |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. |
Я спокоен Мне ничто не угрожает Я нахожусь в напряжении Я испытываю сожаление Я чувствую себя свободно Я расстроен Меня волнуют возможные неудачи Я чувствую себя отдохнувшим Я не доволен собой Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения Я уверен в себе Я нервничаю Я не нахожу себе места Я взвинчен Я не чувствую скованности и напряжения Я доволен Я озабочен Я слишком возбужден и мне не по себе Мне радостно Мне приятно |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 |
4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 |
Таблица 2. Шкала личностной тревожности
№ |
Суждения шкалы |
Никогда |
Почти никогда |
Часто |
Почти всегда |
21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. |
Я испытываю удовольствие Я очень быстро устаю Я легко могу заплакать Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие Я проигрываю потому, что недостаточно быстро принимаю решения Обычно я чувствую себя бодрым Я спокоен, хладнокровен, собран Меня тревожат возможные трудности Я слишком переживаю из-за пустяков Я бываю вполне счастлив Я все принимаю близко к сердцу Мне не хватает уверенности в себе Я чувствую себя беззащитным Я стараюсь избегать критических ситуаций У меня бывает хандра Я бываю доволен Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня Бывает, что я чувствую себя неудачником Я – уравновешенный человек Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 |
4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 |
Примечание: справа в таблице в соответствующих тем или иным ответам столбцах указано количество баллов, которое получает испытуемый за избранный ответ.
Оценка результатов
При помощи ключа к данной методики, представленного в таблице 3, определяется количество баллов, полученных испытуемым за избранные им ответы на суждения приведенных выше шкал. Общее количество баллов, набранных по всем вопросам шкалы, делится на 20, и итоговый показатель рассматривается как индекс уровня развития соответствующего вида тревожности у данного испытуемого.
Таблица 3. Ключ к методике оценки ситуационной и личностной тревожности
Номер суждений |
Ситуационная тревожность (ответы) |
Номер суждений |
Личностная тревожность |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. |
4 3 2 1 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 1 2 3 4 4 3 2 1 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 4 3 2 1 |
21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. |
4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 1 2 3 4 |
Выводы об уровне развития тревожности:
3,5-4,0 балла – очень высокая тревожность
3,0-3,4 балла – высокая тревожность
2,0-2,9 балла – средняя тревожность
1,5-1,9 балла – низкая тревожность
0,0-1,4 балла – очень низкая тревожность