Наркомания как форма зависимого поведения

М. Цукерман описал особый тип поведения — «поиск ощущений» (ПО) как поведение, связанное с потребностью в различных новых ощущениях и переживаниях, выражающийся в стремлении к физическому и социальному риску ради этих ощущений. Подобное поведение — индивидуальная особенность субъекта, вытекает из необходимости поддерживать оптимальный уровень стимуляции и возбуждения. Автор утверждает, что одним из факторов приобщения подростков к наркотикам является любопытство и желание новых ощущений, кроме того подростки с высоким уровнем ПО стремятся к экспериментированию с различными видами наркотиков с целью повысить уровень возбуждения [11].

Чем же непосредственно отличаются проявления наркоманий у подростков от проявлений подобных заболеваний у взрослых?

То, как подростки реагируют на наркотическое вещество, отличает их от взрослых. Переносимость вещества колеблется — то повышается, то понижается (у взрослых она непрерывно повышается, т. е. им требуется все большая доза для достижения желаемого эффекта). Формирование зависимости происходит медленнее, чем у взрослых, если только эти подростки не переносили раньше каких-либо заболеваний, поражающих нервную систему, у них не было сильных ушибов головы. Кроме того, подростки проходят этап так называемой групповой зависимости, когда желание употреблять психоактивное вещество возникает только в группе сверстников, также злоупотребляющих этим веществом; У подростков и юношей, перенесших ранее серьезные заболевания, отрицательно повлиявшие на состояние головного мозга (приведшее к легкому умственному недоразвитию, возникновению судорожных припадков), зависимость может сформироваться довольно быстро [6,11].

Состояния опьянения, если они не несут в себе признаков глубокого расстройства сознания с заторможенностью, обычно сопровождаются заметным двигательным беспокойством.

Судить о сформировавшейся психической зависимости к наркотическому веществу у подростка И.Ц. Пятницкая предлагает по ослаблению «групповых тенденций» — подросток самостоятельно начинает искать наркотик и принимать его и одиночестве, «в отрыве» от привычной группы сверстников [34,35].

Проявления абстиненции (состояния, вызванного отменой наркотиков) у подростков обычно менее выражены, чем у взрослых. Характерной особенностью являются сильные головные боли. Подростки склонны скрывать болезненные проявления, возникающие в состоянии абстиненции, однако в выраженных случаях всегда можно заметить повышенную утомляемость, темные круги под глазами, пониженное настроение, иногда склонность к «раскаянию» [19].

Один из наиболее ранних признаков длительного (хронического) отравления наркотиками у подростков — остановка в психическом развитии. Чем раньше начинается хроническое отравление, тем остановка в развитии заметнее. В дальнейшем существование такого человека, даже если он на каком-то этапе прекратит злоупотребление наркотиками, будет затруднительно, так как он будет не способен ставить перед собой серьезные задачи (получение профессии, создание собственной семьи и т. д.) и успешно их решать. Затем, если подростки продолжают злоупотреблять наркотиками, у них нарастает раздражительность, внутреннее напряжение, злобность или же вялость и безразличие ко всему. Все это сопровождается ослаблением памяти и снижением интеллекта. Или больные выглядят значительно моложе своего возраста, или в их внешности отмечаются какие-то «старческие» признаки. Они часто бывают истощены, глаза у них поблекшие, кожа дряблая, бледная, с сероватым оттенком [19].

Социальная позиция таких больных крайне неопределенная. Они часто бросают учебу, не могут работать, — физическая работа их быстро утомляет, для другой работы не хватает подготовки. Такие больные часто попадают в криминальные ситуации. Однако при раннем прекращении злоупотребления наркотиками возможно восстановление в определенной степени интеллектуальных функций и улучшение физического состояния.

При хроническом отравлении наркотиками у подростков нередко развиваются психозы, которые могут возникнуть как в состоянии опьянения, в состоянии абстиненции, так и после исчезновения основных признаков абстиненции. Эти психозы протекают со страхом, слуховыми и зрительными галлюцинациями, больным кажется, что их жизни угрожает опасность, они куда-то убегают, обороняются, окружающее могут восприниматься ими как кошмарный или, наоборот, приятный сон [19,11].

У подростков, предрасположенных к психическим нарушениям, наркотики могут провоцировать длительные психотические состояния, требующие соответствующего психиатрического лечения.

С.Б. Белогуров в анамнезе страдающих наркоманией, наряду с другими факторами, отмечает: воспитание в неполной семье; постоянную занятость одного из родителей (длительные командировки, деловую загруженность и т.д.); отсутствие других детей в семье [4].

По мнению Б. Уильямс, среди наркоманов наблюдается определенное сходство, касающееся их семей, и отмечаются следующие факторы: отец отсутствует или отличается слабым характером; излишне заботливая, уступчивая или, наоборот, властная мать; непоследовательное поведение и отсутствие сдерживающих факторов; враждебность или конфликты между родителями; нереальное стремление родителей по отношению к детям [27].

Психологические исследования семей, в которых подросток страдает наркоманией, позволяют сделать вывод о том, что существует психологический тип отца наркозависимого, которого можно обозначить по аналогии с выделенной учеными «шизофреногенной матерью» «наркогенным отцом». Сутью его психологического портрета является сочетание таких черт, как повышенные требования к себе и своему окружению (в частности, ребенку, жене), трудоголизм, нежелание считаться с индивидуальными, возрастными особенностями и ситуативными моментами, эмоциональная холодность в сочетании с жесткостью и нередко с жестокостью, склонность к конкурентной борьбе, гиперактивность и общительность, носящая часто поверхностный характер и не сопровождающаяся желанием понять и эмоционально принять собеседника [11].

Традиционно принято считать, что фактором риска приобщения к одурманивающим веществам является неполная семья, где воспитывает ребенка один из родителей. Однако, как показывают многочисленные социологические исследования, значительная часть подростков-наркоманов сегодня имеют обоих родителей. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а атмосфера, складывающаяся в ней, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.

Чаще всего и раньше всех начинают наркогенную жизнь несовершеннолетние из семей, где воспитывают по типу гипоопеки. Проще говоря, это те дети и подростки, которые предоставлены самим себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен социальным поведением отца или матери (часто безмерно занятых добыванием средств для жизни семьи), а также деструкцией межличностных отношений и взаимодействий (взрослые так погружены в выяснения отношений, что на ребенка просто не остается времени) [11; 27; 29].

Однако в последнее время гипоопека все чаще оказывается связанной с иными причинами, имеющими социально-экономическую базу.

Взрослые основное время вынуждены проводить на работе, для того чтобы обеспечить собственное чадо хотя бы самым необходимым. Прекрасно понимая, чем может грозить дефицит внимания ребенку, родители все же не в состоянии что-либо изменить. Ведь отказ от работы одного из родителей или переход на менее интенсивный режим может крайне негативно отразиться на бюджете семьи. У большинства взрослых на общение с собственными детьми отводится не более нескольких часов в неделю, не считая, естественно, времени на кормление детей, хотя бы минимальный уход за ними и т. д. И дело здесь не в нерадивости отца или матери, не в отсутствии у них родительской привязанности или в неразвитости чувства ответственности, а в условиях жизни [11; 27; 29].

Особое место среди семей с гипоопекой занимают так называемые наркоманические семьи, где один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью. Вероятность приобщения к одурманиванию у детей из таких семей возрастает более чем в 2 раза. Сын или дочь с раннего детства имеют возможность наблюдать и даже осваивать на практике наркогенные традиции, знакомиться со способами одурманивания. Вся жизнь семьи оказывается подчиненной наркотикам — она характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, деспотичностью отношений, вплоть до физической агрессии. В равной мере это относится к семьям, где родители — оба или один из них — алкоголики. В специальной литературе описаны случаи приобщения родителями-наркоманами шести- и трехлетнего мальчиков [11; 27; 29].

Нередко единственным способом избавления от ежедневных скандалов, обид и унижений для ребенка становится уход в одурманивание. Дети наркозависимых, а стало быть, почти всегда очень бедных родителей (наркотики выкачивают все средства), не только очень рано приобщаются к одурманиванию, но и начинают свою наркогенную жизнь чаще всего с наиболее доступной, но весьма опасной формы наркотизации — с использования средств бытовой химии.

Не менее опасен для развития наркогенных привычек несовершеннолетних прямо противоположный тип семьи — с гиперопекой в воспитании. В этом случае ребенка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность. Ребенок либо превращается в кумира семьи, чьи реальные или мнимые способности — предмет неистощимого восхищения, либо становится объектом постоянных притязаний и требований, которые он просто не в состоянии выполнить [11; 27; 29].

Привыкнув к постоянному контролю, мальчик или девочка легко подчиняется любому внешнему давлению. Попадая под влияние асоциальной компании, они совершают даже те поступки, которые в душе считают неправильными, нехорошими, просто потому, что не умеют отказываться. Кроме того, такая психическая надломленность может привести к серьезным нервным срывам и даже к попыткам суицида.

Наркогенная жизнь гиперопекаемых несовершеннолетних обычно начинается несколько позже, чем их гипоопекаемых сверстников. Как правило, происходит это в подростковом возрасте — в 13—16 лет. Причем здесь традиционными являются для начала анаша, марихуана, иногда идет в ход и бытовая химия. Хотя бывает, что начинают и с героина [27,29].

В обществе стало устойчивым отношение к наркоманам как к преступникам. Это ведет к тому, что они неизбежно начинают чувствовать себя преступниками. Вот письмо парня, которого выгнали из техникума, как только узнали, что он «колется»: «Это только в газетах пишут, что, мол, общество хочет нам помочь вылечиться. А на самом деле нас ненавидят...» [1].

Из множества причин, порождающих детскую наркоманию, назовем ещё одну, вызванную научно-техническим прогрессом. С самой неожиданной стороны раскрывается в свете проблем наркомании безобидный, на первый взгляд, компьютер. Уже нельзя игнорировать тот факт, что глобальная информационная сеть Интернет, опутавшая планету, активно используется наркомафией. Об этом говорят исследования, проведенные специалистами Всероссийского научно-исследовательского института МВД России. Несколько месяцев покопавшись в Интернете, они установили, что в сети на разных языках мира располагается огромное количество информации, связанной с темой наркотиков. Многие интернетовские странички откровенно и цинично стремятся открыть дорогу в мир дурмана. Вы узнаете, из каких химикатов и как изготовить наркотик, психотропные вещества и их аналоги, получите урок распространения зелья. Вам объяснят, что нужно делать и как себя вести при задержании полицией [27, 29].

В российском региональном секторе Интернета информация, связанная с наркотиками, на разных сайтах составляет примерно от 1 до 10% всего глобального потока информации по этой проблеме, которая распространяется в мире по сетям Интернета. Но вот что настораживает: 80 информационных сообщений из ста вполне можно назвать не чем иным, как учебным пособием для молодежи — даются советы по добыванию денег на «дозы», рисуются заманчивые перспективы наркобизнеса, расписываются прелести самых разнообразных наркотиков.

Таким образом, мы выяснили, что проблема наркомании среди подростков – одна из актуальных и серьёзных проблем современности, поэтому профилактика наркомании должна стать одной из важнейших задач в работе общеобразовательных учреждений, и в эту работу должны быть включены все: и семья, и педагоги, и психологическая служба школы.



Заключение


В процессе исследования проблемы наркомании как одной из форм зависимого поведения мы изучили и проанализировали разнообразную психологическую и медицинскую литературу, а также литературу по вопросам профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков. В результате мы пришли к следующим выводам.

Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.

Наркомания – это одна их форм зависимого, аддиктивного поведения. Девиантное поведение в виде употребления и злоупотребления веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности, психическую и физическую зависимость от них, является одним из самых распространенных видов отклоняющегося поведения, особенно среди подростков. Кроме этого, наркотизации могут способствовать некоторые личностные черты: инфантилизм, внушаемость и подражаемость, ригидность и другие.

Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний.

На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Среди социально-педагогических причин ранней наркотизации отметим следующие: неблагополучные микросоциальные условия – неустойчивые или неполные семьи, ситуации постоянных конфликтов, при отсутствии тепла и заботы со стороны родителей. Предрасполагает к наркомании также низкий уровень мотивационного, эмоционально-волевого, интеллектуального развития, проявляющийся в ограниченности интересов подростка, бедности его эмоциональных, нравственных чувств, направленности личности только на потребление и развлечения. Негативную роль играет также перенасыщенность всеми доступными видами и формами развлечений при постоянном стремлении к новым и новым острым ощущениям. Отрицательное влияние оказывают отсутствие значительных и ясных целей жизни, низкая социальная ценность притязаний подрастающей личности, пессимистическое отношение к своим жизненным перспективам. Особенно опасно отсутствие четкой негативной нравственной оценки наркомании и токсикомании как крайне вредного явления при потере доверия к ряду значимых социальных ценностей. Среди «факторов риска» можно назвать и потребность установить пределы своих возможностей, тягу к рискованным ситуациям, стремление выйти за границы допустимого и возможного.

Наркомания на сегодняшний день – одна из главных проблем всего мирового сообщества. Жертвами наркомании могут стать практически все, но в большей степени это касается людей молодого возраста: юношей, подростков и даже младших школьников. Пристрастие к наркотикам оборачивается трагедией для самих наркоманов, горем для их родителей и массой серьезных проблем для учителей, воспитателей. Проблемы эти при всей их серьезности и даже трагичности очень деликатны и требуют осторожного, взвешенного подхода. Для этого необходимы знания. Без знаний обычные для взрослых эмоциональные реакции, возникающие при обнаружении признаков наркомании и токсикомании (гнев, стыд, отчаяние, страх, чувство беспомощности), могут стать плохими помощниками в поисках выхода из создавшегося положения.

В дальнейшем мы планируем продолжить исследование проблемы наркомании, уделив при этом особое внимание системе профилактической работы в общеобразовательном учреждении, а так же определить роль и место психологической службы в профилактике наркомании.



Список литературы


1.            Баймухаметов, С. Т. Сны золотые: Исповедь наркоманов./ С.Т.Баймухаметов – М.: Знание, 1998. – 190 с.

2.            Бездна: Бич ХХ века: пьянство, наркомания, СПИД / Сост. С.Артюхов; Предисл. Ч.Айтматова. – М.: Мол.гвардия, 1988. – С.102 – 242.

3.            Безруких, М.М., Все цвета, кроме чёрного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов/ М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова – М.: Вентана-Графф, 2003. – 64с.

4.            Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях./С.Б.Белогуров – СПб.: ООО «Издательство «Пионер», 2000. – 365с.

5.            Братусь, Б.С. Аномалии личности/Б.С.Братусь - М.: Издательский центр «Академия», 1988. – 302с.

6.            Братусь, Б.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма/Б.С.Братусь, П.И.Сидоров – М.: Издательский центр «Академия», 1984. – 144с.

7.            Брюн, Е.А. Введение в антропологическую наркологию// Вопросы наркологии. – 1993. - №1. – С.72-78.

8.            Гурьева, В.А. Психопатология подросткового возраста/ В.А.Гурьева, В.Я.Семке, В.Я.Гиндикин – Томск, 1994. – 310с.

9.            Данилин, А.Г., Героин. Советы врачей для подростков и их родителей./А.Г.Данилин, И.В. Данилина – Нижний Новгород, 2001. –183 с.

10.       Данилин, А.Г. Как спасти детей от наркотиков/ А.Г.Данилин, И.В.Данилина – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 342с.

11.       Ерышев, О.Ф. Жизнь без наркотиков. / О.Ф.Ерышев – СПб.: ООО «Издательство «Пионер»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 160с.

12.       Если случилась беда: методические рекомендации для учителей, психологов, социальных работников, родителей / Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 40с.

13.       Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений/Автор-составитель Ю.В.Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 125с.

14.       Классные часы на тему: «Профилактика вредных привычек». 9-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением/Автор-составитель Р.А.Кострыкин. – М.: Глобус, 2008. – 111с.

15.       Колесов, Д.В. Антинаркотическое воспитание: Учеб. пособие. – 4-е изд., испр. / Д.В.Колесов – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 224с.

16.       Комиссаров, Б.Г. SOS. Наркомания./Б.Г.Комиссаров, А.А.Романенко – Ростов-на-Дону, 2000. – 167.

17.       Куленич, Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы/Г.Г.Куленич – М.: ВАКО, 2009. – 208с.

18.       Левин, Б.М. Наркомания и наркоманы: Книга для учителя/ Б.М.Левин, М.Б.Левин – М.: Глобус, 1991. – 254с.

19.       Личко, А.Е. Подростковая наркология/А.Е.Личко, В.С.Битенский – Л., 1991. – 304с.

20.       Макеева, А.Г. Все цвета, кроме чёрного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: метод. пособие для учителя 10-11 кл./ А.Г.Макеева, под ред. М.М.Безруких. – М.: Просвещение, 2005. – 64с.

21.       Менделевич, В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты)/В.Д.Менделевич – М.: МЕДпрессинформ, 2003. – 328с.

22.       Менделевич, В.Д. Психиатрия и наркология. Учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений/В.Д.Менделевич, С.Я.Казнцев, Е.Г.Менделевич, Р.Г.Садыкова/ под ред. проф. В.Д.Менделевича. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368с.

23.       Менделевич, В.Д. Психические болезни с курсом наркологии: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.Д.Менделевич, С.Я.Казанцев, Е.Г.Менделевич, В.А.Евплов; Под ред. В.Д.Менделевича. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.193 – 227.

24.       Мифы и реальность // Айболит. – 2002. – № 24. – С.1.

25.       Моё здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе/ автор-составитель П.П. Кучегашева, Ю.В. Науменко, И.В. Федоскина; под ред. Ю.В. Науменко. – М.: Глобус, 2008. – 236с.

26.       Надеждин, А.В. Феноменология и психопатология расстройств общего чувства при опийной наркомании/ А.В.Надеждин – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – 150с.

27.       Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под общ. ред. д-ра социологич. наук, проф. А.Н. Гаранского. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352с.

28.       Наркомания и незаконный оборот наркотиков. Вопросы теории и практики противодействия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ под ред. С.Я.Лебедева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 319с.

29.       Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости / Под ред. А.Н. Гаранского. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. – 471с.

30.       Наркомания – это беда, наркомания – путь в никуда! (информационно-методический материал для педагогов, воспитателей и родителей)/ Под ред. И.О. Таенковой. Изд-во: Краевой молодёжный социальный медико-педагогический центр, Хабаровск. – 2007 г. – 52с.

31.       Особенности алкогольной и наркотической зависимости у подростков: методические рекомендации для врачей, педагогов и родителей/Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 24с.

32.       Пивной алкоголизм – беда молодых: методические рекомендации для учителей, психологов, социальных работников, родителей/Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 12с.

33.       Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий./ Сост. и ред. Ю.В. Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 250с.

34.       Пятницкая, И.Н. Наркомания/И.Н.Пятницкая – М.: Издательский центр «Академия», 1994. – 265с.

35.       Пятницкая, И.Н. Подростковая наркология: Руководство для врачей/ И.Н. Пятницкая, Н.Г. Наденова – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008. – 256с.

36.       Соломзес, Д. Наркотики и общество./ Д. Соломзес, В. Чеурсон, Г. Соколовский – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 234с.

37.       Фридман, Л.С. Наркология./ Л.С.Фридман, Н.Ф.Флеминг, Д.Г.Роберт, С.Е. Хайман – М.: СПб, 1998. – 289с.

38.       Что нужно знать о гашишной наркомании: методические рекомендации для врачей и педагогов/Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 28с.


 


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты