Неполная семья как фактор социально-психологического неблагополучия ребенка

Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.

ГЛАВА 2 ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ


2.1 Особенности формирования личности ребенка в неполной семье


Давно известно, что проявления эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейный конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний могут стать сильными психотравмирующими факторами. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей – родителей. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают свое влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец, и мать. С учетом того, что в условиях российской действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, т.е. является по сути материнской, то следует рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психического и личностного развития ребенка. Так, отсутствие в семье отца является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Как считают психологи, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:

- нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические особенности ребенка за счет развития способностей вербальных;

- менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек;

- затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

- становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

По мнению специалистов, отличительные особенности в развитии интеллектуальной сферы ребенка из неполной семьи наиболее отчетливо начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной. Успеваемость во многом зависит от способностей ребенка, его желания учиться, интереса к учебе. Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства встречались оба типа мышления: мужской и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано: с разводом, смертью, раздельным проживанием или частыми и длительными командировками, - отрицательно сказывается на развитии математических способностей, как мальчиков, так и девочек. Также на развитие интеллекта влияют наследственность, социальное окружение, собственный опыт ребенка, поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта. Как правило, чем раньше ребенок лишился отца, тем больше страдает его умственное развитие. Особенно значимыми в этом отношении являются первые два года жизни. Потеря отца в результате его смерти особенно сказывается на школьных успехах ребенка в том случае, если момент несчастья пришелся на первые школьные годы. Таким образом, наличие мужчины (отца) в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению и образованию, стимулирует их желание учиться. Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентификации, несформированность навыков полоролевого поведения. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери) играет с мальчиком и девочкой по-разному, тем самым начиная формировать их половую идентичность.

По мнению психологов, первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. И чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца (из-за его смерти или развода родителей), тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации, если никакой другой мужчина не послужит эффективной заменой. У мальчиков, воспитанных только матерью, можно наблюдать либо развитие женских черт характера, таких, как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина №1, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются (порой бессознательно) и становятся образцом, своего рода магнитом, к которому впоследствии будут притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы и формы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на ее личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. На этот факт указывают психотерапевты. Они отмечают, что лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше шансов стать психопатами, лишенными угрызения совести. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки. Психологи также указывают на негативные последствия чисто женского воспитания мальчиков. Отсутствие или дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли. Если мальчик воспитывался в женском окружении, при отсутствии мужчины, который мог бы стать для него образцом мужского поведения, у него почти всегда выявляется то, что психологи называют нарушением поло-ролевого поведения, иначе говоря, у такого повзрослевшего мальчишки и в характере, и в поведении слишком много женского. Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко осознал, что он такой же, как его отец (мать), но и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения. Если таких отношений нет, это может служить и одной из причин развития гомосексуализма. Такой точки зрения придерживаются многие исследователи, занимающиеся проблемами психосексуального развития личности (Р.Эванс, М. Хофман, М. Скофилд, И. Кон и др.).

Таким образом, процесс половой идентификации, т.е. осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от полноты состава семьи и от того, насколько сильно влияние матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, переживания и проявления различных чувств, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении /10/.

Одной из проблем, с которыми сталкиваются дети из неполных семей, является их неумение противостоять жизненным трудностям, неуверенность в себе и, как следствие этого, низкий уровень их социальной активности. Эту особенность в психическом и личностном развитии таких детей отмечают педагоги и психотерапевты. Выходцы из неполных семей чаще, чем дети из полных, живут только сегодняшним днем и надеются на то, что, может быть, им когда-нибудь повезет. Их не интересует, как можно изменить свою жизнь, они не желают строить планы на будущее. Подобное состояние, по мнению исследователей, больше присуще девочкам, у которых особенно отчетливо проявляется типичный для неудачников социальный признак: неуверенность в себе, они и не надеются на успех в будущем. Такие девочки признаются, что при первой же возможности готовы выйти замуж, так как сами они никогда своего положения изменить не смогут, поэтому замужество – единственный возможный выход. Однако и в семейное счастье они не верят, потому что успели повидать много распавшихся семей и потому сомневаются в прочности будущего супружеского союза. Но все же в каждой из них теплится надежда, что ее брак окажется счастливым, хотя они понятия не имеют, как этого добиваться – впрочем, как и любой другой удачи.

Что касается социальной зрелости, появления социальной активности мальчиков, воспитывающихся в неполной семье, то дело здесь обстоит тоже далеко не лучшим образом. Психологи отмечают социальную, гражданскую и психологическую незрелость их личности, т.е. инфантилизм, причину которого видят в «дамском» воспитании, «дамской» педагогике, в уменьшении роли отца в семье. Среди других причин инфантилизма указываются неправильное воспитание в форме гиперопеки и вседозволенности, а также прямо противоположный по характеру тип воспитания – гипоопека (полнейшее пренебрежение ребенком, отсутствие всякой опеки). Часто инфантильные дети вырастают в семьях родителей, чрезмерно занятых собой и работой (функционально неполные семьи), или в структурно неполных семьях, когда мать вынуждена очень много работать ради денег и физически не имеет возможности уделять достаточно времени своему ребенку. Инфантильные юноши и девушки ведут себя как не повзрослевшие дети. Они непосредственны, не умеют справляться с нестандартными ситуациями, не способны брать на себя ответственность, не могут сдерживать свои эмоции.

Если матери приходится воспитывать ребенка одной, трудности и ошибки воспитания неизбежны, ибо в отсутствии отца система отношений «мать - ребенок» значительно усложняется. Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве.

В полной семье эмоциональный фон создает мать. Она поддерживает благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности, душевной близости. Отец выполняет функцию нормативного контроля, осуществляет регуляцию поведения. В неполной семье все эти функции пытается реализовать мать, что ей не всегда удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. Но мужчинами становятся и под влиянием матери. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, она закладывает основы мужского характера. Стимулируя у него желание, быть сильным и смелым, развивая способность рисковать, но рисковать разумно, мать формирует у сына мужской стиль поведения. А, воспитывая, в сыне доброту, чуткость и внимательность, она заслуживает себе право оставаться его другом в течение всей жизни. Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях – чрезмерная опека сына матерью. Мать хочет уделить сыну больше внимания, которого он частично лишился в связи с уходом или смертью отца, окружить большей заботой, жертвуя собой, своими интересами и желаниями. Сотворив из сына подобие маленького божества, она обрушивает на него такую лавину забот и перестраховочных мер, что ребенок с детства отучается от самостоятельности и инициативы, боится без мамы сделать лишний шаг. Страх, который переживает мать за жизнь, здоровье, учебу, настроение сына, невольно передается ему, и мальчик становится нерешительным, несамостоятельным, осторожным и пугливым. К тому же у сына в условиях такого материнского воспитания бывает чрезвычайно ограничена сфера общения со сверстниками. Дефицит общения делает ребенка с самого раннего детства некоммуникабельным, скованным, мешает проявлению способностей, которые мать с таким усердием развивает.

Таким образом, роль родителей очень многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей (в данном случае отца) приводит к нарушениям психического (умственного) развития ребенка, снижению его социальной активности, деформации личности и нарушению процесса поло-ролевой идентификации, а также разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья /2/.


2.2 Тест на исследование тревожности


В данной работе я использовала методику диагностики самооценки разработанную Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптированную Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Исследование, в котором принимало участие 10 детей, проходило в детском социальном приюте для несовершеннолетних г. Комсомольска-на-Амуре, краткий портрет семьи и результаты исследования которых приведены ниже. (Фамилии изменены)

Результаты диагностического исследования:

Бекетова Ирина, 13 лет. Мать после развода воспитывает дочь одна, хотя Ирина общается с отцом и с его новой семьей. Результаты исследования показали, что личностная тревожность находится на низком уровне (1,7), примерно на таком же уровне находится ситуационная тревожность (1, 8).

Егоров Даниил, 16 лет, отец умер. Даниил очень переживает смерть отца и обижен на мать, она стала выпивать. У него при среднем личностном показатели тревожности (2,6), очень высокий показатель ситуационной тревожности (4,0).

Клименко Марк 12 лет, мать воспитывает одна сына, ребенка родила в первом браке, второй раз была замужем 4 года, у отчима не сложились отношения с Марком. Мальчик психологически очень зависим от матери, замкнут, инфантилен. Результаты исследования: личностная тревожность – высокая (3,3), ситуационная – очень высокая (3,9).

Сухих Женя, 9 лет. После смерти матери сына воспитывает отец, в воспитании помогает бабушка, в связи с переменой места жительства временно находится в приюте. У него наблюдается средний показатель личностной тревожности (2,0), но при этом ситуационная тревожность на низком уровне (1,7).

Ермишкин Влад, 12 лет. Мать и сын после развода ушли к родителям матери. Мальчик по результатам исследования имеет личностную низкую тревожность (1,8) и высокую ситуационную тревожность (3,3).

Крушева Лада, 14 лет. Семья находится в разводе около года, отец уехал в другой город, отношения с дочерью не поддерживает. Девочка после развода родителей очень изменилась, стала агрессивна, плохо учится, во всем обвиняет мать. Результаты исследования показали, что при среднем показателе личностной тревожности (2,8), ситуационная тревожность находится на очень высоком уровне (3,8).

Корнев Саша, 14 лет. Мать воспитывает сына, которого родила вне брака. Полгода назад вышла замуж, но новый муж участия в воспитании Саши не принимает. У него наблюдается высокий личностный уровень тревожности (3,4) и такой же высокий показатель ситуационной тревожности (3,2).

Утинова Наташа и брат близнец Егор 11 лет. Мать после развода поддерживает отношения с бывшим мужем и его новой семьей. По результатам исследования у девочки наблюдается средняя личностная тревожность (2,2) и ситуационная имеет почти такой же уровень развития (2,7). У брата при таком же среднем показателе личностной тревожности (2,4) ситуационный уровень имеет высокий показатель (3,6).

Анализируя результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы: трудности, которые существуют в неполных семьях так или иначе, влияют на психологическое состояние детей, воспитывающихся в этих семьях. Результаты тестирования показали, что из 10 опрошенных подростков 3 имеют высокий уровень ситуационной тревожности, а 4 – очень высокий. При этом уровень личностной тревожности, который заложен в человеке от природы, может находиться на любом уровне.

Таким образом, исходя из результатов исследования, можно с уверенностью говорить о том, что дети, которые воспитываются в неполных семьях, имеют устойчивое состояние тревожности. Это состояние можно оценить как преодоление экстремальных трудностей, случившихся в их жизни. Все это негативно влияет на их взаимоотношения с родителями, окружающими людьми, возникает страх перед различными трудностями, неуверенность в себе. Детям очень сложно самим преодолеть существующие у них психологические трудности, в этом им должны помочь в первую очередь их родители. Но если родители сами не в состоянии разрешить эту ситуацию, то требуется помощь квалифицированных специалистов.


2.3 Танцевально-двигательная терапия


Дети из неполных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, в разрешении которых им нужна квалифицированная помощь профессионального психолога. Эти проблемы становятся особенно заметны и актуальны в подростковом возрасте, когда в качестве основного возрастного новообразования выступает такая форма проявления самосознания, как чувство взрослости.

Трудности социализации и социальной адаптации приводят к нарушениям отношений с окружающими, и в первую очередь с родителями, что сопровождается затяжными конфликтами с ними, трудной управляемостью подростков. Поэтому родители не в меньшей степени, чем их дети, нуждаются в научно-консультационной и других видах психологической помощи. Очень важно выяснить те психологические и личностные особенности, которые наиболее часто встречаются у подростков из неполных семей. Информация такого плана поможет родителям понять, что происходит с их детьми не только по причине специфики возрастного развития, но и в силу того, что они воспитываются в неполной семье, и как это отразилось на общем характере их психического развития и личностного формирования.

Деятельность психологической службы в рамках учреждения Социальный приют для несовершеннолетних детей и подростков г. Комсомольска-на-Амуре направлена на компенсацию психического развития ребёнка после полученных эмоциональных травм, его адаптацию к учреждению, восстановление личностной целостности, решение проблем детей, оказание помощи и поддержки, проведение психокоррекционных программ работы с детьми, имеющими внутрисемейные проблемы, а также проведение активных методов работы с детьми - сиротами и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты