Национальный характер японцев

Национальный характер японцев

Новосибирский государственный технический университет

Факультет гуманитарного образования

Кафедра МО и Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Национальный японский характер

 

 

 

 

Курсовая работа

студентки II курса

Кургузовой Юлии Викторовны







Научный руководитель

доцент В.В. Евсюков







 

 

 

 

 

Новосибирск 2004


 

 

Оглавление

Введение..............................................................................................................3

Глава 1. Кто такие японцы.............................................................................4

   

1.     Èñòîðèÿ ÿïîíñêîãî íàðîäà.............................................................4

2.     Îáùèå ÷åðòû õàðàêòåðà.................................................................7

Ãëàâà 2. Äóõîâíàÿ ñòîðîíà æèçíè................................................................10

1.     Âî ÷òî âåðóþò ÿïîíöû...................................................................10

2.     Âîñïðèÿòèå ïðèðîäû......................................................................12

3.     ×óâñòâî ïðåêðàñíîãî.....................................................................14

 

Ãëàâà 3. Îáùåíèå è âçàèìîîòíîøåíèÿ......................................................17

           

1.     Â ïðîöåññå îáùåíèÿ.......................................................................17

2.     ßïîíñêîå îáùåñòâî........................................................................22

Çàêëþ÷åíèå......................................................................................................26

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû.........................................................27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:


   Главный вопрос, который я поставила перед собой в начале  курсовой работы - это: что за люди японцы? Затем сразу же возник следующий - а вообще, правомерно ли говорить о каких-то общих чертах целого народа? Ведь у каждого человека свой характер и ведет он себя по-своему.

   Это, разумеется, верно, но лишь отчасти. Ибо разные личные качества проявляются - и оцениваются -  на фоне общих представлений и критериев. И лишь зная образец подабающего поведения - общую точку отсчета, - можно судить о мере отклонений от нее, можно понять, как тот или иной поступок предстает глазам данного народа.

   В России, к примеру, полагается уступать место женщине в метро или в троллейбусе. Это не означает, что так поступают все. Но если мужчина продолжает сидеть, он обычно делает вид, что дремлет или читает. А вот в Японии притворятся нет нужды: подобного рода учтивость в общественном транспорте попросту не принята.

   Правомерен и вопрос: как можно говорить о национальных чертах, если жизнь так насыщена переменами, а стало быть, непрерывно меняются и люди? Спору нет, японцы стали в чем-то иными, чем прежде. Но даже сами перемены происходят у них по-своему, по-японски. Подобно тому как постоянный приток новых слов укладывается в языке в устойчивые рамки грамматического строя, национальный характер меняется под напором новых явлений тоже весьма незначительно.

   Национальные особенности заслуживают изучения не только ради познавательного, этнографического интереса. Знание этих особенностей помогает глубже вникать в суть современных проблем, лучше понять подоплеку явлений и процессов, механику взаимодействия общественных и политических сил. Словом, поняв, что за люди японцы, легче понять, что за страна Япония.

   С этим дальневосточным соседом нам суждено всегда жить бок о бок. а кому неизвестна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но, чтобы ужиться с ним, надо знать его характер. Этой целью я и задалась в данной работе.

 

Глава 1. Кто такие японцы.



   Чтобы лучше понять японцев, людей живущих в иных, чем мы, широтах, мыслящих по другому, нужно бросить взгляд в глубь истории.


1.История японского народа.


Первые сведения о японцах содержатся в китайских источниках, относящихся к I в. до н.э.- V в. н.э. В VIII в. появляются японские хроники, представляющие собой своды мифов и исторических преданий. Это "Кодзики" ("Записки древности"- 712г.) и "Нихон сёки", или "Нихонги" ("Анналы Японии"- 720г.)

   Когда небо отделилось от земли, появились боги. Так говориться в "Кодзики". Вначале богов было пять; один следовал за другим, и только по одному. За ними появились ещё двое и также по одиночке. Но тем не менее у них были дети. Последовавшие за ними пять богов уже появлялись парами, а завершающая пара, Идзанаги и Идзанами, по единодушному решению всех богов была призвана придать находившейся под небесным сводом водной стихии твердую форму. Тогда божественная пара отправилась на небесный мост, окунула украшенное драгоценными камнями копье в воду, помешала ее, и когда вытащила копье наружу, то стекавшие с него капли затвердели, образовав небольшой остров. Затем они спустились с небес и поселились на этом острове. Идзанами родила 14 островов и 35 божеств. Но рождение бога огня стоило ей жизни. Охваченный безмерной тоской по Идзанами, Идзанаги отпрвилсяна ее поиски и нашел в царстве мертвых. Однако там при виде ее его объял ужас. Он обратился в бегство и по возвращении из царства мертвых совершил тщательное омовение, и из каждой детали его одежды из его украшений и из воды вновь появлялись божества.

   "Когда же он омыл свой левый глаз, повилось божество по имени Аматерасу Омиками..."- богиня солнца Аматерасу, прапрабабка легендарного императора Дзимму-тэнно, взошедшего на престол "государства Ямато" в 660 г. до н.э. и положившего начало непрерывной династии японских императоров.

   Проникшие в IV-VI в. Буддизм и Конфуцианство наложили существенный отпечаток на психологию японцев.Они стали играть в Японии роль своеобразной идеологической и моральной надстройки.

   В период Камакурского сёгуната (1192-1333) выделилось военно-служилое дворянство, появилось сословие самураев, признававших "военную доблесть" основой общества. поначалу самураи владели земельными наделами, но позже указом сёгуна Иэцуна (1641-1680) земли у них отобрали, и воины-самураи были переведены на жалование. Именно в среде этих лишенных земли самураев, которые принуждены были бродить по стране в поисках применения своей воинской доблести и оформился своеобразный кодекс воина ("бусидо"), который постепенно стал неписанным нравственным идеалом для их общества.

   Формальная ликвидация сословия самураев с падением сёгуната Токугава (1867 г.) отнюдь не привела к искоренению этических норм бусидо из психологии японца. Беспредельная преданность сюзерену, вассальная готовность пойти за своим господином даже в могилу, кодифицированная процедура самоубийства - харакири - все это не исчезло бесследно. "Самурайские доблести" воспринимались и культивировались японцами всех социальных слоев с большой готовностью во многом потому, что от них веяло подлинно своим японским духом. Эти качества помогали японцам противостоять иностранному влиянию, они в какой-то мере поддерживали в осознании японцев идею самоизоляции, которая возникла в начале XVII в.

   В 1611-1614 гг. сёгун Иэясу издал ряд указов о запрещении христианской религии, которую миссионеры настойчиво внедряли на японских островах; из Японии были изгнаны иезуиты и монахи других католических орденов. Следующие годы усилились преследования и даже казни христиан. В 1624 г. был запрещен въезд и проживание в Японии испанцев, а в 1639 г. были изгнаны португальцы. В 1633-1636 гг. появились указы, налагавшие запрет на выезд японцев из страны; одновременно тем, кто жил за ее пределами, под страхом смерти и казни запретили возвращатся в Японию. В 1636г. всех иностранцев переселили на остров Дэсима ( в районе Нагасаки). В 1639 г. было окончательно запрещено исповедание христианства. Португальским кораблям, поскольку они доставляли христианских миссонеров, запрещалось даже приближаться к японским берегам. Так завершилась самоизоляция Японии.

   Отъединненость от остального мира создала благоприятные условия для культивирования принципов феодального домостроя и строгой регламентации социальных норм поведения. Получил, в

частности, распространение так называемый принцип лояльности, положенный в основу д з ю н с и - обычая, по которому вассал в случае смерти сюзерена следовал за ним в могилу. Этим же принципом диктовался обычай кровной мести (к а т а к и у т и), ктогда самурай должен был отомстить за насильственную смерть своего господина или старшего члена семьи. В японской литературе, например, широко известны многочисленные произведения, прославлявшие "подвиг 47 ронинов" (1702 г.), которые отомстив за смерть сюзерена сделали себе харакири.

   Хотя долговременная закрытость Японии пагубно сказалась на экономическом развитии страны, она в то же время способствовала возникновению феномена японской национальной психологии. И когда в середине XIX в. Япония встретилась лицом к лицу с иностранными державами, японская традиционная культура, законсервировавшаяся в эпоху Токугава, смогла успешно противостоять воздействию иноземной (западной) култьтуры, сравнительно безболезненно усваивала при этом ее наиболее рациональные элементы.

   Даже когда незавершенная буржуазная революция 1867-1869 гг., известная под названием "Мейдзи исин" - "рестоврация Мейдзи" ( по посмертному имени японского императора Муцухито, правившего в 1868-1911 гг. ), привела к коренным изменениям в области экономики, политики, культуры, за которыми последовали существенные изменения в системе социальных отношений, национальная психология японцев изменилась очень мало. По-прежнему в характере  японцев доминировали черты, сложившиеся в эпоху изоляции Японии, в условиях закрытого, строго ритуализованного сословного общества: трудолюбия, организованность, готовность к безоговорочному подчинению, настойчивость, выдержка, нетребовательность в отношении жизненных условий и т. п.

   Хотя не все из этих черт обладают одинаковой степенью существенной устойчивости, они четко прослеживаются как в феодальный, так и капиталистический периоды Японии. Безусловно, преемственность психологии обусловлена преемственностью социальных институтов.

   В частности, причина постоянной готовности японцев к беспрекословному подчинению американский исследователь Дуглас Харинг видит в более чем трехсотлетнем господстве в стране тоталитарной системы угнетения, основанной на всепроникающем шпионаже и полицейском произволе. То, что было создано при

Токугава, считает Харинг, было лишь модифицировано ипродолжено в послемэйдзийской императорской Японии.

   В свою очередь, национальная психология способствовала развитию ценртрализованного государства. Япония быстрыми темпами реорганизовала промышленность, ввела усовершенствование в сельское хозяйство, реформировала общественное устройство. Самурайский воинский дух побуждал народные массы на борьбу за "доблесть нации". За какие-нибудь три-четыре десятилетия Япония шагнула далеко вперед. Не будь у этой нации соответствующих психологических качеств, буржуазные отношения не получили бы столь интенсивного прогресса, как это случилось после выхода Японии на капиталистический путь развития.

   В августе 1945 г., когда Япония потерпела поражение в войне японский император объявил о безоговорочной капитуляции, многие японцы восприняли это событие как величайшую катастрофу. Но хотя японское общественное сознание и вынуждено было резко переориентироваться на новые идейные ценности, оно сохранило в своих глубинах ориентацию на унаследованные этические и нравственные нормы.  


2.Общие черты характера.


   Особенности национального характера японцев, как и любой другой этнической общности, по своей природе социальны. "Своеобразие условий жизни каждого народа,- справедливо отмечает Н. Джандильдин,- специфика окружающих его на протяжении всего периода существования явлений вырабатывает у него определенный оттенок в способе восприятия мира, в образе мышления, т.е. то, что дает ему возможность подмечать и обнаруживать черты, скрытые для других народов". Способ производства, условия жизни японцев создали у них особый стиль проявления способностей к познанию.

   Аккуратность и чистоплотность в сочетании с бережливостью служат как бы фундаментом для овладения известными производственно-практическими навыками, позволяющими японцам с поразительной точностью и совершенством создавать продукцию, которая является предметом зависти многих зарубежных фирм. Безусловно, здесь надо отдать должное японской любознательности. Японцы любознательны по натуре, по духу жизни, похоже, что они любознательны от рождения.

   Хотя надо заметить, что этому качеству японца присуща

практическая направленность, можно сказать, прагматическая нацеленность. Любознательность японца обусловлена конкретностью его мышления , в значительной мере воспитанного буддизмом.

   Японский буддизм далек от каких бы то ни было аналитических, абстрактных построений. Буддизму свойственна простота, конкретность, лаконичность. Приверженцы буддизма настойчиво учатся тому, как общатся с друг другом, "минуя слова". Одна из популярных буддийских притч так иллюстрирует постулат о нераздельном единстве субъекта и объекта: "Маленькая рыбка сказала морской королеве: ,,Я постоянно слышу о море, но что такое море, где оно - я не знаю,,. Морская королева ответила: ,,Ты живешь, движешься, обитаешь в море. Море и вне тебя и в тебе самой. Ты рождена морем, и море поглотит тебя после смерти. Море есть бытие       

твое,,". Японцев учат познавать суть вещей без абстрогирования, потому и любознательность японцев конкретна.

   И вообще японцы любят все конкретное, образное, что объясняет складывание такой черты характера, как практицизм. Решая те или иные задачи, японцы действуют на основе предыдущего опыта, а не путем абстрактных посроений. Сталкиваясь со сложными ситуациями, они подходят к их решению с корыстных позиций. Многие исследователи японского национального характера подчеркивают, что японцы сразу принимают то, что имеет для них практическую ценность. Этому соответствует и своеобразная японская логика мышления: она основывается скорее на обстоятельствах, чем на заданных принципах.

   Критерием рационального поведения является успех в жизни, который, считают японцы, зависит в первую очередь от бережливости и в большей степени от вежливости.

   Вежливость, несомненно, одна из кардинальных норм в национальном характере японцев. Альфа и омега японского образа жизни. Любое слово, слово, жест, поступок, даже побуждение отмечены печатью вежливости.

   В Японии никого не удивят приветливые продавцы в магазинах, внимательные шоферы такси, учтивые официанты. Вежливость буквально пронизывает взаимоотношения гостиничной прислуги и гостей, водителя автобуса и пассажиров, хозяина какого-нибудь магазинчика или продавца и покупателей. Так, заходя в обычно пустующие магазинчики средней руки, где продавцы имеют возможность коротать время где-либо в уютном уголке, покупатель,

как правило, извещает о своем приходе словами: "Гомэн кудасай!"     ( "Извините пожалуйста!" ). Он может долго рассматривать товар, интересоваться подробностями, расспрашивать и всегда получит вежливый ответ. Но перед тем как взять что-либо в руки, японец извинится и спросит разрешения хозяина. Вежливая речь является непременным атрибутом общения в Японии.

   В современной Японии с большим вниманием относятся к традициям, к далекому прошлому, к памятникам старины. Японцы во всем видят смысл, уходящий корнями в далекую древность. На Новый год (празднества, кстати сказать, длятся целую неделю) у каждого дома ставятся ветки сосны (символ долголетия, могущества), развешиваются пучки соломы и узкие бумажные полоски. Соломенные пучки затем сжигают, "чтобы отогнать злых духов", как

это делали в старину. Особенно сильно влияние на японцев традиционных ценностей семейной системы, которая  всегда носила консервативный характер. Действия человека ограничивались ориентацией на семейный коллектив, полное подчинение главе семьи.

   Отношение японцев к "чужой" культуре ни отталкивалось, ни слепо принималось; достаточно часто он приобретало характер соревнования, диалога, который со временем стал внутренним принципом японской культуры. Заимствованные элементы иноземной культуры творчески переправлялись, приобретали новый характер и постепенно становились чатсью японской традиции. Психологическая "открытость" вдет к совмещению любви к традиции с любовью к чужому и новому. Поэтому японский традиционализм - явление особого рода.

   Япония благодаря своему островному положению и высокой плотности населения могла постепенно видоизменять и перерабатывать все вновь доходившие до нее культурные влияния в соответствии со своими национальными целями. После "открытия" Японии во второй половине 19в. японцы редко прибегали к разного рода искусственным защитным барьерам против внешнего культурного натиска. Впитывая чужую культуру постепенно, Япония сумела сохранить свою исконную культуру.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты